Мите Филину всего 13 лет, но у него уже есть детективное агентство. Филином Митю прозвали по совокупности — больших глаз, носа и фамилии Совин. Он любит строить теории заговоров и берется за самые сложные дела. А помогают ему: Аня Волкова (занимается академической греблей и слишком часто пьет черный кофе, чем слегка пугает Митю), Сергей Иванцов (человек-катастрофа, изъясняющийся как вышедший на пенсию профессор палеонтологии) и Лена Филиппова (местный «Гугл», отличница и староста класса, мастерски играющая на гитаре). Четыре друга из одного двора, который знает весь город. Двор Пяти домов, в каждом — парадный и черный вход, чердаки и крутые лестницы. А еще в Пяти домах — тайный штаб Мити Филина и его друзей. Вместе они поймают преступника, укравшего секретный дневник императора Николая II; найдут уникальную марку и пропавший старинный альманах; узнают, что связывает всемирно известного ученого-генетика и их учительницу биологии; вырвут жертву из рук похитителей и даже поучаствуют в конкурсе Кирка Хэмметта, гитариста «Металлики». «Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты», — сэр Артур Конан Дойл, Шерлок Холмс и Митя Филин.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Детектив из Пяти домов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Наталья Глазунова
В ритме вальса
— Саня, Иван! Отдайте! — Кристина металась между мальчишками. Они перекидывали друг другу брошь. — Инесса Поликарповна попросила ее на место положить, а вы тут устроили. Пашка, скажи им!
Пашка смотрел на все это со стороны, улыбался и качал головой.
— По-здра-вля-ем!
Громкие крики снова заполнили школьный коридор второго этажа и заставили всю четверку повернуться. Библиотекарь Инесса Поликарповна, худосочная, маленькая старушка с кожей, похожей на пергамент, вместе с группой поддержки чествовала победителей — Сему и Лилечку. Первоклашки привезли с городского конкурса бальных танцев золотые медали.
— Помните, как было раньше? — Саня посмотрел на брошь. Танцующая пара. Яркая, насыщено-желтая, она сияла и переливалась в его ладони. — Надел ее, и все — ты непобедим! Не боишься, танцуешь и выигрываешь, — он потянул за края, брошь щелкнула и рассоединилась. — Лови! — он бросил Ивану танцовщицу. Себе на грудь приколол танцора.
— Ну, партнерша так партнерша, — Иван пристегнул на свитер пойманную часть, сделал реверанс и жеманно протянул руку Сане.
В ответ получил по руке кулаком. Парни тут же стали в стойки и принялись боксировать. В этот раз Пашка присоединился.
— Детский сад, — Кристина развела руками. — Лучше делом займитесь.
Мальчишки резко остановились, выстроились в линию и, подпрыгивая, один за другим протараторили:
— Что…
— Новый хозяин…
— Надо…
— Очень смешно, — Кристина все-таки улыбнулась. — Прямо как из мультика. Только вас трое: Конопушка, Кучерявый и Блондинчик.
Ваня, Саня и Пашка выпучили глаза. Уже почти год, с тех пор как они закончили школу, их так никто не называл.
— Ребята, вообще-то, вас ждут, — Кристина повернулась и посмотрела на Сему и Лилю. — Все время сюда поглядывают. Вы же для них кумиры. Пойдите, поздравьте победителей.
Саня и Иван отдали обе части броши Кристине. Она тут же соединила сверкающих даму и танцора. Две половинки щелкнули и стали одним целым.
— Вот бы снова на соревнование надеть, — улыбнулась она.
— Сейчас их помощь не помешала бы, — проговорил Пашка. — Давайте хоть прикоснемся… на удачу.
Кристина положила брошку на ладонь, а Саня, Пашка и Иван накрыли ее своими.
— На удачу.
Глава первая
Посторонним вход почти запрещен
Огромная толпа у входа в школу шумела. Охранник Федор Петрович никого не пропускал. Он тщательно досматривал двух сборщиков из компании «Лучшие руки». Рыжий и долговязый дважды выгрузили из своих сумок инструменты и по два раза вывернули все карманы на комбинезонах, а «детектор лжи», как называл новый прибор досмотра Федор Петрович, все звенел и звенел.
— Холодное оружие есть? — сурово спросил он.
— У нас в каждом кармане по очень холодной гайке, — пробубнил в ответ рыжий.
— И холодному болту, — добавил долговязый.
— Шутники? — сурово посмотрел Федор Петрович и продолжил досмотр.
— Долго еще это будет продолжаться? — Лена Филиппова не могла устоять на месте. — Кто ему, вообще, эту штуку дал?
— Это называется ручной досмотровый металлодетектор, — Иванцов держал рюкзак за лямку и пинал его ногой. — Федору Петровичу его выдали, чтобы посторонних проверять. Вот он и проверяет. Мало ли что?
— Ну да! — продолжала негодовать Филиппова. — Мало ли… Может, на урок опоздаем…
— Даже если пропустим… На физре опять баскетбол. Надоело.
— Пропустим? — вспылила Лена.
— Врубите кто-нибудь «Металлику». Любая песня отключает синдром отличницы, — Филин пробрался сквозь толпу.
— Через тернии к звездам? — поприветствовал его Иванцов.
— Через тернии — это через Федора Петровича, что ли? — усмехнулся Митя. — Долго вы здесь?
— Пятнадцать минут уже, — Аня захлопнула учебник по биологии.
— А этот дефектор все пищит и пищит, — Филиппова специально перековеркала название прибора. — Может, он сам с дефектом?
— Или они специально это делают, — Филин кивнул в сторону сборщиков.
— Зачем? — удивился Иванцов, но Филин ответить не успел.
Внимание отвлек завхоз Степан Васильевич.
— Петрович, чего ты их проверяешь? — прогремел он раскатистым хриплым басом из-под пышных усов. — Ребята уже неделю у нас работают. Их на втором этаже, между прочим, Инесса Поликарповна заждалась. Новые витрины пришли для наших наград — кубков и медалей. Собирать надо, а ты тут пик да пик!
— Так звенят же, — развел руками Федор Петрович.
— Чем?
— Гаек полные карманы.
— Так сборщики же! Бросай ты эту ерунду! Оружие не найдешь. Только вон школьников задерживаешь.
— Ай-ай-ай, — Петрович махнул рукой. — Проходите!
— Вот растяпы! — негодовала Филиппова. — Из-за болтов и гаек столько времени потеряли!
— Вообще-то, это отличный воровской метод, — невозмутимо проговорил Филин.
— Что за метод? — заинтересовался Иванцов.
— Назовем его, скажем, «притупление бдительности».
— Как же работает это твое «притупление»? — саркастично уточнила Лена.
— Да очень просто, — Митя расправил плечи и вдохнул поглубже. — Вот эти сборщики — они же посторонние?
— Ну…
— А для завхоза они свои, ведь «неделю уже здесь работают», — Митя спародировал Степана Васильевича. — Теперь это шоу на входе — типа гайки во всех карманах. Охранник, с одной стороны, и сам устал их проверять, а с другой — завхоз вписался. Детектор все еще звенит, а их пропустили. Скажите, как, по-вашему, будут их сегодня на выходе досматривать?
Ребята отрицательно покачали головами.
— То-то же! Больше их не остановят, даже если металлодетектор кричать будет. И теперь что? — Митя картинно развел руками.
— Что? — Ребята даже остановились.
— Они могут украсть что угодно и спокойно это вынести. Эх! Проследить бы за ними.
— Слушай, Филин, — первой очнулась Аня. — У тебя реально крыша едет. Ты видишь преступников на каждом шагу. Скажи, что у нас в школе можно украсть и вынести? Старые выставочные витрины? Так эти сборщики и так их заберут, чтобы на свалку вывезти.
— Думаете, я не прав?
Филин был готов и дальше защищать свою теорию, но тут зазвенел звонок.
Все-таки опоздали!
Глава вторая
Филин снова прав?
— Где Иванцов? — Лена озиралась по сторонам. Долгожданная большая перемена между третьим и четвертым уроками была в самом разгаре. — Все время куда-то пропадает. Даже в столовку не пошел.
— Я бутер ему захватил, — Филин показал салфетку с завернутым в нее хлебом и котлетой.
— Вот он! — усмехнулась Аня. — Сто пудово про еду услышал.
Иванцов, запыхавшись, вбежал в класс:
— Там. Это… На втором этаже, возле библиотеки… Инесса Поликарповна кричит. Сборщики, которые сегодня на входе «звенели», что-то то ли украли, то ли подменили.
— Чего? — вырвалось у Филипповой.
— Ушам не верю, — Аня покачала головой.
— Я бы тоже не поверил, если бы сам не услышал, когда за ними следил, — согласился Иванцов.
— Ты следил? — теперь удивился Филин.
— Сам же сказал, что за ними лучше было бы проследить.
— Ну ты даешь, Иванцов! — Аня перевела взгляд на Филина: — Мить, это что, заразно?
— Так мы идем или нет?
Филин посмотрел на часы:
— Бежим!
Все четверо сорвались с места.
Сборщиков на втором этаже уже не было. В коридоре, рядом с новыми выставочными витринами плакала Инесса Поликарповна.
— Дорогая моя, — успокаивал ее завхоз. — Ну что у вас тут пропало?
— Брошь.
— А в руках у вас что?
— Это? — Библиотекарь негодовала. — Подделка!
— С чего вы взяли?
— Вот! — Она взяла брошь двумя руками и словно попыталась разломить ее на две части. — Видите? Она не разъединяется! А настоящая брошь разъединяется и соединяется. Понимаете?
— Понимаю, Инессочка Поликарповна, но ребята ее не брали. И уж тем более не подменяли.
— А кто? — Инесса пыхтела, как бык на родео. — Витрины всегда закрыты, а ключ только у меня. Сегодня я дала его этим… вашим… сборщикам, — она с презрением ткнула указательным пальцем в пустоту — видимо, туда ушли рыжий и долговязый. — Сказали, по-другому работать не получится. Нужно сначала старые витрины открыть, все оттуда достать и разобрать их. А потом новые витрины на их месте собрать и все богатства обратно поставить. Они здесь сами хозяйничали. Вот и подменили!
— По-вашему получается, — завхоз почесал затылок, — они за пару часов успели и работу свою сделать, и фальшивую брошку отлить и на старую поменять.
— Да, может, они ее раньше приметили, — Инесса Поликарповна не сдавалась. — Сфотографировали и копию по фотографии сделали. Вот только не знали, что она с секретом.
— Да зачем она им?! — Завхоз уже терял терпение. — Ну, сами посудите, милая моя! Если хотели стащить, то взяли бы что-то ценное. Вон хоть ордена в соседней витрине. За деньги, между прочим, продать можно. А брошка ваша — что?
Инесса Поликарповна от бессилия только руками развела:
— Что я нашим бальникам скажу? Как они теперь без счастливой броши?
До конца перемены успокоить ее так и не удалось. Степан Васильевич проводил Инессу Поликарповну в библиотеку, обещая, что брошка обязательно найдется, потому как деваться ей в школе некуда.
— Ты снова прав! — Аня поздравила Филина. Все четверо протиснулись мимо груды старой мебели, за которой простояли весь остаток перемены, подслушивая разговор. — И, хотя это не сборщики, преступление есть. Кто-то подменил брошку, а оригинал украл.
— Это не просто брошка, — добавила Лена. — Слышали Инессу? Это какой-то талисман.
— Что будем делать? — Иванцов уже готов был броситься по следу.
— Для начала узнаем, что это за брошь такая особенная. Так что после уроков идем в библиотеку. Получим информацию из самого достоверного источника.
Глава третья
История броши
— Мы хотим помочь, — Филин был очень убедителен, но в глазах Инессы Поликарповны читалась абсолютная безнадега.
— Нам даже участковый не поможет, — она махнула рукой. — Брошь не такая уж ценная, чтобы кидаться на ее поиски.
— А в чем ее ценность?
Библиотекарь удивленно захлопала глазами:
— Ну знаете ли… Учиться в школе и не знать историю броши!
Все четверо покраснели, а Инесса Поликарпов-на молча развернулась и куда-то ушла. Вернулась с огромным альбомом в руках:
— Вот, — она протянула его ребятам и села рядом. — Много лет назад, я тогда еще в первом классе училась, в нашем городе были очень популярны состязания по бальным танцам среди школ. За кубок сражались необычные пары: директора и завучи. Но вы не подумайте, конкурсные программы были как на настоящих состязаниях. В первом туре танцевали классику: вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп. Во втором — латиноамериканские танцы: румбу и самбу, ча-ча-ча, джайв и пасадобль.
Честь нашей школы защищал ее первый директор, Строганов Вячеслав Борисович, и завуч, Строганова Елена Дмитриевна, — Инесса Поликарповна перевернула страницу альбома. На черно-белом снимке пара замерла в танцевальном движении. — Они участвовали в конкурсе несколько лет, но всегда были только вторыми. Однажды, когда Вячеслав Борисович решил уже отказаться от участия, Елена Дмитриевна подарила ему большую брошь в виде танцующей пары. — Инесса Поликарповна вытащила из кармана фальшивку и положила перед собой. — Она оказалась с секретом. Пару можно было разделить. Партнеру приколоть танцора, а партнерше — даму, — она по очереди прикрыла рукой сначала одну половинку поддельной брошки, а затем другую, представляя их по отдельности. — Елена Дмитриевна убедила Вячеслава Борисовича, что если они наденут каждый свою часть, то обязательно победят.
Так и случилось.
Инесса Поликарповна снова перелистнула страницу альбома. На следующем фото пара стояла с кубком в руках, а на груди у них красовались две половинки броши.
— Подделка один в один, как настоящая брошка. Ты видишь? — прошептал Иванцов на ухо Филину, кивая то на фальшивую брошку, то на фото в альбоме. Митя кивнул в ответ.
— После победы в школе организовали кружок бальных танцев, — продолжала библиотекарь. — Брошь стала талисманом. Перед важными конкурсами ее надевали паре, которая должна была защищать честь школы. Это может показаться чудом, но пара с брошью всегда побеждала.
— Так уж и всегда? — переспросил Иванцов и тут же поймал осуждающий взгляд поверх очков от Инессы Поликарповны и тычок локтем в бок от Филипповой.
— Я так понимаю, традиция сохранилась? — спросил Филин.
— Да, — кивнула библиотекарь. — Я сама достаю брошь и прикрепляю ребятам на костюмы.
— Когда это было в последний раз?
— Недели четыре назад. Лилечка с Семушкой, наши звездочки из начальной школы, победили на городских соревнованиях, — она снова почти уколола взглядом Иванцова.
— Вы сами доставали брошь из витрины? — Филин продолжил задавать вопросы.
— Как и всегда, — подтвердила Инесса Поликарповна.
— Назад тоже сами положили?
— По-моему, да, — уже менее уверенно произнесла она. — Не могу вспомнить. Но витрину на ключ запирала я — это точно, и брошь была внутри.
— Вы могли кому-то доверить положить брошь на место?
— Могла, наверное, — Инесса Поликарповна силилась вспомнить. — Я же рядом стояла, и все были свои.
— Кто свои?
— Дети, родители, Полина — наш хореограф. Мы еще тогда с ней так сильно поспорили. Кристи-ночке нас даже разнимать пришлось. Она, знаете ли, не верит в силу броши. Говорит, брошь — это всего лишь брошь, — Инесса нервно хохотнула. — Еще наши выпускники были.
— Выпускники? — навострил уши Филин.
— Да. Наши лучшие бальники. Прошлогодний выпуск. Все победители, кстати, как на подбор. Они часто приезжают новичков поддержать и поздравить. Вы что, думаете, это кто-то из своих? — Она вдруг побледнела. — Нет! Что вы?! Это невозможно. Да и зачем?
— Вы помните, кто был из выпускников?
— Как я уже упомянула, была Кристиночка. Еще Ваня и Саня с Пашей.
— В этом альбоме есть их фотографии? — Филин принялся листать старый альбом дальше.
— Нет. Но есть на стендах возле танцзала.
— Отлично, — Филин записал имена и продолжил: — После этого вы доставали брошку?
— Не было необходимости, — Инесса покачала головой. — Следующий большой конкурс только через два месяца.
— То есть, если бы не замена витрин, вы бы еще два месяца не обнаружили подделку?
— Совершенно верно, — согласилась Инесса Поликарповна.
— Кто-то еще может открыть витрины?
— Тот, кто возьмет ключ. Но у меня все записано: кому, когда, от какой витрины и зачем я его выдавала. Сразу скажу: ключ от витрины с брошью никто не брал. Ну, кроме… сборщиков. Сегодня.
— Можно я пересниму фотку броши из альбома? — Митя достал из кармана телефон.
— Можете, молодой человек, — Инесса Поликарповна махнула рукой.
Глава четвертая
Кнопки, нитки и доска
Команда собралась в штабе в шесть вечера. Аня, Лена и Иванцов застали Филина перед рабочей доской. Он стоял и молча смотрел на единственную фотографию броши, которую приколол по центру в самом верху.
— Итак, что у нас есть, — он повернулся к ребятам. Все разместились на кресле и диване с кружками горячего кофе в руках. — Из школьной витрины украли брошь. Ее не просто украли. Ее подменили копией. Очевидно, кто-то хотел, чтобы кражу не заметили. Сама Инесса подтвердила, что подмену она не обнаружила бы еще пару месяцев — до следующего конкурса, если бы не новые витрины.
Филин повернулся к доске, прикрепил на нее два листка и написал: «Подмена» и «Два месяца».
— Последний раз настоящую брошь Инесса Поликарповна надевала Лиле и Семе на конкурс четыре недели назад, — продолжил Филин. — Она помнит, как брала ее, а, как положила обратно, вспомнить не может. Но она точно уверена, что витрину запирала сама и брошка была уже внутри. Верно?
Все дружно кивнули.
Филин прикрепил на доску еще четыре листка: «Четыре недели», «Брала сама», «Открывала и закрывала сама», «Кто положил?».
— Важно, — он поднял вверх фломастер: — До сегодняшнего дня — это тоже подтвердила Инесса, — ключ от этой витрины никто не брал и ее не открывали. Что нам говорит этот факт?
— Брошку подменили в тот день, когда выиграли Сема и Лиля, — ответил Иванцов. — До того, как Инесса закрыла витрину на ключ.
— И все это время в витрине лежала подделка, — добавила Лена.
Филин одобрительно кивнул, а на доске появилось еще два листка: «Под замком» и «Поддельная».
— Тут мы возвращаемся к особенной детали, — Филин постучал фломастером по фотографии на доске. — Похищенная брошь не драгоценная, но имеет свою ценность.
— Для узкого круга людей, — уточнил Иванцов.
— Она своего рода мифический артефакт, который, по легенде нашей школы, помогает побеждать на конкурсах бальных танцев: — Филин снова прикрепил листки на доску и написал: «Не драгоценность», «Легенда», «Узкий круг посвященных», «Бальные танцы», «Победа».
Затем сел на свободное кресло и долго смотрел на доску. Встал, взял со стола нитки и кнопки. Соединил черной ниткой два листка: «Подмена» и «Не драгоценность» и повернулся.
— Что это значит?
— Подменять не драгоценность нет смысла? — Лена сдвинула брови.
— Ее бы просто украли, — согласился Митя. — Вещица мелкая, хлоп и в карман. Но в нашем случае кто-то заморочился, сделал копию, зная, что ее не хватятся еще несколько месяцев. Тут у нас соединяются другие карточки.
Он прикрепил к доске кнопками красную нитку и проложил дорожку через карточки «Подмена», «Легенда», «Узкий круг посвященных», «Бальные танцы» и «Победа».
— Что теперь скажете?
— Ее подменил тот, кто верит в ее легенду, — снова ответила Лена.
— Она нужна ему, чтобы победить, — добавил Иванцов.
— Кажется, у нас сужается круг подозреваемых, — проговорил Филин.
Он продлил красную нить до карточек «Четыре недели», «Кто положил?» и добавил карточку «Кто стоял рядом?».
— Кто же этот самый узкий круг, который окружил Инессу Поликарповну месяц назад? — задал он следующий вопрос. — Мы же помним — с тех пор витрину не открывали.
— Лиля и Сема, — тут же ответила Лена.
— Их родители, — добавила Аня.
— Инесса Поликарповна, Полина и выпускники, — выдохнул Иванцов.
Филин молча повернулся к доске и прикрепил на нее два листа.
— Ребята и родители, — пояснил он. — Имена, фамилия, краткие сведения.
— Где взял? — удивился Иванцов.
— Пока вас ждал, залез на сайт школы и прочитал статью про тот самый конкурс. В ней чего только не написано! Даже фото есть. Ну а родителей уже в соцсетях нашел.
— Что ты еще нашел? — спросила Лена.
— Не нашел, а сфотографировал. Наших прошлогодних выпускников с доски победителей. Паша и Ваня — это Павел Вяземцев и Иван Сыченко, — Филин приколол на доску две фотографии. — На фото они с парами. С Павлом танцует Оля Романова, с Иваном — Мария Прошкина. А Кристина и Саша — это Кристина Ри и Саша Дагаров, — фото еще одной пары появилось рядом.
Хореографа Полину и Инессу Поликарповну Филин написал на отдельных листочках и тоже добавил на доску.
— Что теперь скажете? — Митя снова сел на кресло и принялся разглядывать красную нитку.
— Это не дети, — ответила Лена. — Они слишком малы.
— И не родители, — добавил Иванцов. — Ради ребенка, конечно, на многое можно решиться, но чтобы подделать брошь?.. Да и зачем? Ребятам и так ее надевают на соревнования.
Филин убрал с доски два больших листа.
— Листки «Не драгоценная», Инессу и Полину тоже убираем, — это снова был Иванцов. — Инесса — хранитель, а хореограф — атеистка. Вообще в брошку не верит и ругается с Инессой.
Филин еще раз убрал лишнее:
— Что остается?
«Подмена»
«Четыре недели»
«Под замком»
«Два месяца»
«Легенда»
«Победа»
«Узкий круг посвященных»
«Бальные танцы»
«Брала сама»
«Открывала и закрывала сама»
«Кто положил?»
«Кто был рядом?»
Филин выстроил листки в столбик и, проводя пальцем от одного к другому, принялся проговаривать вслух:
— В школе пропала брошь. Ее не просто украли, а подменили. Случилось это четыре недели назад, в тот день, когда Лиля и Сема выиграли конкурс. Все это время под замком была подделка. Ее не должны были обнаружить еще два месяца. Возможно, брошь хотят вернуть. Тот, кто взял, верит в легенду, и ему нужна победа. Это очень узкий круг людей, и все они связаны с бальными танцами. Инесса помнит, как сама доставала брошь в день соревнований из витрины, но кто положил обратно? Тот, кто был рядом.
Листки закончились, а сразу под ними на доске оказались приколотыми фотографии выпускников.
— Получается, кто-то из них? — спросила Лена.
— Они уже победители, — напомнил Иванцов. — Зачем им брошь?
— Были победителями, — подала голос Аня. Последние несколько минут она не отрывалась от планшета. — Я тут немного в Инете пошарила, и знаете что? После школы наши победители перешли во взрослую лигу и спустились с пьедестала. Целый год карабкались обратно, но никто из них не смог подняться выше второго места. А три недели назад… вдруг… на городском конкурсе победили… — Она театрально выдержала паузу, а потом произнесла, словно вот прямо сейчас объявляла победителей: — А-а-александр Дага-а-аров и Кристина-а-а Ри-и-и!
— В тот день, когда Инесса видела настоящую брошку в последний раз, они вместе приходили в школу, — припомнила Лена.
— Точно, — ребята переглянулись.
— Видео с конкурса есть? — Филин сел рядом с Аней.
— Нет. Только заметка про победителей на сайте Дворца танцев. Но в это воскресенье в нашем городе состоится региональное первенство, — она открыла новую вкладку на планшете и показала афишу. — Это следующая ступень и шанс пройти на всероссийские состязания.
Филин подошел к доске и убрал две лишние фотографии. Внизу списка остались Саша и Кристина.
— Мы что, нашли похитителей? — Иванцов даже немного растерялся. — Вот так, не выходя из штаба?
— Вообще-то, это еще доказать нужно, — осадила всех Лена. — И заодно брошку вернуть.
— Как мы это сделаем? — тут же озадачился Иванцов.
— Поймаем с поличным, — глаза Филина сверкнули. — Если брошь украли, чтобы выигрывать, мы увидим ее на груди у вора. В это воскресенье.
— Мы что, идем на танцы? — выпалили в два голоса Лена и Аня.
— Мы идем на танцы, — подтвердил Филин.
Глава пятая
Миф или реальность?
Зал Дворца танцев был полон зрителей. Музыка гремела так, что хотелось заткнуть уши.
— Брошка здесь. Я носом чую, — Филин плюхнулся на свое место рядом с Иванцовым.
— Вы опоздали, — Лена с укором посмотрела на мальчишек. — Пары уже на паркете.
— Под каким номером наши подозреваемые? — пытаясь перекричать музыку, спросил Иванцов.
— Ты чего? — Аня постучала пальцем по виску. — Саша и Кристина — номер одиннадцать.
— А всего сколько?
— Двадцать.
— Ого! Как их рассмотреть в такой толпе? Они же еще и танцевать будут. Все. Одновременно.
— Мы в первом ряду, — успокоил его Митя. — Увидим.
— Павел с Ольгой и Ваня с Машей тоже сегодня соревнуются, — сообщила Лена. — Их объявили. В конце. Я слышала.
— Может, не будем отвлекаться? — укорил Иванцов.
— Не будем, — согласился Филин. — Номер одиннадцать.
Заиграл вальс. Пары соединили руки.
Раз-два-три… Раз-два-три…
С легкостью и изяществом участники заскользили по паркету. Они то кружились в вихре, то замедлялись, останавливались и замирали в глубоких изгибах.
— Я не вижу у них брошку, — Филин кусал губы.
— Я тоже, — присоединился Иванцов. — В глазах рябит от блеска.
— Броши у них нет, — твердо сказала Аня. — Или мы ее не видим.
— Думаешь, спрятали? — предположила Лена. — Прикололи куда-то, где не увидишь?
— Не-е-е, — возразил Иванцов. — Это так не работает. Вы что, сказок не читали? Артефакт всегда действует так, как его создали.
— Согласен, — кивнул Филин. — Брошку нужно приколоть на грудь, и никак иначе.
Вальс сменило танго, затем венский вальс. После пятого танца арбитры вывели на экран результаты первого тура. Лидировала пара номер пять. Вторыми, с минимальным отрывом, оказались Саша и Кристина.
— Они почти победили! — выкрикнула Лена.
— Видимо, на себя в первом туре понадеялись, но недотянули, — кивнул Филин. — Уверен, сейчас мы увидим брошку. Они ее наденут, чтобы стать первыми.
Ведущий объявил выход. Все пары вернулись на паркет. Костюмы стали еще пестрее: яркие цвета, рубашки и платья, расшитые камнями, пайетками и перьями. Саша и Кристина оделись в стиле тореадоров.
— Решили взять быка за рога, — указал на них Иванцов.
Самба и ча-ча-ча сорвали бурю аплодисментов.
— У меня голова кружится, — щурилась Лена. — Когда они уже остановятся?
— Плащи закрывают их с двух сторон, — сетовала Аня. — Я не вижу, есть ли брошки на груди.
Филин скрежетал зубами. Музыка сменилась. Спокойная румба позволила всем замедлиться и даже на пару секунд остановиться. Мите этого хватило.
— Вы видели?! — Он вскочил с места. — Вот здесь, — Филин показал на левое плечо. — Плащи чем-то пристегнуты. — Брошками?
Ребята уставились во все глаза, пытаясь рассмотреть то, что увидел Филин.
— Отсюда не видно, — Митя метался из стороны в сторону.
— Может, бинокль дать? — предложил Иванцов.
От неожиданности все трое раскрыли рты.
— У тебя есть?
— Отцовский. Захватил на всякий случай. И забыл, — Иванцов растерянно пожал плечами и, пытаясь оправдаться, добавил: — Мы же в первом ряду.
— Давай быстрее! — Митя рванул бинокль и тут же прильнул к нему. — Где они?
— Напротив жюри, — выкрикнула Лена.
Митя развернулся, замер и даже дыхание задержал. Несколько секунд показались вечностью. Потом он медленно опустил бинокль и отрицательно покачал головой.
— Там что-то похожее на быков. — Аня выхватила бинокль и тут же нашла пару. На секунду задержалась и кивнула: — Быки.
Разочарованные, ребята уселись на свои места.
— Нашей счастливой мифической брошки у них нет, — констатировал факт Иванцов. — Что дальше делать будем?
Мифической! Слово зазвенело у Филина в голове, а мысли поскакали в такт пасадоблю. Как же он сразу не понял? Митя снова схватил бинокль и принялся шарить по залу взглядом.
— Под какими номерами танцуют остальные?
— Кто? — Ребята не сразу поняли вопрос.
— Павел с Ольгой и Ваня с Машей.
— Девятнадцать и двадцать, — протараторила Лена.
— Они же проигрывают, — растерялась Аня.
— Вот именно! — не отрываясь от бинокля выпалил Филин. — Иванцов вовремя напомнил: брошка — миф! Это значит… — Филин замолчал, а потом вдруг сорвался с места.
— Эй! — Ребята бросились вслед за ним.
Протискиваясь между рядами, спотыкаясь и перепрыгивая через брошенные на полу у зрительских кресел сумки и рюкзаки, они добежали до противоположного края паркета и остановились.
— Может, объяснишь? — набросились они на Филина.
— Брошка — миф, — Митя посмотрел на ребят, — значит, она не помогает. Значит, она не у победителей. Она, — он кивнул головой в сторону ближайшей пары на паркете, — у проигравших.
Ребята оглянулись. Прямо перед ними замерла в финальном поклоне пара номер девятнадцать — Павел и Ольга. А на груди у них сверкали танцор и танцовщица — две половинки одной броши.
Глава шестая
Феникс
— Инесса Поликарповна винит себя, — Митя раскрыл пакетик с леденцами и протянул друзьям.
Ребята снова сидели на трибунах Дворца танцев. Через несколько минут начиналось первенство города в классической программе.
— В том, что Павел подменил брошь? — спросил Иванцов.
— В том, что он потерял веру в себя. Знаете, что она мне сказала?
«Паша был одним из лучших бальников в нашей школе. Всегда выигрывал. Брошь была ему не нужна. Но я думала, что это хорошая традиция. Мне даже в голову не приходило, что без этой броши Паша растеряет свою уверенность».
— Да, странная история. Так верить…
Митя в ответ кивнул:
— Я был в библиотеке, когда Павел принес брошь. Он рассказал, как начал проигрывать. Что ни делал, подняться выше второго места не мог. Потом он вспомнил историю броши, и у него созрел план — сделать копию, а оригинал забрать себе, чтобы всегда побеждать. Правда, ювелир, который вызвался помочь, механизм сделать не смог. Павлу не сказал, а тот не проверил и очень удивился, что подмену так быстро обнаружили.
— Это его Инесса попросила тогда положить брошь на место? — спросила Лена.
Митя отрицательно покачал головой:
— Брошку Кристина положила. Но там какая-то заваруха началась между Инессой и Полиной. Из-за броши. Ну, вы же знаете, Полина против… Не забивайте голову детям, и все такое. Кристина побежала Инессу спасать и витрину не закрыла. Вот тогда Паша ее и подменил.
— Почему же он сразу не воспользовался? — спросил Иванцов. — Помните соревнования, в которых Саша и Кристина победили? Кстати, эта победа нас с толку и сбила.
— Да, брошка тогда уже у Паши была, но Оля заболела, и они не участвовали. А когда он о победе Саши и Кристины узнал, сомнений не осталось — решил ее использовать.
— А мне его жалко, — вздохнула Аня. — Помните Пашкины глаза, когда мы после конкурса в гримерную всей толпой нагрянули? Там и Оля была. Она вообще думала, что это Инесса брошку им дала.
— Помочь даже ему захотелось, — согласился Митя.
— Ага, — кивнула Филиппова. — Ты такой: «Мы можем отнести брошь в школу. Скажем, что нашли…» Я даже растерялась.
— Все хорошо, что хорошо кончается, — Иванцов радостно растянулся на сиденье. — Брошка вернулась на свое место, а Инесса Поликарповна теперь сто раз подумает, приучать ли детей к «счастливой броши» или пусть она остается красивой историей.
— Она, между прочим, хотела ее Павлу насовсем отдать. Но он отказался. Сказал, ему нужна своя брошь. Кстати, сегодня мы ее увидим, — Филин загадочно сверкнул глазами.
Аня тут же хотела все выяснить, но ведущий объявил выход пар. Павел и Ольга вышли на середину паркета. Она была ярко освещена и всем показалось, что загорелись два факела: их костюмы были огненно-желтыми.
— Брошки на груди, — сообщила Аня.
— Это какая-то птица? — спросила Лена.
— Феникс, — ответил Иванцов. — Он сгорает, а потом возрождается из пепла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Детектив из Пяти домов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других