Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе

Дмитрий Степанов, 2002

Бизнес – это война, но фирма – это государство. Все сферы жизни едины, они подчиняются общим законам. Это основы классического восточного миропонимания. Постигший их «обречен» на успех в бизнесе, в личной жизни, да и в любом своем начинании. Современные «правители» считают себя не глупее Великих, живших в древности, и пытаются действовать сами, руководствуясь сиюминутными суждениями и настроениями. Тем самым они нарушают базовые принципы единства мироздания. Подлинные же истины неотделимы от реалий жизни. И о нарушении этих канонов периодически напоминают крушения бизнес-империй и провалы карьер блестящих топ-менеджеров. Закономерность очевидна, и чтобы сделать ее для вас более зримой, написана эта книга. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: VIP-консультирование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Современный бизнес с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями требует от менеджеров всех уровней поиска такой стратегии, которая бы гарантировала фирме наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внутренних и внешних кризисов. Из всех апробированных в настоящее время методов управления наибольший интерес вызывает опыт стран Дальнего Востока. Примеры послевоенного восстановления Японии, бурного роста «азиатских драконов» Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Сингапура, да и современный рост китайской экономики указывают на эффективность стратегии экономического развития, принятой в этих странах. Действительно, не закладывая в основу своего роста использование природных ресурсов или внешние заимствования, максимально эффективно используя конъюнктуры рынка (в том числе и неблагоприятную) и имеющиеся ресурсы (зачастую весьма скудные), представители Дальнего Востока смогли поколебать позиции ведущих экономических монстров. И не просто поколебать. Им удалось существенно изменить всю экономическую и политическую картину мира.

Несомненно, что ведущая роль в успехах дальневосточных бизнесменов принадлежит именно использованию принципов стратегии, обеспечивающих успех. Других ресурсов у них просто не было. Не было запасов нефти, которые можно было бы продавать, не было большого слоя технически образованных людей. Были только знания.

Известно, что Восток весьма почтительно относится к традиции. Все новое вырастает на базе старого, используя ту базу, которая строилась веками. Так поколение за поколением наращивали.

Наибольший толчок всей философской и научной мысли Дальнего Востока дал Древний Китай. Его «мудрейшие мужи» оставили богатейшее наследие трудов по всем сферам жизни от основ мироздания до культуры потребления пищи. Импульс был столь мощным, что какую бы школу Дальнего Востока мы ни взяли: корейские боевые искусства, японскую икебану или вьетнамские оздоровительные школы, — разматывая ниточку традиций, мы обязательно придем к китайскому источнику, будь то учение Конфуция, дыхательные системы цигун или первый чаньский монастырь Шаолинь.

Итак, восточная традиция берет исток в Китае.

А при чем здесь современный бизнес?

Понятно, что в те далекие времена никому и в голову не приходило писать трактаты о бизнесе. Да и не было тогда экономических систем, хоть отдаленно напоминающих современные корпорации. Однако не спешите отворачиваться от полок с древними авторами. Писали-то они о государствах и о законах, по которым эти государства живут. Но описывали-то они базовые закономерности, по которым существует любая большая система, состоящая из большого числа людей. А такой системой можно назвать любую крупную корпорацию в современном бизнесе. И если присмотреться к наследию прошлого внимательнее, можно заметить, что законы и рекомендации, действующие для государств, действуют и для крупных корпораций и фирм.

Знание принципов классический китайской науки управления государством считается для любого восточного менеджера обязательным. Важнейшей чертой классического восточного миропонимания является постулат о единстве всех сфер жизни. То есть все процессы, будь то развитие экономики, политика, культура или даже строительство дома, в представлении восточного человека подчинены одним законам. Различаются только конкретные проявления действия этих законов. Соответственно, человек, постигший эти базовые законы, «обречен» на успех в бизнесе, личной жизни, да и в любом своем начинании. Традиционно философию и этику Дальнего Востока формировали даосизм, конфуцианство и буддизм. Именно поэтому очень часто можно встретить бизнесмена или топ-менеджера японского или китайского происхождения, обладающего глубокими познаниями в этих областях. Можно не сомневаться, что для него это не отвлеченное умствование иди «вопросы религии», а сугубо практическая вещь.

Однако необходимо отметить, что данные учения являются весьма отвлеченными от вопросов жизни современного человека. Разумеется, никогда практичный менеджер не удовлетворится столько общими рекомендациями. Безусловно, ими не удовлетворялись и властители прежних времен. За многотысячелетнюю историю развития Китая из корней философских учений выросли науки о государственном управлении, дипломатии и военном искусстве. Что же в наибольшей степени соответствует потребностям современного бизнеса? Первыми на этот вопрос дали ответ в Японии.

«Бизнес — это война», — провозгласил основатель корпорации «Мацусита Дэнки» Коносуке Мацусита. «Все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса», — записали на первых страницах крупнейшие японские учебники по менеджменту, и… Японцы выиграли первый раунд экономической войны.

Да, фирма — это государство. Но точно не найдем ни одного действительно независимого государства, никогда не воевавшего, точно так я ни одной крупной корпорации, которая бы в процессе своего развития не применяла военных методов управления.

Начиная с конца сороковых годов японский менеджмент активно использует методику ведения боевых действий, основы которой были заложены еще в V в. до н. э. китайским полководцем Сунь-У в знаменитом трактате Сунь-цзы. В дальнейшем эта стратегия была взята на вооружение всеми восточными «драконами» бизнеса и длительное время обеспечивала им неизменный успех.

Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае применение носило форму, обусловленную национальными особенностями и спецификой конкретной экономической системы. Так, если у себя на родине японский бизнес активно опирался на положения кодекса чести самурая «бусидо», то построить отношения по этому принципу оказалось проблематично. Но и в последнем случае управление европейскими филиалами велось по классическим канонам, разве что их применение было скорректировано в соответствии с европейскими традициями и взглядами на жизнь.

Опыт Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга, Индонезии и в конечном счете даже коммунистического Китая говорит, что использование классической китайской стратегии управления государством и, соответственно, бизнесом неизменно приносило успех. Причем независимо от того, какие рынки сбыта эти страны захватывали. Вспомните, с каким трудом выходила из кризиса американская автомобильная промышленность, а все потому, что дерзкие японские автомагнаты грамотно рассчитали свои возможности и вышли на американский рынок по всем правилам восточного военного искусства. Вышли — и чуть ли не вся Америка, забыв о своем доморощенном «форде», пересела в новенькие «хонды». И это в стране, куда более богатой ресурсами, и с традиционно американской ориентацией на отечественный товар.

История восточных «драконов» показывает, что применение принципов классической китайской стратегии обеспечивало успех бизнесу в любой стране и на всех рынках мира. Более того, даже проблемы, возникшие в экономиках ряда дальневосточных стран, в последние годы связаны исключительно с отходом от базовых принципов, заложенных в основы роста их экономик. Что ж, успех вполне может затмить глаза победителю и подготовить его грядущее поражение. Это тоже один из постулатов воинской философии Дальнего Востока. Очень сложно, ощутив подъем и получив силу, заставить себя выдерживать все ограничения и требования, налагаемые классической китайской стратегией. Ведь их соблюдение требует постоянной и тяжелой работы, непредвзятого взгляда и объективной оценки. Любой человек, начавший «боевые действия» (будь то средневековая армия или современная фирма), должен быть к этому готов.

Таков единственный путь к успеху.

Это так же верно, как и то, что большинство проигравших склонны винить в своем поражении волю случая, неблагоприятную конъюнктуру и просто плохую погоду. Тогда как лишь немногие признают свои недоработки и боевые заслуги противника.

Сразу хочется отмести часто встречающееся возражение о том, что восточные методы управления непригодны для использования в российских условиях. Российская история знает как минимум два примера «менеджмента» в полном соответствии с восточной воинской традицией. Это кампании, проводившиеся русскими полководцами А. В. Суворовым и М. И. Кутузовым. Вряд ли они были знакомы с канонами средневекового Китая. Да и знакомства с основными постулатами было бы явно недостаточно для их полного применения в условиях тяжелой войны. Просто русская традиция и, прежде всего, традиция управления массами людей, очень близка традиции восточной

И еще. Как говорилось выше, подлинные принципы, лежащие в основе стратегии, универсальны. Они одинаковы для любых условий и любого времени. Различаются методы их применения. А вот копирование методов без понимания базовых принципов может дать только отрицательный результат.

Оглавление

Из серии: VIP-консультирование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я