Эта книга в отборе авторов и произведений ориентирована на программы по литературе в старших классах общеобразовательных школ и гимназий; в колледжах и лицеях. Автор-составитель видит в ней учебное пособие для учащихся и учителей, которое поможет глубже понять литературу, историю и другие формы культуры в их взаимосвязи. «Комментарий» особенно полезен при изучении литературы, истории, краеведения в образовательных учреждениях гуманитарного профиля. В книге комментируются реалии, топонимика, имена людей, факты из истории градостроительства и историко-культурной жизни, но только в «объеме» Санкт-Петербурга как города и как столицы Российской империи. Автор-составитель полагает, что «Комментарий» поможет приблизить давно ушедшее время не только к учителю и учащимся-петербуржцам, но даст возможность «приблизиться» к Петербургу учащимся и учителям других регионов России. Книга интегрирует знания по истории, литературе, истории и культуре Санкт-Петербурга. Тем самым литература как школьный предмет включается в более широкое поле русской культуры. Книга может быть интересна и полезна учителям-краеведам, студентам гуманитарных факультетов, всем любознательным читателям. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петербург умышленный и отвлечённый. Город в классической литературе XIX века. Комментарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Александр Сергеевич Пушкин
«О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует, — писал историк В. О. Ключевский. — Пушкин неисчерпаем». Он «наше все» (Ап. Григорьев).
Именно поэтому, даже не пытаясь еще раз расставлять акценты в понимании его жизни и творчества, ограничимся известной мыслью Н. В. Гоголя: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на поверхности оптического стекла. Сама его жизнь совершенно русская».
Эта русская жизнь многие годы протекала в Царском Селе и в Петербурге. Демутов трактир (ныне наб. Мойки, 40) — один из первых петербургских адресов Пушкина. Здесь он жил с дядей В. Л. Пушкиным до поступления в Лицей. Потом были шесть лет «монашеской» жизни в Царскосельском Лицее, по окончании которого в 1817 году Пушкин поселился в квартире родителей в доме вице-адмирала Клокачева на Фонтанке (ныне дом 185; сохранился). Еще по шести адресам жил поэт в Петербурге: на Галерной и на Фурштатской, на Большой Морской и на Пантелеймоновской (ныне ул. Пестеля), на Французской набережной (ныне наб. Кутузова) и, наконец, на Мойке, 12. Здесь невозможно перечислить дома, дворцы и особняки Петербурга, где бывал Пушкин. На эту тему написаны специальные книги[1].
Петербургскими впечатлениями, обстоятельствами жизни и ее событиями, встречами и знакомствами со многими десятками людей, наконец, историей Петербурга пронизано все творчество поэта. Обычно говорят о пушкинском Петербурге и о Пушкине в Петербурге. Но эти две темы настолько слиты, что попытки их разграничить, пожалуй, остаются только в названиях работ исследователей.
Каково же восприятие города поэтом? Многообразие ощущений города в разные периоды жизни в основном может быть сведено к двум:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…
«Петербург совершенно не по мне, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Сказанное в письме находит отклик в стихах:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
Здесь на десять предметных определений города (существительных) только четыре эпитета, что и подсказывает пушкинскую доминанту отношения к городу. Образ Петербурга в творчестве поэта обусловлен временем, к которому он был необычайно чуток. С известной условностью можно говорить о трех ликах города в его творчестве. Сначала это Царское Село, которое позже поэт назвал «счастливым городком» и «мирным уголком». В стихотворении 1814 года «Воспоминания в Царском Селе» (лицейский вариант) Пушкин сказал:
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам,
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад!
На протяжении всего творчества Пушкин постоянно обращался поэтической памятью к Царскому Селу, к «лицейскому братству»:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Тема возникновения города «из тьмы лесов, из топи блат» занимала зрелого Пушкина. Она связана с личностью и исторической ролью Петра I. В неоконченной повести «Арап Петра Великого» глазам Ибрагима открывается такая картина: «Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над сопротивлением стихии. Дома казались построены наскоро. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитной рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами. Государева коляска остановилась у так называемого Царицына сада». Россию, Петербург Ибрагим видит, как «огромную мастерскую», «где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом». Праздничный петровский Петербург рисуется Пушкиным в стихотворении «Пир Петра Первого»:
Над Невою резво вьются
Флаги пестрые судов;
Звучно с лодки раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
«Прошло сто лет.», и современный поэту город представлен поэтическим словом во всей его многоликости. Город и люди, в нем живущие, существуют в нерасторжимом единстве. Здесь и любезная сердцу Пушкина Коломна («Домик в Коломне»), и кружки декабристского толка («К Чаадаеву»), и Михайловский замок как символ тирании (ода «Вольность»), и город-труженик (строфы «Евгения Онегина»), театральная и светская жизнь («Евгений Онегин», «Пиковая дама»); здесь и Петербург, хранящий память о героях Отечественной войны 1812 года («Перед гробницею святой.»). Отдельных стихотворений, рисующих городские пейзажи, как это будет потом у Некрасова, у Пушкина нет.
Петербург молодого Пушкина — 1817–1818 годов — это кипение страстей, любовных и политических, театральных и светских, это обмен стихотворными дружескими посланиями. Это «шум пиров и дружных споров». Уже в эту пору встречаем мы мысль-желание покинуть столицу. Многие из указанных мотивов звучат в послании В. В. Энгельгардту. Это его дом на Невском, угол Екатерининского канала (ныне дом 30), «был своего рода петербургским “Па-ле-Роялем” с гостиницей, публичными увеселительными кофейнями, ресторанами и большим залом для концертов, балов и маскарадов».
Петербург Пушкина зрелого — 1827–1837 годов — это размышления о смысле бытия и скоротечности времени, это литературная полемика и определение сущности поэзии, это скрытый жар сердца, не расточающий себя по пустячному поводу. Слово становится «гуще», мысль строже, чувство значительнее. Нет, Петербург, наверное, все тот же, Пушкин в нем другой.
Время Петра и время Пушкина сопрягаются в петербургской поэме-повести «Медный всадник». И Петр, genius loci города, предстает в двух ликах: царя-строителя для века XVIII и «кумира на бронзовом коне», истукана, пронизывающего все и вся своим духом и своей волей, для века XIX. Петербург, яркий, красочный; освященный пушкинским «люблю» и «омраченный Петроград», «город пышный» и «город бедный» — здесь одно нерасторжимое целое. Человек во власти мифа города, мифа стихийных сил природы и рациональных сил истории. «Ужо тебе», брошенное Евгением в лицо «строителя чудотворного», — это бунт и против тирана, и против города, им созданного.
Петербург — это судьба. Судьба Пушкина. Его героев. Таковым он останется и для последующих поколений.
«Воспоминания в Царском Селе»
«Царское Село отстоит в 22 верстах от С.-Петербурга. Когда поднимаешься на Пулкову гору, оно открывается в уменьшенном виде, как снятым в камеру обскуру, и вскоре опять закрывается густым парком» (П.П. Свиньин, 1817 г.).
Сарская мыза, т. е. усадьба с хозяйством, Сарингоф, Сарское Село, — по-разному называли эту местность. В 1708 году Петр I подарил Сарское Село вместе с пятью другими мызами своей жене Екатерине Алексеевне. Среди них была и Пурколовская, получившая свое название от известных высот южнее города — Пулковских, как их называют теперь. Строительство каменных палат «о шестнадцати светлицах», то есть комнатах, датируется 1717–1723 годами. Рядом с палатами разбивается сад, запруда на речке образует пруд, на участке естественного леса прорублены просеки и создан зверинец — место для царской охоты, прорыт канал, между террасами построены каменные и деревянные лестницы. Была построена Благовещенская деревянная церковь. Она скоро сгорела, и вместо нее появилась новая каменная Знаменская, существующая и поныне…
Превращали «каменные палаты» во дворец поочередно несколько архитекторов, но автором Большого дворца является Франческо Бартоломео Растрелли, который его создал в 1752–1756 годах для императрицы Елизаветы Петровны.
Будучи царевной, наследницей русского престола, она пробыла в Царском Селе двадцать лет. Став императрицей, она ничего не жалела для роскошной отделки и расширения дворца, для убранства церкви, устроенной в его правом крыле. Даже лепные украшения на фасаде, даже крыша были вызолочены. «Поистине ни до, ни после ее царствования российская казна не знала столь опустошительных расходов на содержание императорских резиденций» (В. Н. Авсеенко). Когда позже кровлю перекрашивали в зеленый цвет, то подрядчики предлагали Екатерине II изрядную сумму за позволение собрать оставшееся золото. На это государыня отвечала, что не любит продавать своих обносков.
В царствование Екатерины II к двум сторонам фасада дворца были пристроены флигели. «В правом из них находились покои цесаревичей Александра и Константина Павловичей. Так как в старости Екатерина избегала лишний раз спускаться и подниматься по высоким лестницам, между этим флигелем и зданием дворца была устроена изящная арка-галерея, через которую она во всякое время могла свободно навещать внуков» (В. Н. Авсеенко). Именно в этом флигеле в 1811 году был открыт Лицей, в котором в 1811–1817 годах учился Пушкин.
Но Царское Село — это не только дворец. Уже в первоначальные замыслы его создателей входил целый ряд декоративных построек, павильонов, беседок, украшения аллей статуями и т. п. В 1740 году в Старый сад были принесены и расставлены в «пристойных местах» мраморные и позолоченные свинцовые статуи. «Армитаж», то есть Эрмитаж, «каменный зал» на острове Большого пруда, Грот, павильон Монбижу (mon bijou, фр. — моя драгоценность) и целый ряд других завершили первый этап строительства. В 1770-1790-х годах при Екатерине II развитие дворцово-паркового ансамбля продолжалось. Именно в это время был построен ряд мемориальных сооружений, связанных с военными победами России. Башня-руина, Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Морейская колонна, Орловские ворота.
Едва ли не вся «классическая» архитектурная мысль явила себя в Царском Селе. Большой дворец — это архитекторы Земцов, Кваренги, Чевакинский и Растрелли; Холодная баня с Агатовым павильоном и Камеронова галерея — Камерон; Александровский дворец — Кваренги; Баболовский дворец и здание Лицея — Неелов. Работы продолжались и в XIX веке.
Сооружения, входящие в ансамбль только Екатерининского парка, насчитывают более тридцати наименований. А есть еще Александровский парк, есть тихий, но лишенный достопримечательностей городок, который в 1937 году был переименован в город Пушкин.
Елизавета Петровна (1709–1761) — государыня императрица, дочь Петра I и Екатерины I. На русский престол вступила в результате дворцового переворота 25 ноября 1741 года. Елизавета в два часа ночи явилась в казармы Преображенского полка и, напомнив, чья она дочь, велела солдатам следовать за собой, воспретив им употреблять оружие. Переворот был следствием немецкого засилья при дворе и сложно переплетавшихся взаимоотношений между придворной знатью. Укрепившись на троне, Елизавета поспешила вознаградить людей, которые были ей преданы. Солдаты Преображенского полка не из дворян были зачислены в дворяне, капралы стали капитанами, сержанты — полковниками, офицеры — генералами. В силу вошли братья Алексей и Кирилл Разумовские, Александр и Петр Шуваловы, их двоюродный брат Иван Иванович Шувалов. Стал канцлером граф Бестужев-Рюмин. В правление Елизаветы Петровны было изжито влияние «немецкой партии», и во главе управления государством встали русские люди.
С 1742 года Елизавета жила во дворце, построенном еще Анной Иоанновной во Втором Летнем саду. Он стоял вблизи того места, где нынче находится Михайловский замок. Дворец был убран роскошной мебелью, взятой из конфискованного имущества сосланного генерал-фельдмаршала Бурхардта Христофора (Христофора Антоновича) Миниха. Однако императрица не любила этот дворец, и в 1755 году архитектор Ф.-Б. Растрелли построил для нее деревянный Зимний дворец на Невской перспективе. Он состоял из нескольких зданий и занимал территорию между Большой Морской, Невским, Мойкой и Кирпичным переулком (ныне участок домов 11, 13, 15 по Невскому пр.).
Один из иностранных гостей столицы писал: «Красота и богатство апартаментов невольно поразили нас. <…> Дамы почти все красавицы в богатейших костюмах, осыпанных бриллиантами. <…> Все шторы были разом спущены, и дневной свет внезапно был заменен блеском 1200 свечей, которые отражались во всех многочисленных зеркалах. <…> Загремел оркестр, состоявший из восьмидесяти музыкантов».
Во дворце было тесно. Кроме служителей, здесь жило около сотни котов, любимых императрицей. В 1767 году дворец разобрали, и до 1801 года на этом месте был пустырь. А посреди него глубокая лужа, и после дождя дети из соседних домов катались по ней в лодочке.
По характеру Елизавета Петровна была чужда политического честолюбия. Весьма вероятно, что если бы ее не преследовали при Анне Иоанновне, то она и не подумала бы о государственной власти. Человеком она была талантливым, темпераментным, но чудовищно ленивым. Вечно оттягивала принятие решений, делала только то, что ей нравилось. Например, на письма французского короля, извещавшего о рождении внука, она ответила только через три года. И всего-то надо было поставить подпись под заготовленным письмом.
В молодости ее занимали танцы, она любила пышность, веселье, богатые и яркие наряды. Став императрицей, предписала не показываться при дворе в темноцветных платьях. Петербургская знать с удовольствием стала одеваться нарядно и ярко. После смерти Елизаветы остался ее гардероб, насчитывавший 14 тысяч платьев. Его хватило бы на пятьдесят лет, вплоть до царствования Александра I. Ими пользовались при всех придворных увеселениях: каруселях, балетах, спектаклях. Кроме того, богатые материалы и драгоценности шли на убранство церквей, на облачения священников, на украшение церковных алтарей.
Елизавета любила вести ночной образ жизни. В одиннадцать часов вечера отправлялась в театр, и если кто-то из придворных не являлся туда за нею, то платил штраф 50 рублей. Она любила вкусно поесть, а так как в среду и в пятницу строго соблюдали постные дни, то. ужинала после полуночи. К числу ее странностей относилась нелюбовь к яблокам. Она никогда их не ела и не терпела их запаха. Приближенные это знали и остерегались есть яблоки даже за день до появления при дворе. Так как она ложилась спать в пять часов утра, то по соседнему Зеленому (потом Полицейскому) мосту запрещалось ездить экипажам, а иногда не пускали и пешеходов.
При Елизавете Петровне Растрелли начал строить Зимний дворец на берегу Невы. Главный фасад его выходил на площадь.
Таврический дворец
Построен был также Аничков дворец, подаренный обер-егермей-стеру и фавориту императрицы А. Г. Разумовскому. Возведен был Смольный монастырь, проезжая мимо которого Дж. Кваренги всегда снимал шляпу. Никольский Морской собор, Владимирская церковь и некоторые другие храмы появились в Петербурге во время царствования Елизаветы. Возводятся роскошные дворцы вельможами елизаветинского двора: И. И. Шуваловым между Невским и Итальянской; М. И. Воронцовым на Большой Садовой, где позже разместился Пажеский корпус. На Невском проспекте было разрешено возводить только каменные дома. По большей части они были двухэтажные, и перед ними были палисадники с узорчатыми решетками.
К нововведениям городской жизни в царствование Елизаветы Петровны следует отнести «ограничение скорости» движения карет по улицам столицы; снабжение извозчиков кожаными ярлыками с обозначением номера и части города; разделение гостиниц и трактиров на пять разрядов, от чего зависела сумма налога; на главных улицах запрещалось вешать на домах вывески. «Очевидно, вывески тогда делались довольно безобразные» (по В. Н. Авсеенко).
Императрица скончалась в деревянном Зимнем дворце на Невском в день Рождества. Ей было 53 года.
«Не сель Минервы росской храм?..»
Минерва в римской мифологии — богиня мудрости, покровительница ремесел, искусств, наук. Минервой назвал Екатерину II Г.Р. Державин в стихотворении «Решемыслу», обращенном к Г.А. Потемкину (1739–1791), крупному государственному деятелю, военачальнику, фавориту императрицы. За присоединение Крыма к России он был пожалован титулом «Таврический». В 1791 году Екатерина подарила ему дворец, который до сих пор носит его имя. Современный адрес дворца — Шпалерная ул., 47[2].
«О громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громкозвучных лир».
Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737–1807) — граф, генерал-аншеф.
В государственном перевороте 28 июня 1762 года, который возвел на престол Екатерину II, сержант лейб-гвардии Преображенского полка Алексей Орлов вместе со своими братьями сыграл заметную роль. На другой день сержант стал секунд-майором[3], графом, богатым помещиком, а в день рождения Екатерины — еще и кавалером ордена Св. Александра Невского.
Орлов принял большое участие в подготовке и проведении морской экспедиции против Турции. Русский флот, выйдя из Кронштадта, обогнул Европу и появился в Средиземном море. Флот, которым командовал А. Г. Орлов, одержал победу у Чесменской бухты в Эгейском море. В этом сражении турки потеряли около 10 тысяч человек, русские — 11 моряков.
Орлов похитил в Италии и привез в Россию самозваную «дочь» императрицы Елизаветы Петровны, княжну Тараканову (1745–1775), которая объявила себя претенденткой на русский престол. Самозванка эта была очень хорошо воспитана, знала языки, обладала большим тактом. Она отличалась редкой красотой и умом; у нее было много поклонников, которых она разоряла и даже доводила до тюрьмы. Алексей Орлов притворился ее поклонником, предложил ей руку и сердце. Ее заманили на корабль и арестовали в итальянском городе Ливорно. В этой «операции» помог подпоручик пехотного полка дон Хосе Мигель де Рибас (1749–1800). Но прославился адмирал де Рибас строительством Одессы, нового города на Черном море. Его семейство владело двумя домами на Миллионной улице в Петербурге.
Осип Максимович — так звали его в России — был привлечен в число заговорщиков против императора Павла I, но умер ранее, чем заговорщики исполнили свой замысел.
Княжна Тараканова, будучи заключенной в Петропавловскую крепость, вскоре умерла от чахотки, скрыв тайну своего происхождения. Предание о ее гибели во время наводнения не более, чем один из петербургских мифов.
Граф Орлов, человек широкой души, еженедельно давал вечера, на которых в десятом часу «накрывался ужин кувертов (то есть приборов — Д. М.) на двести». Аршинные стерляди, спаржа толщиной чуть ли не в дубину, персики и ананасы, даже вино из ягод — все было из собственных прудов, огородов, оранжерей. После ужина музыканты играли русскую музыку «Я по цветикам ходила», под звуки которой дочь графа, одетая в богатый русский сарафан, плясала, а за нею и все гости. В половине второго танцы прерывались, и хозяин возглашал: пора по домам. Кучерам, ожидавшим господ, выдавали по калачу и стакану пенника (по М. И. Пыляеву)[4].
Граф А. Г. Орлов с 1765 года жил «в купленном для него доме барона Вольфа на Неве, на Английской набережной». С воцарением Павла I был удален от двора с запрещением въезда в столицы.
Его брат Григорий Орлов был фаворитом Екатерины II.
Петр Александрович Румянцев (1725–1796) — русский полководец, государственный деятель.
В Русско-турецкой войне 1768–1774 годов войска под руководством Румянцева разгромили турецкую армия при Ларге и Кагуле, за что он был произведен в фельдмаршалы, пожалован почетным прибавлением к своей фамилии «Задунайский». Талантливый полководец, он ввел в тактику боя много новых идей; изложил их в трудах, легших в основу боевых наставлений русской армии.
Румянцев был высокого роста и крепкого телосложения, имел привлекательную внешность. Имея ясный и холодный ум, он был неустрашим во время сражений. Молва приписывала ему в отцы Петра I. Известно, что его мать, отличавшаяся красотой и бойкостью нрава, была замечена царем, который «почтил ее своей близостью», но будучи бессилен приструнить легкомысленную красавицу, выдал ее за своего адъютанта А. И. Румянцева. А позже бывал в гостях у четы Румянцевых один или со своей супругой. Имя будущий полководец получил в честь своего августейшего покровителя (по А. Иванову).
П. А. Румянцев стал первым кавалером ордена Св. Георгия I степени. «Военный Св. Великомученика и Победоносца Георгия Орден» был учрежден в 1769 году Екатериной II. Были установлены четыре класса (степени) ордена. В царствование Александра I учредили еще так называемый «солдатский Георгий».
Полководец в Петербурге подолгу не жил. Дом отца будущего полководца стоял около Красного канала и Царицына луга. Красный канал засыпан в 1765 году, а Царицын луг именуется теперь Марсовым полем. Особняк не сохранился, и на этом месте сегодня жилой дом с адресом: Марсово поле, 3. Не сохранился и загородный дом Румянцевых, стоявший на левом берегу Фонтанки «вниз по ее течению, по правую руку от Невской перспективы» (ныне участок дома 116 по наб. Фонтанки и территории Измайловского сада). 14 января 1766 года мать наняла ему дом Дивова «ценою 70 рублей в месяц» на Мойке (ныне участок дома 92), где он прожил почти год. Таким образом, ни один дом, в котором жил П. А. Румянцев, в Петербурге не уцелел.
Обелиск с надписью: «Румянцева победам» архитектора В. Бренны был установлен в 1799 году. Интересна судьба обелиска. Он трижды менял в городе свое местоположение: сначала был поставлен на Марсовом поле, где нынче находится памятник А. В. Суворову, потом перенесен к Мраморному дворцу, а в 1818 году был установлен на своем нынешнем месте на Васильевском острове между Академией художеств и зданием Первого кадетского корпуса, где Румянцев учился.
Александр Васильевич Суворов (1729 или 1730–1800) — русский полководец, генералиссимус.
Сын военного, он всю жизнь был военным и имел среди известных и сегодня экзотические военные чины и должности. Он был мушкетером лейб-гвардии Семеновского полка, капралом, подпрапорщиком, «обер-провиантмейстером капитанского ранга», генерал-аудитор-лейтенантом, премьер-майором, обер-кригскомиссаром, бригадиром, генерал-поручиком, генерал-аншефом, генерал-фельдмарша-лом, генералиссимусом.
В 1789 году за победу над турками у Фокшан и при Рымнике он получил диплом на графское достоинство и почетное прибавление к своей фамилии «Рымникский», стал графом Священной Римской империи. В 1799 году «за освобождение всей Италии от безбожных ее завоевателей» ему было пожаловано княжеское достоинство с титулом «Италийский». Суворов владел пятью языками, и это были языки армий, с которыми он воевал; написал книгу «Наука побеждать». Он остался в нашей памяти не только знаменитыми победами, но и экстравагантными выходками, чудачествами, острыми словами.
Суворов жил в казармах Семеновского полка, расположенных вдоль Загородного проспекта и в том месте, где ныне проходят Бронницкая, Верейская и Рузовская улицы. Жил он также в Преображенском полку, расквартированном на Кирочной улице невдалеке от Таврического сада; в казармах Суздальского полка, стоявшего в юго-западной части Васильевского острова. С 1780 года и до смерти 6 мая 1800 года его петербургским адресом был дом Фоминой на Крюковом канале во втором этаже (ныне дом 23).
Похоронен полководец в Александро-Невской Лавре. На могильной плите три слова: «Здесь лежит Суворов».
Памятник Суворову работы скульптора М. И. Козловского (1753–1802) установлен в северной части Марсова поля в 1801 году. Скульптор изобразил военачальника средневековым рыцарем в латах, в шлеме, с мечом и щитом, лишь в чертах лица его сохранив портретное сходство.
В России звание генералиссимуса за всю военную историю получили только три военачальника: А. Д. Меншиков, А. С. Шеин и А. В. Суворов. В Советском Союзе это звание после окончания Великой Отечественной войны имел Сталин.
Гаврила Романович Державин (1743–1816) — поэт, государственный деятель.
С 1762 года жил в Петербурге, служил солдатом, офицером в Преображенском полку, был Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет-секрета-рем Екатерины II, министром юстиции.
Гаврила Романович Державин
В 1783 году избран членом Российской Академии.
«…Россия с благодарностью вспоминает его не за то, что он делал, а за то, что он говорил. Есть в этом старике нашей словесности что-то молодое, что-то и нам современное, и в столетний день его смерти хочется отдать поклон его литературной жизни и тому, что осталось от нее живого» (В. Ходасевич).
С 1783 года и до смерти Державин жил в собственном доме (ныне наб. Фонтанки, 118; перестроен). Главное двухэтажное здание было расположено в глубине двора. От фасада по обоим краям двора шли колонны. Справа и слева — симметрично расположенные флигели. За домом был большой сад с искусственными прудами, мостиками и беседками.
«Кабинет поэта был наверху, с большим венецианским окном, обращенным во двор, за кабинетом находилась небольшая гостиная, влево так называемый “диванчик”, а далее столовая. Прямо с подъезда входили в аванзалу, а вправо от нее была большая галерея в два света, где впоследствии проходили заседания пресловутой шишковской “Беседы”» (М. И. Пыляев). Литературное общество «Беседа любителей русского слова» была основана Г. Р. Державиным и А.С. Шишковым в 1811 году.
Василий Петрович Петров (1736–1796) — поэт.
В 1766 году им была написана «Ода на великолепный карусель, представленный в Петербурге 1766 г.» Ода понравилась Екатерине II, и автор получил золотую табакерку, 200 червонцев и право носить шпагу, атрибут дворянской привилегии. В 1768 году он был вызван в Петербург из Москвы и назначен чтецом и переводчиком императрицы. В 1772–1774 годах Петров продолжал
образование в Лондоне и путешествовал по Европе. По возвращении получил должность придворного библиотекаря, а в 1780 году ушел в отставку. В 1783 году был избран в члены Российской Академии.
Одическая поэзия Петрова дышит воздухом официального просветительства, а «недостаток истинного чувства {он} заменил напыщенностью и совершенно доконал себя своим варварским языком» (В. Г. Белинский).
«Вольность»
ОДА
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец <…>
Тиран — государь император Павел I Петрович (1754–1801), сын Петра III и Екатерины II.
Павел не был любим своей матерью и до воцарения вел жизнь, отчужденную от большого двора. Его резиденцией была Гатчина: дворец, напоминающий крепость, службы, громадный парк с разными постройками, «Малый двор», даже своя небольшая армия, первоначально насчитывающая 60 человек. Но все это было оскорбительно для цесаревича, жаждавшего полезной для отечества деятельности. «Мне вот уже 30 лет, а я ничем не занят». Энергия натуры, не найдя выхода, обратилась в раздражение, упрятанное в глубине души и не проявлявшееся до поры до времени наружно. Здесь истоки будущей вспыльчивости, доходившей до бешенства, до ярости. Сложившийся характер стал диктовать способы действия. «Одаренный умом блистательным, но безрассудным, Павел являл в себе самое странное слияние качеств и пороков диких, увлечений рыцарских и припадков деспотизма самого сумасбродного.» (П. Долгоруков).
Гатчинский дворец
Гатчина была «репетицией» в реорганизации русской армии. В основу военного устава гатчинских войск были положены инструкции Фридриха II. Войско было одето в прусскую военную форму. Дисциплина — строгая до жестокости. Среди офицеров — много немцев. Немецкая педантичность в соблюдении внешних форм проявлялась во всем. Как человек нервный и впечатлительный по натуре, Павел пережил чувство глубокой обиды и несправедливости. Отец убит. Трон насильственно захвачен матерью, завещан не ему, сыну, а внуку Александру.
Российским императором Павел стал едва ли не случайно. Это произошло 6 ноября 1796 года. А 8 числа, в 9 часов утра, «столичная полиция уже успела обнародовать новые правила насчет формы одежды и езды в экипажах. Ряд строгих полицейских приказов предписывал носить пудру, косички. Запрещались круглые шляпы, высокие сапоги, а также завязки на башмаках. волосы следовало зачесывать назад, а не на лоб; экипажам и пешеходам вменялось при встрече с императорской фамилией останавливаться.» (М.И. Пыляев). Запрещалось все, что так или иначе напоминало о революции во Франции. Нельзя было, например, произносить слово «общество». После 9 часов вечера во всех частных домах Петербурга должны были быть погашены огни; четверней или шестериком цугом не могли ездить те, кто не имел на это права; закон указывал, какой чин сколько блюд мог иметь за своим столом. Обед майора мог состоять из трех блюд.
Его идеал доброго и всеми любимого государя ко времени восшествия на престол изменился. Французские эмигранты убедили его, что управлять подданными необходимо железным прутом, требуя лишь безусловного повиновения. Кроме того, Павел получил от матери тяжелое наследие. Злоупотребления фаворитов, безответственность чиновников, войны, финансовые трудности, влияние французской революции на политику главных европейских держав — все это тяготело над Россией и троном. «При императрице мы думали о том, чтобы ездить в театры, в общество, ходили во фраках, а теперь с утра до вечера сидели на полковом дворе, и учили нас всех как рекрут», — вспоминал офицер-современник.
Гатчинскую обстановку «военизации» всех сфер жизни Павел перенес в Зимний: «Повсюду загремели шпоры, ботфорты, тесаки, и будто по завоевании города ворвались в покои везде военные люди с великим шумом» (Г. Р. Державин). Он стремился к мирной политике, к искоренению «тунеядцев-дворян», к облегчению тягости крестьян. В окне Зимнего дворца висел железный желтый ящик для прошений. Но когда крепостные на разводе караула подали ему челобитную, прося освободить от тиранства помещиков, он «приказал наказать публично нещадным образом плетьми. Поступком же сим приобрел себе всеобщую похвалу и благодарность от всего дворянства» (А. Болотов).
Павел стремился действовать твердо и решительно, он спешил и. не успел. Объективно справедливые стремления Павла I к обновлению России не стали реформами, но мелочными преобразованиями, воплощавшимися в жестокой и непрекословной форме. А внутри был страх. Весь предшествующий столетний исторический опыт поддерживал в нем это чувство. Шлагбаумы, будки с часовыми, верстовые столбы, окрашенные полосами черной и белой краски, призваны были охранять, измерять, определять направление движения. Но страх не покидал, и тогда Павел решил создать себе убежище: дворец-замок, который отдалил бы его от шумного, растущего и непредсказуемого города.
«Забвенью брошенный дворец» — Михайловский (позже Инженерный) замок был заложен в 1797 году и строился архитектором В. Бренна по чертежам В. И. Баженова. Работали днем и ночью, при свете факелов и фонарей. Ежедневно в стройке участвовали от 2,5 до 6 тысяч работников. Замок был построен за три с половиной года. Квадратный в плане, он внутри имеет восьмиугольный двор со статуями в нишах. К главному фасаду, развернутому на юг, ведет Кленовая аллея. Перед замком на площади Коннетабля[5] — памятник Петру I. Скульптура была отлита в 1745–1747 годах по модели Карла Росси (1675–1744), отца знаменитого архитектора.
Михайловский замок
Михайловский замок был окружен Мойкой, Фонтанкой и двумя специально прорытыми каналами. Церковный проходил на месте нынешней Садовой улицы, а Воскресенский — вдоль главного южного фасада. Замок прослужил Павлу I, русскому императору и магистру Мальтийского ордена госпитальеров, которым он стал в 1798 году, всего 40 дней.
Существует легенда о том, что Ксения Блаженная, причисленная к лику святых, предсказала, что император проживет в замке столько лет, сколько букв в надписи на фасаде: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». В мистической надписи 47 букв. На сорок седьмом году жизни Павел был убит. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики во главе с графом фон дер Паленом (17451826), генерал-губернатором Петербурга, двумя группами проникли во дворец. Караулы, состоящие из солдат и офицеров Семеновского и Преображенского полков, участвовали в заговоре. Плац-адъютант замка капитан Аргамаков указывал дорогу. Как потом говорили, орудиями убийства стали тяжелая золотая табакерка графа Платона Зубова и офицерский шарф Я. Ф. Скарятина.
император Павел I
М. И. Кутузов был единственным из придворных, кому выпало провести последний вечер за ужином и у Екатерины II и у Павла I. Полководец позже рассказывал, что Павел, взглянув в зеркало, которое давало неправильное отражение, сказал, смеясь: «Странное зеркало, я вижу в нем свою шею свернутой». Спустя полтора часа его не было в живых.
Царствование Павла I длилось 4 года, 4 месяца и 4 дня.
С 1801 года здание Михайловского замка пустовало, а все его богатое убранство было вывезено. В 1823 году в нем было размещено Главное инженерное училище. С этого времени оно получило второе название — Инженерный замок. До нашего времени очень незначительная часть помещений сохранила свой первоначальный облик. Сегодня в части замка идет восстановление.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петербург умышленный и отвлечённый. Город в классической литературе XIX века. Комментарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
История с дворцами Г. А. Потемкина — построенными, подаренными, проданными и снова подаренными — занятная петербургская «новелла», которую не представляется возможным здесь передать (здесь и далее — прим. авт.)