Духовные почемучки. Просто о сложном

Дмитрий Аврорович Пономарев, 2020

Постоянная нехватка времени, работа, занятость в домашних делах, а порой стеснительность и отсутствие знакомого священника не дают возможности обычным людям узнать ответы на самые популярные жизненные вопросы, касающиеся церкви, семьи, брака, детей и православия в целом… В этой книге собран многолетний опыт жизни как обычных воцерковленных семей, так и советы любимых народом священников и наставления святых Русской Православной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовные почемучки. Просто о сложном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

В этой книге Вы найдете ответы на самые частые вопросы православных людей разного уровня воцерковления. Поскольку не у каждого есть духовный отец или знакомый батюшка, здесь собраны ответы на самые злободневные темы. В произведении приведены мнения святых отцов, священнослужителей РПЦ и собственный многолетний опыт постижения духовной жизни. Все истории, описанные в данной книге, абсолютно правдивы и реально с нами произошли, да Вы и сами это почувствуете. Будут реальные открытия и общеизвестные факты, но со своей аргументацией. Книга не претендует на абсолютную истину, но выражает определенное мнение. Соглашаться с ним или нет, решать Вам. Но ключ ко всем вопросам в конце…

Глава 1. Дом и семья

Как именно деторождением спасаются мамы?

Многие мамы, прочтя в Священном Писании о спасении женщин деторождением, как-то духовно успокаиваются. Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее. При рождении нового человечка действительно такое количество бед настигает женщин, что мы искренне сочувствуем и сопереживаем им. Гормональные сбои, постоянные боли, тошнота, тянет позвоночник, частое мочеиспускание, не удается лечь поспать удобно, страдают зубы, волосы и ногти, бывает и конфликт с плодом из-за разного резус-фактора мамы и ребенка, приходится ложиться на сохранение. Что уж говорить о самих родах, которые нередко длятся много часов подряд и сопровождаются болью, сравнимой с почечной коликой? И, наконец, разрешение от плода и радость незабываемая. Все плохое позади. И что, разрешились от бремени и спаслись?

Спасает по милосердию Своему и человеколюбию крайнему только Господь. Мы, как фарисеи, не думаем же, что, исполнив закон, спасаемся автоматически? Чтобы у нас была хотя бы надежда на спасение, нам необходимо постоянно находиться в покаянном состоянии (Господь сказал: «Спасаю не праведников, а кающихся; приму не гордых, а смиренных»), а что касается чад наших, надо привести их ко Христу, чтобы возлюбили Господа нашего и всех людей, причем добровольно, как того и хочет от нас Господь. А это воспитание не только назиданием, но и личным примером и деятельной жизнью. Вот тогда и сможем сказать, что деторождение привело нас ко Христу.

Интимные отношения в православной семье

Священники не очень любят обсуждать подобные темы, чтобы не уходить в описательную глубину и не искушаться. Будет казаться, что запретов много, но это только поначалу. Как только система станет понятной, будете безошибочно и правильно определять время для «общения», так стыдливо назовем этот процесс. Слово «нельзя», которое я довольно часто буду употреблять, означает лишь, что люди искренне любят Господа, делают все, чтобы воцерковиться, и пытаются убрать все преграды, мешающие духовному развитию.

Итак, нельзя интимно «общаться»: в однодневные посты (среда, пятница), в воскресные дни, в великие и двунадесятые праздники, во время многодневных постов, в крестных ходах, за два дня до Причастия, а также во время Всенощной предшествующего празднику дня. Венчанным супругам нельзя вступать в противоестественные «общения». Не одному поколению бесы внушают, что, мол, обвенчался — делай, что хочешь, однако таинство брака не освещает содомских отношений. Также нельзя вступать в интимные отношения во время менструального цикла у супруги.

Нужно правильно понимать, что эта функция организма дана нам для размножения, поэтому здесь сосредоточен целый спектр радости (вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, гормональный, чувственный и проч.). Но если использовать эту возможность не для дополнения общения и углубления отношений, а лишь для повседневного услаждения, до бесконечности усложняя и пресыщаясь, то мы неизбежно начинаем извращаться и грешить.

От чего взрослеют дети?

От перенесенных испытаний и ответственности. И вот дальше возникает парадоксальная ситуация. Мы, взрослые, за редким исключением, в детстве и юности испытывали разные лишения, да и 90-е годы были не сахар. Теперь у нас есть детки, они подросли, да и стали фольклорным персонажем — Емелей на печке. Сидит такой 30-летний сынок дома, попивает пивко, и играет в компьютерные игры деточка. В игре все интересно, их создали на любой вкус. Виртуальная реальность? Да, зато интересная. Ну и что, что время уходит, как песок? Девочки его не интересуют, создание семьи вызывает недоумение в глазах, слово «дети» не для него. Карьера — непонятное слово, узнать что-то новое, стать профессионалом своего дела, навевает скуку. Поколение «Пепси», как их называют, или «кое-какеры». Все делают на «отвали». Но что будет со страной, если в семьях перестанут рождаться дети? Риторический вопрос. Кто виноват, как это спрашивают в приличных семьях? Только мы, родители. От всех испытаний мы их оберегаем — ну неужели я своему любимому ребенку не обеспечу нормальную жизнь? Он не будет таким, как я! Мы всю ответственность берем на себя, указывая ребенку, что делать даже в мелочах, и эта гиперопека убивает инициативу. Как же дети повзрослеют? Мы сами не даем им ни единого шанса.

Бесплодие в наших домах. Приговор?

Причин бесплодия много: узаконенные детоубийства (аборты), применение в течение долгого времени противозачаточных средств (о чем мало кто знает), физиологические особенности организма, осложнения после болезней, а также употребление продуктов, содержащих ГМО. Каждая причина — это сотни тысяч горьких историй, изменяющих само существование этих людей. Но это не финал, не приговор. Я хотел бы напомнить о том, что мы не сами по себе, мы не одиноки. Есть Господь. И воля Его меняет минус на плюс, сама ткань мироздания с легкостью Ему подчиняется. Нам лишь надо свою гордыню убрать далеко-далеко и обратиться со смягченным сердцем к Господу, к Пресвятой Богородице, к святым. Да, нужно набраться терпения, духовно поработать. Почаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться, раз в год собороваться. Каждый день, кроме вечернего правила, читать по главе из Евангелия. Благословиться на паломничество и молиться. Молиться, не выискивая каких-то особенных молитв, а от всего сердца говорить с любящим Отцом, с любимой Мамочкой, конечно, со смирением. Готовых рецептов здесь нет, тем более универсальных. У каждого своя история, своя дорога к Богу. Известно очень много случаев исцелений у святых мощей, у святых источников. На Кипре, на горе Троодос, есть два монастыря: в честь Божией Матери Троодитисса и в честь Киккской Божией Матери. Они расположены рядом. В этих обителях есть Пояс Божьей Матери, который возлагают на женщину, после чего читаются просительные молитвы. В этих монастырях произошло много исцелений. Также в селе Автодеево, в Свято-Никольском скиту Дивеевского монастыря, есть святой источник Пресвятой Троицы. Что интересно, даже физические изменения происходят, но самое главное, рождаются детки по нашим молитвам.

Наши знакомые, как один из многочисленных примеров, очень хотели детей. Много денег потратили на врачей, которые утверждали, что выход один — ЭКО. Сделали — ребенок умер на шестом месяце. Замершая беременность. Поставили диагноз: бесплодие. Конец истории? Нет! Ребята поняли, что уповают только на Бога. В результате духовных поисков Господь сподобил посетить этот Свято-Троицкий святой источник в селе Автодеево. У них родилась девочка, сейчас ей два годика. Она растет активная и умная не по годам. Слава Богу за все!

И, конечно, надо не забывать просить молитв за себя и за свою половинку. Это совсем не сложно — подать милостыню и попросить помолиться о здравии мужа, жены, поставить в храме, благословясь у батюшки, корзиночку с угощением (сушки, печенье, конфеты) и с запиской о здравии двоих людей. Будем милосердны, и Господь помилует нас. Помните, в Евангелии, когда отцу больной девочки сказали: «Не беспокой Учителя, она уже умерла», Господь подошел к нему и сказал: «Пойдем, ты только веруй». И пришел, и исцелил. Так и мы, когда умирает надежда, должны только веровать и, конечно, стараться изменить свою жизнь духовно. Не сразу, а постепенно, с расстановкой, спокойно и уверенно.

Почему наши дети рвутся за границу?

В 90-х годах в Москве произошла интересная встреча, случайно встретились два одноклассника. Один работал в Москве в бизнесе, другой лет десять назад уехал в Америку. Обычное дело — еврей, умненький и талантливый мальчик, уехал на воссоединение в Израиль, а оказался в Штатах. Причины понятны — не надо служить в армии, да и арабы все время шалят в обетованной. И вот, чтобы показать однокласснику, как хорошо там, после приветствий начался неожиданный разговор, да сразу с денег. Живу, ни в чем отказа нет, четыре с половиной тысячи долларов в месяц, дом, жена, машина. Кайф! А наш-то дурачок российский возьми и спроси: «Погоди, так если такая зарплата, то на руки около двух тысяч долларов будет?» — «Да, правильно». — «Хорошо, а дом и авто в кредит?» — «Угу!» — как-то засмущался товарищ. — «Так значит выплаты по кредитам не менее тысячи в месяц?» — «Да, совсем на руки 900 долларов в месяц вместе с женой». — «Дружище, а у меня квартира и машина в собственности и шесть тысяч долларов в месяц на руки, и никуда не уезжал». Дальше разговор двоих тридцатилетних мужчин прервался.

К чему я это? К тому, что сегодня тяга уехать на вольные хлеба у молодежи резко возросла. А почему, не надо даже гадать. Запустили в страну «грантодавателей», а попросту туманные фонды, выделенные на воровство молодых мозгов из нашей страны. Получается смешно: мы как государство полностью поощряем отток наиболее талантливой молодежи. Опустим тему о том, что наши мозги впереди планеты всей — это и так понятно. Победителям конкурсов на грант обеспечиваются бесплатные поездки в Америку и Англию с контрактами и оплаченным обучением. Бескультурные, человеконенавистнические страны именуются цивилизованными. Восхваляется так называемая «великая» экономика США (что на деле является абсолютной ложью, аферой века) и американский образ жизни, — и это целенаправленная работа по запудриванию мозгов, на которую выделяются огромные деньги. Результаты? Во-первых, отток талантливой молодежи на Запад и, во-вторых, восхищение западным образом жизни и ненависть к России. Никаких «пятых колонн» не надо. Мы сами воспитали поколение, ненавидящее наше общество, нашу страну, нашу нацию. Родители потакают своим чадам, покупают им лучшие машины, посылают учиться за рубеж, приобретают там недвижимость. Знаете, что происходит? Наши дети становятся жертвами нейролингвистического программирования, а мы эдак по-сибаритски: ничего, мол, они детки умные, сами разберутся. Не разберутся! Против них — мощь нескольких государств и лучшие технологии программирования мозгов. После того, как закладка основных понятий произойдет, сделать уже ничего будет нельзя. Даже слушать не станут. Многие родители уже оценили эти прелестные перспективы. Пятнадцать лет назад я наблюдал несколько выпусков коммерческой спецшколы по иностранным языкам, одной из лучших в стране. С иностранными, очень дорогими грантами. Школа в деньгах не нуждалась от слова совсем. Так вот, к выпускам в большую жизнь закончивших школу. Все родители сходились во мнении, что, мол, школа отличная, все нравится, единственно, директор — баптистка, до отвращения любящая Америку. «Ерунда, — сказали все, — у наших детей своя голова на плечах». Выпускникам тем временем выдали аттестаты и, как суперподарок, каждому по камушку с причала номер такой-то из самой Калифорнии. Все посмеялись — вот старушка дает, нашла что дарить. Десять лет спустя выяснилось, 70% выпускников уехало из страны. Остальные по разным причинам не смогли этого сделать, но бредят теми же папуасами и пампасами. Смешно? Уже не очень. А ведь это мы с вами виноваты. Кто допустил до наших детей врагов? Мы. Кто был беспечен? Мы. И знаете, что интересно? Те, кто воцерковился, остались в России. Не правда ли, есть о чем подумать?

Отношение к родителям после свадьбы

Бог заповедал: «Почитай отца и мать, и злословящий отца или мать смертью да умрет» (Матфея 15:4). В Библии еще много наставлений о родителях. Вопрос в том, как мы их понимаем? И как родители и как дети? Понятно, что мы появились по воле Божией. И сделано это было через родителей. Значит, нужно почитать и благодарить их. За что? Да просто за жизнь, как великое благо Господа! Пусть даже эти родители и пали, и стали недостойными, благодарим их неустанно. Должны ли мы им помогать? Конечно, кто же непременно поможет родителям, как не их детки, кровиночки? Но всегда ли происходит благодарение и помощь? Увы, далеко не всегда. Многие из родителей выслушали от своих детей мерзкие слова: «А что ты мне сделал? Ты, как все, родил, воспитал, образовал — ничего особенно не сделал». В этот момент реально рвется сердце. Ничего не сделал, ничего не сделал. А зачем я отказывал себе во всем? Зачем рвал жилы? Зачем, зачем, зачем? Ты растил надежду, радость, помощника, роднулечку, цветок, а вырос кактус зловонный. И ты, как тот повар, пробующий суп, чешешь затылок: не понял, все продукты хорошие, а вышло плохо. Остается лишь молиться о вразумлении чада.

Благодарность и помощь, таким образом, неотъемлемая часть нашего Я к родителям, как мы выяснили. Но есть еще один серьезный вопрос. О послушании наших деток после свадьбы и венчания. Тут наша родительская власть заканчивается полностью. Господь сказал: «И станут двое одна плоть». Все, отныне у них свой устав, и лезть к ним можно только с совещательным голосом, рекомендуя и не настаивая. Сколько прекрасных семей разрушено гиперопекой и эгоизмом родителей! Эти родители нахватались благостных отрывков из Библии, вырванных из контекста, и давай «смирять» непокорных детей. Смиряйтесь, детки, находитесь в послушании! Так вот, детки в послушании больше не находятся. Им есть перед кем быть в послушании: перед Господом — в первую очередь, жене перед мужем, перед духовником, перед наставниками и так далее. Относитесь к родителям с любовью, благодарностью и помогайте им, тем более что после сочетания жениха и невесты, родителей у каждого из них появляется вдвое больше. Благоприобретенные папа и мама становятся родными. Храни Господь наших родителей!

Как праздновать Новый Год?

Казалось бы, что за вопрос? Как хочешь, так и празднуй. Некоторые вообще не считают Новый год за праздник. Те же, кто празднуют — празднуют по-разному. Кто-то с собакой вышел, выпил с друзьями-собачниками во дворе, запустил пару салютов, и домой, на боковую. Кто-то пирует в шумной компании, где-нибудь в ресторане. Кто-то в баню идет, как герои фильма «Ирония судьбы», а кто-то встречает праздник дома, в тесном семейном кругу.

Но мы не об этом. Как говорят греки, «когда я узнал Христа, все стало несколько иначе». Воцерковившись, если говорить по-русски, мы рискуем стать ужасно скучными неофитами, которые на все говорят: это нельзя, то нельзя, здесь искушение, здесь пост, а вот это бесовское. Как говорят некоторые, христианство — грустная религия: ничего нельзя. Конечно же, это не так. Давайте вместе порассуждаем. Новый год всякий раз попадает на Рождественский пост. Ну и что, съесть постный оливье вместо традиционного — верх подвижничества? А выпить стаканчик вина вместо литра водки — унижение достоинства? Нет необходимости напиваться до упаду и есть шашлыки. Не стоит клясть всех и вся за то, что Новый год приходится на пост. Держать внутреннюю собранность и мир в душе желательно. Как необязательный бонус могу посоветовать поучаствовать в ночном богослужении, многие храмы уже достаточно давно это практикуют. Разве плохо дома или в храме поблагодарить Бога за уходящий год и попросить благословения на следующий? Если есть такая традиция, как семейные посиделки, — это просто прекрасно. Такая общность, как Новый год, сближает, убирает разногласия, он же для всех новый. Самое главное, чтобы все было по душе, спокойно и тихо-радостно. Тогда вся ненужная шелуха отлетит сама собой, главное — не замыкаться в себе. И даже если вы одни в этот праздник, — не беда, ведь с нами Господь, Пресвятая Богородица и все святые.

Кормить ли домовенка?

Для воцерковленных людей это смешной вопрос. А вот для крещеных и «просвещенных» все непросто. Нахватавшись от всех знакомых мистицизма, вместо изучения православия, Евангелия, гадают, верят приметам, гороскопам. И — как верхушка айсберга — рядом с иконами ставят фигурку домового, ну или блюдечко с молоком для него. Жалко и горестно. Может быть, начать все сначала? Домовой — это бес, который селится у нерадивых в духовном плане хозяев. Он паразитирует на наших страхах, эмоциях, яростно желает нам погибели, и физической, и духовной. Все хорошее, что мы набрали за день, он бессовестно ворует, когда мы спим. Его отец — дьявол, человекоубийца, человеконенавистник. И с таким существом вы хотите жить? Надо срочно освящать жилище, стараться самим изменить свою жизнь духовно, раз такие звоночки уже прозвучали. Если есть возможность, освятить машину и рабочее помещение, попросив любого батюшку. И постараться понять на будущее, что любые заигрывания с нечистой силой заканчиваются плохо.

Что делать при нападениях во сне?

У кого-то крайне редко возникают подобные искушения, у кого-то часто. Причины могут быть разные. Колдуют ли на тебя, подложили какую-нибудь гадость в комнату, квартиру, дом; помещение не освящено, не помолился на ночь, сильно грешишь, злоумышляешь на ближнего или Господь хочет тебя приучить к молитве действенно или же показать, как все устроено. Кто знает? Лишь один Бог. Необходимо относительно снов знать несколько простых истин. За редчайшим исключением, это бесовидение. Эдакая киностудия для одного зрителя. Во сне мы духовно слабы и порой отдаемся на волю нас искушающих. С кошмарами все понятно — это прямые нападения бесов и демонов в виде волков, псов, всяких мерзких чудовищ и ситуаций. А когда во сне нам являются наши родственники, друзья, как умершие, так и живые, святые, даже сам Господь, тогда что делать? Просыпаешься разбитый, без сил, в холодном поту, а то и с криком. Бывает, что хочешь проснуться, а сон не отпускает. Тебя бьют, терзают, угрожают, пугают, а сон не заканчивается. Или, наоборот, тебе хорошо — ты пьешь, ешь, с кем-то флиртуешь, кого-то убиваешь, с кем-то спишь, и это так приятно! Ты ведь во сне, это не грех! Увы, над нами насмехаются бесы. Когда во сне мы едим, разговариваем с кем бы то ни было, пьем или вступаем в интимную связь, мы тратим наши добрые чувства, наши духовные сокровища. Бесы бессовестно их крадут. Во время наших ночных сексуальных приключений мы имеем дело с демонами. Выводы делайте сами. На самом деле, все эти ночные действа нам, мягко говоря, весьма неполезны. Как же избавиться от такой напасти? Первое и самое главное, нам нужно задать себе вопрос: а кто мы такие, чтобы нам во сне являлся Господь, Пресвятая Богородица, святые, Ангелы, Архангелы? Лично я — грешник, и ничего хорошего от появления во сне кого бы то ни было не жду. А раз так, то я знаю, как мне действовать. Вечером нужно помолиться, попросить у Ангела-Хранителя помощи во сне. Кого бы вы ни увидели во сне, его нужно перекрестить, затем не забыть осенить крестным знаменем себя, и читать молитвы: «Господи помилуй», а если сможете заучить и вспомнить во сне, — «Да воскреснет Бог». Также необходимо исполниться сильной решимости против бесов: ах, вы так? Тогда я вас именем Божиим! Бесы, что бы они вам ни внушали, бегут от одного упоминания имени Господа и зачатков нашего смирения. Не мы сильны, а Бог!

Воспитание мальчиков. Что не так?

Встретился я как-то со своим очень хорошим товарищем. В прошлом он работал в военной прокуратуре, преподавал, а сейчас руководит адвокатской конторой и ассоциацией адвокатов. Все у него на пять с плюсом, но есть один изъян, но жесткий для адвоката — он добрый. И вот беседуем мы с ним о былом, и вдруг выясняется, что наши сыновья как-то сами познакомились, а мы об этом узнали случайно. И тут мой товарищ выдает: «А знаешь, наши сыновья, как голуби». — «Что ты имеешь в виду?» — спрашиваю я. — «Кушают и какают и абсолютно безвредны». Посмеялись, а мне стало интересно, почему сегодня мальчики 10-20 лет от роду имеют некоторые общие черты. Опросил знакомых пап, и у всех одна большая проблема — у пацанов нет мотивации; у девяти из десяти мальчишек практически отсутствуют интересы. У девочек нет такого, они активны, к чему-то стремятся, что-то делают, совершенствуются. И даже начинают обгонять пусть и вялых, но порою более талантливых мальчиков. Начали все вместе понимать, что проблема у каждого своя, но оказалась не личная, а какая-то массовая. И прицепом к этим догадкам пришло понимание, что и с ответственностью не очень хорошо.

Сегодня многие называют нынешнее поколение юных поколением «кое-какеров». Красивая и даже емкая формулировка. Действительно, “кое-какеры”, все делают «на отстань». Но парадокс в том, что это наше поколение их так воспитало. При детальном рассмотрении оказалось, что основные причины зависели от нас. Неполные семьи, матери-одиночки и как результат — воспитание мальчиков, как девочек. У мальчиков должны были воспитываться такие черты, как: взятие на себя ответственности и работа на результат, всегда доделывая, быть при внутренней и внешней силе великодушным, стремиться зарабатывать на себя, свою семью и родителей. А также уметь и желать защищать себя, родителей, свою семью, свое государство, свою веру. Это нравственно-духовная проблема. В том числе из-за крайне недостаточного финансирования педагогов, врачей, армии по остаточному принципу. И вторая проблема связана с нашим неистребимым желанием дать все лучшее детям, хотя подспудно знаем, что только в горнилах — испытаниях и выплавляется лучшая сталь. Зачем трудиться, если дома все есть — еда, пиво, игры, квартира? Что еще-то надо? Резко понижается тестостерон, не хочется знакомиться с девушками, не тянет на приключения, не тянет на риск и новое — зачем что-то выдумывать, изобретать? В результате молодые девушки не досчитываются будущих глав семейств, т.к. их избранники не обладают нужными качествами для продолжения жизни, и бесы радуются. Это не значит, что ребята плохие — просто нужно посерьезней взяться за них, постараться исправить. Искренне этого захотеть, не по соцсетям писать, а больше разговаривать с ними и делать реальные дела.

Почему при воцерковлении становится так мало привычных друзей?

Просто меняется дух, не увлечение, это другое. Твой уровень интересов стала вселенная, а товарищ, к примеру, интересуется областью страны. Плохо ли это? Нет, конечно. Это не чуждо, не плохо, просто по-иному. Конкретный рассказ.

Жил да был один наместник мужского монастыря. Пошли перебои с электричеством. И настолько достали монахов, что стали они просить всех купить генератор, а то проблемы и со службой, и обогревом храмов и келий, с сыроварней, с детским приютом, со школой для кадетов, с приготовлением пищи. С Божьей помощью купили большой генератор, хоть и разорительно, но давал свет. Шла православная жизнь. По праздникам обитель принимала до 5 тысяч паломников. Хлопоты, но приятные. Славили Бога. И вдруг объявляются энергетики, обрезают провода и внутри, и снаружи. Из соображений безопасности, видите ли. Никто только не понял, чьей именно — людей или их кошелька. А чтобы дошло по серьезному, отключили свет в канун Рождества. Ночью минус тридцать, праздник через два дня. А тут и заботливый начальник позвонил: как дела, мол, ничего не беспокоит? Напросился на беседу, в ходе которой в открытую сказал: «Батя, нужны деньги, в виде взятки, за один день подключим». Батюшка игумен с седенькой бородкой так оторопел, что и не сразу ответил. «Сыночки, так это вы что, с монастыря и сирот взятку требуете?» А сумма была тысяч пятнадцать долларов. Кругом Нечерноземье, монастырь живет на пожертвования, сеет, пашет, мед добывает. За счет него местные люди обрели оплачиваемую работу, за счет помощи благодетелей. Так игумен в благоговейном ужасе и спрашивает: «Детоньки, как же так, вы не боитесь монахам и обители Божьей вредить?» Ответ энергетика потряс: «Нет, конечно не боимся! Вы же уповаете на Господа, Царство Небесное и будущую жизнь, а мы только на эту. Поэтому, что здесь выдерем, на то и проживем».

Занавес, но никто не хлопает! Рождество провели при свечах, печки растопили по всему монастырю. Зимний запас дров сожгли. Христа ради у всех просили на взятку и провода. Справились, слава тебе Господи! За несколько дней сделали свет. Надо ли говорить, что все, кто обижал монастырь, монахов и сирот были наказаны Господом. Кто спился до белой горячки, кто оказался в психушке. Но это уже другая история.

Так вот к чему это я? Ценности другие, совсем разные, общих тем становится очень мало. Кроме того, сам образ жизни становится христианским, есть стремление исполнять Божьи заповеди, каяться, причащаться, ходить на Литургию по воскресеньям и на праздники, в посты — ограничивать себя в еде и радость испытывать от благодати, что не всегда объяснишь некрещеному или невоцерковленному. И время от времени ты в коллективе вызываешь недоумение, осуждение, зависть, возмущение. Начинаются разговоры, отчуждение: «Видите ли, он блудить не хочет, мясо он, видите ли, не ест, на какие-то службы ходит. А мы, что, уже такие грешные и грязные? Конечно, с нами уже гульнуть не хочет, как же, королевская кровь! Мы мясо едим, а он травку кушает! Не иначе крыша поехала. Так классно надраться, подраться, гульнуть, а он? Тьфу, испортился!» Когда я своему духовному отцу рассказал все это, он улыбнулся и поправил меня: «А еще нас считают совсем того!» — «Да что же тут хорошего, батюшка, чему Вы радуетесь?» — «Я радуюсь, что тем самым вы отлепляетесь от этого грешного мира. А друзья у вас есть, да такие! Господь, Пресвятая Богородица, сонм святых, святые бесплотные силы, Ангел-Хранитель. Вот они никогда не подведут, всегда на помощь придут, не предадут. А со всеми прежними друзьями Господь поправит, кто вам нужен для спасения, кто — нет. Ни над кем не превозносись, мы все грешны, все покрывай любовью. Вот и весь ответ».

Что можно есть православному?

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12-13).

Апостол Павел вообще не считает вопрос пищи важным в христианстве, «ибо Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Нам надо запомнить, что прямо запрещены в пищу для христианина лишь два вида пищи: идоложертвенное (принесенное в жертву языческому богу) и кровь в любом виде. Ветхозаветные пищевые запреты для нас неактуальны. Церковь перестала соблюдать их еще в I веке.

Помолившись перед едой, перекрестившись и благословив именем Господа нашего пищу, будем кушать на здоровье все, что Бог послал.

Опыт народного лечения

По поводу медицинского лечения у людей сформировалась одна мысль. Порой в корне неверная, но очень понятная. К сожалению, медицина не всегда лечит, порой и калечит. Почему калечит? Будем говорить откровенно: среди врачей стало крайне мало милосердных людей, а это качество основное для врача. Еще очень мало поистине талантливых людей, они выбрали эту профессию по другим причинам. А медицина, увы, многого просто о человеке не знает. По целому ряду специализаций не более 10-20% врачей досконально разбираются в своем направлении. А обычные люди, пациенты, что? А что они? Природа не терпит пустоты. Как грибы после дождя расцветает всякая нечисть: экстрасенсы, колдуны, ведьмы. Всякие шарлатаны: гомеопаты, супертравники и мазелюбы. И ведь отчаявшиеся люди во всю эту ерунду начинают верить. Как же, народное целительство, оно плохого не придумает. Реклама пустобрехов и аферистов орет из каждого утюга, что вот, мол, эти таблетки проглотишь — и суставы будут как новые и бородавки сойдут и…. много еще чего будет хорошего. Ничего не меняется под этим небом: платите деньги наличные, и будем друзьями отличными. Вот эта реальная история и произошла на пике увлечения всем народным.

Жил-был один юноша. Частенько простужался. Дальше горло, дальше бронхит и долго не проходил кашель. Все бы ничего, но только он и его родители устали от этот бесконечной череды заболеваний, а тут еще окончание школы. В гости пришли знакомые — один генерал с женой. У них был период увлечения петрушкой и чесноком. Ну все лечит, и от всего. Юноше сразу посоветовали, в связи с начавшимся насморком, хочешь за ночь от насморка избавиться? Верный рецепт! А кто не хочет? Тем более, сам генерал уверенно говорит, сам пробовал, жестко помогает, только надо все повторить точно, и ничему не удивляться. Все оживились, эксперимент со 100% результатом! Кому может не понравиться? Старый восточный рецепт гласил: на ночь надо взять две пластмассовые пробки от шампанского, наполнить их мелко нарубленным чесноком и прислонить их к особым акупунктурным точкам на обеих руках между указательным и большим пальцами. Плотненько прибинтовать, и так проспать ночь, и с утра будешь, как огурец, про сопли забудешь надолго. Вот такая житейская мудрость, но для хороших людей ничего не жалко. Закрылась за гостями дверь. «Мудрые люди!», — сказал папа. «Да уж!», — поддакнула мама. Что их подвигло заранее определить мудрость, непонятно, то ли звание, генерал — это тебе не комар чихнул, то ли в открытой сумке огромный куст петрушки, как лекарство от всего. Далее скучно, сама процедура труда не составила. Только плохо спалось великовозрастному школьнику, болели руки, снились кошмары, еле дождался утра. Снял повязки с ожиданием какого-то чуда…а пробки не падают с рук, как присосались к коже. Приложил силу — ничего. Стоят беленькие пробки, как грибки какие, и стоят. По позвоночнику стали бегать мурашки размером с монетку. От крика проснулись родители, началась суета с причитаниями и руганью вперемешку. Справились, сняли пробки. Открылась дивная картина: на руках в месте сочленения указательного и большого пальцев стояли 2см-вые столбики из кожи с прозрачной жидкостью внутри. Воняло чесноком на всю квартиру. Подошла сонная бабушка. «Ну что, — говорит, — хлебнули народного средства? Старый дурак придумал, а вы-то что?» — «Мама, ну что ты, это же генерал, какой же он дурак?» — «Вот я и говорю, старый дурак, он что, доктор? Или по технической части?» — «По технической части» — «А если я сейчас вас попрошу батарею отпилить, чтоб теплее стало, вы отпилите? Я же заслуженный доктор?» — «Нет, мама, что Вы!» — «Ну вот и я о том же!».

Из всей истории юноше понравились две вещи: сначала неделю ему уступали места в общественном транспорте, потому что обе перевязанные кисти рук будили массу фантазий о рукопашнике, злом и сильном. Следующую неделю уступали, потому что повязки сняли, и вид двух огромных язв на кистях рук будоражил воображение об экзотической заразной болезни. А насморк что, насморк прошел на следующий день после экзекуции, уж от чего, от чеснока на акупунктурном месте или от стресса, кто знает? Оставшиеся шрамы на всю жизнь напоминали каждый раз о рассуждении, матери добродетелей.

Как выбирать крестных родителей для своего ребенка?

Казалось бы, очень понятная тема, но раз за разом люди наступают на одни и те же грабли. Доходит дело до того, что в крестные родители начинают брать богатых, властных, друзей и приятелей, а то и неверующих или представителей другой веры. Родители! Мы выбираем восприемников для наших детей пред самим Господом, тех, кто будет любить и молиться каждый день за наших чад. Не тех, кто будет дарить красивые вещи, и приходить часто в гости, и не для того, чтобы породниться и болтать благообразно о благоглупостях, не тех, кто будет восседать красиво на именинах, не знакомых батюшек, не знакомых великих лиц или сами великие в мирском понимании лица, а духовные и воцерковленные люди, кто неустанной молитвой поддержит ребенка, наставит на духовную стезю. О том и следует молить Господа, Пресвятую Богородицу, Ангела-Хранителя и любимых наших святых, чтобы наставили нас на правильный выбор.

Когда можно абсолютно наплевать на мнение начальников, родителей, мужа, жены, духовного отца, духовенства?

Казалось бы, такой простой вопрос, однако состав удивляет. Тут и мирские власти, и семейные, и духовные, и все сразу власти вместе. Но ответ на поверхности: если против Бога, если нет любви, если против заповедей Божиих. Это совсем не значит, что можно всех тут же вести за собой. Ведь можно запросто совершить ошибку. Мерило — наша совесть, а совесть у всех разная, можно и ошибиться в потоке бурном информации. Но ограничение такое обязательно должно быть. Послушание — основа смирения, однако, святые отцы учат: все делай с рассуждением, смирением. А про рассуждение-то мы и забываем. И духовный чин может ошибаться, ведь он — человек, не святой. Запомним лишь две серьезные вещи: все делаем с рассуждением и имеем всегда прямо перед собой Христа.

Что праздновать: свадьбу или венчание, день рождения или именины? Для усопших — день рождения или день смерти?

На самом деле, непраздные вопросы. Если хочется постоянного праздника, тусовок и встреч в разных компаниях, можно праздновать вообще все праздники, включая так полюбившийся в советское время день взятия Бастилии. Отрывной календарь тогда был наше все! Было бы на что гудеть и развлекаться. А если серьезно, с взрослением приходит понимание, что эти праздники порой имеют наносной смысл. Хочешь надмеваться, гордиться собой, слышать хвалебные оды своей гениальности, получать подарки, фальшивые улыбки, а за спиной — осуждение, зависть, ненависть, интриги, подлянки, — добро пожаловать в клуб имени самого себя. Есть люди, которые празднуют и день рождения, и пяток именин. Да-да, по святцам смотрят именины его имени и празднуют. Зачем разбираться, что святые разные? А день всех святых? А день русских святых?

Однако, есть страшная сила, образование духовное и понимание приходит, что не горделивый, а смиренный наследует Царство Небесное. Итак, что праздновать: день рождения или именины? А как праздновали наши предки?

Именины. А вот детки праздновали и День рождения, и именины. Конечно, дело каждого определять, что праздновать. Однако, надо задуматься вот о чем. Мы что хотим, больше мирского или духовного? В День рождения надо поблагодарить Бога за появление на свет, за еще один год жизни, попросить благословения на будущие года, поблагодарить маму и папу за жизнь, исповедаться и причаститься. По сути, эдакий День благодарения от нас самым любимым: Господу, родителям. А в именины можно радоваться такому замечательному защитнику или защитнице. Только не день Ангела называется, а именины, чтобы не путаться. Причаститься, пригласить друзей разделить праздник радости. Как хорошо, и искушений меньше возникнет именинника патокой славословия облить.

Венчание — это вообще отдельный праздник. В этот день мы давали обещание самому Господу. Как же его с радостью светлой не спраздновать? Две судьбы соединили в одну, получили, как говорят, целую кучу благоприобретенных родственников.

Усопших следует поминать в день смерти, то есть в день их перехода в иную жизнь. Забывать о них нельзя, они реально зависят от нас, как и мы от них. По-родственному связаны одной нитью. В этот день нужно подать на панихиду, подать милостыню и попросить молитв за усопшего, организовать поминки. И важно помнить, что, согласно традиции, на поминки надо приглашать не близких и богатых, а всех, особенно тех, кто не может нам чем-либо отплатить за наше гостеприимство, но зато помолится о наших усопших. Вот это, собственно, и называется тризной, поминками. И если распределить события этого дня по важности, то первой и главной должна стать молитва за усопшего в храме и панихида по нему, затем чтение литии дома или на кладбище, посещение кладбища, затем организация поминок. Поминки не означают пьянку и гулянку, но в то же время не следует предаваться излишней скорби — ведь мы проводили человека в жизнь вечную, а значит, все эпизоды его земной жизни должны вспоминать с любовью.

Язычество в наших традициях

Когда дни идут чередой, когда порой не успеваешь оглянуться и поразмыслить, куда же я иду, как-то не до анализа наших традиций. Ну есть они и есть, такие привычные, то радостные, то грустные, но…домашние что ли? Ностальгия о прошедших событиях не позволяет критически свежим взглядом посмотреть на них. О чем я хотел бы поговорить?

Масленица. Хорошая неделя, веселая, надо есть блины, а в конце недели сжигать чучело масленицы. Что не так? А не так все. В православном календаре вполне ясно название этой недели — сырная. Устраивать перед Великим постом особые гульбища и обжорство блинами, в принципе, нет никакой нужды. Как и посвящать само масло, блины или гуляния со сжиганием чучела (идола, по-хорошему) каким-то «богам» (ну, или бесам, на самом-то деле). Куча вопросов у нас появляется. Мы не ханжи, веселиться и можно, и нужно. Но разгульное гуляние, посвященное бесовскому символу, по-моему, не наш праздник. Прекрасная традиция навещать в эти дни семьи тещи и тестя, свекрови и свекра, друзей в дни весеннего равноденствия, в преддверии Великого поста. Но, когда эта традиция отягощена обжорством, разгульным пьянством, танцами с чучелами — это уже перебор.

Новый год. Встретить Новый год под бой курантов, написав предварительно свои желания, затем спалив эту бумажку, проглотив пепел и запив его шампанским на двенадцатый удар… Без комментариев. Надо посмеяться и забыть такую тщательную бесовскую постановку.

Восьмое марта. Крайне щепетильный вопрос. Мы любим наших девочек, девушек и женщин. Но чествовать их в день парада «освобожденных» женщин, как-то противоестественно. А кто был на этом пресловутом параде? О-хо-хо, тяжкая тема. Проститутки, феминистки и примкнувшие к ним борцы за свободу женщин от любых обязательств. Т.е. превозношение и поклонение грехам и противление Богу. Называть, так все своими словами. И никакой он не международный праздник. Клара Цеткин и Роза Люксембург своими усилиями «освятили» этот «праздник». Ну и что теперь делать? Наши любимые могут огорчиться, даже это полностью понимая, видя, как другие женщины с букетами, а ты ждешь какого-то другого праздника. Новые традиции пока с трудом входят в наш быт, и отмечают День семьи и верности и День жен-мироносиц очень мало православных. В нашей семье родилась шутливая традиция поздравлять с Днем 7 Марта, Днем девочек нашей семьи. Сочетаться с праздником людей, отрицающих православные ценности и превозносящих гордыню, блуд и вседозволенность, мы посчитали уже перебором. Хватит с нас и своих грехов, чужие присоединять не захотели. В первый раз, подарив цветы в День 7 Марта, мы все вместе посмеялись, а потом поняли, что нет той обиды, что неизбежно возникала при отрицании «Праздника 8 Марта».

День рождения. Зажигание свечек на торте и задувание их с загаданным желанием. Вроде так ярко все, символ праздника, пения (почему-то не русской песенки), задуть надо обязательно все свечи. Оказалось, эта традиция стародавняя. Древние греки в день рождения «богини охоты и луны» ставили в капищах пироги с зажженными свечами, а при задувании свечей дым, как прошение к «богам», поднимался в небо. В средневековой Германии существовал похожий обычай. Правда, свечей ставили на одну больше, чтобы «боги» продлили жизнь еще на год. Думаю, что этот обычай не православный, когда все вместе собрались за столом, уместнее прочесть благодарственную молитву и спеть наше песнопение «Многая лета…».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовные почемучки. Просто о сложном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я