Кошка с одним хвостом

Дмитрий Авилов

Сборник рассказов «Кошка с одним хвостом» включает в себя серию новелл о буднях службы в рядах Вооруженных сил СССР. Автору рассказов, Дмитрию Авилову, «посчастливилось» оказаться в рядах срочников, направленных на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кошка с одним хвостом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

…а зачем здесь я? Из любопытства.

— Твой порок, — сказал Восьмой, — а пороки у нас лечат.

Александр Абрамов, Сергей Абрамов

«Легенда о снежном человеке»

Друзья мне говорят:

— Напиши про Чернобыль! Ты же был на Чернобыле? Ну вот и напиши об этом!

Ну а как я могу написать про Чернобыль и не рассказать про службу в армии? Ведь ликвидация последствий аварии на ЧАЭС[1] была для нас, как «дембельский аккорд». С другой стороны, это был лишь некий мимолётный эпизод в нашей долгой и срочной службе. Какие-то два месяца из тех двух лет, в течение которых мы отдавали свой первородный долг Родине.

Но нет, не переживайте. Все два года я вам описывать не собираюсь. Поведаю только о том, что, как говорится, к слову пришлось. К тому же, когда где-нибудь в компании, да под пиво, набравшись смелости, я принимаюсь об этом рассказывать, обязательно находится тот, кто начинает спорить, протестовать и даже обвинять. Причём делать это столь рьяно, как будто речь идёт о чести прекрасной дамы:

— Да ты, брат, гонишь! Да разве ж это армия?! Да ты, брат, службы не видел!

Ну, может быть, может быть… Может быть, так оно и есть. Тогда что ж? Тогда, пожалуй, во избежание, так и начнём.

Ничего этого не было. Все фамилии, имена и обстоятельства выдуманы, а совпадения случайны. И страны этой больше нет, и никогда не было, и меня там не было. Да разве могло такое быть? Конечно же, нет, так не бывает, я, конечно же, всё это выдумал.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Вильча — Неданчичи… Неданчичи — Вильча… Для меня «зона», или, как её официально называют, «зона отчуждения», сводилась к отрезку железнодорожного полотна между этими двумя населёнными пунктами. Вообще-то, нас изначально готовили диспетчерами на станцию Янов. Был и такой проект. Месяца полтора-два мы честно что-то учили, но гражданские, принимавшие экзамены, нас «завернули», сказав, что на диспетчера в такие сроки не готовят. Спасибо им, конечно, но мне, например, тогда было очень обидно. Во-первых, я учил, и по билетам я всё ответил, ну, почти всё. Во-вторых, ну что там была за работа? Чтобы было понятно, я поясню — для тех, кто не знает, как ходят поезда.

Вот есть перегон, участок железной дороги, допустим, между станциями Вильча и Неданчичи. Дорога в одну колею. Когда на этот перегон входит состав, предположим, со стороны Вильчи, он его, как говорят, занимает. Диспетчер Вильчи сообщает об этом коллеге на Неданчичах, и тот, в свою очередь, никого на этот участок пути уже не выпускает. То есть только один состав на перегоне. А станция Янов находится примерно посередине, аккурат напротив ЧАЭС, делит перегон надвое и позволяет загнать туда уже не один, а два состава. Вот такая арифметика. А движения-то там никакого.

Ну, «вертушечка»[2] придёт — грунт скинет, ну, дрезинка бойцов «на лопату» привезёт — и всё. Тишь да гладь.

За путями — Припять, за плечом — Рыжий лес. Один состав на левом перегоне, другой состав на правом, а ты — посередине. И тишина. Опять-таки четвёртый энергоблок недалеко. Будет что вспомнить, в альбом вставить. Кстати, скажу сразу, чтобы не путаться. Это в ВДВ «вертушками» вертолёты называли, у нас в ЖДВ так назывались специальные составы, которые ходили туда-сюда. Например, с грунтом, от карьера до новостройки.

Но горевали мы недолго. Весь этот аттракцион со сдачей экзаменов провалился под Новый год, а уже в марте нас снова засобирали в долгожданную командировку. К тому времени мы, наверное, здорово всем надоели в Мостиске[3] — толпа преддембелей[4] и дедов[5], откровенно пинающих балду и уже с трудом соблюдающих даже видимость уставных взаимоотношений.

А поскольку я был не только преддембелем, но и связистом, в батальоне связи, где, разумеется, были свои связисты, мне совершенно нечего было делать. То есть совсем. То есть до такой степени, что я буквально хватался за любую работу, не унизительную для моего статуса. В какой-то момент надо мной сжалились. Выдали шурупы, молоток, шлямбур, и я принялся самозабвенно долбить стены по всей казарме. Вешал карнизы, полки, какие-то плакаты с наглядной агитацией. Кончилось это тем, что, вешая очередной стенд, я пробил насквозь перегородку в «ленинской комнате» и шмат штукатурки рухнул в соседнюю аудиторию, где шла политинформация.

Вообще-то наша часть, как говорили, располагалась в старых австрийских казармах — двухэтажных зданиях красного кирпича, с высоченными потолками и метровыми стенами. Мысль о том, что комнаты, в которых проходили занятия, были поналеплены вдоль короткой стены в полкирпича[6], просто не приходила в голову. Надо ли говорить, что дыру в стене я не стал заделывать, а просто прикрыл очередным стендом.

По достоинству оценив моё усердие и смекалку, наш новый замполит пригласил меня вместе с другими неприкаянными помочь ему с ремонтом. Справились, надо сказать, мы быстро, за день или за два. Что-то подмазали, где-то подштукатурили, побелили потолок, поклеили обои… По окончании работ, в знак благодарности, замполит неожиданно широким жестом выставил нам ящик пива и по-отечески сел пить его с нами. Он был немногим старше нас — старлей, недавно закончивший училище. Под конец посиделки он так расчувствовался, что закатил пламенную и неуставную речь.

— Эх, пацаны, вам, считай, завтра на дембель[7], а мне ещё двадцать пять лет! Трубить и трубить!

Хороший он был мужик. Надеюсь, воспользовался перестройкой и устроился на гражданке.

Но надо сказать, что пивко-то мы и без него потягивали. Нами даже был разработан и внедрён способ покупки в увольнительном ящика пива на «наркомовские» семь рублей. А вдохновило нас на это некое произведение Катаева, в котором мальчик сетовал, что дедушка, мол, купил голубой шкалик за шесть копеечек, напился и разбил пустую бутылку, а ведь мог бы её сдать и выручить копейку залога. Могут теперь что угодно говорить про советскую систему образования, но нас научили читать, считать и выделять главное.

А теперь — смотрим внимательно.

Ящик пива «Ячменный колос», 20 бутылок по 54 копейки — 10 рублей 80 копеек. А у нас, напоминаю, только «наркомовские» 7 рублей. Не получается?

Считаем: 6 рублей 48 копеек — 12 бутылок пива и 52 копеечки в остатке. Аккуратно выпиваем и сдаём дюжину пустых бутылок по 20 копеек. Получаем 2, 40 да 52 копеечки остатка — итого 2, 92.

На вырученное покупаем пять бутылок пива по 54 копейки и имеем ещё 22 копейки в остатке.

Пиво аккуратненько выпиваем, посуду сдаём и к вырученному целковому прибавляем 22 копейки остатка. Итого — рубль двадцать два. Усекаете?

На вырученные деньги покупаем ещё две бутылки пива по 54 копейки, итого — за пивасик рубль восемь и 14 копеек остатка.

Сдаём оставшиеся после распития последние две бутылки, складываем 20 + 20 + 14 остатка, и — вуаля — ещё одна! Вот и погуляли!

Считаем ещё раз: 12 бутылок плюс 5 + 2 + 1 — итого 20. Ноль в ноль.

Так ещё и пачку «Дымка» или «Верховины» в придачу сверху, на последнюю сданную! А что вы хотите? Белая кость! Отдельная гвардейская железнодорожная рота эксплуатации. Наш паровоз первым в Берлин вошёл, между прочим, что ж мы теперь, и пивка не попьём?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кошка с одним хвостом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ЧАЭС — Чернобыльская атомная электростанция имени В. И. Ленина.

2

"Вертушечка" — Здесь: грузовой поезд, обращающийся по кольцеобразному маршруту. В основном составлен из хопперов или думпкаров. Также может состоять из других грузовых вагонов для однородного груза, имеющего один пункт загрузки и один пункт выгрузки.

3

Мостиска — город районного значения во Львовской области Украины, находящийся недалеко от украинско-польской границы.

4

Преддембель — будущий дембель, в течение 100 дней непосредственно перед приказом о демобилизации.

5

Дед — солдат-срочник, прослуживший от года до полутора лет.

6

В полкирпича — то есть по ширине кирпича.

7

Дембель — солдат-срочник, прослуживший более полутора лет, после выхода приказа о демобилизации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я