Природа ангелов и духов

Диана Орлова

Книга посвящена дискуссии епископа Игнатия (Брянчанинова) и святителя Феофана Затворника (Вышенского) о телесности ангелов и состоянии душ человеческих после окончания ими земного пути, а также их свойств: «вещественности» и «чувственности», которыми они будут обладать.

Оглавление

© Диана Орлова, 2021

ISBN 978-5-0053-7771-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Тема ангелов всегда вызывала живейший интерес общественности, не только священнослужителей, но и широкого круга читателей. Не случайно полемика двух величайших богословов конца XIX века о природе духов глубоко затронула представителей самых разных слоев общества того времени, и неизменно продолжает волновать нас до сих пор.

Священное Писание постоянно обращает нас к теме ангелов, описывая их как Посланников Бога, Вестников и Духов, присутствующих постоянно или временно в материальном мире. Уже в самом начале Ветхого Завета (Быт. 3:24) встречается упоминание о херувиме, поставленном у врат Эдемского сада, и лестнице патриарха Иакова с поднимающимися по ней ангелами (Быт. 28: 12—16). Упоминание ангелов часто встречается и в Псалмах: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе…» (Пс. 90:11).

К теме описания ангелов и их свойств в разное время обращались также свщмч. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, свтт. Афанасий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Феодорит Киррский, Тертуллиан, свт. Василий Великий и др., указывая, что ангелы, будучи по природе своей существами духовными, отличными от физического мира, в то же время, как и другие Божественные творения, могут обладать определенной «видимостью» или принимать на время «телесный» облик, что позволяет им вступать во взаимодействие с людьми. Однако, несмотря на обширность исследовательского материала и трудов, посвященных данной теме, единого мнения о природе ангелов так и не было представлено.

Помимо собственно бытия ангелов в дискуссии епископа Игнатия (Брянчанинова) и святителя Феофана Затворника (Вышенского) перед нами предстает и другой аспект проблемы, посвященный местопребыванию и состоянию душ человеческих после окончания ими земного пути, а также их свойств: «вещественности» и «чувственности», которыми они будут обладать. Сложно найти человека, которого не взволновала бы тема бессмертия души и посмертного её состояния. Возможно, поэтому труды великих богословов и их аргументы в пользу той или иной точки зрения до сих пор не дают покоя страждущим, желающим на основании текстов Священного Писания заглянуть за грань своего земного существования.

В данном исследовании будет изложена предыстория вопроса в основных её частях, приведены высказывания каждой из сторон, по возможности, разобраны аргументы в пользу и одной, и второй точки зрения, позволяющие составить более объективное представление о сути полемики и вытекающих из нее выводов. Имеют ли ангелы и души тонкоматериальную природу, и правомерно ли говорить об их местопребывании, или же они являются исключительно духовными нематериальными субстанциями, и таким образом, ни в коей мере не зависят от пространства, массы, времени и иных материальных координат. Или же духовный мир имеет какую-то иную, неизвестную нам структуру, и тогда обе точки зрения могут оказать одинаково верными в отдельных своих аспектах. Не принимая точку зрения ни одной из сторон, постараемся объективно изложить имеющиеся аргументы и сделать доступные нам выводы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я