Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно
Джош Кауфман, 2013

Автор книги, Джош Кауфман, утверждает, что за 20 часов правильно организованных занятий можно научиться любому делу. Лучшее доказательство тому – он сам. Самоучка, не получивший классического бизнес-образования, Джош – успешный предприниматель, выдающийся бизнес-тренер, основатель и руководитель интернет-проекта PersonalMBA.com. Разработанный им метод универсален. Хотите изучить иностранный язык, сочинить роман, написать портрет, открыть собственное дело или освоить азы управления самолетом? Потратьте на обучение всего 20 часов, и вы будете потрясены результатами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3

10 принципов эффективного обучения

Ни одна проблема не устоит под натиском мысли.

Вольтер

В главе 1 мы уже обсуждали разницу между обучением и приобретением навыка. Однако это нисколько не умаляет важности обучения. Потратив немного времени на изыскания, прежде чем приступать к практике, вы сэкономите драгоценное время, энергию и душевные силы.

Теория сделает практические занятия более эффективными, позволит больше времени посвящать важным элементам, которые необходимо освоить первыми.

Из этого следуют 10 принципов эффективного обучения.

1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

2. Признайте, что вы ничего не понимаете.

3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

4. Представьте результат, противоположный желаемому.

5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

6. Устраните из своего окружения все, что вас отвлекает.

7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

8. Создайте поддерживающие структуры и контрольные списки.

9. Сформулируйте и уточните прогнозы.

10. Уважайте свой организм.

1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области

Потратьте 20 минут на поиски в интернете, сходите в книжный магазин или в местную библиотеку за книгами и другими источниками информации об интересующем вас навыке. Ваша цель — найти не меньше трех книг, DVD с инструкциями, пособий или других источников информации о навыке, которым вы пытаетесь овладеть.

Только не впадайте в панику — вам не нужно тратить кучу времени на запоминание этих сведений. Наоборот: время, потраченное на чтение или просмотр, сокращает продолжительность практических занятий.

Вы не готовитесь к экзамену. Цель этих предварительных изысканий — определить главные элементы навыка, критически важные составляющие, а также инструменты, необходимые для максимально быстрого успеха. Чем больше вы заранее узнаете о навыке, тем лучше подготовитесь. Ваша цель — как можно быстрее собрать широкий спектр информации о новом навыке, сформировав точное описание процесса его приобретения.

Для быстрого приобретения навыка беглый просмотр полезнее углубленного чтения. Отмечая в уме идеи и средства, повторяющиеся в разных источниках, вы убеждаетесь, что можете доверять выявленным закономерностям, и получаете возможность должным образом подготовить практические занятия.

Если, например, вы хотите испечь вкусный круассан, возьмите несколько кулинарных книг о выпечке. Вам не придется заново изобретать весь процесс — вы обнаружите, что существующая технология совершенствовалась лучшими кондитерами на протяжении многих лет. Если вы увидите, что один и тот же прием или процесс встречается в нескольких источниках, велика вероятность того, что эта информация действительно заслуживает внимания.

Обнаружив самые полезные — по всей вероятности — приемы, вы можете экспериментировать с ними на своей кухне, что избавит вас от многочисленных ошибок.

2. Признайте, что вы ничего не понимаете

В процессе предварительных исследований вы можете натолкнуться на теории, приемы и идеи, которые вам непонятны. Иногда какой-либо аспект навыка кажется очень важным, но вы понятия не имеете, что он означает. Вы читаете незнакомые слова или понимаете: другие делают то, что вы не в состоянии осознать.

Не паникуйте. Растерянность при первой встрече с незнакомым — это нормально. На самом деле, это даже хорошо. Не бегите от нее.

Предварительные исследования — один из лучших способов выявить главные элементы навыка и основные идеи. Однако велика вероятность, что вы не поймете их смысла сразу. Понимание придет позже, когда вы начнете практические занятия.

Доктор Стивен Крашен, специалист по обучению иностранным языкам, о котором я упоминал выше, называет это постижимым потоком. Новая информация, которую вы получаете, по определению, не очень понятна, поскольку не связана с предыдущими знаниями. Со временем, после приобретения некоторого опыта, та же самая информация становится постижимой. Как говорил известный учитель йоги Т. К. В. Дешикачар: «Осознание неведения само по себе является формой ясности».

Признание того, что вы пребываете в растерянности, очень важно. Оно помогает выяснить, что именно вы не понимаете, а значит, определить направление исследований, которые помогут вам избавиться от этой растерянности.

Если вы понимаете больше половины того, с чем сталкиваетесь в предварительных исследованиях, значит, вы обучаетесь достаточно быстро. Если у вас возникают сомнения и колебания относительно темпа исследований, значит, вы на правильном пути. Если проблема или проект действительно вам интересны, то чем больше ваша растерянность на первом этапе процесса, тем сильнее внутренняя мотивация во всем разобраться и тем быстрее вы обучаетесь.

Нежелание признавать свое неведение — серьезный психологический барьер на пути к быстрому приобретению навыка. Чувствовать себя дураком неприятно, но, если вы напомните себе, что в процессе занятий такое ощущение пройдет, эта мысль поможет вам как можно быстрее перейти от неведения к ясности.

3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки

В процессе исследования вы естественным образом начинаете замечать закономерности: идеи и приемы, которые встречаются вам снова и снова.

Эти концепции называются ментальными моделями, и они очень важны. Ментальные модели — это основа обучения, способ понимания и обозначения объекта или связи, существующих в нашем мире. По мере накопления точных ментальных моделей вам становится легче предвидеть, что произойдет после выполнения того или иного действия. Ментальные модели также значительно облегчают обсуждение своего опыта с другими людьми.

Вот вам пример: недавно я помогал отцу создать сайт. Приступив к делу, я попытался объяснить ему свои действия. Отец в итоге был недоволен нами обоими: я все время использовал такие слова, как «сервер», а он понятия не имел, о чем идет речь.

Но как только папа понял, что сервером называют специальный компьютер, предоставляющий пользователю доступ к веб-странице, и что сервер — это другой компьютер, а не тот, на котором мы работаем, ему стало гораздо легче понять, что же мы на самом деле делаем. В данном случае сервер представляет собой ментальную модель — знание этого термина облегчило отцу понимание процесса нашей работы над сайтом.

Кроме того, вы должны заметить, что некоторые вещи кажутся вам знакомыми. Это мысленные зацепки — аналогии и метафоры, которые можно использовать для запоминания новых концепций.

В случае с сервером представьте себе библиотеку. Когда вы идете в библиотеку и спрашиваете какую-либо книгу, библиотекарь просматривает стеллажи с сотнями или даже тысячами книг, чтобы отыскать именно ту, которая вам нужна. Обнаружив книгу, он несет ее вам. Если нужной книги нет, библиотекарь говорит: «Я не могу найти книгу, которую вы ищете».

Именно так работают интернет-серверы. Получив запрос на конкретную веб-страницу, сервер ищет ее в своей памяти. Если страница найдена, она открывается для пользователя. Если же сервер не может ее найти, то посылает вам сообщение: «Ошибка 404: Страница не найдена». Представление сервера как «компьютерного библиотекаря» помогает понять работу системы.

Чем больше ментальных моделей и мысленных зацепок вы сумеете идентифицировать в процессе предварительных исследований, тем легче будет использовать их во время практических занятий.

4. Представьте результат, противоположный желаемому

Попытка представить, что приобретение нового навыка закончится катастрофой, а не триумфом, на первый взгляд выглядит нелогично.

Что если вы все сделали неправильно? Что если вы получили худший из возможных результатов?

Этот метод решения проблем называют инверсией, и он полезен для освоения основ практически любого дела. Изучив противоположность того, что вы хотите достичь, вы получаете возможность выявить важные элементы, которые в первый момент не кажутся очевидными.

Возьмем, к примеру, сплав по реке на байдарках. Что я должен знать, чтобы суметь сплавиться на байдарке по большой, быстрой, изобилующей порогами реке?

Обратимся к инверсии. Что будет, если все пойдет не так, как надо?

● Я перевернусь, окажусь под водой и не смогу выбраться.

● Вода попадет в байдарку, и она утонет, в результате чего я лишусь средства передвижения.

● Я потеряю весло и лишусь маневренности.

● Я ударюсь головой о камень.

● Я выпаду из байдарки, окажусь в водовороте и не смогу выплыть.

Если я умудрюсь сделать все это одновременно посреди бурной реки, то, скорее всего, распрощаюсь с жизнью — худший из возможных сценариев.

Такое мрачное направление мыслей полезно, поскольку указывает на несколько элементов сплава на байдарках по реке, которые могут оказаться жизненно важными:

● Умение возвращать перевернувшуюся байдарку на киль, не выпадая из нее.

● Умение не дать байдарке утонуть, если необходимо ее покинуть.

● Умение избежать потери весла в бурной воде.

● Умение безопасно огибать большие камни.

● Изучение русла реки перед сплавом, чтобы избежать опасных участков.

Ментальная модель определяет и список покупок: нужно потратиться на спасательный жилет, шлем и другое снаряжение, которое обеспечит безопасность.

Теперь вместо общего представления: 1) сплавиться по реке; 2) получить удовольствие и при этом; 3) остаться в живых — у меня имеется конкретный список элементов, которыми нужно овладеть, а также необходимых действий, чтобы получить удовольствие, не вывести из строя снаряжение и выйти живым из путешествия по реке.

Инверсия — эффективный метод.

5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает

Первый этап обучения позволит сформировать адекватные ожидания: как, скорее всего, будут выглядеть действия новичка?

Приступая к усвоению нового навыка, вы можете совершить весьма распространенную ошибку — недооценить сложность задачи или количество элементов, которыми необходимо овладеть для достижения успеха. А если навык к тому же предполагает возможность приобрести вес в обществе, то его притягательность вполне способна исказить ожидания.

Многие люди, стремившиеся стать рок-звездами, брали в руки гитару, но затем обнаруживали, что очень трудно одновременно хорошо играть, петь, не фальшивя, и потрясающе выглядеть. Отчасти проблема состоит в том, что «быть рок-звездой» — это не один навык, а целый набор взаимосвязанных мини-навыков и для овладения каждым из них нужно упорно трудиться.

Разговор с людьми, которые уже овладели интересующим вас навыком, поможет развеять мифы и неверные представления еще до того, как вы начнете вкладывать в занятия время и силы. Точно зная, что вас ждет в процессе тренировок, вы сможете поддерживать интерес к занятиям и избежите разочарования на первых этапах процесса.

6. Устраните из своего окружения все, что вас отвлекает

Отвлечения — это злейший враг быстрого приобретения навыка. Отвлечения убивают внимание во время занятий, а отсутствие сосредоточенности ведет к замедлению темпов приобретения навыка (или вообще к отсутствию прогресса). Вы можете предвосхитить такой поворот событий, потратив несколько минут, чтобы еще до начала занятий устранить (или ослабить) как можно больше отвлекающих факторов.

Главные источники отвлечения можно разделить на две группы: электронные и биологические.

Телевизор, телефон и интернет — все это электронные отвлечения. Выключите их, заблокируйте, выдерните шнуры из розеток или любым другим способом удалите их из своего окружения, если они не являются необходимыми для самих занятий.

Исполненные благих намерений члены семьи, коллеги и домашние животные — это биологические отвлечения. Людей выключить не получится, но можно заранее сообщить им, что вы будете недоступны во время занятий, повысив таким образом вероятность того, что они проявят к вам уважение и не будут мешать.

Чем меньше отвлекающих факторов во время занятий, тем быстрее вы овладеете навыком.

7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление

Чтобы использовать материал, который вы усвоили во время занятий, необходимо быстро вспоминать связанные с ним идеи. Многие навыки требуют различной степени запоминания.

Тут есть одна ловушка: наша память несовершенна. Узнав что-либо новое, вы скорее всего это забудете, если не повторите через определенный промежуток времени. Такое повторение закрепляет освоенное и помогает мозгу сохранить его в долговременной памяти.

Исследователи обнаружили, что память подчиняется кривой затухания: новые концепции нуждаются в регулярном закреплении, но чем дольше вы знакомы с той или иной концепцией, тем реже требуется освежать ее в памяти, чтобы она не стерлась.

Интервальные повторения и закрепление — это техника запоминания, которая поможет вам систематически, на регулярной основе освежать в памяти важные концепции и информацию. Идеи, которые трудно запомнить, повторяются чаще, тогда как более легкие или более старые — реже.

Компьютерные программы для создания карточек, такие как Anki [1], SuperMemo [2] и Smartr [3], значительно упрощают интервальные повторения и закрепление. Системы интервальных повторений используют принцип считывания «карточки», и вам придется создавать эти карточки самому. Создавая карточки в процессе разделения навыка на элементы, вы одним выстрелом убиваете двух зайцев.

Для просмотра имеющихся карточек требуется лишь несколько минут в день. Систематизируя процесс просмотра и упорядочивая поиск в памяти, эти системы помогают запомнить новые идеи, методы и процессы за рекордно короткое время. Постоянно просматривая карточки, вы очень быстро запомните необходимые концепции и идеи.

Очень важно отметить, что приобретение навыка обычно требует большей вовлеченности, чем обучение. Если нужно запомнить концепции, идеи или словарь, чтобы сдать экзамен, то вам достаточно всего лишь интервальных повторений [4].

Однако наилучший эффект эта техника дает в тех случаях, когда требуется быстро вспомнить информацию. Если вы набираете словарный запас, чтобы выучить новый язык, то интервальные повторения и закрепление вам очень помогут. В тех случаях, когда быстрое запоминание не критично, лучше отказаться от метода «карточек» в пользу практических занятий и экспериментов.

8. Создайте поддерживающие структуры и контрольные списки

Многие навыки требуют определенного порядка действий, который включает в себя планирование, подготовку, поддержку, завершение и так далее. Создание простой системы — лучший способ обеспечить эти важные элементы с минимумом дополнительных усилий.

Контрольные списки удобны для запоминания действий, которые необходимо выполнять во время каждых практических занятий. Это способ систематизации процесса и позволяет сосредоточиться на важных вещах.

Поддерживающие структуры обеспечивают одинаковый подход к выбранному навыку во время каждых занятий. Представьте баскетболиста, который готовится выполнить штрафной бросок. Вытереть руки о майку, расслабить плечи, взять мяч у судьи, три раза ударить о площадку, застыть на три секунды, затем бросить в кольцо. Это и есть поддерживающая структура.

Создание поддерживающих структур повышает эффективность занятий. Они также облегчают визуализацию, и это помогает воспользоваться таким приемом, как мысленное повторение, который полезен при освоении отдельных видов двигательных навыков.

9. Сформулируйте и уточните прогнозы

Процесс приобретения навыка включает экспериментирование: вы пробуете новое и смотрите, что из этого получается.

Настоящей проверкой полезности обучения служит прогноз. Можете ли вы, основываясь на полученных знаниях, заранее предсказать, к чему приведут изменения в ваших действиях или новый эксперимент?

Привычка делать и проверять прогнозы поможет вам быстрее овладеть навыком. Это разновидность научного метода, включающего четыре ключевых элемента.

● Наблюдения — что вы в данный момент видите?

● Знания — что вы уже знаете об интересующем вас предмете?

● Гипотезы — что, по вашему мнению, усовершенствует ваш навык?

● Тесты — что вы собираетесь еще попробовать?

Я рекомендую использовать блокнот или любое другое средство записи, чтобы во время занятий отслеживать результаты экспериментов и формировать гипотезы. Следя за своими прогнозами и генерируя новые идеи, вы сделаете эксперименты более плодотворными.

10. Уважайте свой организм

Мозг и тело — это биологические системы, и потребности у них тоже биологические: пища, вода, физические упражнения, отдых и сон. Существует и опасность переутомления, которое снижает эффективность занятий. Не получая необходимого, разум и тело не дадут нужного результата.

По мнению Тони Шварца, автора книг «Жизнь на полной мощности»[10] («The Power of Full Engagement») (2004) и «Быть идеальным во всем» («Be Excellent at Anything») (2011), оптимальный цикл обучения требует около 90 минут сосредоточенных усилий. После этого вашему мозгу и телу потребуется перерыв. Используйте эту возможность для того, чтобы заняться спортом, перекусить, вздремнуть или переключиться на что-то другое.

Этот принцип прекрасно согласуется с занятиями по часам. Если перед началом практических или теоретических занятий вы поставите таймер на промежуток от часа до полутора, то по окончании отведенного времени не забудете сделать перерыв.

При необходимости можно также разбить занятия на несколько частей с короткими перерывами между ними: 20 минут занятий — 10-минутный перерыв, 20 минут занятий — 10-минутный перерыв и так далее.

Подводя итоги

У нас нет правил. Мы пытаемся достичь результата.

Томас Эдисон, изобретатель

Для каждого приобретаемого навыка вам не понадобятся все изложенные выше принципы, но некоторые из них наверняка окажутся полезными.

На мой взгляд, следует относиться к этим принципам как к дополнительному контрольному списку. Решив приобрести новый навык, вы просто просматриваете список и отмечаете, какие принципы применимы к вашему проекту.

Итак, контрольный список для эффективного обучения.

1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

2. Признайте, что вы ничего не понимаете.

3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

4. Представьте результат, противоположный желаемому.

5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

6. Устраните из своего окружения все, что вас отвлекает.

7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

8. Создайте поддерживающие структуры и контрольные списки.

9. Сформулируйте и уточните прогнозы.

10. Уважайте свой организм.

Применив этот контрольный список к тому навыку, который хотите приобрести, вы узнаете все необходимое, чтобы занятия стали рациональными и эффективными.

Применение теории на практике

Бесполезно садиться и писать, когда вы еще не встали, чтобы жить.

Генри Дэвид Торо

Хватит теории — пора приступать к практике.

Мы уже рассмотрели основы быстрого приобретения навыка, но главное — не знать, а делать. Помните: без практических занятий невозможно овладеть никаким умением. Вместо того чтобы все больше углубляться в теорию приобретения навыка, я продемонстрирую, как это делается. Я применю изложенные принципы к овладению несколькими новыми навыками, а вы будете наблюдать за мной, как говорится, из первого ряда.

Вот навыки, которыми я намерен овладеть.

● Йога: комплекс асан для домашних занятий.

● Программирование: создание работающего веб-приложения.

● Машинопись: переучивание на печать слепым методом.

● Стратегия: игра го, самая древняя и самая сложная из настольных игр.

● Музыка: игра на гавайской гитаре.

● Виндсерфинг: передвижение и маневрирование на поверхности воды.

У меня нет опыта ни в одном из этих занятий. При помощи описанных выше приемов и методов я хочу овладеть каждым из навыков не больше чем за 30 дней. Предполагаемое время занятий для каждого навыка — приблизительно 20 часов, то есть от 60 до 90 минут занятий ежедневно.

О примерах

Приведенные ниже конкретные примеры сугубо индивидуальны. Это умения, которыми мне захотелось овладеть по разным причинам, и об этих причинах я потом подробно расскажу. Навыки, интересующие вас, могут быть совсем другими, однако процесс их приобретения в своей основе останется тем же.

Естественно, какие-то из приведенных примеров могут вас заинтересовать больше остальных. В таком случае прочтите эти главы первыми. Если вы начали читать главу и описываемый в ней навык неинтересен или неприменим к вашей ситуации, можете спокойно ее пропустить. Метод, который я использую, одинаков во всех случаях, и вы не упустите ничего важного.

Следующие главы я пишу в виде пособия, предполагая, что эти навыки для вас новые, вы не имеете ни опыта в их использовании, ни знаний о них. Надеюсь, что, помимо иллюстрации метода, эти главы познакомят вас с шестью интересными занятиями, которые могут доставить удовольствие.

Если у вас богатый опыт в одной из этих областей, то вы, наверное, найдете ошибки в моем понимании предмета, терминологии или вообще не согласитесь с моим методом. Это абсолютно нормально. Помните: я начинаю как полный профан и не знаю, что делаю. (Пока что.)

То, что вы прочтете, — это описание процесса моего обучения каждому из навыков. Я очень старался, чтобы информация, представленная в книге, была точной и полной, однако ошибки неизбежны. Во всех случаях самое главное — это метод исследования и намеренной практики.

Итак, начнем: йога.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Лоэр Дж., Шварц Т. Жизнь на полной мощности! Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я