1. книги
  2. Языкознание
  3. Денис Иванович Ершов

Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1

Денис Иванович Ершов
Обложка книги

«Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов» — это уникальное пособие, разработанное специально для учащихся средней школы. Книга охватывает широкий спектр произведений русской и зарубежной литературы, начиная от древнерусских текстов до современной прозы XX века. Основное внимание уделено анализу ключевых литературных направлений, таких как романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм, а также рассмотрению творчества выдающихся писателей и поэтов разных периодов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3.1. XI

© Денис Иванович Ершов, 2025

ISBN 978-5-0065-3428-5 (т. 1)

ISBN 978-5-0065-3430-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов»

Аннотация

«Литература: Путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов» — это уникальное пособие, разработанное специально для учащихся средней школы. Книга охватывает широкий спектр произведений русской и зарубежной литературы, начиная от древнерусских текстов до современной прозы XX века.

Основное внимание уделено анализу ключевых литературных направлений, таких как романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм, а также рассмотрению творчества выдающихся писателей и поэтов, чьи работы стали неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

Каждая глава включает в себя не только теоретическую информацию, но и практические задания, вопросы для обсуждения и анализа текста, что способствует глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у школьников.

Книга соответствует современным стандартам образования и требованиям Министерства просвещения Российской Федерации, обеспечивая комплексное изучение литературы в рамках школьной программы. Этот учебник станет незаменимым помощником для учителей, учеников и всех, кто интересуется литературой и хочет расширить свой кругозор.

Предисловие

Дорогой читатель!

Перед тобой открывается дверь в удивительный мир, где страницы книг шепчут истории, полные тайн и открытий. Это путешествие начинается здесь, в этом учебнике, который проведет тебя через лабиринты времени, познакомит с великими умами прошлого и настоящего, раскроет перед тобой сокровища человеческой мысли и фантазии.

Каждый писатель, каждый поэт — это маг, создающий из слов картины, которые оживают в твоем воображении. Мы отправимся вместе с ними в далекое прошлое, где герои сражались с драконами и искали священные реликвии; мы заглянем в будущее, полное загадочных технологий и невероятных приключений; мы посетим страны, которых никогда не было на карте, и встретим людей, чья жизнь стала легендой.

Но не думай, что эта книга — просто сборник рассказов и стихов. Она — твой путеводитель, твой компас в мире литературы. Здесь ты найдешь ключи к разгадке великих произведений, научишься видеть скрытые смыслы и чувствовать красоту слов. Каждая страница этого учебника — это шаг вперед, новый уровень понимания и осознания.

Так что бери эту книгу в руки, открой первую страницу и дай себе волю погрузиться в этот волшебный мир. Пусть твое сердце бьется в унисон с ритмом стихов, пусть твои глаза видят то, что скрыто между строк, и пусть твоя душа наполняется светом великой литературы.

Добро пожаловать в путешествие, которое изменит тебя навсегда!

Введение

1. Значение классической литературы

Классическая литература занимает особое место в культурном наследии человечества. Произведения, созданные великими писателями и поэтами разных эпох, остаются актуальными и востребованными благодаря своей глубине, универсальности тем и богатству художественных образов. Они отражают не только исторические события и социальные процессы, но и вечные вопросы человеческого бытия: любовь, смерть, смысл жизни, борьба добра и зла.

Классическая литература формирует мировоззрение, развивает эстетическое чувство и воспитывает нравственные качества. Она учит нас мыслить критически, анализировать текст и видеть в нем не только сюжет, но и философскую глубину, психологические нюансы и социальные контексты. Через чтение классических произведений мы учимся понимать других людей, их мотивы и переживания, а также лучше осознавать самих себя.

Таким образом, изучение классической литературы является важной составляющей образовательного процесса, способствующей всестороннему развитию личности.

2. Как читать и понимать литературные произведения

Чтение и понимание литературных произведений — это сложный процесс, требующий определенных навыков и умений. Для глубокого проникновения в текст необходимо уметь анализировать структуру произведения, выявлять художественные средства, используемые автором, и интерпретировать их значение.

Основные этапы чтения и анализа включают:

— Первичное восприятие текста: ознакомление с сюжетом, персонажами, основными событиями;

— Анализ композиции: выявление структуры произведения, разделение его на части, определение роли каждой части в общем замысле автора;

— Изучение художественных средств: метафоры, сравнения, символы, аллегории и другие тропы, используемые для создания образности и выразительности;

— Интерпретация смысла: поиск подтекстов, скрытых смыслов, философских и социальных идей, заложенных в произведение;

— Соотнесение текста с историческим контекстом: понимание влияния эпохи, в которой жил автор, на его творчество.

Эти навыки помогают не только лучше понять содержание произведения, но и развить критическое мышление, способность к самостоятельному анализу и интерпретации информации.

3. Структура книги и ее особенности

Настоящая книга представляет собой систематизированное руководство по изучению русской и зарубежной классической литературы для учащихся 5—11 классов. Она построена на принципах комплексного подхода, сочетающего теоретические знания с практическими заданиями и вопросами для самостоятельного анализа.

Цель и задачи

Цель данного учебного пособия заключается в формировании у учащихся основополагающих знаний о классической литературе, развитии навыков анализа художественного текста и воспитания интереса к чтению. Задачи книги включают:

— Ознакомление с ключевыми произведениями русской и зарубежной литературы;

— Развитие умения анализировать тексты различных жанров и стилей;

— Формирование навыков самостоятельной работы с литературными источниками;

— Воспитание эстетического вкуса и нравственных качеств через знакомство с лучшими образцами мировой литературы.

Гипотеза

Мы предполагаем, что систематическое и последовательное изучение классической литературы в соответствии с предложенной программой позволит учащимся глубже понять и оценить художественное наследие, развить критическое мышление и повысить общий культурный уровень.

Актуальность

Актуальность данного пособия обусловлена необходимостью обновления школьных программ по литературе в свете современных требований к образованию. Книга учитывает изменения в образовательных стандартах и стремится предоставить учащимся современные методы и инструменты для изучения литературы.

Теоретическая значимость

Учебное пособие опирается на достижения современной филологической науки, включая теории литературоведения, лингвостилистику и герменевтику. Оно интегрирует новейшие подходы к анализу текста, что позволяет учащимся освоить актуальные методы исследования литературных произведений.

Практическая ценность

Практическая ценность книги заключается в том, что она предоставляет учителям и ученикам удобный инструмент для организации учебного процесса. Задания и вопросы, представленные в каждом разделе, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и развивают навыки самостоятельной работы.

Часть I. Русская литература (5—9 классы)

Глава 1. Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы

Параграф 1. «Повесть временных лет»

Тема: «Повесть временных лет» как важнейший памятник древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» — это одно из самых значимых произведений древнерусской литературы, которое занимает центральное место в изучении истории Руси и её культуры. Это произведение представляет собой исторический труд, созданный в начале XII века монахом Нестором Летописцем. Оно охватывает период от легендарных времен до начала XII века и является основным источником информации о событиях того времени.

Исторический контекст создания произведения

Создание «Повести временных лет» приходится на время расцвета Киевской Руси, когда культура и письменность активно развивались. В этот период монахи и писцы играли важную роль в сохранении исторической памяти народа. Именно благодаря их труду мы имеем возможность узнать о многих событиях прошлого.

Структура и содержание «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» состоит из нескольких частей:

Вступление, где автор объясняет цель своего труда и рассказывает о происхождении славянских народов;

Основная часть, которая включает описание событий от древних времен до начала XII века;

Заключение, где автор подводит итоги своей работы и выражает надежду на продолжение летописи.

Каждая часть имеет свою структуру и тематику, что позволяет читателю легко ориентироваться в тексте.

Значение «Повести временных лет» для изучения истории Руси

«Повесть временных лет» является не только литературным памятником, но и важным историческим документом. Она содержит множество сведений о политической, социальной и культурной жизни Руси в IX — XII веках. Благодаря этому произведению мы можем лучше понять процессы формирования государства, взаимоотношения между различными народами и культурными традициями.

Литературные особенности «Повести временных лет»

Несмотря на то, что «Повесть временных лет» написана в основном в жанре хроники, она обладает рядом художественных особенностей. Автор использует различные стилистические приемы, такие как метафоры, сравнения и эпитеты, чтобы сделать текст более выразительным и запоминающимся. Кроме того, в произведении присутствуют элементы фольклора и мифологии, которые придают ему особую атмосферу.

Место «Повести временных лет» в школьной программе

Изучение «Повести временных лет» в школе помогает учащимся глубже понять историю и культуру Древней Руси. Этот материал способствует развитию у школьников интереса к прошлому своей страны, а также формирует навыки анализа исторических источников и критического мышления.

Пример отрывка: «Сказал Александр: „Ты узнай, кто был моим родом, и кто был родом отцом моим, и как был я воспитан, и какой был дом отца моего, и какое имя мое, и какие знаки на мне, и что я обещал сказать тебе, тогда я скажу тебе, что ты спросил“».

План анализа:

Определить контекст этого отрывка в истории.

Изучить персонажей, в данном случае — Александра и его собеседника.

Разобрать вопросы, заданные Александром, и их важность для дальнейшего развития сюжета.

Проанализировать стиль речи и манеру общения персонажей.

Извлечь урок или мораль из этого отрывка.

Хорошие переводы «Повести временных лет» можно найти в современных изданиях, таких как переводы В. Н. Татищева, Д. С. Лихачева и др. Для анализа и заучивания рекомендуется выбирать отрывки, которые содержат важные сюжетные повороты, характеристики персонажей или философские размышления.

Для анализа и заучивания отрывков из «Повести временных лет» ученикам можно выбрать яркие, значимые эпизоды, которые помогают понять суть исторического повествования. Вот план и подход к работе с текстом:

Примеры отрывков для анализа:

Легенда о призвании варягов: «В год 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было у них правды, и встал род на род, и была между ними усобица. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. И сказали: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались три брата с родами своими…»

Гибель Олега от коня: «И вспомнил Олег своего коня, которого поставил кормить и не позволил ему идти к нему. И сказал Олег: „Чего мне бояться? Если бы была смерть моя на коне, то умер бы я давно“.»

Крещение Руси: Участок, описывающий крещение киевлян при князе Владимире (988 год).

План анализа отрывка:

Контекст:

Введение в исторические условия и период.

Какое место занимает эпизод в общем повествовании?

Основные персонажи:

Кто упоминается в тексте? Каковы их роли?

Тема и идея:

Какие ценности или принципы отражены в отрывке? Как они соотносятся с духом времени?

Язык и стиль:

Какими выразительными средствами пользуется автор? Есть ли примеры аллегорий, метафор?

Актуальность:

Почему этот эпизод важен для понимания русской истории? Как он связан с современностью?

Пример анализа:

Отрывок: «В год 862. Изгнали варягов…»

Контекст: Отрывок описывает начало объединения русских земель и возникновение первых государств.

Персонажи: Варяги, три брата (Рюрик, Синеус, Трувор).

Тема: Потребность в порядке и власти как основа формирования государства.

Язык: Повторение «нет порядка» подчеркивает хаос. Диалог обобщает проблему.

Актуальность: Этот эпизод символизирует начало государственности на Руси, что важно для понимания её идентичности.

Для заучивания:

Можно использовать отрывки на выбор:

В оригинале: Полезно для изучения древнерусского языка. Для младших классов рекомендуется упростить текст.

В переводе на современный язык: Например, переводы Дмитрия Лихачёва (они сохранены максимально близко к оригиналу, но упрощены для понимания).

В стихах: Стихотворные адаптации делают текст более запоминающимся.

Рекомендуемые переводы:

Дмитрий Лихачёв (современный литературный перевод с комментариями).

Игорь Данилевский (учебное пособие с адаптацией текста для школьников).

Работа с оригиналом полезна для углубления знаний языка и истории, но важна адаптация материалов под уровень учеников.

Вывод

Таким образом, «Повесть временных лет» является одним из важнейших памятников древнерусской литературы и истории. Ее изучение в школе играет ключевую роль в формировании исторического сознания учащихся и воспитании патриотизма.

Повесть временных лет» — это древнерусский летописный памятник, который содержит множество интересных отрывков для анализа и заучивания детьми. Вот несколько примеров отрывков и план анализа:

Вопросы для повторения в конце параграфа могут быть полезны для закрепления материала и проверки понимания учениками прочитанного текста. Они помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, углубить их знания о произведении и развить навыки анализа литературного произведения.

Вот несколько примеров литературоведческих вопросов по теме «„Повесть временных лет“»:

— Кто является автором «Повести временных лет», и почему его имя остается неизвестным?

— Каковы основные цели создания «Повести временных лет»? Какие исторические события она освещает?

— В чем заключается значение «Повести временных лет» для русской культуры и истории?

— Какие источники использовал автор при создании «Повести временных лет»?

— Какова структура «Повести временных лет»? Из каких частей состоит произведение?

— Какую роль играют легенды и предания в «Повести временных лет»? Приведите примеры таких эпизодов.

— Какое место занимает образ князя Владимира Святославича в «Повести временных лет»? Почему он так важен для автора?

— Каково отношение автора к христианству и язычеству в «Повести временных лет»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

— Как «Повесть временных лет» отражает политические и культурные процессы того времени?

— Сравните «Повесть временных лет» с другими памятниками древнерусской литературы. Что у них общего и в чем различия?

Эти вопросы помогут учащимся лучше понять содержание и значимость «Повести временных лет» как исторического и литературного памятника.

Параграф 2. «Слово о полку Игореве»

Параграф 2 посвящен одному из важнейших памятников древнерусской литературы — произведению «Слово о полку Игореве». Этот памятник представляет собой уникальное литературное произведение XII века, которое рассказывает о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Исторический контекст

«Слово о полку Игореве» было создано в конце XII века, когда русские земли находились под постоянной угрозой со стороны кочевых племен, особенно половцев. В это время Русь была разделена на множество княжеств, что ослабляло её обороноспособность перед внешними врагами. Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского был предпринят в 1185 году с целью защитить свои земли от набегов половцев. Однако этот поход закончился поражением русских войск, а сам князь Игорь попал в плен.

Сюжет произведения

В центре сюжета «Слова о полку Игореве» находится описание похода князя Игоря и его брата Всеволода против половцев. Автор описывает подготовку к походу, само сражение и его последствия. Особое внимание уделяется описанию природы, которая играет важную роль в произведении. Природа предостерегает героев от опасностей, но они не обращают внимания на эти знаки.

Литературные особенности

«Слово о полку Игореве» отличается высокой художественностью и глубоким философским содержанием. Оно написано в форме лирического повествования, где автор выражает свои мысли и чувства через образы и символы. Произведение наполнено аллегориями и метафорами, которые помогают передать глубину переживаний автора и его отношение к происходящим событиям.

Значение произведения

«Слово о полку Игореве» является одним из самых значимых произведений древнерусской литературы. Оно отражает дух эпохи, в которой было создано, и передает важные идеи того времени. Это произведение также имеет большое значение для изучения истории Руси и развития русского языка и литературы.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» занимает важное место в истории русской культуры и является обязательным для изучения в школе.

Да, «Слово о полку Игореве» действительно часто изучается в школах, и многие ученики заучивают наизусть отдельные фрагменты этого памятника древнерусской литературы. Переводы текста могут быть разными, но наиболее известными являются переводы Николая Заболоцкого и Дмитрия Лихачёва. Эти переводы передают дух оригинала и легко воспринимаются современными читателями.

Отрывок для заучивания:

Один из самых известных и красивых фрагментов «Слова о полку Игореве» — это плач Ярославны. Он начинается так:

Плач ЯрославныПеревод Н. А. Заболоцкого

На Дунае Ярославнин голос слышится, Соловьем она на крепости зовет: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, Ты мое веселье по степи развеваешь?» И речет ей ветер: «Не скажу тебе, княгиня!» А река-то быстрая напоминает ей: «Что ж ты, мой светлый сокол, в степи убиваешься?»

Этот фрагмент можно предложить ученикам для заучивания наизусть. Он небольшой, но очень выразительный и эмоциональный. Плач Ярославны прекрасно иллюстрирует страдания жены князя Игоря, который отправился в поход и попал в плен.

План анализа отрывка:

Историческая справка: Кратко рассказать об исторической ситуации, в которой создавалось «Слово о полку Игореве», и о значении этого произведения для русской литературы.

Анализ содержания отрывка:

— Описание персонажей: Кто такая Ярославна? Почему она обращается к ветру и реке?

— Эмоциональная окраска: Какие чувства испытывает Ярославна? Как это передается в тексте?

— Символика: Что символизируют ветер и река? Как их ответы отражают настроение героини?

Стихотворные формы и средства художественной выразительности:

— Ритм и рифма: Какой ритм используется в этом отрывке? Есть ли рифмы?

— Эпитеты и сравнения: Какие эпитеты и сравнения использует автор для описания природы и чувств Ярославны?

— Метафоры и символизм: Какие метафоры и символы присутствуют в тексте? Как они помогают передать идею и настроение отрывка?

Тема и идея отрывка:

— Основная тема: Что хотел сказать автор этим отрывком? Как он выразил свою мысль?

— Идея: Какова главная идея отрывка? Как она связана с общей темой произведения?

Вывод: Подвести итог анализу, подчеркнув важность данного отрывка для понимания всего произведения и его значения в русской культуре.

Такой подход позволит ученикам глубже понять текст, развить навыки анализа литературных произведений и научиться воспринимать литературу как искусство.

Вопросы и задания в конце этого параграфа помогут закрепить материал и проверить понимание учениками темы. Они стимулируют учеников к активному осмыслению прочитанного, развивают аналитические способности и способствуют лучшему запоминанию информации. Вот несколько вопросов и заданий, которые мы включим в конец параграфа:

Вопросы для обсуждения:

Краткий пересказ:

— Расскажите кратко содержание «Слова о полку Игореве».

Характеристика главных героев:

— Опишите характер князя Игоря. Какие качества вы можете выделить у него?

Эпоха создания:

— В какое время было создано «Слово о полку Игореве»? Какие исторические события повлияли на его создание?

Литературное значение:

— Почему «Слово о полку Игореве» считается важным памятником древнерусской литературы?

Символика и образность:

— Найдите примеры использования символов и образов в «Слове о полку Игореве». Объясните их значение.

Авторский стиль:

— Каковы основные черты стиля автора «Слова о полку Игореве»?

Мораль произведения:

— Какую мораль можно извлечь из «Слова о полку Игореве»? Какие уроки преподносит нам это произведение?

Актуальность сегодня:

— Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время? Почему?

Задания для самостоятельной работы:

Творческое задание:

— Напишите короткий рассказ или стихотворение, вдохновленный «Словом о полку Игореве». Используйте образы и мотивы, встречающиеся в оригинальном произведении.

Сравнительный анализ:

— Сравните «Слово о полку Игореве» с другим произведением древнерусской литературы. Найдите общие черты и различия.

Работа с текстом:

— Выпишите из текста «Слова о полку Игореве» все эпитеты и сравнения. Объясните их смысл и значение.

Иллюстрация:

— Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов «Слова о полку Игореве». Подпишите, какой эпизод изображен и почему вы выбрали именно его.

Рефлексия:

— Напишите короткое эссе на тему «Какое впечатление произвело на меня «Слово о полку Игореве?». Укажите, что вам понравилось больше всего и почему.

Эти вопросы и задания помогут ученикам лучше усвоить материал, развить критическое мышление и творческие способности.

Контрольная работа по теме: Глава 1. Древнерусская литература

Вариант 1 (для слабых учащихся)

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Древнерусская литература возникла в:

— а) X веке

— б) XII веке

— в) XV веке

— г) IX веке

1.2. «Повесть временных лет» была создана:

— а) Нестором

— б) Владимиром Мономахом

— в) Автором «Слова о полку Игореве»

— г) Кириллом и Мефодием

1.3. Основная тема «Слова о полку Игореве»:

— а) Описание природы

— б) Призыв к единству русских князей

— в) Жизнь святых

— г) Описание быта крестьян

2. Установите соответствие:

3. Заполните пропуски:

3.1. «Повесть временных лет» была написана в веке.

3.2. Автор «Слова о полку Игореве» остался.

3.3. Основная идея «Слова о полку Игореве» — .

4. Ответьте на вопросы:

4.1. Какие исторические события описаны в «Повести временных лет»?

4.2. Почему «Слово о полку Игореве» считается важным произведением древнерусской литературы?

Вариант 2 (для средних учащихся)

1. Выберите правильный ответ:

1.1. «Повесть временных лет» является:

— а) Художественным произведением

— б) Летописью

— в) Поэмой

— г) Житием

1.2. Автор «Слова о полку Игореве»:

— а) Неизвестен

— б) Нестор

— в) Владимир Мономах

— г) Кирилл

1.3. Основная цель «Повести временных лет»:

— а) Описание природы

— б) Сохранение исторической памяти

— в) Прославление князей

— г) Описание быта крестьян

2. Установите соответствие:

3. Заполните пропуски:

3.1. «Повесть временных лет» была создана в веке.

3.2. «Слово о полку Игореве» написано в веке.

3.3. Основная идея «Повести временных лет» — .

4. Ответьте на вопросы:

4.1. Какие литературные приемы использованы в «Слове о полку Игореве»?

4.2. Как «Повесть временных лет» отражает мировоззрение древнерусского человека?

Вариант 3 (для сильных учащихся)

1. Выберите правильный ответ:

1.1. «Повесть временных лет» была создана в:

— а) X веке

— б) XI веке

— в) XII веке

— г) XIII веке

1.2. Автор «Слова о полку Игореве»:

— а) Нестор

— б) Владимир Мономах

— в) Неизвестен

— г) Кирилл

1.3. Основная тема «Повести временных лет»:

— а) Описание природы

— б) Сохранение исторической памяти

— в) Призыв к единству русских князей

— г) Описание быта крестьян

2. Установите соответствие:

3. Заполните пропуски:

3.1. «Повесть временных лет» была создана в веке.

3.2. «Слово о полку Игореве» написано в веке.

3.3. Основная идея «Слова о полку Игореве» — .

4. Ответьте на вопросы:

4.1. Какие исторические события описаны в «Повести временных лет»?

4.2. Почему «Слово о полку Игореве» считается важным произведением древнерусской литературы?

5. Задания повышенной сложности:

5.1. Проанализируйте, как в «Слове о полку Игореве» отражается идея единства русских земель.

5.2. Сравните «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» по следующим критериям: цель создания, жанр, основные идеи.

Ключи для проверки:

Вариант 1:

1.1. а) X веке

1.2. а) Нестор

1.3. б) Призыв к единству русских князей

2.1. б) Летопись, описывающая историю Руси

2.2. в) Описание похода князя Игоря

3.1. XI

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я