Бологое

Денис Валерьевич Соколов

Перед вами отредактированное, и дополненное новыми материалами Дениса Соколова, издание рукописей и книги краеведа Николая Ласточкина «Моё Бологое». Книга была написана в 2005 году, и постоянно редактируется.Это живая книга – она живет вместе с вами.Жизнь не стоит на месте. На смену одним событиям приходят другие. Любой из вас может поучаствовать в уточнении уже описанных событий, либо дополнить книгу новыми материалами.

Оглавление

Введение

Бологое — село необычное, вместе со всей страной и народом пройдя долгий и славный путь, оно летом 1917 года стало городом. Проследить этот путь, показать становление города — задача непростая, и авторы попытались это сделать.

Селение Бологое своим бесспорно знаменитым существованием обязано двум моментам: году 1495-му, когда оно (условно упомянуто) появилось на свет как погост Усекновения Главы Ивана Предтечи, и становлению железнодорожного узла — по своей сути являющемуся мощным градообразующим фактором — целой эпохе во второй половине ХIХ столетия. И если первое событие — обычное и естественное, то второе круто изменило судьбу заурядного села, выделив его из множества таких же. С этого исторического момента теперь все дороги со всей России повели в это маленькое село, что было событием беспрецедентным. И крохотное село со временем стало городом Бологое, районным центром, стойким «солдатиком» в годы 1941 — 1945 гг. Нас всегда будет интересовать и волновать, как это происходило, действующие лица и прочее.

К систематическим базовым документам, отражающим свет той эпохи, можно отнести Метрические книги Бологовской приходской Покрова Богородицы церкви. Они сохранились, начиная с 1859 года (ГАТО. Ф.160). К этому времени железная дорога «Петербург — Москва» уже была построена. На базе села и образовавшейся в 1851 году станции Бологовская проектировались линии других направлений, возводилась разветвленная инфраструктура для их функционирования, создавались многочисленные организации, службы, учреждения — одним словом, шло интенсивное строительство крупнейшего ж.д. узла и города как обязательного к узлу приложения. Узел и город — единое целое, нераздельны, одно без другого существовать не могут. Весь этот сложнейший механизм, не имевший аналогов в России, создавался как раз в это время.

Медведевская волость (до этого называлась «Агрызовская волость») и Бологовский погост частично не совпадали в границах. Непосредственными соседями Бологовского погоста в этот период являлись Котловановский, Вознесенский (село Дубровка), Куженкинский, Старо-Березайский, Жабенский (село Жабницы) погосты. По охвату территории он был небольшой, зато успевший стать самым крупным по численности населения. Функционирование первоклассной станции, интенсивное строительство узла и формирование многочисленных служб привлекало сюда огромное число людей всех сословий с разных концов России. Масса безземельных крестьян хлынула сюда с деревень бологовского края, прилегающих деревень и сел Вышневолоцкого уезда; размах строительства сделал Бологое той поры «меккой» для купцов: местные валдайские, соседние вышневолоцкие, с Боровичей и Опеченского Посада, Осташкова, Костромы и Ярославля… Отмечались даже 1-й гильдии из Санкт-Петербурга. Разоряющееся мелкопоместное дворянство устремилось сюда, заполонив небольшое селение известнейшими фамилиями. Бологое враз получило мощный заряд интеллигентности, образованности, культуры, которого хватило на десятилетия. Всё это в основном за счет пришлых. Людской поток был настолько велик, что причт бологовской приходской Покровской церкви пришлось увеличивать с двух человек (до 1882 г.) до четырех-пяти (1889 г.), и до семи (три священника, два диакона, два псаломщика) в 1899-м. И вовсе не для украшения села в эти годы началось возведение «нового каменного храма» взамен физически и морально устаревшей и тесной деревянной приходской Покровской церкви. Село всем этим заметно выделилось из многих (не только соседних) уездных, а, может быть, и губернских центров. Бологое — ж.д. узел стало как бы магнитом, маленьким, но живым примером для демонстрации хода капитализма в России, своего рода новой «русской Америкой». Без преувеличения, это была всероссийская стройка. Бологое из Старого на глазах стало расширяться за счет Ёлкиной и Веригиной дач в Новое Бологое.

На основе Метрических книг складывается убеждение, что основной рабочей силой на строительстве ж.д. узла были «военно-рабочие роты». Сколько их было, трудно сказать, но часто фигурировало «III-е отделение Николаевской ж. д. военно-рабочих рот». С 31 июля 1882 года оно заменено «бывшими военно-рабочими ротами НЖД». Вероятно, основная нагрузка спадала. Вскоре появляются «чернорабочие роты НЖД» с привлечением вместо военных военизированных, полугражданских подразделений. Силы были задействованы немалые (роты, батальоны…). Во всяком случае можно быть уверенным, что в отличие от НЖД 1851 года железнодорожный узел Бологое строили далеко не крестьяне. К этому времени крепостных уже не было, а безземельных — сравнительно мало. Пришлым крестьянам отводилась второстепенная и несколько иная роль. Основная тяжесть на строительстве узла пришлась на военные плечи (солдаты, унтер-офицеры, офицеры, в том числе военные инженеры), дворян с инженерно-техническими специальностями, купцов-подрядчиков. Но и после ликвидации военно-рабочих рот сфера применения военных оставалась широкой. Долгое время функционировал не только «Телеграф», но и «Военно-телеграфный парк», «Жандармский эскадрон НЖД» (личный состав в основном — украинцы) и другие. При «Бологовском Отделении железных дорог» функционировало «Бологовское Отделение СПб Полицейского управления» (например, 25 августа 1887 года). По существу, всё — как и сейчас, только дисциплина была «военная».

Попутно и в эти же годы при станциях Бологое и Медведево открывались лечебные учреждения («Лазарет», например, 1883 год), новые школы. Бологое как ж.д. узел — не только мощное инженерно-техническое сооружение. Технику надо обслуживать, ремонтировать; людей — кормить, лечить, учить, готовить кадры. И в Бологое все это делалось.

Бологое, каким бы заурядным и «заштатным» городишком оно ни кажется некоторым ныне, — наш город, и вместе с тем оно принадлежит всей России. И нам за его историю есть чем гордиться! Как бы в стороне от главной его улицы находясь, напряженно в любую погоду и годину трудится железная дорога. Слово «узел» о многом говорит. В рассматриваемый период слова «ж.д. узел», «Бологовский погост», «Бологое» — почти одно и то же.

Книга давно востребована. Она повествует о городе Бологое и охватывает многовековой период — от первобытного строя до настоящего времени. Написана история пути от княжеского сельца до «Города Трудовой Доблести». В книге подытоживаются и критически систематизируются результаты плодотворной деятельности плеяды бологовских краеведов при опоре на основополагающие документы и источники. Многие из них имеют особо углубленный во времени характер и до сих пор не известны массовому читателю.

Авторы мечтают, чтобы их труд стал настольной книгой у каждого бологовца, надеясь, что он будет по достоинству оценен не только земляками, но и гостями прославленного по всей стране города, а для подрастающего поколения — живым и чистым родником при знакомстве с историей родного края «где то между Ленинградом и Москвой». Книга написана о нас с вами, с бесконечной благодарностью и вечной памятью о наших предках, чьи высокие заслуги приумножают благо города и способствуют его развитию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я