Мы всю жизнь проводим в сопровождении танца. Учимся, выступаем, снимаем клипы, посещаем мастер-классы и обучаем.Однако не всех учат искусству преподавания танцев.Данная книга – это пособие для начинающих хореографов с полезными советами, танцевальными фишками и профессиональными рекомендациями.Я делюсь опытом своей работы, чтобы вам на пути было немного проще.Пусть моя книга станет для вас отправной точкой в профессии хореографа.Удачи!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В сопровождении танца. Пособие для начинающих хореографов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Танцор или хореограф
Как вы думаете, возможно ли совмещать эти два направления?
Или, может, вы уже работаете в таком режиме?
Я как человек, который прошел этот этап, скажу так — реально, но сложно. Даже если вы бесконечно влюбленный в свое дело человек, даже если вы горите сценой и танцами, все же нервная система не бесконечная. Рано или поздно она вам скажет «я в отпуск, пока без меня». Причем отпуск может быть незапланированным.
Хотите так? Если нет, то вот несколько советов от меня. Обязательно буду приводить примеры из своей жизни, и вы поймете, что сделать, чтобы совместить в своей жизни танцы, любовь к ним и деньги.
Когда вы начинаете работать в танцевальной сфере или в сфере фитнеса вы горите. Вы набираете себе огромное количество часов, у вас куча персоналок, если другие тренеры/хореографы просят вас подменить их — делаете это не задумываясь. Вы движетесь вперед на той энергии, которую отдает вам ваша же работа. Но, огорчу тех, кто сейчас находится в этой стадии — это пройдет, а ваши бесконечные рабочие часы нет. Со временем с вами на работу начнет ходить подруга «привычка», надоедливая дама, у которой все одно и то же. А если вы человек, который любит смену декораций, то оказывается это не так уж и весело. Сбросить свои часы на других проблематично. Особенно если вы набрали часов, которые приходятся на вечер воскресенья или утро понедельника.
Я и сама так впахивала на двух работах. С понедельника по пятницу я работала на офисной работе с 8 до 17.
Вечера были распланированы следующим образом:
— работа в фитнес-клубе с 18 до 21;
— собственные тренировки.
В субботу и воскресенье я тоже работала в фитнес-клубе. Представляете, что было со мной после полутора лет такого режима? Ничего хорошего, истощение моральное и физическое. Еще и внешний вид оставлял желать лучшего.
Поэтому первый совет для всех начинающих хореографов: не перебарщивайте и не берите то, что в дальнейшем начнет жестко тяготить. Представьте, что вы несете тяжелую сумку. Идти вам 2 километра. И вот первые несколько шагов еще кажутся легкими, но дальше сумка жестко начинает оттягивать руку. Так же и с тренировками. Поначалу силы есть, но потом их не останется.
Особенно если вы пытаетесь совмещать работу и учебу, но об этом дальше.
Работа и учеба.
А если две работы и учеба. Но это уже лирика.
И я не исключение, тоже совмещала работу и учебу. Причем у меня как раз и было две работы и учеба, правда, на заочном, поэтому мне было чуть легче, чем очникам. Хотя если взять офисную работу с 8 до 17, то, наверное, мы окажемся в равных условиях.
Здесь не буду растекаться мыслью по древу и скажу кратко, берегите свои силы. Лучше меньше да лучше, наработаться в танцах и фитнесе вы еще успеете. Особенно если вы решили связать себя узами брака с этой сферой. Расставьте приоритеты. Если на данный момент времени ваша цель закончить учебу и заработать немного денег, то и кидайте все силы на свое образование. А потом появится свободное время, и вы его отдадите под тренировки.
Но и время на отдых себе не урезайте. Поверьте, вы его заслужили.
Но и это не главное.
Давайте разберем, реально ли совмещать профессию танцора и хореографа? Реально, но при условии, что вы не выгораете на работе, и у вас остаются силы на собственное развитие.
О чем же речь?
Речь о ваших учениках, которые делятся или не делятся с вами энергией. На тренировках происходит взаимообмен с учащимися. Вы им, они вам. Игра в одни ворота не пройдет. Если отдаете только вы, то ваши ученики самые настоящие вампиры, есть и такие, поверьте. Не ждите от них отдачи. После такой тренировки у вас нет удовлетворения, хочется домой под одеяло и ни с кем не разговаривать.
После хорошей тренировки с взаимообменом у вас появляется настроение творить, лететь, делать что-то. Именно такое состояние на вес золота и если вы будете находиться в нем постоянно, то поток энергии будет постоянно вдохновлять вас на новые свершения именно, как танцора.
Если же вы не отдаете своим ученикам энергию, то вам нечего делать в этой профессии. То есть получается хитрость, ученики могут вам не отдавать, а вы обязаны. Но, если ученики не отдают, вы выдыхаетесь. Так что думайте.
«Мой опыт»
Это была одна из причин, по которой я перестала преподавать в 2018 году. Я просто не чувствовала отдачи. Да, было несколько человек, которые мочили на каждом занятии и по ним были видны результаты моей работы. Другие позволяли себе халявить. Были еще причины, но это была одна «из». Если ты не видишь результата работы — смысл твоего пребывания в профессии хореографа теряется.
Следующий пункт — это когда вы не просто учите людей танцевать, а вытягиваете их на свой уровень и выше. Речь идет о профессиональной команде. Именно здесь вы собираете всех тех, кто горит сценой, клипами и т. д. Но, не забывайте, что большую часть своего времени вы проводите в зале, на репетициях. И объясните своим ученикам, что если идет выбор между днем рождения подружки и тренировками, то сначала тренировки, потом подружка.
Здесь от вас потребуется очень много сил, но вот здесь точно не пройдет игра в одни ворота. Вы команда и у любой команды должен быть лидер. Это вы. Но с ваших учеников ответственность не снимается, они точно такие же участники коллектива и должны делать все для своего развития. Тренироваться самостоятельно, повышать свой уровень и активно участвовать в жизни команды. Но хозяйка на кухне одна.
Если вы тянете всю команду, а им это особо и не нужно, вы превращаетесь в лошадь, которая тащит за собой повозку с людьми. Они там отдыхают, наслаждаются прогулкой, а вы работаете. Думаю, сравнение очень хорошо показывает, во что вы можете ввязаться с людьми, которые не собираются впахивать наравне с вами. Поэтому ищите в свою команду ответственных и тех, кто горит этим делом. При условии, что вы хотите быть хореографом.
А может вы танцор?
«Мой опыт»
В январе 2018 неожиданно для себя я вдруг поняла, что не хочу больше преподавать. Вообще. Я закончилась, как хореограф. Я больше не могла придумывать связки для других, точнее, делала это, но мне было тяжело. Я не могла и движения из себя выдавить. Не видела результатов своей работы и вообще внутри что-то перегорело. И кажется окончательно.
Я стала раздражаться на тренировках, что было для меня не свойственно. Я очень вспыльчивый человек, но тренировки — это святое и у меня даже мысли не было психовать. А тут накрывало раз за разом.
Разбираясь в себе и разгребая гору мусора из накопившихся мыслей и эмоций, я докопалась до сути: не хочу быть хореографом, хочу быть танцором. Я забыла за 1,5 года существования студии, что есть я — самый главный человек в своей жизни. Я слишком много поставила на кон, но в итоге ничего не получила.
И было принято решение, что я больше не хореограф. Я танцор, который продолжает развиваться и делает пока что все для своего развития и движения вперед.
Пришлось в прямом смысле слова все потерять. Но это не самая страшная потеря, страшнее потерять себя. В тот момент выбор был сделан.
А вы уже решили кто вы?
И та и другая сфера танцевальной деятельности очень сложна.
Хореограф несет ответственность за себя и других.
Танцор только за себя, но не прекращает работу над собой ни на минуту. Вы постоянно должны развиваться.
Хореографами могут быть не все. Это не просто профессия, в которую ты приходишь, имея танцевальный стаж за спиной. Надо уметь взаимодействовать с разными люди, уметь объяснять и не раздражаться, когда человек не понимает с двадцатого раза. Неплохо развивать и ораторские способности в этой профессии, чтобы вас слушали.
С танцором все проще, но тут ответственность полностью на вас. Конечно, вы можете посещать занятия других хореографов, работать под руководством тренера, но львиная доля работа остается за вами. А также на вас поддержка себя любимого, критика себя любимого и постоянная работа над собой любимым.
Можно быть и хореографом и танцором, но кто вы больше в душе?
Я поняла, что я на сегодняшний момент жизни танцор. Но и преподавательскую деятельность я не хочу забрасывать, мне это нравится.
Реально ли совмещать работу, учебу и дело по душе?
Все реально. Но не разменивайтесь и помните о своей главной цели. Если вы не знаете, куда себя применить, то будете тратить очень много времени и здоровья на шелуху.
Отделяйте зерна от плевел и не обманывайте себя.
Вы как педагог должны любить свое дело. Если в вас этого нет — вам не место в танцах, как хореографу.
Я всегда считала, что танцы это не фитнес. Не в обиду фитнес-тренерам, но выучиться на инструктора намного проще, чем стать профессиональным танцором или хореографом. Но это уже тема отдельной главы.
Качеств, которыми вы должны обладать, как педагог-хореограф много. Начиная с мелочей: ваша речь, подача, внешний вид. И заканчивая более глобальными, о которых и поговорим. Хотя и к мелочам позже вернемся.
Итак, над какими своими качествами вам придется поработать в качестве хореографа?
Быть сдержанным.
Хотела сказать, что самое главное качество, но нет — одно из главных. Быть сдержанным: не психовать, не закатывать глаза, не применять фразы, которые обижают ученика и т. д. Будьте готовы к тому, что не все ученики будут понимать вас с первого раза, кто-то и с десятого не поймет. А кто-то после выученной хореографии начнет задавать вопросы по той части связки, которую, как вы думали, все давно уже усвоили. Да, бывает и так.
Уже не говоря про то, что все ученики на свои неудачи реагируют по-разному. Кто-то переваривает внутри себя, а кто-то начинает злиться и показывает свое непонимание материала всем окружающим. Вам в этот момент надо сохранять спокойствие и «разбушевавшегося» ученика привести в норму.
Представьте, что будет, если вы оба начнете стульями швыряться.
Да и вообще сдержанность будет помогать вам на протяжении всей жизни. Можете себе представить, как вы себя воспитаете, если научитесь не реагировать на острые и конфликтные ситуации. Поэтому скажите профессии хореографа за это спасибо и идем дальше.
Быть внимательным.
Запомните фразу, которой должен сопровождаться любой ваш урок: «вопросы есть?»
Нет, это не значит, что вы заходите в зал и вместо фразы «здравствуйте» вы спрашиваете «вопросы есть». Это будет очень странно. Именно в процессе обучения, когда вы раскладываете новый материал, поинтересуйтесь после у учеников, а все ли им понятно.
Кстати и здесь вы можете столкнуться со стеной непонимания. Дело в том, что очень много учениц любит играть в партизанов. Мол, вопросы есть, но спрашивать не буду — догадайся сама. Хореографы ведь в большинстве своем экстрасенсы и умеют читать мысли людей. Шутка.
И тут тоже можно действовать двумя способами:
1. Угроза.
Не бойтесь, не надо пугать людей расправой над ними. Просто скажите, что если нет вопросов, значит, ученики сейчас все идеально станцуют. Если не танцуют — отжимаются 10 раз. Пара таких трюков и вот уже партизанов становится меньше.
Способов изощренных «пыток» масса, вы можете ставить учениц в планку, заставлять качать пресс или прыгать с высоко поднятыми коленями миллион раз. Как я всегда говорю, фантазия человеческая безгранична. А уж фантазия хореографа тем более.
2. Указать на ошибки, которые вы увидели в процессе исполнения.
Но только не тыкать каждому на его «косяк», особенно если вы занимаетесь с новичками, а объяснять в целом группе. И заставляйте каждого себя проверять. Это полезно.
Если же вы занимаетесь с продвинутой группой, то можете указать на ошибки персонально.
Вот такие простые вещи смогут улучшить вашу работу.
И, конечно же, следите за состоянием ваших учащихся, но об этом в следующей главе.
А сейчас едем дальше и поговорим о вашем здоровье.
Уметь отдыхать.
Очень важный пункт и я бы даже поставила его на первое место. Очень важно уметь расслабляться и переключать свое внимание с рабочих дел на отдых. Учитесь отдыхать, я в свое время этого не умела и в итоге перегорела.
А уж перегореть можно очень быстро и потом восстанавливаться очень долго.
Хорошо, когда работа — это твое любимое дело. Но все равно — это работа. Поэтому выделите для себя любимой походы в спа, на массаж, в кино, просто гуляйте по улице, читайте любимые книги. Можете даже сами ходить на тренировки и учиться чему-то новому.
Хоть и говорят, что чужой опыт еще никого не научил, но все же я надеюсь, что вы с самого начала все расставите по своим местам. Вот здесь мы работаем, а здесь шезлонг поставим.
Перечисленные простые правила помогут вам стать более грамотным хореографом и развить в себе лучшие свои качества. Помните, что любая ситуация в жизни делает нас лучше. А если вы еще и с успехом проходите те или иные уроки жизни, тогда вы поднимаетесь по ступенькам собственного развития.
Если вы ступили на путь хореографа — выжмите максимум из этой профессии и из себя. Становитесь лучше, растите, работайте над собой, преодолевайте любые препятствия и сложности. И со временем вы обретете благодарных клиентов и опыт, который очень важен.
А теперь переходим к мелочам, что же именно вы должны из себя представлять, чтобы клиент захотел вас слушать и не захотел уходить.
Речь.
Начну жестко, если вы мямлите и говорите тихо, мало того, что вас никто не услышит и не поймет, так еще и всерьез воспринимать не будут.
Психологи говорят, что голос должен быть низким и спокойным. И вроде даже можно выработать такой голос, но я скажу так: неважно какой голос, главное говорить громко, четко и уверенно.
Ученики не должны настраивать локаторы и пытаться поймать каждое ваше слово. Они должны понимать, что вы говорите. И, конечно же, слышать вас. Вырабатывайте командный голос, говорите громко и четко. Это первый шаг на пути к успеху у учеников.
Подача.
Сюда можно внести все сразу, но все-таки это больше ваша энергетика и ваше желание обучить других искусству танца. Если вы уверенно входите в зал и уверенно себя держите — ученики уже «западут» на вас. Представьте контраст либо вы заходите с прямой спиной и уверенным шагом идете к ученикам. Либо плечи уныло упали вперед, спина круглая, взгляд в пол. Представили?
Вот вам и разница. Поэтому в зал заходим уверенно, с прямой спиной, гордо поднятой головой и чеканим каждый свой шаг.
Внешность.
Понятно, что речь пойдет не о накаченных губах и филлерах. А о том, что вы должны соответствовать своему уроку и одеваться красиво. Да, именно красиво, на вас ученики равняются, вы не можете себе позволить выглядеть плохо.
Помню, как однажды увидела видео с тренировкой по стрип-пластике. Так вот тренер по стрипу была одета, как хип-хоп танцор: штаны безразмерные, на голове бандана, на ногах кроссовки. В общем, выглядела не как хореограф, который преподает стрип-пластику. Обязательно соблюдайте стилистику своего урока. По-другому никак. Представьте, если балерина придет на урок классической хореографии в необъятных штанах и растянутой майке. Думаю, что до урока ее не допустят. Вот так же и вы не должны допускать себя до урока в непотребном виде.
Следите за своей внешностью, своей одеждой, в целом своим внешним видом — это важно, даже если вы думаете по-другому, то начинайте думать ПО-ДРУГОМУ. Встречают по одежке, так было, так есть и так будет.
Кажется, что работы у хореографа и так хватает, так тут еще и столько правил выполнять надо. Но это не сложно и постепенно вы и сами придете к собственной философии. Будьте не лучше других, а лучше себя вчерашнего. Это важнее, только так вы начинаете отличаться и привлекать к себе своих людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В сопровождении танца. Пособие для начинающих хореографов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других