1. Книги
  2. Общая психология
  3. Дарья Владимировна Стрекалина

Психотерапия апатии

Дарья Владимировна Стрекалина
Обложка книги

Апатия — это психоэмоциональное состояние, характеризующееся отсутствием интереса, мотивации и эмоциональной вовлеченности в различные сферы жизни. Это состояние может проявляться как в отношениях с окружающими людьми, так и в личной жизни, а также в профессиональной деятельности. Апатия может быть симптомом различных психических и соматических расстройств, таких как депрессия, хроническая усталость, стресс, неврозы и многие другие заболевания.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия апатии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при апатии

Апатия — это психоэмоциональное состояние, характеризующееся снижением интереса, мотивации, утреннего удовольствия и энергии. Она может быть вызвана различными факторами, включая депрессию, стресс, хронические заболевания, а также различные расстройства личности. КПТ является одним из методов психотерапевтической помощи при апатии, направленным на изменение негативных мыслей и моделей поведения, способствующих изменению состояния безразличия и пассивности.

1. Цели КПТ при апатии

Основной целью когнитивно-поведенческой терапии при апатии является восстановление активности пациента, повышение его мотивации и возвращение интереса к жизни. Терапия направлена на:

— Снижение чувства, безразличия и подавленности.

— Восстановление способности получать удовольствие от жизни.

— Активное вовлечение пациента в повседневную деятельность.

— Повышение самоуважения и уверенности в свободных возможностях.

— Развитие навыков самопомощи и управления стрессом.

2. Методы и техника КПТ при апатии.

2.1. Когнитивное реструктурирование

В основе КПТ лежит идея, что негативные мысли влияют на наше поведение и эмоциональное состояние. При апатии пациенты часто склонны к катастрофизации, самокритике и выражению убеждения, что их усилия бесполезны или не жертвуют результатом. Например, пациент может подумать: «Все равно ничего не меняется», или «Я не научился на большее». КПТ помогает автоматически отслеживать эти мысли и заменять их более рациональными и адаптивными.

Пример:

— Негативная мысль: «Мне все равно, что происходит вокруг меня. Это не имеет смысла».

— Адаптивная мысль: «Да, мне сейчас тяжело, но я могу начать с маленьких шагов, и это может улучшить мое состояние».

2.2. Поведенческая активация

Один из центральных методов КПТ при апатии — это поведенческая активация. Апатия зачастую сопровождается пассивностью и избеганием различных видов деятельности. В ходе терапии пациенту необходимо спланировать небольшие действия, которые помогут ему выйти из состояния бездействия. Важно начать с простых задач, которые пациент может выбрать, чтобы обеспечить успех и ощущение достижения.

Пример:

— План разработки на следующий день с такими действиями, например: «Сегодня я выйду на прогулку на 10 минут» или «Я постараюсь одно простое задание, которое мне приносит внимание».

2.3. Оценка и изменение стоимости и целей

Часто апатия является следствием утренних целей или ценностей. Пациент может чувствовать себя чужеродным из-за прежних увлечений, интересов и мотиваций. В рамках КПТ важно проработать эти моменты: какие цели важны для пациента, что он когда-то ценил, а что потерял. Работа с мотивацией включает в себя восстановление интереса к деятельности, которая когда-то приносила радость, или поиск новых целей и интересов.

Пример:

— Вопросы, которые можно задать: «Что когда-то принесло вам радость?», «Какие занятия вы хотели попробовать?» и «Что, на ваш взгляд, может улучшить вашу жизнь?»

2.4. Обучение методам расслабления и управления стрессом

Апатия часто связана с хроническим стрессом или перегрузкой. Пациенты могут чувствовать себя эмоциональными и физически истощенными. КПТ включает обучение методам расслабления и управления стрессом, чтобы помочь пациенту снизить уровень тревожности и улучшить общую самочувствительность. Это может включать в себя внешние занятия, медитацию, йогу или методы релаксации.

Пример:

— Дыхательное дыхание: «Глубокое дыхание с задержкой» — медленный вдох через нос на 4 секунды, задержка дыхания на 4 секунды, выдох через рот на 6 секунд.

2.5. Поддержка и самообслуживание

Одной из целей терапии является улучшение навыков самообслуживания. Это включает в себя регулярные занятия физической активностью, здоровое питание, хороший сон и другие аспекты, которые влияют на общее психоэмоциональное состояние пациента. В рамках КПТ терапевт помогает пациенту выработать здоровые привычки и поддерживать их на протяжении длительного времени.

Пример:

— Введение дневника самопомощи, в котором пациент отслеживает, что он делает для своего физического и эмоционального состояния.

3. Роль терапевта в КПТ при апатии.

Терапевт играет ключевую роль в том, чтобы поддержать пациента в процессе лечения и предоставить ему инструменты для самостоятельной работы. Важные аспекты работы терапевта:

— Сопровождение в процессе изменений. Пациенты с апатией часто бывают скептичными или пессимистично настроенными в отношении возможных результатов терапии. Терапевт помогает преодолеть этот пессимизм.

— Поощрение маленьких шагов и прогресса. Важно отметить даже незначительные достижения пациента, чтобы усилить его уверенность в себе и мотивацию.

— Работа с сопротивлениями. Пациенты с апатией могут противостоять изменениям из-за усталости или страха перед новым опытом. Терапевт помогает преодолеть эти барьеры и находит способы реагирования пациента на терапевтический процесс.

4. Результаты КПТ при апатии

При успешной терапии пациенты могут ожидать следующие результаты:

Увеличение мотивации — восстановление интереса к жизни, работе, взаимодействию.

Возвращение активности — постепенное возвращение к повседневной деятельности, улучшение поведения и настроения.

Улучшение психоэмоционального состояния — ослабление симптомов апатии, депрессии и безразличия.

Повышение уверенности в себе — улучшение самооценки, умения ставить и достижения целей.

Устранение цикличности негативных мыслей и эмоций — уменьшение чувства бессилия и ненадежности.

Примеры упражнений для когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при апатии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при апатии включает в себя различные движения, которые направлены на изменение негативных мыслей, поведения и эмоций пациента. Этот шаг помогает справиться с апатией, мотивацией руководства и начать активную жизнь. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать в КПТ при апатии:

1. Дневник автоматических мыслей

Цель: Выявление и изменение негативных автоматических мыслей, которые связаны с апатией.

Инструкция:

— Ведите дневник, где записывайте свои мысли в течение дня. Каждый раз, когда вы думаете об апатии, разочаровании или проявлении интереса, запишите, что именно вы думали в этот момент.

— Пример гласит: «Мне скучно, ничего не хочу делать, это бесполезно».

— Оцените свои мысли по шкале от 0 до 10 по степени негативности.

— Проанализируйте, наконец, эти мысли реалистичны. Что бы вы сказали другому человеку, если бы он думал так же?

— Напишите альтернативные, более позитивные или рациональные мысли, которые могли бы уменьшить апатию.

Пример альтернативной мысли:

— «Да, я устал, но мне нужно попробовать сделать хотя бы одно маленькое дело, чтобы почувствовать себя лучше».

— «Все будет проще, если я начну с маленького шага».

2. Поведенческая активация

Цель: Восстановление активности и уменьшение избегания событий, связанных с апатией.

Инструкция:

— Напишите список из 5—10 простых задач или действий, которые вы могли бы восстановить на день (например, сходить на короткую прогулку, позвонить другу, выпить стакан воды, сделать несколько упражнений).

— Расставьте их в порядке приоритетности, начиная с самых простых и быстрых задач.

— Выберите одно задание и выполните его. После этого оцените, наконец, вам стало лучше или легче. Напишите, что именно изменилось в вашем состоянии после выполнения.

— Увеличьте сложность задач, начиная с тех, которые вызывают наименьшее сопротивление.

Пример:

— Задание: «Пройтись 5 минут по квартире».

— Оценка после выполнения: «Чувствую себя немного лучше, хотя и не избавился от всей усталости».

3. Маленькие шаги к цели

Цель: Снижение чувства перегрузки и повышение мотивации посредством выполнения минимально достижимых шагов.

Инструкция:

— Напишите основную задачу, которая вызывает у вас апатию и тревогу. Например: «Убрать квартиру».

— Разделите эту задачу на несколько небольших шагов, которые вы можете выполнить за короткое время. Например:

— «Почистить одну полку»

— «Положить грязную одежду в корзину»

— «Протереть стол»

— Ваше выполненное действие записывайте в дневник, отмечая свое чувство стыда и улучшая настроение.

Пример:

— Задача: «Навести порядок в комнате».

— Маленькие шаги: «Почистить один угол» → «Протереть стол» → «Погладить одежду».

4. Оценка удовольствия от различных видов деятельности

Цель: Определить, какие действия могут вызвать и вернуть интерес к жизни.

Инструкция:

— Составьте список различных видов деятельности (например, прогулка, чтение, приготовление еды, общение с друзьями, просмотр фильма и т.д.).

— Оцените, на данный момент вы доставляете удовольствие каждому из видов деятельности по шкале от 0 до 10 (где 0 — нет удовольствия, 10 — максимальное удовольствие).

— Выберите активность, которая получила значимую оценку, и постарайтесь настроить ее в течение одного дня.

— Через неделю повторите измерение, чтобы увидеть, как произошли изменения в восприятии этих действий.

Пример:

— Прогулка на свежем воздухе: 7/10

— Чтение книги: 3/10

— Встреча с другом: 8/10

5. Позитивные заявления (аффирмации)

Цель: Замена негативных мыслей и установка на позитивное восприятие жизни.

Инструкция:

— Напишите 5—10 заявлений, которые помогут вам поддержать мотив. Примеры:

— «Я умею справляться с трудностями».

— «Каждый день я делаю шаг к своему состоянию».

— «Маленькие успехи — это тоже успехи».

— Повторяйте это утверждение несколько раз в день, особенно когда думаете об апатии или безразличии.

— Ставьте перед собой небольшие цели, соответствующие этим положениям.

Пример утверждения:

— «Я делаю прогресс, даже если это маленькими шагами».

— «Каждый день я становлюсь лучше и сильнее».

6. Метод «Скорейшей активации»

Цель: Быстрая активация в момент независимости апатии или безразличия.

Инструкция:

— Когда вы думаете, что вас беспокоит апатия и вы не можете начать ничего делать, используйте технику «скорейшей активации».

— Примените правило: встаньте, составьте 5 лидеров и выберите одно простое действие, которое нужно совершить прямо сейчас.

— Выполните это действие в течение 1—2 минут, после чего остановитесь и осознаете, как это понятно для вашего состояния.

— Увеличьте продолжительность времени, когда вы это сделаете.

Пример:

— Когда думаете о закате и апатии: встаньте и выполните 5 лидеров, после чего проделайте 2—3 простых действия (например, возьмите постель, вымойте чашку).

Пример терапевтической сессионной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при апатии

Контекст:

Пациент, 32 года, мужчина, обращается за помощью из-за чувства апатии, утраты интереса к жизни, сложности с выполнением повседневных задач. Он описывает свои ощущения как «все бессмысленно» и «не могу найти силы для того, чтобы что-то сделать». Сессия проходит в кабинете психотерапевта.

1. Вступление (5—10 минут):

Терапевт:

«Здравствуйте, как вы себя чувствуете сегодня? Какие мысли или чувства влияют на ваш ум с последней последней встречи?»

Пациент:

«Я считаю, что не могу справиться с повседневными делами. Мне кажется, что все бесполезно. Никакие усилия не приводят к результату. Даже самые простые вещи слишком сложны».

Терапевт:

«Понимаю. может быть тяжело. Давайте попробуем разобраться, что происходит, и как можно вернуть интерес и мотивацию. Мы начали работать с этим, чтобы изменить ваши мысли и поведение. Что изменилось с последних встреч? Есть ли что-то, что вы пробовали?»

Пациент:

«Я пытался сделать то, что мы обсуждали на прошлой сессии — например, в списке заседаний Совета, простые задачи, но когда я начинаю, все равно не чувствую сожаления. Иногда даже выполнение сложных задач кажется мне невозможным».

2. Определение проблем и уточнение чувств (15 минут):

Терапевт:

«Кажется, что вам сложно представить ситуацию, даже если вы что-то делаете. Давайте попробуем понять, какие мысли развиваются в эти моменты. Например, когда вы начали выполнять задачу, что именно вы думали о себе или о ситуации?»

Пациент:

«Я думал, что это все равно не имеет значения, что это не улучшит мою жизнь. И даже если я что-то сделаю, мне не будет легче».

Терапевт:

«Похоже, что у вас есть мысли, которые вызывают это чувство бесполезности.

3. Работа с автоматическими жидкостями (20 минут):

Терапевт:

«Давайте сейчас произнесете одну из мыслей, вы интеллектуали: „это не имеет значения“. Я предлагаю провести время, чтобы оценить мысль. Сколько вы оцениваете эту мысль по шкале от 0 до 10, насколько это правда? не имеет значения решение задачи?»

Пациент:

«Я думаю, что это правда в 9 из 10. Я считаю, что это не меняет мою ситуацию».

Терапевт:

«Понимаю. А теперь давайте попробуем посмотреть на это с другой стороны. Можете ли вы составить несколько примеров, когда выполнение задачи все-таки что-то изменилось? Возможно, даже если не глобально, но чуть-чуть?»

Пациент:

«Ну, например, когда я вымою посуду, кухня становится немного более уютной, и я не чувствую себя окруженным преступником. Или когда я прогуливаюсь, это вызывает у меня хоть какое-то ощущение спокойствия».

Терапевт:

«Отлично. Показывает, что выполнение задачи действительно может иметь значение, даже если оно небольшое. Давайте попробуем изменить вашу мысль: вместо того, чтобы думать: „Это не имеет значения“, можно сказать: „Это может быть маленький шаг к моему постоянству“. Состояние, даже если результат не идеален. Как вы думаете?»

Пациент:

«Да, это как-то звучит лучше. Я понимаю, что даже небольшие шаги могут быть ключевыми».

4. Поведенческая активация (15 минут):

Терапевт:

«Теперь давайте подумаем, как вы можете начать внедрять эти маленькие шаги в свою жизнь. Помните, что задача — не сделать все идеально, а просто начать что-то делать. достаточно просто, чтобы не вызвать у вас сопротивления?»

Пациент:

«Я могу начать с того, чтобы снова взять правило делать 10-минутную прогулку по парку. Это не слишком сложно, и я могу это сделать. А еще, возможно, буду делать по чуть-чуть уборку каждый день — через 5». минут».

Терапевт:

«Замечательно! Очень важно начать с чего-то простого, чтобы не перегрузить себя. Теперь давайте подумаем, как вы будете следить за своим прогрессом. Можете ли вы вести дневник, где будете записывать, как вы себя чувствовали после выполнения этих шагов?»

Пациент:

«Да, это хорошая идея. Я буду записывать свои чувства после прогулки или уборки».

5. Заключение (5 минут):

Терапевт:

«Сегодня мы сделали хороший шаг. Главное — помните, что это процесс, и он может занять время. Вы сделали предстоящий шаг, признав, что небольшие изменения имеют значение. На следующей встрече мы сможем обсудить, как прошла ваша неделя, какие мысли возникли, и вы можете продолжать изменять свое состояние».

Пациент:

«Спасибо. Я считаю, что это реально помогает. Я не ожидаю, что сразу все исправлю, но готов попробовать сделать эти маленькие шаги».

Терапевт:

«Отлично! С маленьких шагов и начинается путь к восстановлению. Я уверен, что вы сможете работать. Увидимся на этой встрече.»

Результаты терапии: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при апатии.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) представляет собой эффективный метод лечения апатии, так как она фокусируется на поддержке дисфункциональных мыслей и поведения, которые могут поддерживать это состояние. Апатия, как правило, сопровождается потерей интереса к жизни, снижением активности и ощущений, что усилия бесполезны. КПТ может помочь пациентам вернуть мотивацию, повысить активность и изменить отношение к себе и своим действиям.

1. Улучшение эмоционального состояния:

После нескольких сеансов терапии у пациентов наблюдается заметное улучшение эмоционального состояния. Исходное состояние апатии, характеризующееся безразличием и низким уровнем энергии, обычно снижается. Пациенты начинают ощущать больше беспокойства от простых повседневных действий, таких как прогулки, ведение домашних дел или общение с близкими. Это часто становится первым шагом на пути к преодолению апатии.

Пример:

Пациент, который на начальном этапе лечения не мог заставить себя выйти на улицу, через несколько недель терапия начинает вызывать облегчение и даже удовольствие от пребывания на свежем воздухе. Это свидетельствует о том, что терапия помогает снизить сопротивление и блокировку.

2. Изменение автоматических мыслей:

В ходе проведения КПТ пациенты учат осознавать и автоматически оспаривать свои негативные мысли, такие как «Все бесполезно», «Я не справляюсь», «Зачем что-то делать, если это не изменяет мою жизнь?». В ходе работы со смертью пациенты начинают воспринимать свои действия как важные и значимые, а не как бессмысленные.

Пример:

Пациент может постепенно заменить мысль «Я ничего не могу изменить» на «Каждое небольшое действие помогает мне чувствовать себя лучше и двигаться вперед». Это означает снижение апатии и продолжительной мотивации.

3. Повышение активности и поведенческая активация:

Один из ключевых аспектов КПТ — это поведенческая активация, которая предполагает постепенное вовлечение пациента в активность, которая изначально изначально ему вреди или ненужными. Это помогает не только вернуться к обычным делам, но и стимулирует возвращение интереса к жизни.

Пример:

Пациент, который долго избегал выполнения домашних дел, таких как уборка или готовка, постепенно начинает выполнять их по 5—10 минут в день. Это не только повышает его активность, но и улучшает настроение, что в перспективе помогает бороться с апатией.

4. Повышение социальной активности:

Пациенты, страдающие от апатии, часто избегают общения и социальных взаимодействий, что усугубляет их состояние. КПТ помогает изменить эти модели, возвращая пациента к активному обществу и взаимодействию с людьми, что способствует восстановлению интереса к жизни.

Пример:

Пациент, который из-за апатии прекратил контакты с друзьями и семьей, в ходе лечения начинает принимать участие в общественных мероприятиях, даже если это небольшие встречи с друзьями или телефонные звонки.

5. Устранение избегания и прокрастинации:

Прокрастинация и избегание задач — это частные спутники апатии. Пациенты могут перекладывать дела на потом, что только усиливает чувство беспомощности и безнадежности. КПТ помогает разбивать большие задачи на маленькие, выполнимые шаги, чтобы снизить чувство перегрузки и улучшить самочувствие.

Пример:

Пациент, который избегал выполнения работы в течение длительного времени, новички с шагом в стационаре, например, уделяли 10—15 минут в день работе над одной рукой. Это помогает уменьшить избегание и постепенно возвращает его к нормальной активности.

6. Укрепление внутренней мотивации:

КПТ также направлена на сдерживание внутренней мотивации, необходимой для преодоления апатии. Пациенты начинают осознавать, что выполнение задач и активное участие в жизни напрямую влияет на их самочувствие и эмоциональное состояние. В результате создается уверенность в здоровых возможностях, что способствует более активному развитию в жизни.

Пример:

Пациент, не увидевший смысла в выполнении задачи, начинает осознавать, что каждое выполненное действие делает его жизнь более полной и насыщенной. Это чувство контроля привело к восстановлению мотивации и уменьшению апатии.

О книге

Автор: Дарья Стрекалина

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия апатии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я