1. Книги
  2. Общая психология
  3. Данил Андреевич Пистолетов

Злая Россия. Радикальная российская молодёжь

Данил Андреевич Пистолетов
Обложка книги

Работа посвящена теме молодёжного радикализма и ксенофобии в России. Затронуты ключевые субкультуры, связанные с проблемой экстремизма: бритоголовые, футбольные хулиганы и антифа. Монография является попыткой заполнить пробел в изучении молодёжного радикализма в России и может быть использована студентами, сотрудниками правоохранительных органов и исследователями в области социологии, психологии или культурологии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Злая Россия. Радикальная российская молодёжь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Данил Андреевич Пистолетов, 2024

ISBN 978-5-0064-9526-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Предисловие

Как вы считаете, какая основная проблема борьбы с экстремизмом в России? Основная проблема в том, что используемые в настоящий момент методы борьбы с ним не работают. Нужен новый взгляд на эту проблему. Сейчас нет полноценной профилактики экстремизма в России, а методы противодействия уже совершённому экстремизму оставляют желать лучшего. Автор этой книги считает, что используемые в настоящий момент методы борьбы с экстремизмом: устарели; сами не лучше экстремизма (противоправный антиэкстремизм); неэффективны. Во многом именно по этим причинам и была написана данная работа. Это не только учебник, созданный для лучшего понимания молодёжных субкультур и контркультур, а также молодёжного радикализма, но и справочник по субкультурам бритоголовых, антифа и не только. К поступающим на службу в МВД предъявляются не самые высокие требования, у многих из них нет даже грамотного понимания слова «экстремизм», для многих это просто синоним слова «нацизм» либо что-то в этом духе, что неправильно, поскольку МВД является одним из основных правоохранительных органов, которые должны противодействовать экстремизму. Если они не будут компетентны в этом, то о какой борьбе с экстремизмом можно говорить? Крупные коммерческие компании вряд ли возьмут на руководящую должность человека, который ничего не сможет сделать на этой должности, а если и наймёт такого, то будет обречена на провал. Так если даже коммерческие предприятия понимают, что компетентность имеет первостепенную важность, то почему государственные органы должны закрывать на это глаза?

Эта книга может пригодиться сотруднику правоохранительных органов для лучшего понимания проблемы, поскольку основу экстремистских группировок составляет именно молодёжь, в первую очередь — парни. Это неудивительно, ведь молодёжи нередко свойственен идеализм, бунтарство, неприятие мнения взрослых, и многие другие характерные черты. Они молоды и полны сил, потому рассматриваются идеологами экстремистских объединений как главная группа лиц, на которую они хотят воздействовать. Упор сделан на субкультуру бритоголовых не зря — это наиболее активная молодёжная политизированная группировка в России в период 1990—2010 годов, она продолжает свою активность и сейчас. Она близка российскому читателю, была достаточно многочисленной и смогла создать немало различных информационных материалов, именно поэтому исследовать политизированные молодёжные группировки, в том числе радикального толка, следует именно на их примере.

Помимо правоохранительных органов, данное пособие может быть полезно социологам, культурологам и исследователям других направлений, поскольку представляет собой наиболее полное и актуальное исследование по теме бритоголовых и радикальных молодёжных субкультур в том числе. Сам автор планирует опираться на эту монографию для дальнейших своих исследований, поскольку молодёжь и молодёжные объединения входят в число его научных интересов. Во время написания работы, автор столкнулся с серьёзной нехваткой научной информации, многую справочную информацию и вовсе приходилось брать из средств массовой информации и других информационных ресурсов, что свидетельствует о серьёзном пробеле в изучении субкультуры бритоголовых и других субкультур, которых касается данная книга, а также изучении молодёжного радикализма в целом. Также эта книга будет интересна всем другим людям, которые хотят узнать побольше о субкультурах в целом и о субкультуре бритоголовых в России. Однако, автор не рекомендует её прочтение лицами младше 18 лет.

Помимо нехватки информации, в избыточном виде существует недостоверная либо ошибочная информация. Так, например, некоторые авторы пишут о постепенном отказе скинхедов от внешней субкультурной атрибутики и постепенный переход под влияние политических движений [580]. Это верно только отчасти: в какой-то момент бритоголовые действительно начали скрывать свою политическую принадлежность, однако чёткого внешнего вида бритоголовых не было, они носили достаточно разную одежду. Помимо этого, стоит отметить, что к отказу от субкультурного внешнего вида нередко призывали не политизированные группы, а радикальные, которые призывали отказаться от внешнего вида с целью более успешного совершения преступлений. Под влияние политических групп бритоголовые попадали ещё с первой волны субкультуры в России, не говоря уже о субкультуре бритоголовых в мире. Некоторые авторы также опираются в своих работах на неоднозначные книги, вроде работ Виктора Шнирельмана, считая их непредвзятыми [581]. Однако одним из наиболее грамотных и, что примечательно, одним из новых авторов в постсоветской России, был Лихачев Вячеслав Андреевич, который принимал участие в Информационно-исследовательском центре «Панорама», чьи работы в России по проблеме экстремизма являются одними из наиболее ценных.

Автор искренне надеется, что данная книга будет использоваться по назначению, а именно: в исследовательских и просветительных целях, а также в профессиональной деятельности.

Об авторе

Данил Андреевич Пистолетов — российский исследователь, основным научным направлением которого является социология, но также были написаны работы и по многим другим темам. По вероисповеданию является православным христианином, политические убеждения можно охарактеризовать как консервативные, однако политические события не являются для него интересными, на первое место выходит вера. Является сторонником Теории социального обмена Джорджа Каспера Хоманса и Питера Блау, автором Теории социальной конкуренции. Ключевыми научными интересами являются: молодёжь, молодёжные субкультуры, ксенофобия и радикализм. Среди профессиональных интересов — информационная безопасность и информационные технологии. Родился в 2003-м году в российском городе Волгограде.

С раннего возраста проявлял интерес к информационным технологиям, первый свой полноценный сайт, посвящённый компьютерной игре Minecraft, создал в 9 лет. В период 9—14 лет часто создавал новые сайты, удаляя старые по мере потери интереса к темам, которым они были посвящены. К 15 годам начинает интересоваться историей, а через несколько лет вникает в тему молодёжных субкультур, что и дало интерес к общественным наукам.

Дебютной научной публикацией становится статья «Методы минимизации загрязнения городов» по теме экологии, представленная в сборнике «Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки» в 2022-м году. После этого исследовательская деятельность на время затихла, позже возобновившись в 2023-м году. Первой статьёй на тему субкультур была опубликована статья «Молодёжная субкультура Dead Inside и её проблематика» в сборнике «Проблемы внедрения инновационных решений» в 2023-м году.

В научном журнале «Наука в мегаполисе Science in a Megapolis» были опубликованы статьи по социологии, психологии и педагогике: «Разделение молодёжных субкультур по уровню радикальности», «Роль разнообразия малых групп в формировании личности подростка», «Перспективы использования ASMR в психологической практике», «Романтические отношения в интернете среди молодёжи», «Возможность применения Lofi-терапии в качестве альтернативы ASMR», «Проблема раскрытия личной информации в российском интернет-пространстве». Последняя статья впоследствии была рассмотрена и принята к сведению Общественным советом Роскомнадзора. В журнале «Скиф. Вопросы студенческой науки» были опубликованы статьи по истории и социологии: «Ранняя история фарерских островов», «Разделение свой-чужой в молодёжных субкультурах».

На различных научных конференциях от Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, Тамбовского государственного технического университета, Оренбургского филиала Самарского государственного университета путей сообщения, Ульяновского государственного технического университета и других были представлены статьи по педагогике, социологии, экологии и информационной безопасности: «Способы защиты детей и подростков от негативного влияния в интернете», «Сваттинг: проблематика предупреждения и реагирования в России», «Общий алгоритм минимизации утечки персональных данных», «Формирование экологического мышления в образовательных учреждениях и организациях», «Роль специалиста по информационной безопасности в информационных войнах», «Обзор военно-патриотической молодёжной субкультуры чопиксов».

На конференции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Филиала Дагестанского государственного университета в городе Кизляре и Киргизского экономического университета имени М. Рыскулбекова представил статью на тему «Профилактика русофобии в современном российском обществе: состояние и тенденции». Опубликовал статью «Актуальные проблемы межкультурного взаимодействия: опыт стран Запада» в журнале «Наука. Культура. Общество» от Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук и Российской академии социальных наук. На конференции «Наука юга России: достижения и перспективы» от Южного научного центра Российской академии наук представил статью «Цифровизация детства и молодости».

Также является автором статей в формате препринт на разные темы: «Попытки взлома прямым перебором и методы защиты от них», «Теория социальной конкуренции», «Комплекс нетерпимости белого большинства в странах Запада», «Социальное сравнение вреда электронных и обычных сигарет», «OSINT сообщество поиска информации как полноценная интернет-субкультура» и других. Информация о статьях Данила Пистолетова публиковалась в средствах массовой информации, на сайтах образовательных учреждений, в социальных сетях и на других ресурсах.

В социальной сети учёных ResearchGate получил рекомендацию на одну из своих статей от Димитара Василеффа Георгиева — доктора медицины и магистра психологии из Болгарии, который имел более 70 тысяч прочтений своих публикаций и свыше 18 тысяч рекомендаций собственных работ [590].

В целом, автор внёс вклад в изучение субкультур в отечественной науке, изучение истории Фарерских островов, изучение ксенофобии, изучение молодёжи. Помимо этого, внёс некоторый вклад в педагогику, экологию и информационную безопасность.

Краткая справка по субкультурам

Далее будет представлена поверхностная информация по различным субкультурам. Не будут затронуты три основные субкультуры, которым и посвящена книга. Будут описаны также и те субкультуры, которые, скорее всего, не будут даже упомянуты в дальнейшем содержании книги.

Эмо — субкультура, появившаяся в 1980-е годы, наиболее активна была в период с середины до конца 2000-х годов, после чего популярность субкультуры начала пропадать, из-за чего начала уменьшаться численность представителей субкультуры. Имеют в обществе образ депрессивных подростков с длинными причёсками, которые склонны к нанесению себе вреда или даже совершению самоубийства. Свойственны жанры музыки: эмокор, хардкор, скримо и другие. Также с эмо ассоциируется «рваная» и косая чёлки.

Готы — субкультура, появившаяся в начале 1980-х годов в Британии. Как и многие другие субкультуры, готы появились на базе панк-рока. Готы являются одной из наиболее популярных и обсуждаемой субкультур. В мире являются более популярными, чем субкультура эмо, хотя в Российской Федерации, скорее были более популярны именно эмо. Готы имеют собственные жанры музыки: готик-рот, готик-метал, готабилли и другие.

Хиппи — субкультура, возникшая в Соединённых Штатах Америки во второй половине 20-го века. Активно поддерживали пацифизм. Наиболее активны были в США в 1960-е годы, в СССР во второй половине 1960-х годов. Некоторые из хиппи создавали коммуны в разных странах мира. Являлись сторонниками легализации наркотиков. В целом, субкультура является достаточно популярной. Они организовали множество фестивалей в разных странах, упоминались в фильмах, литературе и музыке.

Яппи — термин, обозначающий молодых людей, увлечённых карьеризмом. Термин был создан как противоположность хиппи, появился в 1980-х годах в США, во время правления президента Рональда Рейгана. Яппи характеризует высокооплачиваемая работа, деловой стиль в одежде, современной техникой и так далее. До новостей о создании социальной сети Yappy, термин в Российской Федерации был не очень популярен, его искали в Яндексе в среднем по 6000 раз в месяц.

Straight Edge — часть хардор-субкультуры, посвящённое здоровому образу жизни. Главная идея — отказ от всего, что вредно: табак, содержащая никотин продукция, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи и так далее. Обычно этой идее сопутствует идея всестороннего и постоянного развития (как умственного, так физического, духовного и других). Иногда идея была связана с радикализмом. Так, например, в 2017-м году два сторонника Straight Edge Hardline убили рокера Александра Чижикова за то, что тот был пьян [1].

Металлисты — субкультура, любящая музыку в жанре металл. Появились одновременно в США и Великобритании во второй половине 20-го века. Внешне схожи с субкультурой байкеров. Представители субкультуры были во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Характерная одежда: джинсы, браслеты, кожаные изделия.

Люберы — субкультура, состоящая преимущественно из молодёжи. Зародилось в СССР в городе Люберцы в конце 1970-х годов. Субкультура связана со спортом: культуризмом, рукопашным боем, плаванием, бегом и так далее. Схоже со Straight Edge, так как тоже активно выступает за здоровый образ жизни. Сторонники не любили неформалов. В дальнейшем «люберами» себя стали называть не только представители из Люберцев, но и из других городов СССР. Упадок субкультуры произошёл примерно в то же время, что и распад СССР.

Гопники — представителей данной субкультуры можно назвать предками запрещённого в настоящий момент в Российской Федерации движения «А.У.Е» («Арестантский Уклад Един»). Обычно слово применялось подобно оскорблению. Оно означало необразованных людей с низким социальным статусом, обычно склонных к агрессии. Эту субкультуру можно назвать одной из волн криминального движения, которое было и ранее.

Гяру — субкультура из Японии, к которой относятся девушки, выделяющиеся на фоне обычных из-за подражания американской моде. Наименование связано с маркой джинсов «GALS», чей рекламный лозунг был — «Я не могу жить без мужчин». Первый пик субкультуры был в 1990-х годах, второй пик субкультуры пришёлся на 2010-й год. Как пишет издание «Neojaponisme» — «Неояпонизм», субкультура имела представителей среди девушек разных социальных слоёв: как среди бедных и богатых, так и среди представителей среднего класса.

Реперы — часть направления хип-хоп-культуры, поклонники музыкального жанра, иногда исполнители. В Российской Федерации субкультура появилась в 1990-х годах, популярность началась с 2010-х годов. В последнее время жанр начинает терять свою популярность. Существуют «реп-баттлы», в которых исполнители соревнуются в том, «чей реп опасней для ума детей», как говорит один из реп-исполнителей под псевдонимом Babangida.

Дрейнеры — одна из новейших субкультур, в Российской Федерации начала распространяться примерно в 2020-м году. Название происходит от группы «Drain Gang». Изначально «дрейнерами» называли только слушателей данного коллектива, позже начали называть всех людей, которые слушают подобную музыку. Песням характерна некоторая грусть, песни создаются в жанре «клауд-рэп». Субкультура схожа с эмо. Характерный внешний вид субкультуры: тёмная одежда, цепи и медальоны, ожерелье в виде ошейника («чокер»).

Анимешники — субкультура, представители которой любят японскую анимацию, именуемую «аниме», а также мангу — японские комиксы. Некоторые из представителей увлекаются и косплеем. Субкультура появилась в Российской Федерации в 2000-х годах, тогда же начало распространяться аниме. Большинство анимешников, которые не являются косплеерами, чаще всего не носят никакой характерной атрибутики. В некоторых публикациях их зовут новой субкультурой [171], что спорно, ведь они появились не так уж и недавно. Так, первый всероссийский фестиваль японской анимации прошёл ещё в 2000-м году [302].

Интернет-тролли — люди, которые смеются над другими либо стараются вывести их из себя. Данная интернет-субкультура достаточно примитивна, но в целом таких людей достаточно много, хоть они и не совсем могут называться интернет-троллями. Для них характерно создание кланов, в которые они объединяются для дальнейшего троллинга. Если считать только самых подходящих представителей, то интернет-троллей как таковых мало, не более 10000 по всей Российской Федерации. Наиболее активны были в промежутке 2010—2015 годов.

Тролли-ботоводы — ответвление интернет-троллей, члены которого используют для своей деятельности скрипты, а не самостоятельную активность. Подобные люди наиболее активны в социальной сети Вконтакте. Таких ещё меньше, чем самих интернет-троллей, не более 1000 по всей стране.

Тролли-деанонеры — тролли, которые используют деанон — поиск личных данных о человеке, его фотографий. Такие люди обычно ищут всё, что только можно о своей жертве, а после начинают присылать найденное самому человеку с целью показать некоторое превосходство над ним в виде осведомлённости. Такие составляют не менее 90% всех интернет-троллей, в отличие от троллей-ботоводов.

Стиляги — молодёжная субкультура, существовавшая в СССР в период 1945—1960 годов, которая в качестве эталона использовала западный образ жизни. Предположительно, название произошло из сленга джазистов, которые использовали слово «стилять» в контексте игры в чужом стиле. Название «стиляги» не использовалось ими самими. Они называли себя либо «штатниками» (поклонниками США), либо не использовали какого-либо обозначения [499, с. 63].

Существуют некоторые популярные заблуждения относительно субкультур, которые необходимо развеять заранее, нежели упоминать это в последующих главах книги. Так, один из них гласит, что субкультур в наши дни уже нет. Связано это с тем, что для человека субкультуры обычно представляют собой лишь общеизвестные: эмо, готы, скинхеды, панки, иногда некоторые другие. Но что же такое субкультура?

Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

Существует ещё такое понятие, как «неформалы», то есть неформальное объединение. Слово пришло к нам из СССР, «неформалы» подразумевались противопоставлением «формальным» объединениям, то есть тем некоторые объединениям, которые допускались властью. Термин использовался исключительно в негативном ключе. Можно сказать, что неформалами в современном значении являются «субкультуры-диссиденты», или же «субкультуры-нонконформисты», которые своим видом и деятельностью стараются выразить протест обществу, либо некоторым убеждениям общества. Иными словами, неформалы — субкультуры, которые не согласны с некоторыми стереотипами общества и активно им противостоят.

Твой вид для них — галлюцинация,

Ты сам для них — ходячий бред

Читают все тебе нотации

А на тебя управы нет

Я знаю, приятель,

Что ты от них устал

И я скажу тебе:

«Вперёд, брат неформал!»

Группа Гипоталамус — «Неформал»

Другое распространённое заблуждение связано как раз с неформалами. Ошибочно считается, что любой человек с длинными крашенными волосами неформалом, либо подобные ему люди считаются таковыми. И в то же время считают, что скинхеды — не неформалы, а противники неформалов. Но всё наоборот. Скинхеды являются неформалами, так как они, во-первых, считаются полноценной субкультурой, во-вторых, являются самой «протестной» социальной группой. Отсутствие волос, как раз-таки, наоборот является для них частью неформальности, поскольку лысая голова подчёркивает их бунтарский нрав и являлась способом избежать некоторых видов нападения в драке, например, захвата за волосы.

Длинные волосы же не являются чем-то необычным и были очень распространены во все времена. Например, достаточно известным является миф о Самсоне, который имел огромную силу из-за своих длинных волос. В Древней Руси считалось, что именно через волосы мужчины приобретают особую силу от богов, потому, не принимая во внимание то, что они регулярно стриглись, они не имели коротких причёсок. В Древней Греции же длинные мужские причёски были символом богатства и власти, а бритые головы были у рабов. И в 1950-е годы длинные причёски были достаточно популярны, вспомнить того же Элвиса Пресли. В 1960-е годы стали популярнее ещё более длинные причёски. Потому, сами по себе длинные волосы не делают неформалом. Покраска волос так же не делает неформалом.

Словарь молодёжных субкультур

Далее будет изложен словарь субкультур, которые являются главной темой этой книги: антифа, футбольные хулиганы, скинхеды. Помимо этого, будут ещё общие сленговые выражения молодёжи «нулевых». Примечательно, что у этих трёх субкультур наиболее развиты сленговые выражения, в отличие от многих других. Сленг наиболее обширен, и посторонним людям многие из слов будут не нужны, потому будут выписаны наиболее часто используемые. Более того, стоит понимать, что у локальных объединений либо одиночных скинхедов могут быть собственные фразы, являющиеся их дополнением к общему жаргону скинхедов.

14/88 — 14 слов и 88 заповедей Дэвида Лэйна. 14 слов — «We must secure the existence of our people and a future for white children» (Примерный перевод: «Мы должны защищать существование нашей расы ради будущего белых детей»). 88 также может означать — «Heil Hitler». Шифр является одним из наиболее известных, в том числе и среди тех, кто не является скинхедом, обычно пишется как «1488», без символа косой черты.

18 — Зашифрованные английские буквы «A» и «H» по их номеру в алфавите, отсылка к Адольфу Гитлеру («Adolf Hitler»).

282 — 282 статья Уголовного кодекса Российской Федерации «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», под которую нередко попадали националисты, в частности, бритоголовые.

A.C.A.B. (иногда «1312», по номерам букв в английском алфавите) — зашифрованный лозунг футбольных фанатов «All Cops Are Bastards», создан в знак протеста против противодействия со стороны полиции фанатам и не только. Если же вопрос про аббревиатуру задаёт сотрудник полиции, представители субкультуры могут заявить, что это значит «Always Carry A Bible» («Всегда носи с собой Библию»). Может означать ещё «All colors are beautiful», подразумевая что «все клубы прекрасны», или «All Cats Are Beautiful» — «Все коты прекрасны».

Fair play («Честная игра») — драка между футбольными хулиганами без использования нечестных уловок и подручных предметов, например, арматур, бит, бутылок и так далее.

Hatecore (Иногда используется название «h8core») — ответвление музыкального жанра хардкора, выделяющиеся агрессивным звучанием. Жанр появился как нейтральный, но после был присвоен правыми музыкальными группами.

NSBM — Расшифровывается примерно как «Национал-социалистический блек-металл». Направление блэк-метала, связанное непосредственно с национал-социализмом. Жанр возник в начале 1990-х годов в Норвегии, создателем считается Варг Викернес из группы Burzum. На сайте LastFM некоторые пользователи в шутку добавили к этому жанру сторонних исполнителей, например, Джастина Бибера или даже музыку из детских мультфильмов.

Oi! (Ой!) — ответвление панк-рока, призванное вернуть его к истинным корням, особенно популярное среди бритоголовых, как левых, так и правых.

RaHoWa — Священная Расовая Война (полное название — Racial Holy War). Основная идея термина состоит в ожидании войны между расами, которая должна стать «решающей». Термин появился вне среды бритоголовых, однако впоследствии активно ими использовался. Иногда применяется скинхедами как уже идущая война.

R.A.S.H. (Раш) — скинхеды-анархисты и скинхеды-коммунисты (Red & Anarchist Skinheads), противники правых бритоголовых.

RAC — музыкальный жанр правых бритоголовых «Рок против коммунизма» (Rock Against Communism).

S.H.A.R.P (Шарпы) — скинхеды против расовых предрассудков (Skinhead Against Racial Prejudes). Являются противниками правых скинхедов. Разница между ними и RASH в том, что SHARP не имеют заявленных политических убеждений.

WP — аббревиатура фразы «White Power» («Белая сила»). Подразумевает идею превосходства белой расы.

Абориген — местный житель какого-либо населенного пункта.

Акаб (Мент) — уничижительное прозвище сотрудника МВД (от термина A.C.A.B.), используемое бритоголовыми и футбольными хулиганами.

Акция (прямого действия) — избиение кого-либо, поджог и иные радикальные действия. Иногда акционированием назывались более умеренные занятия, например, пикеты. В настоящий момент применяется также по отношению к интернет-действиям.

Антифа (Афа, 161 crew, Шавки, Леваки) — представители субкультуры антифа, позиционирующие себя как современных антифашистов. Данное движение-субкультура ставило своей главной целью борьбу против скинхедов и правых идей в целом. Некоторыми людьми оспаривается присвоение себе названия «антифашистов», поскольку считают их не более, чем левыми радикалами.

Аргументы — арматура и другие предметы, используемые как оружие. Пример употребления: «этот фанат ходит с аргументами» — означает, что футбольный носит с собой арматуру или иное оружие.

Баннер — транспарант (обычно от футбольных фанатов), который размещается во время матча на трибунах, содержит лозунги либо атрибутику футбольного клуба

Белый вагон — акция прямого действия, заключающаяся в нападении в вагонах метро, поездах.

Бомбер — тип куртки, распространённый среди бритоголовых, а также среди футбольных хулиганов в 2000-х годах.

Бонхед (бон) — дословно переводится как «тупой скинхед». Ошибочно распространено мнение о том, что бонхедами называют «правых» скинхедов, что не соответствует истине. Один из наиболее известных скинхедов, Николай Королёв, писал о том, что «бонами» называют именно глупых скинхедов.

Валилово — драка, состоящая из нескольких людей, обычно подразумевается массовая драка с большим количеством людей.

Валить, гасить — силой «успокоить» кого-либо.

Втыкать — с трудом осознавать происходящее.

Выезд — поездка футбольных фанатов в другой город либо страну на матч своей команды.

Говнарь — человек, который ведёт себя подобно животному: грязный, постоянно пьёт или употребляет наркотические вещества, иногда даже косит под знатока какой-либо субкультуры, хотя таковым не является. В настоящий момент вместо данного термина представителями субкультур нередко используется слово «отброс».

Дерби — встреча футбольных фанатов из разных команд, обычно перерастающая в драку между ними.

Дух 95-го — год, в который движение состояло только из «олдовых» участников (естественно, «олдовых» по меркам нынешнего времени, тогда же они были новичками). Год является памятным для скинхедов ещё и потому, что у них тогда было больше свободы, а мигрантов в стране было меньше.

Заряд — скандирование каких-либо лозунгов, пение песен.

Зин — любительский журнал, обычно изданный малым тиражом (Фанзин — печатное издание фанатов).

Измена — испуг (быть на измене — испугаться).

«Каждому своё» — Фраза означает, что «каждый получит по заслугам». Авторство фразы не принадлежит бритоголовым, однако она нередко использовалась ими.

Кажуал, кежуал, кэшлс (casuals) — футбольные фанаты, которые предпочитают незаметный стиль одежды, который не привлекает внимание, то есть позволяет не выделяться из толпы.

Карланы, карлики — юные фанаты либо скинхеды, обычно неопытные. Часто применялось в отношении тех представителей субкультур, которые хотели казаться гораздо более опытными, чем есть на самом деле.

Коловрат — символика славянских националистов, часто сравниваемая со свастикой и приравниваемая к ней. Также это первая скинхед-группа в России.

Космонавт — ОМОНовец в полной боевой экипировке.

Крыша, старшие — более старшие и сильные знакомые либо друзья, которые могут заступиться.

Кузьмич — футбольный фанат, не участвующий в акциях «прямого действия», дерби и так далее. Обычно так называют спокойного футбольного фаната.

Мартинсы — обувь британского бренда «Dr. Martens».

Лавэ, филки — деньги.

Молот тора — сленговое название свастики.

Набить партак — сделать татуировку, обычно под партаком подразумевается плохо сделанная татуировка.

НС — Аббревиатура идеологии национал-социализма.

Наши в городе — название песни музыкальной скинхед-группы «Циклон-Б», фраза означает что в городе есть скинхеды.

Олдовый — бывалый, опытный.

Оса — травматическое оружие ограниченного поражения (слово не является сленговым, это название конкретного травматического оружия).

Позёр — тот, кто делает вид что он скинхед, а на деле лишь притворяется для моды. Отличается от упомянутых выше синонимов тем, что именно это слово чаще всего употребляли скинхеды по отношению к тем, кого считали таковым. Слово «кузьмич» применяли в основном лишь фанаты. Отличается от жаргонизма «Карлан» тем, что «карланы» действительно являются бритоголовыми, правда без опыта, а позёры не имеют к ним действительного отношения.

Пресс-хата — тюремная «камера пыток» — камера, куда вместе с прибывшими заключёнными подсаживают заключённых, которые работают на тюремную администрацию. Применимо не только к тюрьмам, ещё и, например, к СИЗО.

Пробив выезда — посещение выездного матча своей команды. Например, «пробить выезд в Питере» — посетить матч своей команды в Санкт-Петербурге. Многие фанаты считали свои выезды и отмечали их для себя.

«Россия для русских» — лозунг русских националистов, имеющий несколько значений: 1) Россия была создана русскими и их права должны соблюдаться в России, а не нарушаться; 2) Россия только для русских; 3) Русские националисты должны иметь власть в России.

Русский стиль — честный бой на кулаках без подручных средств. «Fair Play» в основном используют бритоголовые, «Русский стиль» — футбольные фанаты.

Сейшен — небольшой концерт, который проводился в клубе или подобных ему местах.

Скам (Scum) — дословно «мусор», сленговое оскорбительное название каких-либо социальных групп (у скинхедов: антифашисты, наркоманы, алкоголики и так далее).

Скаут — фанат-разведчик, который выясняет информацию о местоположении вражеской фанатской группы.

Скуф — насмешливое название взрослого лысеющего и неприятного на вид алкоголика. Изначально появилось на Дваче для обозначения не самых умных и некрасивых взрослых мужчин, из-за распространения стало обозначением любого лысого мужчины с лишним весом, неприятного на вид.

Скинхеды (Анти-антифа, Бритоголовые, Скины, Правые, Наци) — название субкультуры скинхедов.

Соратник — человек близких взглядов, обычно политических.

Стос — буквально — лицо. Так называют футбольных фанатов. Стос — один фанат, стосы — несколько фанатов.

Субкультурщик — член какой-либо субкультуры. Также употреблялось бритоголовыми в отношении к тем своим единомышленникам, которые не разделяли их политические взгляды так же серьёзно, для которых была интересна сама субкультура, а не политические идеи.

Харик — куртка марки Harrington.

Цвета — клубная атрибутика, например, шарф с цветами клуба (Пример: красно-синие цвета).

Цунареф (Цунар) — название кавказцев скинхедами, происходят от лекарства против насморка «Сунореф». Уничижительным считать спорно, поскольку слово было создано на пустом месте.

Чернильница — уничижительное название русской девушки, которая встречается с представителями иных национальностей. Активно используемый бритоголовыми термин, который в дальнейшем распространился за пределами субкультуры.

Шиза — активная поддержка команды на трибуне или беспредел.

Шифроваться — скрываться от кого-либо.

Штурмовик — название песни группы Коловрат; скинхед-активист.

Основная информация о молодёжных субкультурах

Попытки проявить себя со стороны молодёжи возникали ещё в Древней Греции. Так, примерами молодёжных субкультур античности являются: театралы, древнегреческие бойскауты и спортивные фанатские группировки [489]. При этом, распространение молодёжных субкультур пришло в середине 20-го века в связи с глобализацией и иными причинами. Пирамида Маслоу, являющаяся актуальной и в настоящий момент [490], указывает потребность в принадлежности и любви третьей по счёту снизу, после физиологических потребностей и потребности в безопасности. Таким образом, потребность в принадлежности является достаточно значимой. Особенно это касается подростков, поскольку они сильно зависят от мнения окружающих, в отличие от детей, которым важно мнение родителей, и взрослых, которым важно уединение. Подростковая группа 11—17 лет является наиболее подверженной влиянию мнения группы [491]. Благодаря распространению интернета, молодёжь получила возможность обмениваться друг с другом информацией на большие расстояния, что не могло не сказаться на распространении субкультур. Если ещё в 1980-е годы молодёжь могла узнать о субкультурах из газет или других информационных материалов, то теперь они могут узнать информацию о любой субкультуре, о какой захотят, или даже могут создать свою, что не составит много труда, особенно, если у них есть популярное сообщество в социальных сетях или иной ресурс для распространения своих мыслей и идей.

Можно предположить, что молодёжные субкультуры являются феноменом циклическим, и далее будут постоянно меняться в зависимости от социальных процессов. Если во времена СССР были такие субкультуры, как люберы, то в 1990-е и 2000-е годы появились известные всем эмо, панки, скинхеды и другие. Сейчас, в 2020-е годы, мы можем наблюдать такие субкультуры, как Dead Inside, дрейнеров, альтушек и других. Нельзя сказать, что молодёжные субкультуры исчезли, как предполагают некоторые люди, это совершенно не так, просто они изменились. Часть атрибутики современные субкультуры переняли у существовавших ранее, некоторые молодые люди решили же и вовсе возродить некогда популярные субкультуры. Выбор молодёжной субкультуры зависит от личности самого подростка, то есть его убеждений и интересов. Для кого-то быть частью субкультуры станет идеей-фикс, для кого-то — делом одного месяца, после чего интерес будет утрачен, это всё достаточно индивидуально.

Молодёжные субкультуры оказывают влияние на общество в целом и на его отдельные части, например, на моду [492]. Изучение молодёжных субкультур позволяет лучше понять молодёжь, следовательно, найти точки соприкосновения и повлиять на неё. Распространение отдельных субкультур, которые можно назвать деструктивными, и вовсе следует ограничить, поскольку они могут принести вред.

В настоящий момент появилось немало интернет-субкультур, участники которых внешне часто не имеют какой-то характерной атрибутики и проявляют себя лишь в интернете. Наиболее известными являются, вероятно, интернет-тролли. Это проявление заставляет задуматься о том, что пора переосмыслить понимание молодёжных субкультур, особенно, учитывая, что многие молодые люди являются членами субкультур лишь внешне, пытаясь привлечь к себе внимание, идейно же они совершенно обычные люди. Таким образом, становится всё более ясно, что внутри молодёжных субкультур есть так называемые «модники» и действительно убеждённые члены. Другим важным моментом является использование термина «неформал», которое уже устарело. Он был актуален в период СССР, так как являлся противопоставлением государственных молодёжных объединений, сейчас же более корректным является использование словосочетания «контркультурная субкультура», либо же просто «контркультура». Само слово «неформал» стало неким ругательством в молодёжной среде.

Привязанность к моде внутри молодёжной субкультуры можно считать деградацией, признаком сильной коммерциализации этой субкультуры, от которой выигрывают лишь те, кто вовремя начали продавать подросткам ныне модную атрибутику. Таким образом, идейность заменяется на соответствие определённому стереотипному внешнему виду, что превращает желающих самореализоваться подростков в простых потребителей, которые нередко переплачивают за товар лишь из-за бренда, к которому он относится, или по иным абсурдным причинам.

Примером сильной коммерциализации могут быть Dead Inside, или же «мёртвые внутри», которые сейчас достаточно активны. Её члены, претендующие на звание истинных её представителей, проявляют нападки в адрес брендов, которые созданы в стиле их субкультуры, но владельцами которых являются не её представители. Так, например, они осуждают малый бизнес с торговых площадок вроде Wildberries. При этом, сами они не смогли создать полноценную альтернативу этим предпринимателям. Стоимость их атрибутики в несколько раз превышает себестоимость. Так, например, футболка, себестоимость которой около 500—700 рублей, имеющая мало проработанный дизайн, может продаваться за несколько тысяч, а то и, например, 10 тысяч рублей. Примечательно, что качество этой продукции часто очень низкое, не говоря уже об организации доставки этих товаров, их доставка может задерживаться как на полгода, так и на год, а может и вовсе никогда не осуществиться. Иными словами, имея даже очень малый ассортимент в пару товаров, «мёртвые внутри» не могут организовать их полноценное производство и доставку, что играет сильно не в их пользу, по сравнению с теми предпринимателями, которых они осуждают. Поскольку по всем пунктам они проигрывают, им остаётся только создавать образ неправильности этих брендов, стараясь хоть как-то обеспечить себе позитивный образ, пусть и столь забавными методами.

Политические субкультуры, тем не менее, также подвержены коммерции, пусть иногда и не столь сильно. Даже сейчас, когда бренд Lonsdale поддержал ныне запрещённое в России движение ЛГБТ1, многие скинхеды-реконструкторы не против купить одежду их бренда, поскольку он когда-то считался главным предметом в гардеробе бритоголовых. Подобный факт является хорошим аргументом в пользу того, что многие представители молодёжных субкультур, в первую очередь являются юношами с максимализмом, которым интересно в первую очередь самоутверждение, нежели какие-то политические идеи.

Мода сама по себе является феноменом бессмысленным, но вполне логичным: желание относиться к так называемым «модным» людям имеет определённый смысл, он состоит в желании показать в первую очередь финансовую возможность покупки какого-либо бренда, к второстепенным целям относится желание показать разборчивость в такой атрибутике и умение хорошо («модно») её надеть, то есть создать какой-либо образ. Разумеется, смотря на это рационально, это бессмысленная трата на ненужную одежду, особенно, если человек, который покупает её, берёт её в кредит либо очень долго копит, лишь бы её носить, вместо вложения в своё профессиональное развитие, которое поможет увеличить доход и купить эти вещи через менее посильный труд или денежные обязательства.

Молодёжные субкультуры можно разделить на множество категорий. Например, на политизированные (скинхеды, антифа) и не политизированные (эмо, готы). На субкультуры и анти-субкультуры. Ко вторым можно отнести, например, антифа или антианимешников. Если у анти-субкультуры не будет какой-то внятной альтернативы тем, кому они противостоят, то они не будут иметь никакого успеха, поскольку им попросту будет нечего предложить взамен. По виду деятельности можно разделить их на спортивные (футбольные фанаты), музыкальные (эмо), писательские (фикрайтеры) и другие.

В последнее время представители молодёжных субкультур стали часто использовать термин, обозначающих всех людей, которые не относятся к какой-либо молодёжной субкультуре, так называемых «нормальных» людей. Термин этот — «нормисы». Это отделение не является чем-то новым, прецедент был и у старых субкультур, которые использовали слово «обыватель». Подобное разделение можно считать попыткой отделить «особенных» людей, к коим представители субкультур могут себя причислять как подсознательно, так и сознательно, от «обычных» людей, которых субкультурная молодёжь видит скучными. Желание быть лучше других у представителей субкультур (хотя, как правило, это касается лишь контркультур) выливается и в конкуренцию между разными субкультурами. В 2000-е годы таковыми были противостояния реперов и рокеров, скинхедов и антифа. В 2023-м году произошло столкновение альт-субкультуры с оффниками. Это вполне закономерное проявление конкуренции между контркультурами.

Каждая молодёжная субкультура проходит несколько стадий развития, которые можно назвать также стадиями активности: зарождение субкультуры, популяризация, массовость представителей субкультуры, застой, становление пройденным этапом. Зарождение субкультуры означает её первоначальное появление и формирование идей в целом. Популяризация означает повышение интереса к ней, её частое обсуждение. Массовость представителей означает достижение пика численности этих представителей. Застой молодёжной субкультуры проявляется как постепенное снижение интереса к ней. Становление пройденным этапом означает то, что эта субкультура может в будущем обсуждаться либо даже влиять на будущие субкультуры, возможны попытки её реинкарнации, однако эти попытки так и останутся попытками. Это, разумеется, лишь общая схема, которая может подойти не к каждой субкультуре.

Целями субкультур являются объединение по интересам или роду деятельности, поиск друзей либо банальное развлечение, то есть времяпровождение. Касательно контркультур, к целям добавляется протест, привлечение внимания к себе, желание быть модным. Для вступления в субкультуру требований, по сути, никаких нет, поскольку они чаще всего децентрализованы, это касается и контркультур. Кандидатам в контркультуры в этом плане посложнее, поскольку конкуренция существует не только между контркультурами, но нередко и между членами или объединениями одной контркультуры. При этом, нельзя забывать и о возможных союзах внутри контркультур. Внутри контркультур идёт конкуренция за право считать самым влиятельным, самым истинным членом субкультуры, для этого есть жаргонный англицизм «трушность», то есть истинность, который используется одинаково для всех субкультур, а не принадлежит какой-то конкретной. Вступить в субкультуру можно как по собственной инициативе, так и вступить в уже существующее объединение (компанию друзей и знакомых), состоящих из представителей этой субкультуры. Для того, чтобы считать полноценным членом этой субкультуры, её представителям нужно знать её историю, лидеров (если таковые имеются), ценности и другую важную в таких кругах информацию.

При этом, ошибочно считать феномен «трушности» нормальным с точки зрения морали, поскольку понятие истины у субкультур может отличаться от привычных определений. Так, для реперов, читающих про криминал, «трушным» считается увлечение этим самым криминалом; для наркоманов «трушным» является большой стаж употребления наркотиков; и не только. Всё это связано с тем, что у них своё понятие морали и свои ценности. В чём-то они могут быть похожи с доминирующей группой людей (общественностью), но часто имеются отличия. Это связано с тем, что каждый человек имеет своё социальное конструирование реальности. Иными словами, каждый человек может иметь разные представления об обществе, о его институтах и функциях. Криминальные группы часто смотрят на всё с точки зрения власти (которую они желают добиваться силой) и собственных ценностей: для них считается постыдным обратиться к полиции, поскольку у них принято решать конфликты «по понятиям». Русские бритоголовые часто считали, что их государство им не принадлежит, а контролируется так, чтобы приносить им вред, себя же считали героями-освободителями, ведущими войну во благо общества. Иронично, что антифа тоже считали, что государство принадлежит не им, а противоположным им по убеждениям людям, которые, по их мнению, прикрывают бритоголовых, себя они так же считали героями, но только такими, которые противостоят фашизму.

Субкультуры могут считаться мужскими, женскими, или не иметь такого разделения вовсе. К мужским можно отнести, например, скинхедов, поскольку они имеют образ грубой силы и большинство их представителей — мужчины. Разумеется, были и девушки-скинхеды, но это не такое уж и частое явление, преимущественно бритоголовыми были именно мужчины. К женским субкультурам можно отнести актуальную субкультуру «альтушек», то есть девушек, желающих создать себе вызывающую внешность с помощью макияжа или особой одежды, которые с наибольшей вероятностью выделят их из толпы и привлекут к ним внимание. Её представительницы часто относятся к этому лишь как к возможности одеваться определённым образом, о каких-то иных идеях речи не идёт. Таким образом, имеются половые особенности вступления в субкультуры: парни могут вступать в субкультуры чтобы считаться более сильными, а девушки, чтобы считаться более привлекательными внешне. Могут быть и многие другие причины у обоих полов, это лишь примеры.

Чтобы новой контркультуре начать свой полноценный путь, завоевать своё место в уже существующей системе контркультур, её первоначальным представителям нужно показать своё превосходство над другими контркультурами либо субкультурами. Благодаря этому она сможет занять своё, так сказать, место в пищевой цепи контркультур, а также заполучить потенциальных сторонников из числа противников враждебной контркультуры. Контркультуре нет необходимости завоевать как можно больше человек, поскольку наиболее часто контркультуры пытаются создать себе образ элитарности. Но нельзя сказать, что контркультуры соревнуются именно благодаря грубой силе, это совершенно не так. Есть ведь, например, контркультура эмо, которую вряд ли можно назвать воинственной или хотя бы агрессивной. Они могут показывать своё превосходство над другими контркультурами иными способами. Касательно эмо, они обвиняли многих других людей в недопонимании этих самых эмо, излишнюю жестокость и так далее, противопоставляя им себя и свою эмоциональность, а также другие атрибуты. Конфликты могут проходить и без насилия, обмениваясь лишь словами, что сейчас распространено у реперов. В таком случае, их будут судить по аргументам, качеству творчества и иным факторам.

Субкультуры могут являться средством поиска самого себя, то есть обоснования смысла своей жизни в период взросления. Пребывание молодых людей в субкультурах позволяет им не ощущать себя одинокими, иметь понимание, что есть близкие к ним по убеждениям и интересам люди. Основной целью вступления в субкультуры, по мнению некоторых авторов, является самореализация [496]. На самом деле, многие люди являются либо являлись членами каких-либо субкультур, однако не осознают этого, поскольку в их представлении субкультурами являются лишь молодёжные контркультуры. Так, например, к молодёжным субкультурам можно отнести и психологический клуб в высшем учебном заведении, который показывает положительное влияние на формирование личности его членов [497].

Особое место в молодёжных субкультурах занимает сленг, который выполняет в том числе роль формирования чувства групповой идентичности [338]. Он может иметь элементы, присутствующие в других субкультурах, а может иметь собственные жаргонизмы. Молодёжный сленг был распространён в печатных средствах массовой информации, на телевидении и в интернете ещё на момент 2007 года. Это касалось не только молодёжных изданий, но и прессы для широкого круга лиц [498]. Он выполняет роль индивидуализации субкультуры, по сформированным особенностям её члены могут определять «своих» лишь по их использованию. Говоря в общественном контексте, нельзя сказать точно является ли сленг сугубо негативным или положительным явлением, это очень спорный вопрос.

Рассматривать молодёжные субкультуры как явление чисто позитивное или негативное нельзя, поскольку они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Даже наличие антисоциальных субкультур в какой-то степени может иметь положительное значение, формируя у основной части общества негативное отношение к ценностям, которые распространяются представителями антисоциальных субкультур. Примером положительного влияния является влияние молодёжных субкультур на культуру в целом. Они представляют свои ценности и культурные особенности, которые в некоторой степени влияют на культуру. Само их существование позволяет сделать нашу жизнь более интересной и нешаблонной. Рассматривая негативные явления, можно вспомнить вред некоторых из молодёжных субкультур как самим их представителям, так и обществу в целом: самоубийства, убийства, нападения и не только.

Некоторые авторы, однако, рассматривают молодёжные субкультуры как следствие разобщённости общества и негативное явление, которое подлежит профилактике. Молодёжные объединения называются в том числе и «неформальными» [500]. Это мнение является скорее влиянием советских пережитков, когда общество представлялось как единое целое, чтобы использовать его для достижения коммунистических идеалов, реализуя специфическое понимание равного общества. Оно излишне субъективно, авторы не видят разницы между контркультурами и субкультурами, они используют устаревшее деление на формальные и неформальные объединения, которое является некорректным из-за предвзятости.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Злая Россия. Радикальная российская молодёжь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Примечание от издателя: движение «ЛГБТ» запрещено на территории РФ

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я