Возможно ли научиться самому и научить ребенка эмпатии, чуткости к чужим эмоциям и пониманию собственных, возможно ли развить эмоциональный интеллект и для чего это нужно? Отвечая на эти вопросы, автор сосредотачивается на конкретных проблемах, связанных с дефицитом эмоциональной грамотности, и, разбирая реальные ситуации, показывает, как можно «считывать» информацию об эмоциях и использовать ее. Практические задания в каждой главе позволят развить собственные навыки эмоционального интеллекта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир в зеркале эмоционального интеллекта, или Как стать самим собой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Как определить свою ведущую субличность? Каким образом ведущая субличность влияет на наше восприятие? Как это сказывается на общении?
Жизнь продолжает давать нам одни и те же уроки, пока мы их не усвоим.
В психологии есть много различных направлений: гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология, психодрама, трансактный анализ и много других. Каждое из них в той или иной степени влияет на развитие ЭИ, если, к примеру, человек посещает психотерапевта и проходит терапию. Развивает эмоциональный интеллект также самостоятельное изучение психологии. Любое из перечисленных направлений повышает эмоциональную осведомленность, позволяет лучше понимать себя и в конечном счете повышает эффективность взаимодействия с другими людьми.
Из всех направлений особенно эффективно влияет на развитие ЭИ трансактный анализ, создателем которого является известный американский психиатр Эрик Берн. Именно ярко выраженная схематичность трансактного анализа, а также четкое выделение трех главных субличностей позволяют развить наблюдательность, эмоциональную осведомленность, способность осознавать собственные реакции и легко определять свое состояние, что весьма благотворно (и в самые короткие сроки!) влияет на уровень эмоционального интеллекта. Вкратце суть трансактного анализа сводится к следующему. Эрик Берн выделил три эго-состояния, в которых находится человек в зависимости от собственного психологического состояния, жизненной ситуации и различных внешних обстоятельств:
1. Родитель.
2. Взрослый.
3. Ребенок.
Для каждого из этих трех эго-состояний характерны определенные реакции, которые влияют на восприятие и приводят к различной интерпретации событий. Можно сказать, что каждый человек способен воспринимать события и ситуации в трех ракурсах. Разберем подробнее эти три субличности.
Человек в позиции Родителя (в трансактном анализе все субличности принято писать с большой буквы) склонен:
— опекать,
— контролировать,
— заботиться,
— ограничивать,
— критиковать,
— морализировать,
— учить,
— находить и исправлять ошибки,
— запрещать,
— оценивать.
В позиции Взрослого человек склонен:
— анализировать,
— руководствоваться здравым смыслом и разумом,
— объективно оценивать ситуации,
— избегать оценок и критики,
— считаться с границами и личным пространством другого человека,
— выражая свое мнение, обязательно уточнять, что это только его мнение,
— уважать позицию другого человека и видеть в нем равного,
— контролировать, знать и понимать собственные эмоции,
— руководствоваться принципом «здесь и сейчас».
В позиции Ребенка человек склонен:
— испытывать эмоции,
— эмоционально реагировать,
— придумывать различные идеи,
— испытывать желания,
— зависеть,
— манипулировать,
— играть,
— обманывать и проявлять хитрость,
— получать удовольствие,
— радоваться,
— бояться,
— нарушать правила,
— творчески самовыражаться,
— заниматься самопрезентацией.
У большинства людей явно (и ярко) выражено одно эго-состояние, под влиянием которого он находится (и пребывает) большую часть времени. Это эго-состояние влияет на мировоззрение человека, на его реакции, интерпретацию событий, на отношение к людям и окружающему миру и, можно сказать, на стиль жизни. Разумеется, невозможно постоянно пребывать только в одном эго-состоянии: в определенных ситуациях человек способен переходить из одного эго-состояния в другое. Однако чаще всего главенствуют одна или две субличности. Обычно это Родитель и Ребенок. Для того чтобы активировать в себе позицию Взрослого, необходимы работа над собой, высокий уровень осознанности, эмоциональная грамотность, общая эрудиция и гармония внутри. И, конечно, зрелость. Настоящая зрелость, которая обычно сопровождается автономностью, независимостью, самодостаточностью, способностью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Превалирующая субличность влияет на очень многие сферы в жизни человека. От нее зависит выбор друзей и круг общения, стиль воспитания детей и отношение к другим людям, самооценка и уверенность, способность уважать и считаться с другими людьми. Она также определяет характер, поведение, выбор профессии и способ получения удовольствия. Наконец, ведущая субличность влияет на восприятие и понимание слов, правил, различных понятий и ценностей. И если встречаются два человека, у которых выражены разные субличности, то между ними, чаще всего, происходит взаимное непонимание. По этой причине они не могут достичь согласия, их позиции сильно разнятся. Нередко на этой почве случаются конфликты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир в зеркале эмоционального интеллекта, или Как стать самим собой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других