История предательства

Давид Робитов, 2020

Действие происходит во второй половине десятого века, частью – в Византии, частью – в соседних землях. Император Иоанн Цимисхий и Великий князь варяжской Руси Святослав Храбрый сошлись в смертельной схватке на территории Болгарии. Оба противника – Иоанн и Святослав – погибли, прямо или косвенно, от вероломства тех, кому доверяли. События разворачиваются на фоне трагической судьбы Анастасии, некогда актрисы, затем императрицы, а после узницы без имени и связи с внешним миром.

Оглавление

Из серии: Лондонская премия представляет писателя

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История предательства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Робитов Д., 2020

© Интернациональный Союз писателей, 2020

* * *

Робиташвили Давид Годердзиевич родился 20 января 1961 года в городе Тбилиси Грузинской ССР. После окончания Тбилисского высшего артиллерийского училища с 1983 по 1998 год служил на разных офицерских должностях в Вооруженных силах России, в том числе с 1984 по 1986 год — в Демократической Республике Афганистан. После выхода в запас работал на гражданских предприятиях в различных должностях. Чтобы уверенно аргументировать в спорах с родственниками и знакомыми, с юных лет собирал исторические факты, читал летописи и анализировал. Начал писать статьи. Друзья стали обращаться к нему с вопросами на историческую тематику. Решение рассказать историю доступным языком созрело к 2010 году. Автор считает, что пишет для тех, кому это действительно интересно.

Глава первая

И вот рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

Новый Завет. От Луки. Глава 22 — ст. 21, 22.

Целых три дня и три беспокойные ночи Царский город жил в ожидании бунта и погромов. Но вопреки ожиданию ничего такого не случилось. Шок от зловещей новости — насильственной смерти базилевса-регента — еще не прошел. Горожане были подавлены происшедшим, а городская стража равдухов исправно пресекала все возможные попытки беспорядков. Слухи распространялись по городу самые разнообразные. Малолетние цезари, сыновья почившего базилевса Романа из правящей династии, нуждались в защите и отеческом покровительстве. Кто станет следующим регентом?

На четвертый день после убийства Никифора Фоки[1] бразды правления в Византийской державе публично взял на себя племянник убитого Никифора, магистр Иоанн Куркуас[2] по прозванию Цимисхий. Такое прозвище было дано Иоанну потому, что он был малого роста.

На рассвете в субботу, одиннадцатого декабря тринадцатого индикта шесть тысяч четыреста семьдесят восьмого года от сотворения мира, что соответствовало 969 году от Рождества Христова, по улицам города разъезжал отряд избранных воинов, провозглашая Иоанна и малолетних цезарей соправителями и самодержцами ромеев. Формула провозглашения нового базилевса обязательно включала имена законных наследников правящей Македонской династии, Багрянородных цезарей Василия и Константина, не достигших совершеннолетия.

В небольшом удалении от воинов следовал проедр Василий Ноф[3]. Номинально он занимал высший гражданский чин председателя правительства, но реальная власть при Никифоре II была сосредоточена в руках его брата Льва, удостоенного титула куропалата — одного из первых по значению титулов в византийской иерархии, обычно жалованного ближайшим родственникам государя и высокопоставленным иностранцам. Проедр, хотя и был скопцом, отличался предприимчивостью, изобретательностью и умением применяться к различным обстоятельствам. Он внимательно наблюдал за реакцией простого люда на улицах и площадях, чтобы немедленно реагировать на настроение толпы. Городские стражники, в свою очередь следовавшие за ним, готовы были немедленно действовать по его указанию, хватая зачинщиков беспорядков или просто недовольных.

К вечеру Василий вернулся во дворец и, как все три дня подряд, увидел новопровозглашенного базилевса над базилевсами, пьяного вдрызг. Муки совести терзали Цимисхия, и, чтобы как-то заглушить их, он напивался до беспамятства. Ужас и чувство вины за содеянное он топил в винном угаре.

Однако медлить дальше было нельзя. Первый шаг к трону был сделан, и, чтобы удержаться на плаву, надо было активно двигаться дальше. Следовало сделать следующий шаг. Отчаявшись привести Иоанна в осмысленное состояние, председатель правительства Василий взял дело в свои умелые руки.

Во время переворотов встречаются праздные из народа и неимущие, которые грабят добро и разрушают дома, а иногда и убивают соотечественников. От имени базилевса проедр разослал по всему городу указы и предписания, в которых под страхом отсечения головы запрещалось поднимать мятежи или совершать ограбления. Эти указы внушили немалый страх горожанам, и никто не посмел в нарушение приказа произвести возмущение. Так Василий предотвратил и подавил безрассудные устремления охлоса.

Обезопасив себя со стороны площадной черни, следовало незамедлительно воспользоваться плодами предательства и позаботиться о государственном аппарате и поддержке власть имущих. Как правило, после стихийных волнений во главе беспорядков становилась одна из четырех ведущих партий Византии.

Безоговорочно выразила поддержку базилевсу Цимисхию партия «зеленых», которая объединяла и выражала интересы торговых олигархов и бюрократов страны. Проедр Василий, как один из руководителей партии, заблаговременно заручился поддержкой всех ее членов.

Вызывала опасения позиция партии «голубых», которая выражала интересы крупных землевладельцев и военного сословия. Часть из них симпатизировала Цимисхию. Но тут было пятьдесят на пятьдесят.

К счастью для заговорщиков, куропалат Лев Фока — всесильный брат убитого базилевса Никифора — был дезориентирован и находился в прострации от случившегося. Если бы он взял себя в руки, ему удалось бы немедленно и без пролития крови лишить Иоанна власти. Ведь большинство чиновников, занимавших государственные должности, получили их от Никифора, а в Константинополе находилось преданное ему войско гвардии и дворцовой охраны. Все они присоединились бы к куропалату Льву, если бы он горячо принялся за дело и отважился поднять мятеж.

Но нерешительность Льва развязала проедру руки. Время было упущено. И пока Цимисхий заливал муки совести вином, Василий сделал все возможное для того, чтобы упрочить его и свое положение, устранив от управления государством всех подозрительных людей. И, прежде чем солнце в пятый раз после убийства Никифора взошло над землей, Василий назначил на высшие государственные должности своих приверженцев.

Прежде всего он отстранил от должностей: претора — верховного городского судью и друнгария флота патрикия Никиту, любимца Никифора. Затем был заменен друнгарий виглы — начальник дворцовой охраны в Константинополе, который подчинялся непосредственно куропалату Льву. Его еще называли в народе ночным эпархом, потому что, хотя городская стража подчинялась эпарху Константинополя, функции тайной полиции и охрана порядка в ночное время возлагались на ведомство друнгария виглы.

Отстраненным от власти сторонникам Никифора было приказано немедленно покинуть Царский город и вместе с их родственниками жить в своих сельских поместьях.

Выбив опору из-под ног куропалата Льва, проедр Василий занялся и решением его дальнейшей судьбы. Заверив Льва Фоку, что его жизни ничто не угрожает, он отправил того под конвоем в ссылку в город Митимну, расположенный на острове Лесбосе. А его сына Никифора, возглавлявшего ведомство, куда стекались денежные доходы императора, — на остров Имврос. Там они должны были находиться в полной изоляции, под охраной и без права переписки.

И, наконец, проедр сместил всех неблагонадежных, с его точки зрения, стратигов провинций и поставил вместо них своих близких и доверенных людей. Тогда же он отстранил от должности и отправил в родовое имение в Амасию второго сына куропалата Льва, патрикия Варду, которого император Никифор незадолго до смерти возвел в достоинство дуки Халдии[4], что соответствовало герцогскому титулу у латинян. И это несмотря на то, что дука в это время находился далеко от столицы, на границе с Абхазским царством и арабскими эмиратами Закавказья.

В знак доверия и укрепления византийско-болгарского союза повелением нового базилевса над базилевсами Роман — брат царя Бориса — и невостребованные болгарские невесты возвращались на родину. Их сопровождал почетный эскорт византийской гвардии с патрикием Петром во главе. Ему предстояла весьма непростая задача. По прибытии в Болгарию он должен был отстранить от должности наместника Болгарии патрикия Калокира, как ставленника свергнутого базилевса Никифора Фоки. Его следовало отправить в изгнание, в родовое имение в Херсонесе на полуострове Таврия. Сам же Пётр должен был занять место военного советника при дворе болгарского царя Бориса. Ради этой миссии он был освобожден от командования войсками Азии.

В заключение всех государственных перестановок Василий Ноф вернул себе звание и должность паракимомена — главного спальничего базилевса, место первого министра и фактически второго человека в державе.

Таким образом, проедр Василий, сверх всяких ожиданий, за семь дней устроил все дела управления и укрепил власть Цимисхия. Он обеспечил ему поддержку двух крупнейших из четырех партий Византии.

А дальше можно было спокойно заняться привлечением на свою сторону оставшихся партийных объединений. Обычно при больших переворотах возникают стихийные мятежи и беспорядки, но после убийства базилевса Никифора народ молчал и соблюдал полное спокойствие. Никто из телохранителей не получил даже пощечины. Многие наблюдатели связывали это прежде всего с понижением цен на зерно, которое горожане восприняли как хороший знак после трех лет голода. Таким своевременным шагом Василий обеспечил новому базилевсу поддержку со стороны партии «красных» — тех, кто представлял интересы большинства населения в государстве: простых горожан, мелких землевладельцев и сельских общин.

Ему еще оставалось склонить на свою сторону последнюю из четырех партий — политическую организацию «белых», представлявшую интересы духовенства Византии. До сих пор они сохраняли нейтральную позицию. Но нельзя было недооценивать их силу и влияние на общественное мнение.

И самым наглядным проявлением поддержки духовенства было бы венчание Иоанна Куркуаса на царство. Церковная коронация в храме Святой Софии не считалась абсолютной необходимостью в Византии. Это был прежде всего обряд с политической окраской. Он придавал законность занятию трона в глазах международного сообщества.

Для решения этого вопроса паракимомен Василий отправился в резиденцию патриарха на переговоры. И хотя отец Полиевкт[5] был в открытой ссоре с покойным базилевсом, он в очередной раз проявил свою неукротимую энергию. Владыка духовный имел разные недостатки: он был упрям, непримирим, ума несколько ограниченного и недальнозоркого. Но он в то же время был смел, умел говорить ясно и определенно. И категорически отказался возложить корону на голову Цимисхия. И даже пригрозил предать его анафеме, как обагренного кровью своего родственника и господина. Василию пришлось употребить все свое красноречие, чтобы переубедить первосвященника. Он изложил ему свою версию случившегося:

— Отец мой. Позволь мне говорить с тобою откровенно. Цимисхий стал случайной жертвой роковых обстоятельств. Во всем виновата его страсть к деспине Феофано. Для тебя не является секретом, что эта женщина совратила Иоанна Куркуаса еще в то время, когда была жива его жена — зоста патрикия Мария, подруга деспины. Развратница Феофано прелюбодействовала с ним на женской половине дворца. Базилевс Никифор, узнав об этом, изгнал Цимисхия из Царского города. Несчастная Мария — его жена — не перенесла такого позора и скончалась. А распутница воспользовалась этим и уговорила Никифора простить племянника. И когда Цимисхий вернулся из изгнания, замыслила свержение своего царственного мужа, чтобы посадить на трон своего любовника.

— Ты, Василий, хитер как лис. И можешь поставить все с ног на голову. — Не поверил его рассказу патриарх.

— Зачем мне это? — пожал плечами Василий. — Я пекусь только о благе государства. А поскольку лично занимался расследованием обстоятельств заговора, в мои руки попали неопровержимые доказательства. Например, вот эта записка, изъятая у главного постельничего Михаила, с предупреждением о заговоре. Она подтверждает, что Феофано в ночь перед убийством через подготовленные ею тайные ходы укрыла у себя в тайной каморке сильных и опытных воинов. Когда все было готово, Иоанн с остальными спутниками приплыл в лодке к Вуколеону. По веревке, спущенной их сообщниками, они забрались во дворец и ворвались в спальню к Никифору.

— Если это так, — сверкнул глазами патриарх, — и он, и она виновны в этом убийстве!

— Нет-нет, отец мой. Они не желали смерти Никифору. В их планы входило только уговорить его добровольно покинуть дворец и удалиться в монастырь, как он и сам желал долгие годы.

— Почему же произошло убийство?!

— Всему виной несдержанность одного из сообщников. Испытывая личную ненависть к базилевсу, тот набросился на спящего и разрубил его голову. Никто не успел и глазом моргнуть. Что было делать несчастному Цимисхию? Стража жаждала расправы. Ему ничего не оставалось, как отсечь Никифору голову, чтобы выставить ее на всеобщее обозрение. Но разве мертвому уже не все равно?

Когда я вошел в Хрисотриклин, то увидел Иоанна в глубокой печали. Он до сих пор испытывает муки терзающей совести, которые не сравнятся с пытками телесными, за то, что не смог предотвратить это ужасное убийство. Чтобы не оставить державу без государя, я с трудом уговорил его занять трон и надеть красную обувь базилевса.

— Почему преемник он, а не Лев Фока? — спросил подозрительно патриарх.

— У Цимисхия оказалось больше сторонников, чем у Льва, — не моргнув глазом ответил Василий. — Мы же не хотим ввергнуть страну в хаос братоубийства? А это неминуемо произошло бы, если бы трон занял Лев Фока, который не может похвастать любовью ни горожан, ни большинства сенаторов. И, как ты убедился, народ уже безо всяких возмущений принял Цимисхия своим базилевсом. Дело за тобой, отец мой.

— Формально красную обувь Владыки вселенной могут носить только государи, связанные родством с Македонской династией. Это право имеют наследники, юные цезари — дети покойного базилевса Романа. Это право имел покойный Никифор, так как был женат на регентше Феофано. Цимисхий не обладает этим правом, — возражал патриарх. — Или, может, он задумал жениться на распутной вдове, похоронившей двух мужей?

— На все воля Вселенского патриарха, — со скрытым лукавством ответил Василий. — Я до поры изолировал ее на женской половине дворца вместе с дочерями. Чтобы решить ее дальнейшую судьбу, мне надо твое благословение.

— Что говорит по этому поводу сама вдова?

— Уповая на то, что ты, отец, был ее наставником в отроческие годы, она молит о свидании с тобой, чтобы молить о защите и отпущении ее грехов, — скорбно опустил глаза Василий, в то же время внимательно следя за реакцией патриарха. Меньше всего ему хотелось, чтобы они встретились. Ведь тогда отец Полиевкт узнал бы правду. И неизвестно, как бы это потом обернулось.

— Нет прощения ее предательству. Я не желаю ее видеть. Пусть отправляется в монастырь замаливать грехи, — сурово ответил отец Полиевкт. — Иоанну Куркуасу передай, что не дозволю ему войти в храм, пока тот не изгонит из дворца деспину Феофано. Кроме этого, у меня есть еще два условия. Во-первых, он должен публично назвать и наказать убийцу базилевса, кем бы таковой ни оказался.

— Справедливо, — согласился Василий. — Кто-то должен понести наказание. А каково второе условие?

И тут патриарх продемонстрировал, что ничто человеческое ему не чуждо. Он воспользовался моментом, чтобы устранить камень преткновения, служивший яблоком раздора с предыдущим базилевсом.

— Я закрою глаза на незаконность занятия трона Цимисхием. Но он должен отменить изданный Никифором в нарушение справедливости «томос», в котором базилевс запрещал синоду без его согласия избирать епископов. Ну а ты, сын мой, — Полиевкт в упор взглянул на Василия, — отменишь право чиновников конфисковать доходы епископов, которые кажутся им излишками. Только после этого я позволю Цимисхию войти под священные своды Святой Софии.

— Я передам базилевсу твои слова, отец мой, — склонился в поклоне Василий, и патриарх протянул ему крест для лобызания. Василий коснулся его губами, получая от Бога благодать посредством креста, а потом поцеловал руку священнику, выражая почтение к его сану.

* * *

На следующий день деспина Феофано была разлучена со своими детьми. Ее сослали в монастырь на острове Принкип, самый большой из Принцевых островов в Мраморном море, недалеко от столицы. Двух дочерей заперли в монастыре на окраине города, а два ее сына пока что оставались во дворце, но под охраной и в полной изоляции. Их дальнейшая судьба была не определена.

В тот же день был схвачен Лев Валант по прозвищу Педиасим, сообщник и собутыльник Цимисхия. Его обвинили в том, что он, и никто иной, собственноручно умертвил базилевса Никифора. Суд был скор, и кара последовала незамедлительно. Несчастного лишили имущества и вырвали язык. Обезображенного и окровавленного, его возили верхом на осле по всему городу. Глашатаи следовали впереди, громко выкрикивая совершенные им преступления, а из глазевшей толпы его осыпали бранью и нечистотами.

Его трагический путь закончился на площади Быка. Там Льву выжгли глаза. Затем специальными щипцами раздавили тестикулы, мужские яички. В завершение окровавленную и отупевшую от боли жертву поместили во чрево быка и разожгли под ней костер. Постепенно металл стал накаляться. К запаху дыма добавился запах горелого мяса. Некоторое время из раскаленного чрева раздавались вопли, усиленные металлическими трубами, которые напоминали рев быка. Затем все стихло. Зеваки, довольные зрелищем, расходились, обсуждая подробности казни цареубийцы.

* * *

Немало пришлось приложить сил паракимомену и дворцовым евнухам, чтобы вывести Вана из непрекращавшегося запоя. Палатины отливали его холодной водой и даже, остерегаясь крутого и взрывного характера, запирали на ночь в изолированной комнате. Их усилия были не напрасны. Вскоре базилевс появился перед сенаторами: до смерти бледный, с потухшими глазами, но все же трезвый. За ним всюду как тень следовал всесильный паракимомен.

Цимисхий своим указом отменил «томос» Никифора, ограничивавший права церковного синода, и вернул из ссылки епископов, сосланных базилевсом за отказ признать его нововведения.

Все требования патриарха были исполнены, и отец Полиевкт допустил Иоанна в святой храм Софии. Коронация состоялась 25 декабря 969 года. Помазание на царство сняло с Цимисхия смертный грех убийства, и тот вернулся в царские палаты, приветствуемый гвардией и народом. Когда он вступил на императорский престол, ему шел сорок пятый год.

Предательство — самый тяжкий грех для человека чести. Покончив с одной крайностью — пьянством, базилевс Цимисхий кинулся в другую — душевное самобичевание и безмерное расточительство. Он стал испытывать такое сочувствие и жалость к страданиям плоти, что, встречая больных, забывал о достоинстве Владыки вселенной и о гордости, рождаемой пурпурным одеянием.

Состояние Цимисхия было велико: оно слагалось из того, что он унаследовал от своих предков, а также из царских даров, которые переходили к нему в качестве щедрых трофеев во время войн. Одну часть своих владений Иоанн приказал распределить между окрестными и соседними земледельцами, а другую часть предназначил для больницы прокаженных, расположенной на другом берегу от Константинополя, с тем чтобы пристроить новые здания к прежним домам страдавших священной болезнью. Он часто навещал их, подходил к прокаженным, раздавал им золото и, хотя был человеком изнеженным и брезгливым, не гнушался врачевать, насколько это было возможно, их покрытые язвами и разрушенные недугом члены.

Распорядившись своим имуществом, он потихоньку стал транжирить и государственные средства. Фему Армениаки, что находилась на побережье между Пафлагонией и Халдией, он освободил от налога потому, что был оттуда родом. Потом стал подумывать об увеличении выплат чиновникам. Но тут уж вмешался паракимомен и на корню пресек разбазаривание государственных средств.

* * *

Горе. Невосполнимая потеря. Убийство обретенного брата и духовного супруга. Стена, за которой жизнь Анастасии была легкой и беззаботной, рухнула. В ее глазах померк свет. Она была как в тумане, когда ее, рыдавшую от горя, отрывали от обезглавленного тела Никифора. Ей было все равно, когда ее заперли в собственной опочивальне. Апатия свинцовым грузом сковала ее чувства. Краски жизни поблекли. Вновь и вновь перед ее мысленным взором проходили сцены былой жизни.

Пришла в себя она от холода. В каменном мешке без окон. На охапке гнилой соломы. Нагая. Со скованными цепью руками и ногами. Вместо служанок, предугадывавших каждое ее желание, — заплесневелые, сырые стены.

Это был тюремный подвал женского монастыря на острове Принкип. Каждый монастырь Византии стараниями базилевса Никифора был превращен в неприступную крепость. А каждая крепость должна была либо служить опорой государства на ее рубежах, либо быть местом содержания преступников, тех, кого нельзя было быстро умертвить на площади Быка по политическим соображениям.

Дверь каземата со скрипом отворилась. В камеру вошли три монахини.

— Я — мать Эеридайк, что означает «широкое правосудие», благочинная монастыря. В мои обязанности входит размещение гостей монастыря и паломников. А это, — монахиня указала на сопровождавших ее монахинь, — духовная мать Кимоун, которая слушает, и сестра Аполлония, разрушающая.

— А я севаста Феофано! Немедленно снимите с меня эти цепи и принесите одежду.

— Ты никто, и у тебя нет имени. Ты, никто, должна покаяться в совершенных грехах матери Кимоун. И это будет первым шагом на пути к обретению имени. Только тогда она испросит благословения у матери игуменьи, и тебе выдадут власяницу.

— Как вы смеете?! Сообщите о моем пребывании здесь главному постельничему дворца Михаилу или брату базилевса Льву Фоке.

— Оба названных тобою преступника арестованы и предстанут перед судом.

— Мои сыновья — цезари!

— Наш базилевс — Иоанн Куркуас. Он, преисполненный великодушия, пощадил тебя, преступницу, виновную в смерти базилевса Никифора. И он предоставил тебе возможность покаяться.

— Что?! Цимисхий — базилевс? Это ложь!

— Я знала, что ты будешь упорствовать в своих прегрешениях. Сестра Аполлония поможет тебе встать на путь покаяния. — С этими словами две монахини покинули каземат.

— Нет! Вернитесь! — крикнула им вслед Анастасия.

— Покайся в прегрешениях, тварь, — произнесла сестра Аполлония и, достав из-за пояса плеть, стала осыпать ударами обнаженное тело Анастасии.

* * *

Сколько минуло времени, Анастасия не знала. Солома гнила от испражнений. Вонь от нечистот перемешалась с запахом немытого тела и крови. В кромешной темноте нельзя было понять, день сейчас на дворе или ночь. Гремел замок отпираемой двери. Затем мрак озарялся тусклым фонарем. Входила сестра Аполлония и начинала экзекуцию. Ни крики боли, ни мольбы о милосердии не могли тронуть ее зачерствевшее сердце.

— Я согрешила! Каюсь! — кричала в отчаянии Анастасия.

— Покайся, грешница! — словно глухая, сквозь зубы произносила сестра Аполлония и продолжала избиение.

Утомившись, она оставляла Анастасию в полуобморочном состоянии. Поставив для заключенной чашку воды с зачерствевшим объедком лепешки, сестра Аполлония закрывала за собой дверь.

И снова на Анастасию наваливались давящая тишина и вонючий мрак. А еще озноб и холод, медленно высасывавший жизнь из ее изувеченного тела. Анастасия отчетливо поняла, что жить ей осталось совсем немного.

* * *

И вдруг как по волшебству все изменилось. Как обычно, загремел замок отпираемой двери. Но вошла не сестра Аполлония с плетью, а мать Эеридайк. И сопровождали ее несколько сестер. Они сняли с Анастасии цепи и вывели из каземата. Затем провели в моечную комнату и отмыли ее тело от засохшей крови и нечистот. Смазали лечебными мазями ее раны и одели во власяницу. Глаза ее отвыкли от яркого света, поэтому вывели ее из каземата в сумерках.

Анастасию провели в келью, расположенную в башне. На единственном окне были решетки. А у входа стоял караул. Но зато из окна были видны небо, море и чайки, а в углу стояла просто сколоченная деревянная, но настоящая кровать, с подушкой и одеялом.

— Мать игуменья услышала твои мольбы и покаяние. Ты заслужила имя Леда, что означает «женщина». Мать игуменья благословила твой перевод в более удобную келью. Отныне навещать тебя будет не сестра Аполлония, а духовная мать Кимоун. Ей ты сможешь покаяться в своих грехах.

— Передайте матушке игуменье, что и в дальнейшем я искренне надеюсь на ее покровительство и ее благословение, — смиренно ответила Анастасия.

— Еще матушка игуменья благословила твое, Леда, свидание с посетительницей. Вы можете пообщаться в моем присутствии, но не более десяти минут. Предупреждаю: говорить только о погоде и здоровье. В противном случае посещений больше не будет, а замаливать грехи будет помогать сестра Аполлония. Я понятно говорю?

Убедившись, что Анастасия все правильно поняла, мать Эеридайк распорядилась:

— Приведите сюда гостью монастыря.

Вскоре в келью вошла девушка.

— Добрый день, наставница, — сказала она, обращаясь к Анастасии.

— Феофана, племянница Марии Склирины, — вспомнила Анастасия одну из своих учениц, которой преподавала высокую науку сценического перевоплощения.

— Да. И племянница базилевса Иоанна Куркуаса, — подтвердила Феофана и в порыве эмоций подошла к Анастасии и взяла ее за руки. — Меня послала в монастырь моя мать София, потому что она беспокоится о твоем здоровье.

— Передай матушке, что теперь мое здоровье несравненно лучше прежнего, — ответила Анастасия, косясь в сторону матери Эеридайк. Она подозревала, что ее чудесное спасение связано непосредственно с этим визитом. — Какая погода у вас дома? Не дуют ветры с севера? — Иносказательно Анастасия просила гостью передать братьям весточку о себе и просить их о помощи. — Облака, что видны из этого окошка, напоминают мне белых оленей, мчащихся по небу. А молнии — как стрелы, пронзающие их.

— У нас дома дуют разные ветры, — понимающе глядя ей в глаза, ответила Феофана. — Белый олень[6], пронзенный стрелой? Очень красиво. Эти образы навеяли мне мысль о том, чтобы соткать полотно с их изображением. Когда полотно будет готово, я привезу его тебе.

— Благослови тебя Бог, девочка моя, — сказала Анастасия, обняв и прижав к себе посетительницу.

— Свидание окончено, — объявила мать Эеридайк. Она дождалась, когда Феофана покинула келью, и захлопнула дверь. Загремел закрываемый засов.

Вновь Анастасия осталась одна. Но она была жива. И теперь у нее появилась надежда.

* * *

Чтобы как-то встряхнуть базилевса и отвлечь от душевных мук, Василий Ноф попробовал привлечь его к решению дел государственных. А решать было что. После убийства Никифора врагов у державы не стало меньше. И к ним добавились еще бывшие друзья и временные союзники. Василий нашел момент, чтобы уединиться с Цимисхием для серьезного разговора.

— Послушай, Иоанн, заканчивай разводить сопли. Ты волен распоряжаться своим имуществом, но государственной казной может распоряжаться только синклит.

— Я базилевс! И могу делать что хочу, — вскочил Цимисхий.

— Недолго тебе быть базилевсом, когда враги подступят к Константинополю.

— До сих пор ты и сам неплохо справлялся с проблемами. Чего ты ждешь от меня?

— Я не могу объять все. Помоги мне, Иоанн. Мне надо решать внутренние проблемы: с доставкой зерна из Херсонеса[7], со сборами налогов и с подавлением выступлений оппозиции. Ну а ты делай то, что можешь лучше всего, — займись войной на наших границах. Кажется, ты говорил, что не одобряешь внешнюю политику Никифора. Вот и покажи, на что ты способен.

— А что могло произойти на наших границах за этот месяц?

— Очень многое. Исламское государство террора расширяет свою территорию с юга. Сначала карматская чума накрыла Египет. Теперь, в связи со смертью Никифора, халиф Кайруана[8] считает себя свободным от договора с Византией. Его проповедники пробираются в Левант[9]. И это в то время, когда кафедральная Антиохия[10] осталась без комита, а Церковь Азии — без патриарха. Под вопросом и федеративный договор с эмиром Алеппо[11].

— Значит, мы можем потерять Сирию? — уточнил Цимисхий. Василий кивнул в ответ и продолжил:

— Как ни горячи новости с юга, а на севере все гораздо хуже.

— Говори-говори, — подбодрил его Цимисхий и сел с показным спокойствием.

— Царь Болгарии Борис[12] с благодарностью воспринял возвращение на родину «болгарских невест» и своего брата. Он радушно принял патрикия Петра, который должен был остаться при его дворе советником. А патрикию Калокиру, временному наместнику на захваченных в ходе войны территориях, было вручено предписание убыть в свое поместье на Таврии. Вместе с Калокиром Болгарию должны были покинуть и все наемные отряды скифов. Русы за свое участие в войне получили земли левобережья и потому, соблюдая договор, должны были уйти за Истр[13]. Так было решено еще при Никифоре.

— И…

— Я недооценил этого выскочку из Херсонеса. Его надо было под охраной доставить в Константинополь и уже тут решать его судьбу. Но я ошибся! И Калокир немедленно воспользовался своей отставкой и свободой. Он обратился за помощью к царю русов Святославу[14]. Заручившись его поддержкой, Калокир поднял мятеж, чтобы захватить власть в Болгарии.

— Я никогда не доверял норманнам, — поморщился Цимисхий. — Разве они не союзники нам?

— Союзный договор Святослав заключил с Никифором. И теперь, после его смерти, считает себя обязанным защищать его наследство и Македонскую династию. Не теряя времени, он с ходу вторично взял Мегаполис на Истре. А изменник Калокир пленил царя Бориса и его брата в Малом Преславе, том, что находится возле кафедрального города Плиска. Он изгнал патрикия Петра и велел тому не возвращаться. Но Пётр не послушался его. Он собрал сторонников царя Бориса в Филиппополе[15]. Ему удалось мобилизовать городское ополчение, и он хотел вести его на Преслав освобождать царя.

— Как Калокиру и царю русов удалось так быстро собрать войско и достичь Болгарии? — удивился Цимисхий.

— Ничего необычного, — пожал плечами Василий. — У Калокира были в Болгарии в качестве охраны наемники — очень боеспособный отряд грейтунгов из Таврии. А царь Святослав в это время гостил у своего тестя, венгерского царя, в городе Буда[16]. Это одно из княжеств на территории распавшегося государства Великой Моравии[17]. И на службе у царя Святослава было много наемных викингов, которым не надо много времени на сборы. Да и перемещаются они по воде быстрее, чем всадники — по суше.

— Значит, Великий Преслав захвачен, и царь Борис пленен, — пожевал ус Цимисхий.

— Не только. Как я уже говорил, викинги славятся быстротой перемещения и внезапностью нападения. Они не дали патрикию Петру времени на сбор и обучение ополченцев, — сделал скорбное лицо Василий. — Сегодня ночью прибыл гонец от Петра. Второй по величине и центр провинции Фракия — город Филиппополь — тоже пал.

— Гонец сообщил подробности?

— Да, разумеется.

— Как известно, река Гебр разделяет город на две части. Непостижимым образом викинги перетащили свои ладьи через горы из Данубия в Гебр и, как у них принято, ранним утром высадились в самом сердце города. Гарнизон и ополченцы, собранные патрикием Петром, стойко сопротивлялись агрессору, но удержать город не смогли. И только обозлили нападавших. Объятых ужасом, испуганных фракийцев викинги умерщвляли с врожденной жестокостью. Гонец говорит, что, с бою взяв Филиппополь, они со свойственной им бесчеловечной свирепостью на Адском холме посадили на кол двадцать тысяч городских жителей, оказавших сопротивление. Патрикию Петру удалось бежать. Сейчас он находится в Адрианополе[18], нашем городе на границе с Болгарией.

— Наши послы связывались со Сфендославом? Почему он не придерживается договора?

— Да, конечно. Посланцы Петра выходили с ним на переговоры.

— И?..

— Царь Святослав передал, что прежний договор в силе и он не хочет войны с Византией.

— Тогда зачем ему все это?

— В связи с новыми обстоятельствами он выдвигает свои условия примирения.

— И чего он хочет?

— Он требует восстановить на троне Владык вселенной законную Македонскую династию в лице сыновей базилевса Романа. Еще чтобы ты оставил патрикия Калокира в Болгарии на должности стратига. И, наконец, он требует возмещения ущерба, причиненного ему патрикием Петром в результате военных действий. И в случае выполнения договоренностей по этим пунктам обещает разобраться с нашим противником на Западе, так же как разобрался с малехом на Востоке.

— Что вождю русов до царской династии в Византии? Не все ли ему равно?

— Перед Богом и людьми его мать была крестной дочерью базилевса Константина Багрянородного[19], — объяснил Василий. — Значит, по божьим и людским законам внуки Константина — это его племянники.

— Не смеши меня. Императрица Ирина ослепила собственного сына в той комнате, где родила его. Что уж тут говорить о родственных чувствах Сфендослава.

— Князь Святослав заключил союзный договор с базилевсом Никифором, женатым на Феофано, как с представителем Македонской династии. Этот договор подразумевает, что союзники должны поддерживать друг друга и вступать в войну, если одной из сторон кто-то угрожает. Твое вступление на трон Святослав расценил как угрозу династии, с которой тебя ничто не связывает. — Василий пожал плечами. — Конечно, это только предлог для начала военных действий. Действительных же побудительных причин может быть гораздо больше.

Цимисхий какое-то время молча обдумывал это. Потом снова спросил:

— А что Сфендослав имеет в виду, когда говорит о наших врагах на Западе?

— Он намекает, что хочет атаковать императора германской нации Оттона[20]. — Василий выдержал паузу. — Наверняка врет, чтобы отвести нам глаза и потянуть время. Аттила тоже ходил на Запад, но в конце концов повернул свое войско на Константинополь. Оставив Калокира у царя Бориса, мы тем самым отдадим Болгарию русам. А потеряв это буферное государство, сами станем открыты для нашествия северян.

— А что сейчас делает царь русов? Если мы не выполним его требования, осмелится ли он напасть на Византию?

— По моим сведениям, он укрепляет свое влияние в болгарских городах вдоль реки и нападать на Византию пока не спешит.

— Вероятно, ждет подкрепления, — предположил Цимисхий. — Сколько у него сейчас воинов? Тех, что умещаются на норманнских плоскодонках, не должно быть очень много.

— Мне это неведомо. Но я уже распорядился отправить к нему переговорщиков. Пусть заверят царя Святослава, что наследникам базилевса Романа ничто не угрожает. Между тем пусть они попытаются разузнать его ближайшие планы, а заодно посчитают вражье войско.

— Переговоры — это хорошо. Это дает нам время, которого у нас действительно нет. — Цимисхий вскочил и заходил из угла в угол, о чем-то напряженно думая.

— Сколько понадобится времени, чтобы объявить мобилизацию в феме Македония?

— Сначала необходимо будет срочно собрать внеочередное заседание синклита, добиться единогласного решения о начале войны и выделении на это средств из казны. Потом мобилизовать ополчение, вооружить и утвердить командный состав. Провести плановые занятия по боевому слаживанию. Ну, в целом — около месяца.

— Калокир это тоже знает. И если он уговорит Сфендослава напасть на Константинополь, то это произойдет раньше чем через месяц. — Цимисхий продолжал скорым шагом бесцельно передвигаться по комнате. Василий удовлетворенно подметил, как куда-то пропала его апатия. Свои раздумья Цимисхий дополнял жестикуляцией. Вдруг он остановился и в упор взглянул на Василия.

— Вот что. Школа юных саларов, которую создал Никифор, подчиняется непосредственно базилевсу. Каждый из курсантов — это как минимум обученный воин, который стоит десятерых стратиотов ополченцев. Из них можно сформировать тысячную фалангу. Два раза в год они проводят военные учения, приближенные к боевым. И казне они тоже обходятся недешево. Что если им провести очередное учение в боевой обстановке, а перед этим совершить марш-бросок из Царского города к Адрианополю?

— Звучит неплохо, — одобрительно поддержал эту идею Василий. — Полк курсантов и пара добровольческих полков, которые на месте наскребет патрикий Пётр. С таким войском он успешно сможет противостоять царю Святославу на наших границах.

— Нет, — оборвал Цимисхий паракимомена. — Стратопедарх Пётр — твой ставленник, и я не сомневаюсь в его преданности. Но он уже проиграл все схватки с русами. А я не имею права на риск.

Поэтому войском командовать будет мой шурин Варда Склир. Он вчера прибыл из Тарса[21], чтобы, если понадобится, поддержать мою партию в столице. Его сопровождает несколько сотен рыцарей-катафрактов. С частью конных императорских гвардейцев они составят ядро тяжелой ударной конницы. — Почувствовав себя в родной стихии, Цимисхий отбросил в сторону слюнявость и сострадание. Он снова стал тем, кем был всегда, — жестким военным, талантливым стратегом и любимцем войск. — А Пётр пусть займется тем, что лучше всего получается у скопцов: переговорами и сбором сведений о противнике.

— Слушаюсь, государь. — Василий был доволен. Его план удался. Цимисхий наконец-то начал управлять страной.

— А начальником в Антиохию отправь Михаила Вурцу. Во-первых, он хорошо изучил окрестности во время ведения осады и уже был ее комитом, пока покойный Никифор не отстранил его от этой должности. И, во-вторых, это гарантия того, чтобы его не постигла участь Льва Валанта.

— Да будет так, — согласился Василий, решая судьбу второго сообщника Иоанна. — Чем дальше он от столицы, тем лучше. Злые языки перестанут трепать его имя и скоро позабудут вообще.

— А насчет кандидата на кафедру Азии я сам поговорю с отцом Полиевктом. Есть у меня один подходящий монах, который сможет привить сирийцам правильный взгляд на учение Христа. — Цимисхий рухнул в кресло, давая понять, что разговор утомил его и он хочет остаться наедине.

Василий кивнул, как бы соглашаясь с волей государя. Но не уходил, мялся, нервно покручивая кольцо на руке.

— Что-то еще? — усталым голосом спросил Цимисхий.

— Есть еще один вопрос, который требует первостепенного решения, — вкрадчиво начал паракимомен. — Первым пунктом царь Святослав требует восстановления на троне Владык законных представителей династии. И в нашей недавней беседе патриарх правильно поставил вопрос о правомерности ношения тобой красной обуви. Юридически такое право передается только потомкам Македонской династии, то есть молодым цезарям. А если вдруг их не станет?

— Ты что-то замыслил против своих племянников? — Цимисхий подозрительно пронзил Василия взглядом.

— Ну что ты. Это я так, чисто теоретически. Ведь все мы ходим под Богом, — скорчил обиженное лицо Василий. — Вот и Никифор был женат на вдове покойного Романа, официально объявленной регентом. И этим браком был связан с правящей династией.

— Что ты предлагаешь?

— Еще живы сестры покойного базилевса Романа, которых отправили в монастырь. Одна из них могла бы стать твоей духовной супругой. И тогда все династические претензии отпали бы сами собой.

— Монашка? Браво! — Цимисхий снова вскочил. — Что за проклятие лежит на царском троне?! Никифор был женат на своей сестре. И поэтому ее мог иметь кто угодно, кроме него самого. Ты же предлагаешь мне жениться на твоей племяннице, монахине. И что, я тоже смогу иметь кого угодно, кроме своей жены?

— Такова участь всех царей. Брак — это прежде всего политический шаг.

— Ну вот что. Анастасия вторично осталась вдовой. И я на ней женюсь.

— Она объявлена пособником убийцы. Будет ли это благоразумно?

— Формирование общественного мнения — это твоя забота. Придумаешь что-нибудь.

— Она не простит тебе смерти Никифора и не согласится стать твоей супругой, — угрюмо возразил Василий.

— Разве ссылка недостаточно остудила ее горе? Пусть пока еще посидит в монастырской крепости. Рано или поздно, но эта гордячка будет моей. Она на коленях будет умолять меня, чтобы я на ней женился.

— Патриарх будет против этого брака, — снова возразил паракимомен.

— Я уговорю его, потому что возьму в жены только ее! И давай, Василий, на этом закончим наш разговор.

* * *

В этот раз своим местопребыванием в Болгарии Великий князь Святослав избрал Преслав на Истре, столицу ее предпоследнего царя Петра, чаще называемую Мегаполисом. Хотя во избежание путаницы росы предпочитали называть занятый город Переяславцем.

Ромейские послы доставили Великому князю послание от базилевса. Как обычно, послы изъяснялись витиевато. Но за призывами к миру скрывалась угроза:

«Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и все исповедуем христианские законы. Поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненный и, благодаря Богу, неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам как друзьям тотчас же, без промедления и отговорок покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким. Мы уповаем на бессмертного Бога — Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли.

Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на тысяче судов, а вернулся едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Напомню я и о его дальнейшей жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев[22], он был привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя. Ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи».

Святослав терпеливо выслушал византийских послов, но не спешил с ответом. Он дождался прибытия воеводы Свенельда в Болгарию и после этого собрал своих ближайших соратников на совещание. Кроме Свенельда там были патрикий Калокир, конунг Икмор и воевода Волк.

— Князья, соратники. Мы сделали то, о чем просил меня патрикий Калокир. Исполнили свой союзнический долг и задавили мятеж дунайских болгарцев, спровоцированный послом узурпатора. Нашими стараниями малолетние наследники Константина Багрянородного будут живы, хотя и формально отстранены от власти. Но на этом наши успехи заканчиваются. Со смертью базилевса Никифора аннулированы все наши договоренности с ромеями о совместной войне на Западе. Настало время подумать, а что же дальше.

— А что, их жизни действительно что-то угрожало? — спросил Икмор.

— Их мать и сестер отправили в монастырь. А там неугодные люди долго не живут, — ответил за Святослава Калокир. — Теперь нашими усилиями хотя бы цезарей оставили во дворце. Тоже клетка, но зато на виду и под присмотром синклита.

— Однако фактически в Константинополе правит новый базилевс, — продолжил Святослав. — Он не связан родством с правящей династией и, вопреки нашим первоначальным договоренностям с Никифором, не хочет помочь нам в походе на Запад. Узурпатор требует, чтобы мы ушли за Истр. Его послы напомнили мне, как мой отец принял смерть возле Искоростеня[23]. При чем тут это? — недоуменно пожал плечами Святослав. — Лучше бы вспомнили про Одда Вещего, дядьку моего отца. Стражники базилевса незаконно взяли под арест торговца русича, считая свои интересы выше международных законов. Хотя всем известно, что всякий иностранный подданный подсуден только своему государю. Тогда Одд привел войско Руси под стены Царьграда и заставил ромеев блюсти договор. А на воротах, ведущих к слободе русских купцов в Царьграде, Одд прибил свой щит — в знак того, что слобода находится под его защитой.

— А как прошли переговоры с венграми? — полюбопытствовал Калокир.

— Удачно, — ответил Святослав. — В среднем течении реки Маджары и те княжества, что остались от Великой Моравии, примкнули бы к нам. Мой угорский тесть Великий князь Такшонь[24] заверил меня в этом. При его дворе полно князей с отрезанными ушами и носами. Это им память о «благородстве» Оттона Каролинга.

— Земля дунайских болгар нам без надобности, — сказал конунг Икмор. — Но Данубий — длинная река. За Истр, выше крепости Доростол[25], мы по ней еще не ходили. До сих пор города франков викинги брали, нападая с побережья океана. Теперь у нас появилась возможность пройти в самое сердце их страны, навстречу конунгу Гундреду, который захватил плацдарм в западной части полуострова Иберии. Замкнув круг, мы затянем петлю у франков на шее.

— Император Оттон разбил Союз ободритов[26] и занимает их земли. Его бароны убивают мужчин, а молодых женщин делают рабынями. Они рвутся к Венедскому морю. Князья бодричей и лютичей молят меня о помощи. Ударив в самое сердце территории саксонских баронов, я дал бы свободу славянам и немцам, вернул бы Западной Руси родной город моего деда — Миклухин Бор. Разбив Каролингов, ромеи вернули бы себе контроль над Италией. Только слепец не увидел бы тут своей выгоды, — добавил Святослав.

— Ты говорил об этом с послами узурпатора? — спросил Икмор.

— Разумеется, говорил, — кивнул Святослав. — Но послы, как ослы, продолжают талдычить одно и то же. Базилевс, мол, не хочет оставлять патрикия Калокира в Болгарии.

— Истр принадлежит Болгарскому царству, а само царство — федерат Византии, — мрачно покачал головой Калокир. — Никифор Фока, с которым был заключен первоначальный договор, канул в Лету. А Цимисхий известен в определенных кругах как сторонник сближения с Западом. Он восхищается Оттоном. Если меня тут не будет, то как долго болгары будут позволять викингам проходить через Истр вверх по Данубию?

— Так что решим, князья? Уходим домой не солоно хлебавши? — спросил Святослав.

Некоторое время длилось молчание. Каждый обдумывал слова князя. Первым высказался Икмор:

— А зачем нам вообще договариваться с ромеями? — сплюнул конунг. — Обойдемся без них. Царь Борис и его столичный город находятся под контролем патрикия Калокира. Разве нельзя убедить его отказаться от федерального договора с Византией и подписать союзный договор с Русью? Пусть поставит Калокира во главе боярской думы или во главе своих войск. В Переяславце обустроим военную базу Руси. И устье мировой реки будет под нашей охраной.

— Если свершим такое, то тем самым спровоцируем большую войну с Византией, — заметил Калокир. — Тогда вам точно не видать городов германских баронов. Во всяком случае, не в этой жизни.

— А что предлагаешь ты? — спросил патрикия Святослав.

— Надо напасть на Византию сейчас, пока она слаба, и свергнуть узурпатора. В худшем случае вынудить базилевса отказаться от северных территорий, от Болгарии — в частности. Только в этом случае я смогу уговорить царя Бориса заключить договор с Русью, а викингам гарантировать беспрепятственный проход в верховья реки.

— Нападать на Византию неразумно. Наш союз скреплен договорами еще со времен Одда Вещего. А твоя матушка, князь, была крестной дочерью Константина Багрянородного, — стал отговаривать от опрометчивого решения князя воевода Свенельд.

— Да, но сейчас в Константинополе сидит узурпатор. Мы можем напасть на Царский город с моря и разом решить все проблемы с базилевсом, — предложил Икмор. — Победителей не судят!

— Залив Золотой Рог перегорожен цепью. Внезапного нападения не получится. К тому же и сам город, и Большой дворец под защитой стен. И персы, и арабы пытались захватить его с моря. Не вышло, — возразил Калокир.

— Совсем не обязательно захватывать Царский город. Сделаем так, как уже делали и авары, и болгары. Подойдем к его внешним стенам и под страхом нападения вынудим базилевса пойти на уступки, — предложил воевода Волк.

— Хорошее предложение, — поддержал его Калокир. — Наш враг — не ромеи, а только Цимисхий. Он узурпировал власть, пока законные наследники трона малы. В самой Византии у нас есть и сторонники, и друзья. И в доказательство тому вот этот перстень с грифоном рода Фока. Мои друзья из Херсонеса связались в Амасье[27], городе на другой стороне моря, с герцогом Вардом, сыном Льва Фоки. Он готов поднять восстание в Азии, чтобы поддержать наше выступление в Европе.

— А ему что за корысть нас поддерживать? Не ровен час — предаст, — засомневался Свенельд.

— Не предаст, — уверенно заявил Калокир. — Его отца и брата обвиняют в мятеже. Их упрятали в крепости на островах. И в перспективе их жизнь находится под вопросом. А Варда хочет добиться от нового базилевса их амнистии и возвращения домой.

— Это сильная мотивация, — согласился Свенельд.

— Как только союзные войска встанут у Длинных стен, фема Херсонес приостановит поставку зерна в столицу. Голодный бунт в Царском городе будет неизбежен. Горожане свергнут тирана и поддержат любого, кто даст им хлеб.

— Что ж, решено! — подвел итог Святослав. — Идем на юг, к стенам Константинополя. И пусть нас поддержат друзья из Азии и Таврии.

— А сколько у нас бойцов? — задал вопрос Калокир и сам себе ответил: — Тысяча болгарских гвардейцев из Преслава под командованием тысяцкого Ивана, грейтунги Дороса[28] под командой риха Никиты — еще три тысячи. Итого вместе с тремя тысячами викингов конунга Икмора и русской дружины воеводы Волка — восемь тысяч воинов. — Калокир покачал головой. — Маловато для осады Длинных стен. Нам не хватает конницы.

— И трех тысяч на ушкуях[29] хватило, чтобы с ходу взять Филиппополь, — презрительно скривился Икмор.

— Река не подходит к Длинным стенам, — возразил Калокир. — И мне трудно будет убедить болгар в союзничестве с варягами, если на месте каждого взятого ими города будет оставлена безжизненная пустынь.

— Конунга Гунара проткнули копьем со спины. Это был нечестный удар. Жители Филиппополя поплатились за это. Мы справили хорошую тризну, — мрачно проворчал Икмор.

— На войне часто гибнут, но это не повод вырезать всех поголовно, — набросился на него Калокир.

— Страх у врагов — наш лучший союзник, — тотчас парировал Икмор.

— Хватит препираться, — оборвал споривших предводителей Святослав, потом усмехнулся и добавил: — Когда я обдумывал нашу будущую войну в Саксонии, то сознавал, что мне понадобится конное войско. Я приказал воеводе Свенельду переговорить об этом с Курей, каганом Печенежского союза. И вот конное войско уже на подходе. Очень кстати. Расскажи, как тебе это удалось, воевода.

Почувствовав на себе горящие любопытством взгляды, Свенельд даже как-то стушевался. Но, быстро взяв себя в руки, стал рассказывать:

— Завершив дела у сожженного города Самандара[30], я возвращался в Киев на Непре через предгорную Аланию. По пути остановился на отдых во временной ставке печенежского кагана Кури в Пятигорье. Там меня и нашел гонец с приказом Великого князя Святослава следовать к нему в придунайскую Болгарию с конным войском.

Но где мне было взять войско? Наши союзники куманы-гузы остались обустраиваться в степях «золотых» аланов возле Самандара. А каган Куря, возглавивший кангарскую орду степняков, был в состоянии войны с ханами Кавказской Алании. И хотя местные казаки приняли сторону печенегов и помогли им захватить Пятигорье, война обещала быть долгой.

К счастью, в это же время иронский князь Урдуре захватил Маас[31] — горную столицу Кавказской Алании и тем самым временно нейтрализовал гуннов Папагии. Осталось решить проблему на северо-западном побережье Кавказа. Там на западе Казакии[32], в Тмутаракани[33], находились так называемые Климаты Хазарии. Эти крепости обороняли болгары черные, хазарские вассалы.

Свенельд сделал паузу. Но никто не проронил ни слова. Все с нетерпением ждали продолжения. И он не заставил себя долго ждать:

— Чтобы без боя совладать с ними, замечательный ход придумал каган Куря, — продолжал рассказ Свенельд. — Немного ранее на правом берегу Итиля его воины пленили жену малеха рахдонитов, царя Атильского. Сам малех, как известно, уплыл в Самандар, где и сгинул. А вот жену свою бросил раньше в пылавшем городе Атиле[34]. — Свенельд замолчал. Никто его не торопил.

— Я не удивлен, — заметил Калокир. — Для малеха она не представляла ценности, так как не была иудейкой по рождению. Ее дети не смогли бы наследовать трон. Женившись на ней, он преследовал лишь политические цели.

— Эта смелая женщина самостоятельно перебралась на аланский берег и пробиралась к своему отцу в Маас, но по пути попала в плен к печенегам, — заметил воевода.

— Ну и дела… — покачал головой Калокир.

— Пленив вдову малеха, каган Куря вспомнил, как готские рихи покоряли Европу, беря в жены местных царевен, — продолжал Свенельд. — А потом так же русские князья брали в жены готских царевен, чтобы вернуть свои вотчины в Таврии и в Карпатских горах. По тому же пути пошел и иронский князь Урдуре. Он взял в жены дочь побежденного хана гунно-болгар и так овладел всей их Волчьей страной — Буриберди, которую греки называют Папагией.

Воевода смущенно замялся, что было нехарактерно для него.

— Вот тут-то каган Куря и придумал, как мне выполнить приказ Великого князя и собрать ему конное войско. Он предложил мне взять в жены вдову малеха, которая волей случая попала к нему в плен.

— Ну и дела… — снова удивленно покачал головой Калокир. И Святослав как-то по-новому, серьезно глядел на воеводу, хотя в глазах его искрились смешинки.

— Сказано — сделано, — решительно продолжал Свенельд. — Я женился на вдове. И так овладел всеми вассальными ханствами Атиля на побережье Тмутаракани. После этого я приказал черным болгарам следовать за собой к Истру. И князь Урдуре не возражал. Он был только рад избавиться от воинственной оппозиции.

В то же время, узнав, что болгарцы уходят, вольные казаки, ранее оттесненные хазарами к Манычу[35], стали возвращаться в Тмутаракань и родную Казакию. А некоторые из них также стали проситься в мое войско.

Я сказал об этом кагану. И каган Куря разрешил мне набирать охочих степняков из местных улусов Дона и Маныча, входивших в Печенежский каганат. А поскольку сам каган оставался в Пятигорье, то утвердил на командовании войском из аланских улусов Дона походного атамана по имени Сивый Конь.

Закончив с формальностями, я попрощался с каганом Курей и возле Белой Вежи переправился на правобережье Дона. Дальше по землям печенегов повел свое войско к Истру.

А каган Куря остался зимовать в предгорных степях Алании, чтобы при необходимости помочь князю Урдури утихомирить бунтовавших ханов в горах. К следующей зиме он собирался вернуться в Лукоморье на левобережье Днепра или на свои кочевья в Таврии, возле Новгорода[36]. Вот в общих чертах и весь рассказ, — закончил свое повествование Свенельд.

Калокир и Икмор переглянулись. Потом викинг загоготал:

— Молот Тора! И меда отведал, и пчел приручил. Ха-ха-ха. А может, и в Константинополе есть царевна на выданье? Ха-ха-ха. Я бы не прочь обзавестись царственной женушкой и стать базилевсом.

— Сколько ты привел с собою конников? — спросил Святослав, пряча улыбку в усах.

— Число конников — тьма: пять сотен охочих из казачьего народа и полторы тысячи донских аланов ведет атаман Сивый Конь, тысячу волжских биляров, которые со мной со времен осады Самандара, ведет хан Хесен, тысячу зихов — князь Ирник. Остальные — болгарцы черные под командой хана Тонузоба.

Причем большинство болгарцев решили навсегда покинуть Тмутаракань и разместиться здесь, на мировой реке, среди своих зареченских сородичей. Поэтому за конниками следуют их повозки с семьями. Сейчас они движутся к Доростолу. Там же их конные мужи переправятся на правый берег.

Казаки и аланы с Дона — христиане. Биляры — тенгриане. Остальные — стараниями малеха — по большей части мусульмане, — обстоятельно доложил воевода.

— Если ты можешь заставить служить тебе вассалов Атиля, то сможешь потребовать воинов и от правителей местных маджар: Великого князя Такшоня из Венгрии и Дьюлы, верховного главнокомандующего — правителя Трансильвании, — сразу же смекнул Калокир. — И от Дьюлы даже предпочтительнее всего, так как вся земля левобережья за Доростолом принадлежит его князьям и ханам. Стоит им перейти реку, и мы окажемся между молотом и наковальней.

— Такшонь был готов мне помочь и раньше, после нашей встречи, — уточнил Святослав. — Но вот Дьюла — это совсем другое дело. У печенегов с ним общая граница, на которой идут постоянные стычки. И в прошлом году, воюя в Болгарии, мы его неплохо потрепали. С другой стороны, войск у него больше, чем у кого бы то ни было в этой стороне. Именно по этой же причине Великий князь Такшонь недавно женил своего сына Гезу на его дочери: чтобы заручиться поддержкой всесильного Дьюлы.

— И на комита Шишмана[37] из Средеца[38] тоже надо воздействовать, — тут же добавил Икмор, став серьезным. — Я слышал, что он повязан с малехом брачными узами. Мои лазутчики доложили, что оттуда к Филиппополю собираются выслать войско. Если мы пойдем по реке вниз, западные болгары могут ударить нам в спину.

— Это правда, — поддержал его Святослав. — И нам надо правильно воспользоваться появившимися возможностями. — Святослав что-то обдумал и сказал: — Все вышеназванные государи — должники иудейского царя Атиля и его ростовщиков. Так или иначе, но малех набросил на них свою «золотую» узду. И они должны будут отрабатывать свой долг.

Святослав хлопнул Свенельда по плечу:

— Воевода, пусть твоя походная женушка напишет им всем письма. Потом немедленно отправляй их с посыльными к Шишману, Такшоню и Дьюле. Икмор поможет тебе с их доставкой. Если дело выгорит, пусть отправляют войска к нам тотчас, — рубанул рукой Святослав. — Давайте, други, действуйте. — Князь дал понять, что совет завершен. — А я тут с патрикием Калокиром пока помозгую, как нам уговорить царя Бориса примкнуть к нам и как достойно ответить ромейским послам.

* * *

Через несколько дней по настоянию Цимисхия был собран поместный собор в Константинополе. Кандидатом на антиохийскую кафедру поместным епископом был представлен монах Феодор[39] из Колонии. Его привел на собор сам базилевс. Монах приходился земляком монарху, и с его подачи Цимисхий занялся благотворительностью. Они вместе обустраивали больницу для страдавших священной болезнью.

Синод заседал несколько дней. Архиепископ Полиевкт вместе с бывшими в городе епископами испытывал знания этого мужа. Было выяснено, что монах с детства вел отшельническую, лишенную треволнений жизнь и тяжкими трудами укрощал свою плоть. Железные вериги, которыми он истязал свое тело, покрывал он власяным рубищем и до тех пор не снимал его, пока оно совершенно не истлевало и не обращалось в прах.

Во всех отношениях он был подходящей кандидатурой для борьбы с еретическим учением гностиков Антиохии, отрицавших проявление божественной любви и сострадания к ближним.

И вот наконец, найдя, что монах Феодор не слишком силен в светской учености, но зато чрезвычайно опытен в священной нашей премудрости, Вселенский патриарх Святой папа Полиевкт помазал его патриархом Антиохии. Церковь Востока снова обрела своего иерарха.

По прибытии в Антиохию патриарх первым делом посетил монастырь Арсения, в котором было погребено тело Христофора I, убитого мусульманами 22 мая 967 года. По распоряжению отца Феодора тело святого патриарха Христофора перенесли в монастырь Святого Касьяна.

* * *

Вечером того же дня паракимомен Василий зашел к базилевсу, чтобы пожелать тому спокойной ночи. Он застал Цимисхия бегавшим по спальне и крушившим подворачивавшиеся предметы обихода. Палатины стояли за закрытыми дверьми, не решаясь войти, чтобы не попасть под горячую руку государя.

Василий не спеша прошел к спальному столику и медленно стал лить в чашу воду из кувшина. Звук лившейся воды подействовал на Цимисхия умиротворяюще. Он подошел и залпом осушил чашу.

— Нет, но каков наглец, его святейшество, — стал жаловаться Цимисхий. — Сразу же воспользовался тем, что я уже отменил «томос» Никифора. И теперь за то, чтобы назначить отца Феодора на антиохийский престол, он вынудил меня дать обещание, что я отменю и новеллу Никифора о монастырях.

— Новелла XIX, которая запрещает давать завещания на земли в пользу монастырей и церкви и распространяется на всех граждан империи, — уточнил Василий. — Недурно. Этак монастырские земли скоро опять станут больше государственных. И где после этого брать ополченцев на войну? Я уже не говорю о перенаправлении финансовых потоков от земельных налогов из государственной казны в церковную.

— И это еще не предел его наглости и жадности, — продолжал возмущаться Цимисхий. — Ведь я сказал ему о том, что хочу взять в жены Феофано.

— И… — Василий аж подался вперед от нетерпения. Цимисхий косо взглянул на него:

— Пока никак. Сначала даже слушать не захотел, но потом дал понять, что только полное разделение светской и церковной власти может заставить его пересмотреть свое отношение к этому браку.

— Позволь, государь, я поговорю с ним. Может, мне повезет больше, если я обосную неправомерность и даже опасность его притязаний для государства в целом. Заодно попытаюсь уговорить его благословить твой брак с одной из моих царственных племянниц.

— Василий! Я сказал «нет». Мне нужна Анастасия. Она родит мне наследника. А какой мне прок от монашки?

— Ты совершенно напрасно упираешься, Иоанн. Этот брак будет простой фикцией, но даст тебе законное право быть Владыкой вселенной. И, как ты правильно заметил, при этом сможешь иметь, кого захочешь. Хочешь Анастасию? Пожалуйста. Можешь даже снова поселить ее на женской половине дворца в качестве уважаемой матери-императрицы.

Цимисхий нервно расхаживал по комнате, сжав губы и ничего не ответив.

— Позволь все же мне заняться переговорами с отцом Полиевктом, государь. Обещаю: он не устоит против моих аргументов. А ты пока, может быть, решишь, что ответить на требования Святослава?

— И чего хочет этот любимец Никифора? — остановился, с любопытством уставившись на паракимомена, Цимисхий.

— Послы напомнили царю Святославу, что патрикий Калокир — гражданин Византии и, согласно всем предыдущим договорам с русами, подлежит суду базилевса. Но Калокир тотчас сменил гражданство, став болгарским дьюлой. А объединенное войско тавров Калокира и скифов Святослава захватило земли Добруджи и Нижней Мёзии[40]. И еще царь Святослав ответил ромейским послам надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть они тотчас же покинут Европу, на которую не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами».

— Видимо, царь русов очень гордится своими победами над болгарами?

— Есть с чего. Болгары, или — правильнее — волгари, — изначально жители заливных равнин по берегам реки Волга. Это один из боевых скифских народов, родственный гуннам. Сначала они создали так называемое Болгарское ханство на Северном Кавказе, потеснив аланские народы. Потом часть из них переместилась в Мёзию и Добруджу. Как это часто бывает, всадники стали брать в жены дочерей местных господ и так вскоре возглавили местные племена мисян. Новому государству новые властители дали свое племенное имя — Болгария, с дополнением Дунайская, хотя в Византии его называют по старинке — Мёзия. Дунайские болгары наносили большой ущерб ромеям и уводили людей в рабство. А когда ромеи выступали против них, они скрывались в лесных и горных засадах и побеждали их в неудобных для сражения местах. История не сохранила упоминаний о ком-либо из ромейских базилевсов, победившем дунайских болгар.

Русы же применяют тактику викингов. Они перемещаются и нападают с воды. И в этом их преимущество. Им не надо дорог. На воде не устроить засады. А все крупные города и села расположены у воды. Царь Святослав уже прочно овладел их страной и теперь весь проникся варварской наглостью и спесью.

Цимисхий, сев на царское ложе, внимательно выслушал паракимомена.

— Значит, говоришь, что никто из ромейских базилевсов не смог победить дунайских болгар? — переспросил Цимисхий задумчиво. Для него это был вызов, и в глубине его глаз зажглись огоньки. — Как вообще тавроскифам так быстро удалось овладеть Болгарией?

— О, я много раз слышал теорию Багрянородного, что все примитивные племена делятся на два сословия: земледельцев и скотоводов. И в этих двух сословиях скотоводы занимают главенствующее положение. Скотоводы дерутся меж собой за первенство и власть, а земледельцы — только за пахотные земли у воды. Скотоводы сменяют друг друга, а земледельцы достаются победителю. Так и случилось, когда кавказские болгары пришли в Мёзию. Они сменили кельто-аварское сословье скотоводов и таким образом скоро завладели всеми мисянами и всей их страной. Ведь земледельцам-реатам все равно, кто у власти, лишь бы не трогали их пашни.

— А если у реатов отобрать землю?

— Случится бунт, яростный и жестокий, сметающий любую власть. Ведь земледельцев гораздо больше, чем скотоводов.

— Тебе лучше знать. Ведь твоя мать — болгарка? — подковырнул паракимомена Цимисхий. — Из твоих слов, Василий, можно сделать вывод: чтобы завладеть Мёзией, надо просто сменить главенствующую верхушку, убрать болгарских скотоводов, но не трогать земледельцев. Именно так Калокир со Сфендославом овладели Болгарией. Они пленили царя Бориса, и Калокир стал его главнокомандующим, — сделал вывод и довольно хмыкнул Цимисхий. — А на что это Сфендослав намекает, когда говорит, что Европа не принадлежит нам?

— По всей видимости, так он оправдывает свой захват Болгарии. Намекает, что она территориально расположена в Добрудже, известной как Малая Скифия, которая является частью всей Скифии, — пожал плечами Василий. — Или это воспоминания о тех временах, когда русы, разгромив готов, заняли практически весь Балканский полуостров. Царей Великой Моравии они считают своими западными родственниками, а франков — моравскими изгоями.

— Удалось выяснить количество его войск?

— Послам для получения дани он назвал тьму, что, согласно славянским число-буквенным значениям, означает десять тысяч. Количество явно завышено. Зная варваров, могу предположить цифру в два раза меньшую.

На этом разговор первых людей Византия закончился. Умиротворенный Цимисхий лег спать.

* * *

Отец Полиевкт прожил лишь несколько дней после рукоположения Феодора. Владыка, управлявший патриархией около тринадцати лет, внезапно переселился в царство блаженного покоя. Смерть патриарха поразила город. Он ушел из жизни, оставив церкви как памятник, образ добродетели, божественной к человеческой мудрости, и знаний, к которым он был весьма привержен.

Базилевс Иоанн был очень озабочен этим событием. Он долго о чем-то говорил наедине с паракимоменом Василием. Палатины, стоявшие за дверью, слышали лишь то, как речь Цимисхия порой срывалась на крик. Василий вышел из палаты весьма бледный. А базилевс Иоанн тотчас отправился на конюшни и провел полдня на ипподроме, загоняя коней на скачках.

То, что произошло, осталось в прошлом. Время поджимало. Вселенская церковь не могла долго оставаться без пастыря.

На следующий день после времени, положенного на траур, Цимисхий созвал во дворец епископов и синклит и обратился к ним с речью:

«Я признаю лишь одну наивысшую и главенствующую силу, которая вызвала из небытия к бытию все благолепие видимого и невидимого мира. Это сила Бога. Но мне известны и две власти в сей жизни, в насущном земном пространстве: священство и царство. Одной из них Создатель поручил заботиться о душах, а другой — управлять телами людей, с тем, чтобы ни одна из сторон не пострадала и оставались они целыми и невредимыми. И теперь, когда глава церкви отдал долг природе, надлежит всевидящему оку, которое распознает дела человеческие еще до того, как они задуманы, определить для священной должности среди всех людей наиболее достойного мужа. И вот Богом данной мне властью я возвожу на церковный престол человека, издавна мною испытанного и прославленного всяческими добродетелями. Ему Бог даровал способность предвидеть будущее: именно этот монах предсказал Никифору императорскую власть. Его божественное пророчество предрекло мне многое из будущего, которое и свершилось в свое время. Так пусть не проводит сей человек свою жизнь в тени».

Произнеся эти слова, Цимисхий вывел на середину отшельника Василия[41], который с детства избрал монашеский образ жизни и беспрестанно выказывал подвиги тяжкого труда своего на вершинах Олимпа. Старец был прекрасной кандидатурой на место владыки. Отшельник всю жизнь провел в уединении, где избегал соблазнов и мирской суеты.

В Византии церковь находилась в зависимости от государства. И выбор патриарха, в частности, фактически определялся базилевсом. Тем не менее Цимисхий счел нужным сослаться на положение Эпанагоги, византийского свода законов, о равноправии светской и духовной власти.

На следующий день монах Василий принял помазание на первосвященство и был провозглашен Вселенским патриархом. Как раз в тот день в Византии праздновали то воскресенье, когда святые отцы укрепили православную веру в почитании божественных икон.

Новый архиепископ Константинополя практически отстранился от руководства церковью, переложив эти обязанности на митрополитов и поместный синод. Стараясь избегать политических споров, он послушно исполнял все повеления базилевса.

Оглавление

Из серии: Лондонская премия представляет писателя

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История предательства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ники́фор II Фока (ок. 912 года — декабрь 969 года) — военачальник, затем византийский император (963–969 годы). Сын полководца Варды Фоки Старшего.

2

Иоа́нн I (Ной) Цимисхий — от «цмсхи» — армянское слово персидского происхождения, означающее туфельку. Византийский император в 969–976 годах.

3

Василий Ноф/Нот(ос), или евнух Василий (умер ок. 985 года) — первый министр, фактически верховный правитель Византии с 945 года по 985 год (с перерывом в 959–963 годы).

4

Халдия — исторический регион на малоазийском побережье Чёрного моря. Столица Трапезунд. С востока она граничила с Лазикой (Кавказская Иверия), на юге — с Каппадокией и Малой Арменией, а на западе — с западной частью Понта.

5

Полиевкт — патриарх с 3 апреля 956 года по 5 февраля 970 года, один из наиболее влиятельных иерархов византийской церкви.

6

Белый олень — символ Героя, по следу которого идет Смерть. Изображался на гербах войсковых братств (гетов, казаров). В том числе сохранился и в древнем гербе казачьего Войска Донского.

7

Херсоне́с Таврический, или просто Херсонес (в летописях Древней Руси — Корсунь) — полис, основанный древними греками на юго-западном побережье Крыма и просуществовавший до конца XIV века.

8

Кайруа́н (араб. Эль-Кайрван — «караван») — город в Тунисе. Самый святой город мусульман Магриба.

9

Лева́нт — общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Египет, Турция и др.), в более узком смысле — Сирии, Палестины и Ливана.

10

Антиохия Великая в Древней Сирии, совр. Антакья на территории современной Турции. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые было дано имя «христиане».

11

Але́ппо (араб. Халяб) — крупнейший город в Сирии.

12

Борис II (931–977 годы) — царь Болгарии в 969–977 годах, с 971 года находился в византийском плену, однако на родине продолжал считаться болгарским царем. Старший сын царя Петра I и царицы Ирины.

13

Древнее название нижнего течения реки Дунай (перс. Дуней дон — «всемирная река», лат. Данубий).

14

Святосла́в Игоревич из рода Рюриковичей (942 год — март 972 года) — Великий князь киевский в 969–972 годах, прославился как полководец. Сын киевского князя Игоря и княгини Ольги-Елены.

15

Пло́вдив, в прошлом Филиппополь — второй по величине город Болгарии.

16

Будапе́шт — столица Венгрии, образованная в 1873 году в результате слияния трех городов на берегах Дуная: Пешта, Буды и Обуды.

17

Великая Моравия — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822–907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.

18

Эди́рне, или Одрин — город и район в северо-западной европейской части Турции.

19

Константин VII Багрянородный — византийский император из Македонской династии, номинально с 913 года, фактически в 945–959 годах.

20

Отто́н I Великий (912–973 годы) — герцог Саксонии (под именем Оттон II) в 936–961 годах, король Германии с 936 года, король Италии с 961 года, император Священной Римской империи с 962 года. Сын короля Германии Генриха I и Матильды Вестфальской.

21

Тарсус (ранее Тарс) — исторический город в Турции, на юго-востоке Анатолии на Киликийской равнине, в 20 км от Средиземного моря.

22

Лев Диакон (кн. 6.10).

23

Искоростень (гот. Кёрстень) можно перевести как «город Бога на кресте». Столица древлян (тервингов) на притоке Днепра, реке Ворксле. Сожжен в 946 году по приказу княгини Ольги.

24

Та́кшонь (931–972 годы) — князь венгров (955–972 годы).

25

Сили́стра (ранее Доростол, Дристр) — портовый город на северо-востоке Болгарии.

26

Ободри́ты (бодричи) — средневековый союз славянских племен, относившихся к полабским славянам. Место обитания — нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, на севере Германии.

27

Ама́сья — древняя столица Понтийского царства. Позже столица фемы (военно-административный округ) Армениак на востоке Византийской империи. Современный город и район в Северной Турции.

28

Мангуп (ранее Дорос в стране Дори) — в III веке столица империи Остроготы от Чёрного моря до Балтики. Поздневизантийское православное княжество Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость Мангуп-Кале. Останки города-крепости в Бахчисарайском районе Крыма.

29

Ушкуй — историческое название плоскодонных речных судов. Этимология этого термина связана с поморским словом «ошкуй», означавшим «белый медведь».

30

Семендер (Самандар) — ранняя столица Хазарского каганата (в первой половине VIII века). Где-то в районе Нижний Терек — севернее совр. Махачкалы на территории прикаспийского Дагестана.

31

Столица гуннской Буриберди (тюрк. Овсетии) находилась в городе Маас, что означает «благочестие» (Ал-Масуди). Маас разрушен в XIII веке Тамерланом (Тимуром) во время войн с Тохтамышем. Нижне-Архызское городище в Карачаево-Черкесии в России.

32

Историческая область, приблизительно соответствует Краснодарскому краю России.

33

Это один из древнейших городов Таманского полуострова. Был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

34

Атиль — последняя столица Хазарского каганата (иудейского царства) в устье Волги, недалеко от современного города Астрахань. Город затоплен при повышении уровня Каспийского моря.

35

Маныч (Западный Маныч) — река в Калмыкии, Ставропольском крае и Ростовской области, левый приток Дона. Географическая граница между Европой и Азией проходит по руслу реки.

36

Неаполь Скифский (греч. Neápolis — новый город), рус. Новгород Таврический — древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.).

37

Николай Шишман — болгарский вельможа, женатый на знатной женщине из Атиля, комит (болг. комитопул) провинции Средец (совр. София). С 965(8) по 970 год — правитель Западно-Болгарского царства. Сыновья: Давид, Моисей, Аарон и Самуил.

38

Средец (лат. Serdica) — древний город во Фракии. Античный и средневековый укрепленный город в центре города Софии, столицы Болгарии.

39

Феодор II (умер 28 июля 976 года) — патриарх Антиохийский с 23 января 970 года по 28 июля 976 года.

40

Мёзия (болг. Мизия) — историческая область между Нижним Дунаем и Балканскими горами, населенная фракийскими племенами (мёзы, бессы и др.). В настоящее время территория Мёзии принадлежит в основном Болгарии, некоторые ее части — Сербии, Румынии и Украине.

41

Патриа́рх Василий I Скамандрин — патриарх Константинопольский с 13 февраля 970 года по 974 год или март 973 года.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я