Новая книга художника Гриши Брускина – очерки революционной иконографии, прослеживающие прихотливую судьбу революции как темы и метода искусства на протяжении веков и даже тысячелетий. Брускин разбирает хрестоматийные и малоизвестные изображения из истории русской и мировой культуры, предлагает читателю неожиданные сопоставления и смелые интерпретации многочисленных шедевров от Делакруа до Малевича и Петрова-Водкина, но главное – учит смотреть на искусство как таковое – непредвзятым, заинтересованным взглядом, который преодолевает школьные стереотипы и музейные предписания. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клокочущая ярость. Революция и контрреволюция в искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III. «Новая планета»
Константин Федорович Юон, Николай Федорович Федоров, Абу Юсуф Якуб Ибн Исхак Аль-Кинди
I
Вот-вот
В 1921 году художник-реалист Константин Федорович Юон написал необычную для себя и для русского искусства картину «Новая планета».
Константин Юон. Новая планета, 1921
Жанр произведения — между утопическим символизмом и научной фантастикой.
Место действия — планета Земля.
Время действия: вот-вот.
Что происходит?
Сотни золотых лучей ослепили Универсум. Невиданные желтые небесные тела проносятся в опасной близости от Земли. На глазах у зрителей рождается «огнезарный круг» — Красная планета[4].
Кто эти люди, созерцающие светопреставление?
Человечество.
В набедренных повязках — первобытные люди. Символизируют начало времен.
В буденовских шлемах — герои, свершившие и защитившие революцию. Воплощают современность.
Голые — восставшие из мертвых. Свидетельствуют, что «общее дело» философа-пророка Николая Федоровича Федорова осуществляется. (Зритель видит, как некоторые из них все еще выбираются из-под земли в левой нижней части картины.)
И… загадочные люди! Спрятавшие головы в плечи. Будто и вовсе безголовые.
А вы кто будете? Ацефалы?
При слове «ацефал» перед глазами современного зрителя всплывает обложка одноименного журнала Жоржа Батая. Художник Андре Массон специально для издателя нарисовал безголового витрувианского человека с кинжалом в одной и горящим сердцем в другой руке.
Андре Массон. Обложка журнала Acе́phale, 1936
Но образ этот, со временем ставший культурной иконой, появится позже. Лишь в 1936 году.
Впервые рассказал нам об ацефалах отец истории Геродот Галикарнасский: по его словам, в Африке «обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые». Плиний Старший в «Естественной истории» также описывает легендарный безголовый североафриканский народ блеммы. С глазами на груди или на плечах. Живущий в бассейне реки Нил в Эфиопии.
В Средние века безголовые: ацефалы, эпифаги, блеммы — стали популярными персонажами всевозможных историй и миниатюр. Героями барельефов готических соборов. Их называли Каиновыми детьми. Потомками Хама. Или Каинами после потопа.
Теологи вели всамделишные споры, считать ли ацефалов людьми или нет. И, если да, то следует ли их крестить.
Лишь в эпоху Возрождения к вероятности существования безголового племени стали относиться скептически.
Родриго Алеман. Ацефал. Резьба по дереву. Фрагмент сиденья нижнего яруса. Кафедральный собор Святой Марии. Толедо 1495
Припомним, что и в эллинистическом Египте водились демоны-ацефалы — духи обезглавленных преступников.
Выскажем предположение, что Юон вслед за эллинистическими египтянами также изобразил духов обезглавленных преступников, жертв «бритвы нации» — гильотины Французской революции.
Кстати, весьма популярного в те годы исторического события.
Именно сравнением с большим якобинским террором, направленным, по словам французских революционеров, против предателей, большевики оправдывали красный террор против своих, автохтонных «врагов народа».
Ленин ласково называл Дзержинского «якобинцем». А Сталин вторил Ильичу, оправдывая массовые расстрелы ВЧК — ГПУ — НКВД «прогрессивными» репрессиями далекой французской диктатуры.
В 1922 году настал момент, и гильотинированные «преступники» восстали из мертвых на полотне русского художника Юона.
Что за событие изобразил автор полотна «Новая планета»? Конец света?
Апокалипсис?
Момент перед переселением землян на другую планету.
Юон, как и Климент Редько, безусловно, был знаком с книгой Николая Федорова «Философия общего дела» и с трудами Константина Циолковского, где оживление мертвых и обретение бессмертия описываются как решаемая научная задача.
Константин Циолковский. Работа космонавтов на борту корабля. Рисунок из рукописи «Свободное пространство», 1883
А заселение космического пространства землянами — ныне живущими и покойниками, возвращенными к жизни передовой наукой, — как запланированное и технически подготовленное действие.
Но на что рассчитывают наши герои? Ведь планета уже родилась. А научно-технический прогресс еще не достиг достаточно высокого уровня, чтобы реализовать мечты Федорова — Циолковского? Ждать явно не стоит. Кто его знает, Светило-то. Возьмет и удалится!
Рассчитывают юоновские люди совершенно справедливо на Чудо!
Революционный переворот у нашего художника не только не отменил Чуда, а, напротив, вызвал его.
Рождение «Новой планеты» — результат победы Революции. События, не только изменившего жизнь на Земле, но и взорвавшего космос.
Рождение Нового светила сопровождается библейским эсхатологическим явлением — Воскресением мертвых, по предсказанию апостола Павла, свершающимся в конце истории в мгновение ока.
Концом истории в данном случае явилось не иудейское пришествие Мессии и не христианское Второе явление Христа. А физический феномен — рождение планеты, представленное как давно чаемое мессианское событие.
Потрясенное человечество тянется к новой планете как к обещанному «Третьему небу». Куда можно переселиться и обрести бессмертие.
Новая планета означает смерть Смерти.
«Новую прописку» на Небесах обетованных.
О чьем обетовании идет речь? Библейских пророков? Апостола Павла?
Новые небеса пообещал нам удивительный фантазер — Николай Федорович Федоров.
Современники отмечали феноменальную эрудицию Федорова. Поговаривали, будто бы тот знал все книги в читальном зале Румянцевского музея, где в течение двадцати пяти лет проработал библиотекарем.
Не вызывает сомнения, что Николай Федорович прочел труд раннехристианского апологета Афинагора Афинского «О воскресении мертвых».
Где греческий философ доказывает скептикам, что воскрешение людей для Всевышнего не проблема, ибо Бог не может не знать, куда поступает каждая частица по разрушении тела после смерти, ибо Тот, Кто прежде создания каждой вещи знал природу будущих стихий… и после разрушения человека не может не знать, куда поступила каждая из частиц, которую Он употребил для образования плоти.
Федоровский механизм воскрешения отцов напоминает процесс, описанный Афинагором, только лишь Бога мыслитель заменил человеком и современной ему Наукой.
Материализация духа, поиски невидимых первоэлементов, тайных вибраций молекул, визуализация скрытых волн, таинственной ауры и прочих эманаций тела человека были более чем актуальны в науке XIX века.
В «Философии общего дела» читаем: «…метод воскрешения предков будет состоять в собирании рассеянного праха и в совокуплении его в тела, пользуясь для сего лучистыми образами, или изображениями, оставляемыми волнами от вибраций всякой молекулы, которая когда-либо существовала. Так человечество сумеет воссоздать тела предков, какими они были при жизни».
Люди для автора «Философии общего дела» — атомы, молекулы, волны, частицы. Материал для научного эксперимента.
Сформулированная выше задача — дело исследовательской научно-технической лаборатории.
А как же «бессмертная душа»?
Отсутствует.
В «Философии общего дела» ни разу (!) не употреблено данное словосочетание.
Против чего восстает Николай Федорович?
Согласно философу, человеку надлежит «победить Природу — источник зла, страданий и смерти». То есть «Жизнь-Добро» должна победить «Смерть-Зло». Порядок и Разум возьмут верх над слепым хаосом, случайностью, иррациональностью.
Звучит вполне в духе позитивизма. Хотя прочие рассуждения представляют собой смесь науки и оккультизма.
Миром нужно мудро руководить.
Каким образом?
«Если люди объединятся для „общего дела“ воскрешения, для реального осуществления христианской правды в жизни, если в братском союзе будут бороться против стихийных, иррациональных, смертоносных природных сил, то не будет царства антихриста, конца мира и страшного суда, то человечество непосредственно перейдет в вечную жизнь»[5].
Итак, все зависит от желания и активности людей. Типа: «Если бы парни всей земли…»
А кто он такой — федоровский новый воскресший человек?
Философ рассуждает о теле восставших отцов вполне в духе злодея-изобретателя Ротванга из кинофильма Фрица Ланга «Метрополис»: «организм — машина, и… сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину, и сознание возвратится к ней!»
Федоров называет подобный процесс: «психофизиологической регуляцией».
Для нашего мыслителя человечество (начиная с Адама) во всей его целокупности — одна семья.
Не любовь к Богу, а сакрализация отцов движет философом. Федоровская родственно-отеческая нравственность смахивает на первобытный культ предков. Поклонение умершим — прародителям и сородичам.
Только в данном случае не пращуры магически участвуют в жизни «детей», а, наоборот, потомки «заботятся» об умерших отцах.
И, пользуясь достижениями науки — научной магией, вызывают предков к вечной жизни.
И праведных, и грешных.
Федорову близка идея апокатастасиса христианских богословов Оригена и Григория Нисского — «восстановление всего мира, без всяких исключений, в обо́женое состояние».
Такое впечатление, что коллективный древний пращур заклял нашего философа. Заколдовал. Превратил в почитателя праха. И тот, зомби, всю жизнь страстно проповедовал общее дело восхваления и воскрешения умерших отцов.
Не правда ли, веет древнеегипетским холодком Подземного царства мертвых?
В теории Федорова также чувствуются отсветы «великого деланья».
Средневековые алхимики говорили о достижении физического «бессмертия», которое, впрочем, измерялось тысячью годами. Это так. Далее, согласно ученым мужам, наступает трансформация — возвращение к своему «потерянному», «забытому» состоянию. К первоматерии. К вечному Свету, частицей которого человек изначально был.
У Мирче Элиаде читаем: «…для воскрешения мертвые тела должны быть испытаны Огнем и всеми Видами Страдания, ибо без страдания и смерти нельзя достичь Вечной Жизни. Мучения всегда приводили к смерти. Не было никакой надежды на „воскрешение“ на трансцендентном уровне без предварительной смерти»[6].
В сравнении с пресной федоровской литургией, алхимический Opus Magnum, полный метафор, экспрессии, поэзии и страсти, — приключенческий роман.
Средневековые алхимики «спроецировали на Материю инициационную функцию страдания. Благодаря алхимическим операциям, соответствующим „мучениям“, „Смерти“ и „воскрешению“, субстанция изменяется, то есть становится трансцендентной: она обращается в „Золото“. Золото, повторим, является символом бессмертия… Таким образом, алхимическая трансмутация тождественна достижению материей совершенства: в христианских терминах — ее искуплению»[7].
Дабы жить экстатической жизнью в Боге.
Но и это не все.
Не все так просто.
Читатель чувствует иной, скрытый прообраз в философии Федорова. Где «коллективный пращур» оборачивается всамделишным Отцом Небесным.
Корни интересующей нас теории следует искать в евангельской Притче о блудном сыне.
Философ расшифровал, с его точки зрения, непонятую параболу по-своему. Интерпретировал притчу как лично ему данное практическое Задание:
Покаяться.
Оживить Убитого Бога (умерших отцов).
Вернуться в Отчий Дом Веры.
Упасть в Его-Ее объятья.
Найти Философский камень — обессмертить людей.
И переселиться всем соборным человечеством на Его Небеса, в Его Царство.
В Его Универсум.
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо это сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся…» (Лк 15: 20–24).
Спросим: где «станем есть и веселиться»?
В космосе, на других планетах.
На эсхатологическом пиру праведников.
В конце федоровских времен.
Поддадимся искушению и добавим: вкушая «откормленного теленка». А именно — мясо Левиафана, Бегемота и загадочной птицы Зиз.
Но вернемся на землю.
Федоров считал, что подражает Христу.
Тем не менее «Философия общего дела» — не христианская литургия и не ритуальная мистика, а скорее — научная фантастика.
Модернистский проект.
Надо признать, весьма и весьма радикальный.
Лев Толстой записывал в дневнике: «Николай Федорович — святой».
А в одном из своих писем продолжал: «Он по жизни самый чистый христианин. Когда я ему говорю об исполнении Христова учения, он отвечает: „Да это разумеется“»[8]. Философ полагал «общее дело» воплощением православных идеалов.
Так ли это?
Какое небо пообещал человечеству «русский Сократ»? Те ли это христианские «Небеса небес», Вездеприсутствие Божие, Лоно Авраамово, Небесный Иерусалим? Где праведные души получают «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряют в источник Божественного Света?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клокочущая ярость. Революция и контрреволюция в искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Мотив красного шара-планеты встречается также в картинах художников — современников Юона: «Красный свет. Сферическая композиция» (1923) Ивана Васильевича Клюна и «Полуночное солнце. Северное сияние» (1925) Климента Николаевича Редько. А также в произведениях Архипа Ивановича Куинджи. Например, «Закат зимой. Берег моря» (1900-е).