Рассмотрены этапы раннего развития человека, школьный период, пубертатное развитие, период взросления. Приведены схемы структур сознания взрослеющей личности, проблемы индивидуации, рефлексии, принятия решений, творчества, креативности. Проанализировано пространство социальных коммуникаций и социализации молодёжи. Предлагается использование тестирования своих сильных сторон при формировании программы профессионального развития. Отмечены воздействия элементов внешней деструктивной деятельности на сознание и поведение молодёжи. Проблемы психофизиологического развития девушек и юношей в работе не рассматривались. Проанализированы технологии работы со знаниями, рассмотрены существующие проблемы и противоречия в пространстве развития творчества и внедрения инноваций. Обложка – часть работы Г. Гринёва (1992 г.).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взросление. Информационные процессы. Профессионализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
На основании исследований, анализа и обзора доступных научных публикаций собран материал о сложном периоде взросления человека и его вхождении в быстро меняющийся окружающий мир. Многочисленные литературные ссылки-указатели на российских и зарубежных авторов помогут юным читателям и их родителям (при желании) углубить свои познания по интересующим темам. Материал ориентирован на молодёжь, родителей, воспитателей, учителей и пригодится нашим внукам и правнукам.
С точки зрения системного подхода, человечество и окружающая среда находятся в очень сложных взаимоотношениях эволюционного развития. Изменения среды нашего обитания вызывают изменения и самого человечества. Это приводит к тому, что эволюционные изменения генофонда частично заменяются модификацией мемофонда (массива информации, передаваемой вне генетически, через культуру и сциальные институты). Культура стала своего рода буфером между человеком и средой его обитания. Однако дело осложняется некоторым несоответствием эволюции передачи культурной информации (мемофонда) и наблюдаемой эволюции передачи биологической информации (генофонда).
Установлено, что преимущественный путь передачи мемофонда — через поколение («деды—внуки»). Ранее механизмы эволюции генофонда и мемофонда были согласованы, т.е. взаимно эволюционны (большие семьи, и они жили вместе). В современную эпоху тенденции развития стали противоречить друг другу. Биологически человек располагает всё меньшим временем и всё меньшими возможностями для реализации культурной преемственности. Отмечен инфантилизм развития у молодёжи, что порождает в обществе массу плохо осознаваемых пока проблем, и не только управленческого характера. В сложившейся ситуации (среда обитания необратимо изменена) мы можем повлиять только на механизм эволюции мемофонда. Сознательно не рассматривался и не включался в подробный обзор обширный материал по медицине, психологии, психопатологии и психиатрии.
Индивидуальное сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное — вот те сферы внутренних и внешних коммуникаций, с которыми сталкивается, не всегда осознавая это, современная взрослеющая личность. И именно эти сферы в пубертатном возрасте ускользают, вытесняются из культурного контекста общественного бытия через многочисленные электронные СМИ и существующие систем общего и профессионального развития личности и персонала в современных организациях. Они укладываются в лексике нашего общественного сознания в (англоязычное) понятие “человеческий фактор” без попытки научной рефлексии и анализа внутреннего содержания этого понятия. Если действительно рассматривать человеческие факторы как множество, то возможно это множество окажется несчётным.
Фиксируется и прогнозируется резкое сокращение количества молодежи у нас и в других странах. От этого спада, обусловленного профанацией реформ, в наибольшей степени сейчас страдает семья и общеобразовательная школа, а далее и общество. Количество учащихся сократилось в 1995-2004 гг. на 13,2%. До 2010 года сокращение продолжалось и достигло 36,4% в сравнении с 1995 годом. Если добавить статистику по детскому здоровью, то ясно, что без повышения качества жизни, образования и профессионального развития личности выживание может оказаться иллюзией.
Бурное развитие информационных и Internet технологий предлагает беспрецедентные возможности для профессионального совершенствования взрослеющей личности. Во всех сферах деятельности информационные технологии сегодня успешно развиваются и используются. Проблема образования и систем управления организациями состоит в необходимости формирования у взрослеющей личности навыков работы со знаниями и, как следствие, в появлении инновационных задач и технологий для их решения. Если этого нет (по разным причинам), «вакуум» заполняется «работой с данными» (имитацией деятельности, играми, немотивированной рассылкой данных, производством антигуманной продукции и деструктивной деятельностью).
Следует отметить, что виртуальная среда для развития взрослеющей личности содержит в открытом доступе неизвестные ранее, беспрецедентные по обьёму ресурсы. Они могут быть использованы для профессионального развития личности. Перечислим лишь некоторые: иностранные языки (книги, методики, курсы, разговорная практика, зарубежные ресурсы и радиостанции, прямые контакты по интересам через сети); современные языки программирования (для начинающих и продвинутых пользователей); профессиональные сообщества по различным направлениям (их финансирование и функционирование). Некоторые ведущие университеты выкладывают учебные курсы по информационным технологиям в открытый доступ; существует также и дистанционное бесплатное и платное образование и не только для молодёжи. Наши студенты не могут ответить на вопрос «зачем ведущие университеты в разных странах выкладывают учебные курсы по информационным технологиям в открытый доступ». Ответ прост — для привлечения в аспирантуру талантливой молодёжи, для накопления знаний.
Так в чём проблема? В переходном периоде взросления, в пубертатном периоде, целеполагание — не осознаваемая туманная структура, она часто не доступна и находится в бессознательном. Школа не развивает каждую отдельную личность. И не всякая семья на это способна. Огромный потенциал общества остаётся не осознанным и невостребованным.
Необходимы мотивация, желание, сила воли, самодисциплина, выход в Сеть и умение поиска требуемых данных по своим запросам. Мотивация, желание, сила воли, самодисциплина — это основные проблемы взрослеющей (в обществе потребления) формирующейся личности. Именно по этим направлениям (мотивация, желание, сила воли, самодисциплина) идёт интенсивная глобальная деструктивная деятельность в онлайн и офлайн среде, и тратятся колоссальные средства многочисленными старателями спецслужб многих «исключительных» сообществ.
Многочисленные трансформации в социальной, деловой и бизнес-среде, в системах образования связаны с бурным развитием телекоммуникационных, информационных и Internet технологий. Знание о человеке, механизмах функционирования сложных структур сознания, механизмах обучения и развития всегда отставало, и сегодня оно не является достаточным. Развитие информационных технологий эволюционировало от «обработки данных» до «обработки информации», затем появились технологии «обработки информационных ресурсов», и в 70-90-е годы прошлого века были сформированы концепции «управления знаниями». Формирование виртуальной реальности позволило трансформировать социальные системы, системы управления организациями и повысить эффективность систем обучения и передачи знаний.
У одних детей подростковый возраст начинается раньше, у других — позже, пубертатный кризис может произойти и в одиннадцать, и в тринадцать лет. Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъём жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека. Иногда этот период начинается с кризиса и обычно является трудным как для ребёнка, так и для близких ему взрослых людей. По этой причине подростковый период иногда называют затянувшимся кризисом.
Подростковый — это переходный возраст от незрелого возраста к зрелому возрасту. Подросток — это уже не ребёнок, но ещё не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу. К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на пять лет.
В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности — начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приёмов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности — подросток уже не ребёнок, потому требует к себе иного отношения.
Физиологические изменения в пубертатном периоде, развитие и половое созревание мальчиков и девочек (у девочек в среднем с 12 до 16 лет; у мальчиков — с 13 до 17 или 18 лет). Возможны и преждевременное развитие, и задержка развития у подростков. Особенности психического развития, симптомы возрастных кризисов хорошо изучены. В Сети есть обширные материалы по этим тематикам, они доступны. В этой связи мы приводим необходимые ссылки, но подробно не рассматриваем то, что уже известно и доступно. Основное внимание посвящено периодам до и после пубертатного, с точки зрения протекания и взаимодействия информационных процессов, анализу доступного научного материала.
Многочисленные ссылки по тексту не только указывают на источники данных, но и будут способствовать внедрению в социальную практику новых научных данных из смежных межотраслевых сфер знаний.
В первой главе «Проблемы развития молодёжи в информационном обществе» рассмотрены этапы раннего развития человека, школьный период, пубертатное развитие, период взросления.
В главе два «Пространство внутренних и внешних коммуникаций взрослеющей личности» рассмотрены структурные схемы информационных полей внешней и внутренней среды развития взрослеющей личности, проблемы индивидуации, рефлексии, принятия решений, творчества, креативности, сложность структур сознания.
В третьей главе «Профессионализация молодёжи в информационном обществе» рассмотрены проблемы социализации взрослеющей личности, современные структуры социальных коммуникаций; развитие и социальные взаимодействия личности в организациях; возможности использования тестирования для осознания своих сильных сторон для развития; деструктивная деятельность по воздействию на развивающуюся личность. В разделе «Роль знаний в развитии личности» подробно рассмотрены понятия: данные, информация, информационные ресурсы и знания. Проанализированы технологии работы со знаниями, как личности, так и современными организациями. В разделе «Творческое развитие в пространстве инноваций» проанализированы существующие проблемы, выявлены как успехи, так и значимые противоречия в пространстве развития и внедрения инноваций.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взросление. Информационные процессы. Профессионализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других