PRO Н А С. Размышлялки

Григорий Саркисов

Эта книга для умных и активных. А значит, если вы не смотрите «Дом-2» и морщитесь от плоских шуток в «комедиклабах», – это ваша книга!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги PRO Н А С. Размышлялки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Зеленая пуговица

Рассказ

В жизни, господа, случается такое, что и не знает человек, — плакать ему или смеяться. А потом плюнет — и заплачет, и засмеется одновременно. А там, глядишь, и забудет неприятное. На то она и жизнь, чтобы забывать.

Писатель Ерошкин был сова. По утрам у него обострялась язва и портился характер. Всклокоченный, торжественно-мрачный, бродил писатель по квартире печальным привидением, пугая домашних и нервируя кота Мурзария. Потом домашние разбегались по своим делам, Мурзарий, оседлав спинку кресла, смотрел телевизор, а Ерошкин уходил на кухню, заваривал себе кофе покрепче, закуривал вкусную утреннюю сигарету, — и окончательно просыпался.

Так было всегда.

Так было и в то утро.

Ерошкин пил кофе, курил, и думал. Мысли у него были не очень приятные. Но ведь и редкой сове приходит по утрам приятная мысль. А в то утро Ерошкин думал о несправедливом устройстве жизни. Конечно, для какого-нибудь обыкновенного человека это была бы слишком глобальная мысль, но для писателя — ничего особенного. Особенно для такого крупного писателя, как Ерошкин.

Полгода пыхтел он над компьютером, по капле выдавливая из себя «Раба». Этот роман должен был стать вершиной творчества писателя Ерошкина. Но почему-то вершиной никак не становился. Слова выходили банальные, сюжет казался плоским, диалоги — корявыми. А ведь первые главы обнадеживали, и даже заклятый враг Ерошкина, критик Пиндар-Кускусов отзывался очень тепло:

— М-ммм!..

А главное, Ерошкину выдали неожиданно большой аванс. Сейчас аванс висел в шкафу в виде норковой шубы и нового дизайнерского платья жены, Элеоноры Махмудовны. Иногда Ерошкин открывал шкаф, долго смотрел на шубу и платье, и ворчал:

— Черт — те что. Столько денег! И куда! Все ушло в карман этого прохвоста Шпингалевича!

— Котик, ну что ты говоришь! — всплескивала пухлыми руками Элеонора Махмудовна. — Шпингалевич — душечка! Он делает божественные вещи, и ты даже не представляешь, для каких людей он шьет! Котик, когда ты получишь гонорар, я обязательно закажу у него еще что-нибудь, ладно?

«Котик! — мысленно передразнивал жену Ерошкин. — Как денег нет, так «не гавкай», а как аванс получил, — так сразу «котик»…

— Жулик твой Шпингалевич, а не душечка! — отвечал он жене. — Я, можно сказать, полгода надрывался, а этот ножничками чик-чик, — и пожалте, платите! А за что, спрашивается? Взять хотя бы платье. Тряпка тряпкой, и цвет какой-то болотный. Лягушачий, прямо скажем, цвет. Пуговицы еще какие-то дурацкие… Нет, чистый разбойник этот твой Шпингалевич!

После таких слов Элеонора Махмудовна запиралась в спальне, плакала и вспоминала, как Шпингалевич уговаривал ее сшить именно такое платье.

— Мадам, — ворковал кутюрье. — В моем платье вы опять станете девочкой, и больше двадцати пяти вам никто не даст! Вам будет завидовать весь город, а может быть, и вся страна! Нет, что я говорю: вся Европа искусает себе челюсть, что у нее нет такого платья! Вы видите эту ткань? Вы видите эту фурнитуру? Такие пуговицы делают только в Париже! Клянусь мамой, это не пуговицы! Это — шедевр! Если вы увидите такую пуговицу на ком-нибудь еще, — придите и плюньте мне в бороду!

Пуговицы, по разумению Ерошкина, были самые обыкновенные, зеленые с золотым ободком, а стоили, как половина «Лады-Калина». И вот оно, болотное произведение Шпингалевича вместе с пуговицами из Парижа, висит в шкафу.

А денег — нет.

Ерошкин вздохнул, утопил сигаретный бычок в остывшем кофе, и пошел одеваться.

* * *

Через час писатель сидел в большом кресле в большом кабинете известного мецената, мусорного короля Чумодрылова, хозяина всех свалок на восточной окраине города. Сейчас король бегал по пушистому персидскому ковру, и развивал перед Ерошкиным перспективы совместной работы. От перспектив у писателя кружилась голова и чесались уши.

— Напиши роман из жизни свалки! — кричал Чумодрылов. — О деньгах не думай. Я сейчас же выдам аванс, и ты у меня будешь как сыром по маслу! Я покупаю только лучшее! Пиши, Ерошкин, пиши! Мне нужен роман! Еще мне нужен сценарий рекламы. Вот тебе идея. Я стою посреди свалки, а мне на голову сыплются золотые слитки… Ну, что-то в этом роде.

Чумодрылов подбежал к Ерошкину, положил руку на писательское плечо, и проникновенно пробасил:

— Я верю в тебя, сынок!

Конечно, если бы другой какой-нибудь тридцатилетний оболтус назвал Ерошкина «сынком», Ерошкин бы обиделся. Но Чумодрылов был невозможно, сказочно, восхитительно богат. И Ерошкин «сынка» проглотил. Ему даже стало приятно. Такова волшебная сила денег. Скажем, если какой-нибудь богатей молчит просто оттого, что ему нечего сказать, — все уверены, что в это время он обдумывает что-то очень важное, и простым смертным недоступное. А и брякнет богатый человек безделицу, или вовсе глупость, — все тут же хлопают в ладоши и восхищенно качают головами:

— Да-а, вот ум у человека… Сказал, так прямо припечатал, и, главное, в точку!

Словом, многое, очень многое можно простить богатому человеку.

Да почти все и можно.

Ерошкин уже набрал в грудь воздуха, чтобы выдохнуть что-нибудь вроде «очень рад» или даже «навсегда ваш», но…

Ах, как часто все в жизни портит это «но». Кажется, счастлив человек до невозможности, — и вот на самом интересном месте откуда-то возникает это «но». Дьявол его знает, что за слово, и откуда оно в наш язык прибежало, а без него — никуда.

Закавыкой на этот раз оказалась пуговица. Она лежала на ковре у ног Ерошкина, и задорно подмигивала ему зеленым глазом с золотым ободком. Конечно, мало ли что валяется на полу в кабинете богатого человека. Но пуговица на ковре Чумодрылова была не простая, а та самая, от кутюрье Шпингалевича. Который уверял, что других таких пуговиц, кроме как на платье Элеоноры Махмудовны, больше нигде не встретишь.

Писательское воображение тут же подсказало Ерошкину, — Элеонора Махмудовна была здесь, в кабинете Чумодрылова, и именно здесь лишилась своей пуговицы. А известно, отчего замужние женщины теряют пуговицы в таких вот кабинетах…

Холодная липкая струйка пробежала по спине писателя. А на голове зачесалось то самое место, где у маралов растут рога.

— Ч-что эт-то? — прошептал Ерошкин непослушными губами.

Чумодрылов перестал бегать и озадаченно посмотрел на писателя.

— Где?

— Да вот! — писательский палец указал на злосчастную пуговицу. — Я интересуюсь, что это?

Король свалки проследил взглядом направление ерошкинского перста, подумал и сказал:

— Это — ковер. Персидский. Я покупал его в…

— Я в последний раз спрашиваю! — взвизгнул Ерошкин. — Он быстро нагнулся, схватил пуговицу и сунул ее под нос Чумодрылову. — Это. Пуговица. Зеленая. С платья. Моей жены!

— Послушай, уважаемый… — начал было король свалки.

— Я вам не уважаемый! — заорал Ерошкин. — И нечего тут вола крутить! Откуда здесь эта пуговица?! Что здесь делала моя жена?! Немедленно отвечайте, или я вас ударю… нет, я тебя убью! С моей женой… Извращенец!

— Но-но, — сказал Чумодрылов, на всякий случай, отступая за эксклюзивный стол красного дерева. — Откуда я знаю, что это за пуговица, и кто ее сюда притащил?! Мало ли кто тут ходит! А что касается жены, то я ее и в глаза не ви…

Закончить Чумодрылов не успел, — писательский кулак попал прямо в нос короля свалки.

Да, читатель, и королей иногда бьют. И даже — меценатов!

О времена, о нравы.

Впрочем, иногда достается и маститым писателям.

* * *

Выброшенный из меценатского особняка сильно помятый королевскими телохранителями Ерошкин, зажав в руке пуговицу-улику, решительно затрусил домой.

— Котик! Что с тобой?! — ахнула, открыв дверь, Элеонора Махмудовна. — Ты попал под машину?!

— Я тебе не котик! — рявкнул Ерошкин. — Попал под машину! Я попал под твою гнусную натуру, падшая женщина! Змея! Анаконда! Пригрел, можно сказать, на груди!..

— Да ты пьян, что ли? — осторожно спросила Элеонора Махмудовна. — Может, тебе постелить? Пойдем, я помогу тебе разде…

— Руки прочь от меня! — свирепым изюбрем взревел Ерошкин. — Гидра! И это — мать моих детей! Или не моих? Я задушу тебя. Элеонора!

На шум в прихожую выскочили кот Мурзарий и дети, — две старшие дочери и детсадовец Петька. Мурзарий, быстро разобравшись в ситуации, предпочел вернуться к телевизору. Дочери разинули рты, а Петька немного подумал, — и заплакал.

— Вот! — простер руку к детям Ерошкин. — Вот до чего довела тебя похоть! Любуйся плодами рук твоих! Убью-у.у!

— Послушай, Котик, — пришла в себя Элеонора Махмудовна. — Кто дал тебе право…

— Кто дал мне право?! — торжествующе заорал Ерошкин. — А это ты видела?!

И протянул жене ладонь. На ладони спокойно лежала зеленая пуговица с золотым ободком.

— Вот кто дал мне право! — сказал Ерошкин. — И она еще спрашивает! Сейчас пойду, напьюсь!

— Не надо! — быстро сказала Элеонора Махмудовна. — Не надо напиваться. У тебя же язва, котик… Тем более, это не моя пуговица.

— Нет, твоя! — контратаковал Ерошкин. — Я ее нашел. И знаешь, где? Под столом у твоего любовника Чумодрылова! Отвечай, что ты делала у него под столом?! Ты ползала с ним по персидским коврам, в то время как я по капле выдавливал из себя роман! Вот что ты делала!

И Ерошкин вслух сказал то, что раньше осмеливался произносить только в уме:

— Стерва!

Некоторые женщины после такого бегут топиться к ближайшему водоему, — если, конечно, рядом не проходит железная дорога. Но Элеонора никуда не побежала. Она сказала:

— Значит, ты веришь этой пуговице, а мне, своей жене, не веришь? И это после того, как я отдала тебе лучшие годы?

Элеонора заплакала. Но писатель был в той стадии свирепости, когда на мужчину не действуют даже женские слезы.

— Ты хочешь доказательств? — спросил Ерошкин. — Пожалуйста. Они — на твоем платье. То есть, их там нет.

— Как это? — перестала плакать Элеонора Махмудовна.

— А вот так это! Если пуговица у меня в руках, значит, на платье ее нет!

Подобно спаниелю, учуявшему утку, Ерошкин ринулся в спальню, выдернул из шкафа болотно-зеленое дизайнерское платье и бросил его под ноги жены. Элеонора Махмудовна, всхлипывая, подняла платье, и принялась внимательно изучать его под вопли супруга.

— Для кого старался?! — кричал писатель. — На кого пахал?! Для чего жил?! Плюнули прямо в душу! И кто?! Единоутробная жена! А я-то, дурак…

— Дурак, — сказала Элеонора Махмудовна.

— Что-о? — спокойный тон жены сбил Ерошкина с толку. — Кто дурак?

— Ты.

Элеонора Махмудовна швырнула платье в лицо супругу.

— Протри очки, Отелло! Пуговицы-то все на месте!

Такого удара писатель Ерошкин не ожидал.

Он осторожно, словно ядовитую африканскую лягушку, взял в руки платье жены, и медленно пересчитал пуговицы.

— Одна… Три… Пять… Восемь… Восемь! Этого не может быть! Элеонора…

— Я тебе — не Элеонора! Я тебе — стерва! Я тебе — змея подколодная, гидра, и эта… как ее… анаконда!

Ерошкин растерялся.

— Но, Элеонорочка, — проблеял он. — Вышла страшная, роковая ошибка… Я не знал…

— Он не знал! Детей бы постыдился, хулиган! — развивала успех Элеонора Махмудовна. — Приходит домой пьяный, грязный, как свинья…

— Я не пил, — робко запротестовал Ерошкин.

— Тем хуже для тебя! — крикнула Элеонора Махмудовна. — Маньяк!

И влепила мужу смачную пощечину.

— Ой! — сказал Ерошкин, отступая от продолжавшей увлеченно наносить апперкоты супруги. — Я больше не буду…

— Подозревать в измене! И кого? Меня! — не унималась Элеонора Махмудовна. — Говорила мне мама…

— Элеонорочка, — захныкал Ерошкин. — Клянусь, чем хочешь, вот хоть даже моим романом, я больше не буду! Никогда! До доски гроба… то есть, до гробовой… Давай обнимемся, а?

Он рухнул на коленки, подполз к жене и обнял ее ноги.

— Уйди с глаз моих, негодяй! — выдала заключительную фразу Элеонора Махмудовна. И, отряхнув с ноги супруга, гордо удалилась в спальню.

Щелкнул замок.

Наступила тишина.

— Какую же глупость я сморозил! — прошептал Ерошкин, осторожно ощупывая распухший нос. — С Элеонорой ни за что поругался, Чумодрылова ударил. Можно сказать, своей рукой лишил себя гонорара!..

Ерошкин забегал по квартире в поисках выхода. Но выхода не было. Были стыд и самая страшная в мире обида, — обида на себя. Ерошкин постучал лбом о стену, но никакого результата, кроме головной боли, не дождался. Он поискал веревку, но не нашел. А пистолета, чтобы застрелиться, у писателя не было.

Все было плохо.

* * *

Через час Элеонора Махмудовна впустила мужа в спальню.

Еще через полчаса она говорила Ерошкину, поправляя прическу перед зеркалом:

— Каков негодяй этот Шпингалевич! Обещал, что ни у кого в мире таких пуговиц нет, а вот она, в кабинетах разных валяется, и даже у самого Чумодрылова! Ну, встречу я его… Шпингалевича, то есть. Все скажу этому жулику прямо в его бесстыжие глаза! Тоже мне, кутюрье самодельный!..

Потом, по настоятельному требованию супруги, Ерошкин, приняв для храбрости две таблетки валидола, звонил Чумодрылову и просил короля свалок простить его. Сначала король не хотел с ним разговаривать, но потом оттаял. И даже обещал заказать Ерошкину сценарий рекламного клипа, где король стоит на свалке, а на него падают золотые слитки.

— А все-таки добрый, отходчивый человек этот Чумодрылов, — говорил Ерошкин, укладываясь спать. — Хуже того, — душевный он человек! Я, видишь, сегодня ему в нос вцепился, полфизиономии, считай, разодрал, — а он ко мне со всем уважением, и простил, и заказ дал. Побольше бы таких людей, и жизнь, Элеонорочка, была бы неописуемая…

— Давай спать, котик, — зевнула Элеонора Махмудовна, поуютнее устраиваясь под одеялом. Уже засыпая, подумала:

— А вот было бы дело, если бы Шпингалевич не дал мне запасных пуговиц… И Чумодрылов, однако, неосторожен… Надо бы ему сказать завтра… завтра…

Тихо стало в писательской квартире.

Кот Мурзарий неслышно спрыгнул со спинки кресла, сладко потянулся, и ушел спать на кухню.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги PRO Н А С. Размышлялки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я