Книга доступно объяснит новичку, что такое биржа ценных бумаг, как она устроена, что такое ценные бумаги, как вступить в игру, научит правильно читать экономические новости и понимать, от чего происходят изменения цен на фондовой бирже.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научите меня играть. Учебник биржевой игры для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 1
(Курс молодого бойца)
Глава 1
Что нужно знать для того, чтобы заниматься биржевой торговлей.
Для начала вы должны знать, чего вам нужно от биржи. «Денег! — воскликнете вы в сердцах, — чего же ещё!».
Правильно. Все идут на биржу затем, чтобы заработать, но сейчас я не об этом.
Дело в том, что одни люди воспринимают биржу как место для помещения и хранения капиталов — это инвесторы, в то время как других привлекает активная торговля — это трейдеры (по-другому их называют называют спекулянты или спекуляторы).
Инвесторами являются, как правило, владельцы приличного капитала. Они считают, что держать капитал в ценных бумагах выгоднее, чем в банках или «кубышках», где их потихоньку «точит» инфляция. (Имейте в виду, что в финансовой литературе инвесторами часто называют всех игроков и тех, которые спекулируют и тех, кто вкладывает на долгий срок).
Их тактика в корне отличается от тактики спекулянтов — инвесторы приобретают акции солидных, «супернадёжных» компаний (по-русски их называют «голубые фишки», а по-английски « blue chips»), которые менее подвержены резким перепадам и которые сулят небольшую, но верную прибыль. Всё, что инвестору нужно, чтобы эта прибыль превышала банковский процент — в этом и заключается резон. И ещё одно — инвестор мыслит категориями «long-term» или «долгой перспективы». Он не планирует использовать деньги через месяц или год. Ему важно хранить капитал, при условии, что его деньги будут увеличиваться хоть немного интенсивнее, чем это происходит в банке.
В отличие, от инвесторов, спекулянты регулярно продают и покупают ценные бумаги. Иногда они совершают десятки сделок в день, стараясь заработать на изменении курсов акций, или по-простому говоря на колебаниях цен на акции. Спекулянт мыслит категориями «short-term» или короткой перспективы — долго держать акции он не планирует. Он работает динамично: купил-продал. Заработал — отлично! Проиграл — значит в этот раз не судьба! Опять купил…
К этому мы тоже ещё вернёмся. Но прежде, чем углубляться в практические вопросы биржевой игры, давайте разберёмся с некоторыми экономическими понятиями, знание которых может сильно облегчить жизнь начинающего трейдера.
Глава 2
Зачем нам макроэкономика?
Не пугайтесь слова макроэкономика даже если вы «конченный» гуманитарий. Мы рассмотрим самые базовые понятия, причём настолько популярно, что вы во всём разберётесь.
Зачем вообще лезть в эту трясину? Неужели без этого никак не обойтись? Обойтись можно. Так же, как можно построить дом без фундамента. Но хотели бы вы жить в таком доме? Вообразите разведчика, который не умеет ориентироваться на местности. Разведчика без карты, без часов, без компаса. Можно такому в разведку? Теоретически да. А практически? Много ли у него шансов пересечь линию фронта, раздобыть нужную информацию и вернуться в расположение части целым и невредимым?
Представьте себе человека, который научился управлять автомобилем, но поленился выучить дорожные знаки, сигналы светофора и прочее. «Время деньги, чтобы тратить его на какие-то там светофоры — сказал он себе, — разберусь по пути!» Как, по-вашему, далеко он уедет, игнорируя красный свет, и знаки «уступить дорогу», «въезд воспрещён», «впереди резкий поворот»?
А ведь человек, который планирует играть на бирже, не зная, ну хотя поверхностно, как взаимодействуют макроэкономические переменные, оказывается в положении горе-водителя, который не имеет понятия, где разрешено ехать прямо, а где свернуть.
Для того, чтобы убедиться, насколько, вам пригодится понимание элементарной экономики — просмотрите наудачу сводку финансовых новостей в любой экономической газете или на любом бизнес-сайте. Вы убедитесь в том, что новости кишат предложениями вроде следующих: «Центральный банк повысил учётную ставку», «Уровень инфляции побил все рекорды», «Мировой спрос на золото с начала года увеличился на 5 процентов», «Доллар продолжает падать», «Нестабильность в Нигерии ведёт к очередному подорожанию нефти на мировых рынках» и т. д.
Все эти события, для настоящих трейдеров, являются сигналами светофора и знаками дорожного движения. Настоящие игроки внимательно следят за ними и действуют сообразно обстановке: Остановиться. Приготовиться. Поехали. Здесь свернём. А тут увеличим скорость. Опять останавливаемся. В этом месте лучше в объезд…
А как быть, если трейдер не знает, что такое учётная ставка? Не понимает, зачем она увеличивается или снижается? Как угадать в какую сторону пойдёт рынок после нападения боевиков на нефтяной терминал в Нигерии, если не знаком с законами спроса и предложения?
В основе экономических новостей лежит взаимодействие макроэкономических переменных. Следовательно, основы макроэкономики помогут вам чувствовать рынок, понимать, что на нём происходит утром и к чему это может привести вечером.
Вот понятия, концепции которых вам следует усвоить в первую очередь: рынок, спрос и предложение, эластичность, инфляция, безработица, учётная ставка, национальный валовый продукт.
Подавите зевок! Всё проще и намного интереснее, чем вы думаете.
Глава 3
Рынок. Спрос и предложение. Эластичность.
Биржа это рынок. На рынках продают товар. На фермерских или крестьянских рынках продают картофель и помидоры, яблоки и гранаты, зелень и соленья.
На рынках строительных материалов предлагают кирпич и блоки, цемент и провода, кафель и паркет.
Рынков великое множество. Есть рынки вооружений, электроники, алкоголя, химических удобрений, нефтепродуктов, автомобилей, продуктов питания и других более или менее нужных потребителю товаров.
Внутри товарных рынков существуют рынки отдельных продуктов. Так внутри продуктового рынка можно выделить сельскохозяйственный. Его в свою очередь подразделить на рынки пшеницы, маиса, сахара, какао-бобов, бананов и так далее.
Рынок вооружений состоит из рынков авиации, стрелкового оружия, артиллерии… Рынок драгоценных металлов — из рынков золота, серебра, платины… Рынок спиртных напитков подразделяется на рынки пива и вина, рома и текилы, виски и брэнди…
Какой товар продают на фондовых биржах? По-другому фондовую биржу называют биржей ценных бумаг. Стало быть, продают на фондовых биржах ценные бумаги. Это акции (о которых, в основном и будет вестись речь на страницах этой книги), облигации, фьючерсные контракты и опционы на фьючерсные контракты. Подробнее о том, что такое ценные бумаги, их свойствах и различиях, мы поговорим во второй части книги. А пока сделаем выводы:
Итак, фондовая биржа это рынок. Товаром на этом рынке являются ценные бумаги. Точно так же, как и другие рынки, мы можем подразделить фондовую биржу на рынки акций, фьючерсов, опционов.
Как и любой другой товар, ценные бумаги можно купить и продать. Купля-продажа, в свою очередь тесно связана с понятиями спроса и предложения.
Сначала разберёмся со спросом:
Спрос это те количества какого-то определённого товара, которые люди смогут и пожелают приобрести по различным ценам за определённый период времени.
внимание на то, что формирование спроса состоит от двух условий — желания купить и возможности купить. Для формирования спроса одного их этих условий не хватит, требуются оба.
Помните тост из кинокомедии «Кавказская пленница»? — «Мой дядя имеет возможность купить козу, но не имеет желания. Он имеет желание купить дом, но не имеет возможности. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями».
Вот такой баланс — когда желания и возможности покупателей совпадают, и порождает спрос.
Представим, что при цене в 3 доллара за килограмм винограда, на рынке реализуется 100 кг винограда в неделю. При меньшей цене, скажем в 2.80, продаётся 110 кг в неделю. При цене в 2.60 раскупается 120 кг в неделю. Вот так формируется спрос.
Посмотрите на таблицу:
Цена — Спрос
$3.00 — 100 кг
$2.80 — 110кг
$2.60 — 120кг
$2.40 — 130кг
$2.20 — 140кг
$2.00 — 150кг
Левый столбик состоит из цен за килограмм, скажем, винограда. Правый это спрос, то есть, столько килограммов продаётся за неделю при соответствующей цене.
Просмотрим таблицу сверху вниз. Как мы сказали, при цене в 3 доллара за 1 кг, в неделю раскупят 100 кг. Если понизить цену до 2 долларов, 80 центов — продастся большее количество винограда — 110 кг. Опять спустим цену — продадим ещё больше. И так далее. Рекордное количество винограда — 150 кг, будет продано при самой низкой цене в 2 доллара.
Уловили главное? Чем дороже, тем меньше продаётся. И наоборот — чем дешевле, тем больше продаётся. Итак, делаем вывод:
Падение цены на товар, вызывает рост спроса. Увеличение цены на товар вызывает уменьшение спроса. Это и есть так называемый Закон спроса.
Вот и вся концепция. А пригодится вам её понимание постольку, поскольку ценные бумаги такой же товар, как и любой другой. Соответственно колебания цен на них тоже зависят от спроса и предложения.
Цена на конкретную акцию падает не оттого, что кто-то машет волшебной палочкой, а потому, что в силу каких то обстоятельств, число людей, которые хотят её продать, превышает число людей, которые хотят её купить. То есть спрос меньше предложения. Что такое спрос мы уже знаем. Поговорим о предложении.
Предложение это зеркальное отображение спроса. Спрос формируется теми, кто хочет купить, а предложение теми, кто хочет продать.
Формальное определение таково:
Предложение это те количества товара, которые продавцы желают и способны продать по определённой цене, за определённый период времени.
Как видим, определение предложения очень напоминает определение спроса, но прямо противоположно ему по смыслу.
Точно так же обстоит дело с Законом предложения. Он похож на Закон спроса, но противостоит ему по смыслу:
Повышение цены ведёт к увеличению предложения. Понижение цены ведёт к сокращению предложения.
Всё логично, не так ли? Чем выше цена, тем интереснее продавцам торговать. Тем большие партии товара они спешат выбросить на рынок, и тем больше новых продавцов появляется на данном рынке. Всем спешат заработать, пока идёт фарт.
Напротив, чем ниже цена, тем ниже предложение. Низкие цены снижают прибыли, следовательно продавцы уменьшают затраты, а это снижает объёмы торговли. Кроме того, начинается отток продавцов с данного рынка — некоторые разоряются или переключаются на торговлю другим товаром. Под влиянием этих факторов, предложение данного товара снижается.
В заключении глянем на таблицу взаимодействия цены и предложения на виноград:
Цена — Предложение
$3.00 — 150 кг
$2.80 — 140кг
$2.60 — 130кг
$2.40 — 120кг
$2.20 — 110кг
$2.00 — 100кг
«Позвольте, позвольте!» — скажете вы, — «Почему предложение непременно сокращается, когда снижается цена? Ведь мы уже знаем, что при понижении цены возрастает спрос на продукт и продавцы не должны пострадать. Возросший спрос сбалансирует низкие цены».
Вся штука в том, что перепады спроса и предложения у разных товаров имеют разную скорость. То есть — небольшое повышение цены на один товар, может отозваться сильным падением спроса на него, в то время, как другой товар люди продолжат активно покупать даже если цены на него серьёзно повысятся.
Всё зависит от того, насколько важен данный товар для потребителя и существует ли возможность заменить его другим родственным товаром, цена на который осталась неизменной. Мы столкнулись с новым понятием — эластичностью спроса и предложения.
Представьте себе, что цены на яблоки, по каким то причинам выросли. Как мы уже знаем — это должно привести к снижению спроса на них. Зачем людям покупать яблоки по возросшей цене, когда цены на другие фрукты не изменились?!
Логично предположить, что продажи яблок сильно сократятся, зато увеличатся продажи груш, которые сейчас дешевле яблок. Попросту говоря, мы с вами станем покупать меньше дорогих яблок, но больше груш — витамины то нужны.
В большинстве случаев (или как говорят экономисты: «если все переменные останутся неизменными») ситуация развивается согласно законам спроса и предложения. Если подорожают пальто, люди станут покупать вместо них куртки или шубы. Взлетят цены на американские автомобили, что ж — спрос на них упадёт, зато возрастёт на японские или немецкие. Подорожает бензин — его продажи сократятся, за счёт того, что некоторые люди непременно сведут использование своих автомобилей до необходимого минимума — станут меньше ездить в загородные поездки, к примеру.
Ну и так далее. В каждом из этих случае, рост цены вызовет изменение спроса.
Но следует иметь в виду, что в каждом из этих случаев разница в изменении спроса будет разной.
Так в случае с яблоками спрос сократится очень резко и значительно. Не такой уж это важный продукт, яблоки, чтобы без них нельзя было какое то время обойтись. К тому же, яблоки легко заменить родственными продуктами — другими фруктами. При определённых условиях — если рынок переполнен фруктами и предлагает их по низким ценам, спрос на подорожавшие яблоки может вообще испариться, то есть стать нулевым.
Сходная картина будет наблюдаться при подорожании пальто. Допустим, что небольшой сегмент потребителей продолжит покупать пальто — бизнесмены, артисты или аристократы, которым необходим лоск. Но большая часть потребителей удовлетворится куртками. То есть в данном случае спрос на пальто сильно упадёт, но нулевым навряд ли станет.
На американские автомобили спрос сократится ещё меньше. Во-первых, автомобиль намного дороже, чем яблоки или пальто и этот род покупки рассматривается потребителем по-иному. Те которым всё равно, безусловно, предпочтут подорожавшим американским автомобилям, скажем, японские, но значительная часть потребителей, те которые имеют пристрастие именно к американским авто, продолжит их покупать, даже несмотря на возросшие цены.
В случае же с подорожанием бензина, падение спроса будет таким незначительным, что его можно даже не принимать в расчёт. Что из того, что некоторые люди станут меньше ездить за город? Подавляющая масса владельцев автомобилей всё равно вынуждена будет ездить на работу и с работу, отвозить детей в школы и так далее. Бензин, в отличие от яблок или пальто, невозможно ничем заменить и нам с вами придётся смириться с подорожанием и покупать его в тех же (ну или почти в тех же) количествах, что и раньше.
То есть, спрос и предложение напоминают резиновый жгут, который растягивается при изменении цен. При соответствующем изменении спроса и предложения, соответствующим образом меняются цены. Сократился спрос — снизились цены. Возрос спрос — выросли цены.
Этот резиновый жгут у разных товаров обладает разной жесткостью. У яблок и пальто он хорошо растягивается. Спрос и предложение реагируют на подорожание быстро и сильно. Спрос-предложение на автомобили менее эластичны, чем на яблоки, но намного эластичнее, чем на бензин. Ну и, наконец, спрос-предложение на бензин (и те товары, которые очень нужны потребителю, и которые трудно или невозможно заменить другими)
обладают настолько низкой эластичностью, что в макроэкономике их называют неэластичными. Цена взлетает, а спрос не сокращается. Жгут почти не растягивается!
Поскольку нашей целью не является написание учебника по макроэкономике, мы рассматриваем макроэкономические переменные поверхностно. Но даже этих поверхностных знаний достаточно, чтобы начать заниматься биржевой торговлей. Главное хорошенько понять эти концепции. Это в свою очередь позволит вам понимать механизм изменения цен на товар, в том числе и на ценные бумаги. Очень и очень многие начинают свой путь на бирже, не обладая этим багажом прописных истин.
Глава 4
Уровни инфляции и безработицы. Национальный валовый продукт.
Если понятия, с которыми мы ознакомились в предыдущей главе, пригодятся вам для того, чтобы в общих чертах понимать механизм изменения цен на рынке, то переменные, которые мы рассмотрим в настоящей главе, научат вас ориентироваться в сводках экономических новостей.
Для новичка, да ещё не отягощённого хотя бы базисными знаниями экономики, экономические новости являются дремучим лесом. Если вы хотите заниматься игрой на бирже, то ходить этим лесом вам придётся регулярно.
Для того, чтобы выбраться из настоящего леса, нужно знать кучу всяких полезных штук — то, что мох растёт гуще с северной стороны дерева, а листья и ветки крупнее, как раз, на стороне обращённой на юг, что не всякая тропа безопасна — если густые ветви хлещут вас по лицу, значит тропу проложили звери, кроме того, желательно уметь обращаться с компасом, ну и так далее.
Для того, чтобы не заблудиться в лесу биржевых новостей, тоже нужно знать кое-какие полезные вещи. Предположим, вы «наталкиваетесь» на фразу вроде: «В зависимости от уровня инфляции, в апреле центральный банк примет решение о повышении или понижении учётной ставки» — как сориентироваться в этом дремучем лесу слов? Где здесь север, а где, бляха-муха, юг?
Всё элементарно. Предположим вам известно, что инфляция это повышение среднего уровня цен на товары. (Заметьте, не просто сиюминутное повышение цены на один или несколько продуктов, вызванное конкретной причиной — неурожаем, банкротством, террактом и прочее, а именно одновременное повышение среднего уровня цен в государстве). Допустим, вы также знаете, что учётная ставка это размер процента назначаемого центральным банком страны, которым руководствуются коммерческие банки для назначения своих банковских процентов по вкладам.
Остаётся немного подумать.
Итак, к чему приведёт изменение учётной ставки? Пойдём логическим путём.
Представьте, что вы обладаете капиталом в один миллион долларов. Поскольку ваши деньги должны на вас работать, вы размышляете, что будет выгоднее — вложить эти деньги под проценты в банк, или пустить их в производство, открыв строительную (или любую другую) компанию.
Хм. Положить деньги на банковский счёт, конечно, безопаснее. С другой стороны свой бизнес, в случае успеха, принесёт больше денег. Как же поступить?
Чем выше банковский процент, тем привлекательнее банки — и риска никакого и проценты на капитал приличные набегут. Чем ниже банковский процент, тем меньше желания у вас будет «запирать» свой капитал в банке. В этом случае вы будете думать, как распорядиться деньгами поинтереснее, чтобы получить большую отдачу.
Один вы, положим, погоды не сделаете. Но, ведь, таких, как вы, множество. Ежедневно, ежечасно и ежеминутно сотни, тысячи, десятки тысяч людей напряжённо решают, как распорядиться своими капиталами — «Что делать? Как заработать?»
Вот центрбанк повысил учётную ставку. Вслед за ним повысили размер банковского процента коммерческие банки. Множество человек принимают в этот момент решение — вкладывать капиталы в банки.
Центрбанк понизил учётную ставку. Коммерческие банки опять следуют за ним и снижают размеры своих процентов на вклады. Тысячи потенциальных инвесторов говорят себе: «Держать капитал на банковском счету невыгодно!». Река вкладов пересыхает и превращается в ручеёк.
Делаем вывод — манипуляциями с учётной ставкой центральный банк может регулировать приток и отток денежной массы в банки и из банков.
Инфляция наступает тогда, когда цены на основные товары (это называется потребительская корзина, или индекс потребительских цен) вырастают. Акселератором инфляции, как ни странно, является экономический подъём. Рост экономики обычно сопровождается ростом инфляции. Отчего?
Экономический подъём есть усиленное и эффективное развитие большого, среднего и малого бизнеса. Увеличивается прибыль предприятий, вырастают зарплаты, снижается уровень безработицы. Уровень жизни в государстве улучшается. На руках у населения оказывается больше денег, которые можно потратить, то есть покупательная способность населения возрастает. В результате, в стране увеличивается спрос на потребительские товары. Как мы уже знаем — спрос, предложение и цена понятия взаимосвязанные. На увеличение спроса, рынок ответит повышением цен (во-первых, довольные продавцы торопятся взвинтить цены используя покупательский ажиотаж, во-вторых активные покупки опустошают магазины и склады, создавая дефицит). Таким образом, индекс потребительских цен возрастёт, что и означит повышение уровня инфляции.
Когда же большинство людей «запирает» капиталы в банке, вместо того, чтобы вкладывать в экономику — увеличивать объёмы бизнеса, набирать больше сотрудников, разрабатывать новые проекты, наращивать материально-техническую базу и так далее — развитие бизнесов замедляется. Всё идёт в обратном порядке. Прибыль предприятий снижается, возрастает уровень безработицы, покупательная способность населения снижается, спрос на потребительские товары падает. На падение спроса рынок отвечает снижением цен. (Расстроенные продавцы снижают цены, чтобы продавать скапливающийся в избытке товар). Индекс потребительских цен, стало быть, опускается, инфляция взята под контроль.
Вот так используя учётную ставку, в зависимости от уровня индекса потребительских цен, государство борется с инфляцией. Это как кран на кухне — нужна вода, приоткрываем кран, наполняем бутыль экономики. Бутылка заполнена, вот-вот побежит через край, наступит инфляция. Чтоб её избежать закручиваем кран. Учётная ставка является оружием государства в борьбе с инфляцией.
Биржевые трейдеры внимательно следят за макроэкономической статистикой публикующейся в СМИ. Если индекс потребительских цен поднимается по сравнению с предыдущим периодом — месяцем, кварталом, полугодием, годом, следует ожидать, что центрбанк объявит о повышении учётной ставки и вскоре после этого активность на рынках (в том числе и на рынке ценных бумаг) снизится.
А теперь вернёмся в лес, из которого мы начали путь в этой главе: «В зависимости от уровня инфляции, в апреле центральный банк примет решение о повышении или понижении учётной ставки». Надеюсь, что всё встало на свои места и это для вас больше не лес, а безобидное предложение, в котором всё совершенно понятно.
В заключении отметим то, что сама по себе информация об уровне инфляции за какой то один период ничего не даст. Инфляция познаётся в сравнении с уровнем за предыдущий или предыдущие месяцы, кварталы, годы. К примеру, вы узнаёте из газет, что индекс потребительских цен за последний год составил восемь процентов. Ну и что? Много это или мало? У разных стран разные уровни экономики. Для какого то государства уровень инфляции в восемь процентов является нормой, для другого это очень высокий уровень, для третьего низкий и так далее. Для того, чтобы выяснить как обстоит дело в той стране которую вы анализируете, вам следует сравнить эту цифру с уровнем инфляции за предыдущий год. Допустим, он равняется пяти процентам. Вот теперь всё как на ладони — вы видите, что инфляция в прошлом году повысилась на три процента по сравнению с позапрошлым годом. Это в свою очередь может означать (если прочие переменные неизменны), что экономика на месте не стояла, а продвигалась вперёд. Но если эти тенденции сохранятся, то следует ожидать того, что центральный банк повысит учётную ставку и экономическое развитие замедлится.
Другим важным индикатором состояния экономики государства, является уровень безработицы.
Увеличение уровня безработицы говорит о том, что экономическое развитие в стране замедляется. Так же как и данные об инфляции, данные о безработице следует сравнивать с показателями за прошедший период по этой же стране. Скажем, в США уровень безработицы может быть выше, чем, например, в Перу, но при этом экономика США намного сильнее, чем экономика Перу. Вот если мы увидим, что уровень безработицы в Соединённых Штатах резко увеличился по сравнению с прошлогодним уровнем безработицы в тех же Соединённых Штатах — вот это даёт право сделать вывод о замедлении экономического развития в США.
Как мы видим, макроэкономические переменные — инфляция, безработица,
учётные ставки — тесно связаны между собой и изменение одной переменной отражается на других. Если учётная ставка повышается, то инфляция падает, а безработица увеличивается. (При повышенных процентов на вклады люди предпочитают банковские счета, всевозможные пенсионные и другие накопительные программы и меньше занимаются бизнесом. Уровень зарплат снижается, покупательная способность населения понижается, товары дешевеют и это толкает инфляцию вниз, ну а безработица увеличивается).
Если же учётная ставка, напротив, снижается, то всё идёт в противоположном порядке и в результате инфляция увеличивается, а безработица снижается.
Наряду с информацией об уровне инфляции и безработицы, для анализа и прогнозирования рынка важны данные о размере национального валового продукта (НВП) Концепция национального валового продукта чрезвычайно проста. НВП — это стоимость всех произведённых в государстве за определённый период товаров (продуктов, выплаченных зарплат, услуг, сервиса и т. д.). Обычно он высчитывается за год. Государство, как и каждое коммерческое предприятие, подводит в конце года итоги своей экономической деятельности. Бухгалтерии больших и малых компаний, корпораций, трестов, комбинатов тщательно подсчитывают затраты, определяют доход, выводят чистую прибыль. Эти данные проверяются аудиторами, фиксируются государственными налоговыми службами и суммируются для определения НВП. Чем выше экономическая активность в государстве, тем выше НВП.
Внимание — вопрос. Центральный банк принимает решение об увеличении учётной ставки. Как, по-вашему, это может отразиться на национальном валовом продукте?
Если вы внимательно прочитали начало этой главы, то с ответом не должно возникнуть особых проблем. Итак, вероятнее всего, повышение учётной ставки вызовет снижение размера НВП, так как больше денег окажется в банках и меньше пойдёт на развитие производства.
Что ж — вы дочитали до этих строк, значит, вы перешли Рубикон. Макроэкономика вас не напугала, а значит вы обладаете мотивацией и целеустремлённостью. Знаний не хватает, но они придут. Удача? Только игра даст ответ на этот вопрос.
Итак, нами рассмотрены концепции основных макроэкономических переменных, понимание которых важно для биржевого трейдера. Знание законов спроса, предложения, эластичности, помогут вам глубже понимать графики биржевых котировок. Вы будете не просто с важным видом рассматривать, напоминающие кардиограммы линии, но разглядите скрытые за ними и невидимые для неуча, шестерёнки ценовых механизмов, расслышите приглушённый глубинный скрип переключения с одной цены на другую.
Что касается, трёх важнейших индикаторов состояния экономики государства — инфляции, безработицы, национального валового продукта — то они вам в нужный момент подскажут, в какую сторону идти, чтобы не заблудиться в лесу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научите меня играть. Учебник биржевой игры для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других