1. Книги
  2. Энциклопедии
  3. Георг Фойхтер

Властелины воздуха. Энциклопедия воздушного боя

Георг Фойхтер
Обложка книги

Представляемая читателю книга увидела свет в Советском Союзе в 1956 году в сокращенном переводе. Книга не подлежала продаже, её читали только профессионалы, которые понимали, что поверженный враг способен анализировать причины поражения с большей скрупулёзностью и последовательностью, чем победитель причины своих побед. Холодный «тевтонский» разум на страницах книги пересчитал, перепроверил, убедился и доказал, что стратегическая авиация — это не продукт одной и уже прошедшей войны, это будущее. Автор изучил не только европейский ТВД Первой и Второй мировых войн, но и театры военных действий в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Океании. Структурная последовательность изложения материала в книге позволяет представить все этапы развития воздухоплавания от первых воздушных шаров до беспилотников и от трипланов до одного крыла.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Властелины воздуха. Энциклопедия воздушного боя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

«В настоящее время равновесие сил в мире базируется на господстве в воздухе. Раньше решающим фактором был линкор, теперь им является бомбардировщик».

Эти слова, произнесенные осенью 1953 г. сэром Хью П. Ллойдом[1] во время его выступления перед высшими офицерами английской армии, подтверждают, какую важную военную и политическую роль в настоящее время играет господство в воздухе.

В былые времена один лишь факт существования мощного морского флота был нередко в состоянии предотвратить возникновение войны. Еще большую угрозу представляет собой факт существования мощной авиации. Район действий носителя морской войны — линкора ограничен морскими пространствами. Радиус действия носителя воздушной войны — бомбардировщика при современном уровне развития военной техники безграничен. Любой пункт на земном шаре подвергается опасности нападения с воздуха.

Вторая мировая война показала решающее значение авиации. Но за последние послевоенные годы самолёт как средство ведения войны настолько усовершенствован, что возможности авиации того времени ни в коей мере нельзя сравнить с теми возможностями, которые появились у неё в настоящее время. Однако для того, чтобы правильно оценить эти возможности, необходимо знать историю развития военной авиации как боевого средства.

Это развитие происходило часто скачкообразно, но всегда находилось в прямой зависимости от достижений как в области авиационной техники и оружия, так и в области развития воздушных и наземных средств ПВО. Лишь знакомство с этим закономерным историческим развитием поможет нам избежать той ошибки, в которую в период между первой и второй мировыми войнами впал ряд авиационных держав, в том числе и Германия. Эта ошибка заключалась в том, что из ряда теоретических положений делались неправильные выводы, неизбежно приводившие к ошибочному планированию в области вооружения, организации и использования авиации.

Цель данной книги заключается в том, чтобы показать читателю историю развития летательных аппаратов и использования их в военных целях, начиная от первых попыток, предпринятых в этом направлении, и кончая периодом второй мировой войны и нашими днями, а также наметить возможности ведения воздушной войны в ближайшем будущем.

В одной книге невозможно полно и подробно изложить всю историю воздушной войны. Для этого необходимо несколько томов. Поэтому данный труд является лишь общим обзором, в котором рассматриваются основные моменты, важные для понимания великих событий.

В период второй мировой войны взаимодействие военно-воздушных сил с наземными войсками и флотом приобрело такое значение, что проведение крупных наземных и морских операций не мыслилось без достижения превосходства в воздухе и эффективной поддержки со стороны авиации.

В последующие годы, как показал опыт войны в Корее, роль взаимодействия еще больше возросла благодаря значительным усовершенствованиям самолёта и авиационного оружия, однако подлинное господство в воздухе в полном смысле этого слова может возникнуть лишь в результате ведения стратегической воздушной войны.

Исходя из этого, в данной книге при рассмотрении вопросов исторического развития, современного состояния и перспектив военной авиации особое внимание обращается на факты и события, которые способствовали превращению летательного аппарата из скромного вспомогательного средства сухопутных войск в самостоятельную часть вооруженных сил, имеющую огромное военное, и политическое значение. Ни в коей мере не умаляя значения взаимодействия между военно-воздушными силами, сухопутными войсками и военно-морским флотом, особое внимание уделяется событиям, приведшим к возникновению стратегической воздушной войны.

Поскольку стратегическая воздушная война как новая составная часть всей стратегии впервые в истории человечества наиболее ярко выявилась во время второй мировой войны, в книге много места уделено анализу действий авиации именно в этот период. Однако в первую очередь рассматриваются лишь те факты и события, которые непосредственно связаны с возникновением стратегической воздушной войны. Освещение тактического использования авиации, во второй мировой войне ограничивается лишь общим обзором и показом некоторых наиболее важных эпизодов.

Тот, кто хочет чему-нибудь научиться на опыте истории, должен особенно тщательно ознакомиться с ошибками, которые были совершены в ходе исторических событий. Поэтому в книге нельзя было отказаться от описания ошибок в планировании, вооружении, организации и использовании немецких военно-воздушных сил, так как эти ошибки оказали решающее влияние не только на ход воздушной войны, но и на исход всей второй мировой войны. Подробный анализ этих ошибок, который включает деловую критику деятельности ответственных за них лиц, вызван двумя причинами: во-первых, данная книга должна способствовать тому, чтобы эти ошибки были тщательно изучены и больше не повторялись, и, во-вторых, немецкому читателю должны быть беспристрастно показаны причины неудач и поражения немецких военно-воздушных сил, столь успешно действовавших на первом этапе войны.

При рассмотрении вопроса о возможностях стратегической воздушной войны в настоящее время, которые вытекают из технического прогресса в послевоенные годы, и о перспективах на ближайшее будущее мы стремились опираться лишь на реальнее факты и избегали всякого рода фантазии. При написании данной книги мы. базировались на тех выводах, которые можно сделать в результате деловой оценки современного состояния авиации, авиационного вооружения и средств противовоздушной обороны, а также на четко наметившиеся перспективы технического прогресса в области авиации и авиационного вооружения.

В заключение необходимо отметить, что в описании ряда эпизодов периода — второй мировой войны некоторые сведения, и в первую очередь данные о вооружении, потерях и тому подобное, не могут претендовать на полную историческую достоверность, так как официальные архивы всех стран — участниц второй мировой войны до сих пор еще недоступны для немецких ученых, а большая часть важных документов генерального штаба немецких военно-воздушных сил, находившихся в 8-м (военно-историческом) управлении, была уничтожена незадолго до капитуляции немецких вооруженных сил. При изучении же различных иностранных источников, даже самых добросовестных, приходится отметить, что в ряде случаев описание боевых действий и их оценка не только не совпадают с немецкими сообщениями, но иногда находятся в прямом противоречии с ними. Многие из этих противоречий не выяснены до сих пор, а некоторые, возможно, никогда не найдут себе объяснения. Нередко не только противники, но даже и отдельные военные теоретики в одной и той же стране рассматривают и оценивают боевые действия с различных точек зрения. В тех случаях, когда данные различных заслуживающих доверия источников резко расходятся между собой, в этом труде они противопоставляются друг другу, ибо автор считает, что только таким путем заинтересованный читатель может сделать собственный вывод.

Георг В. ФОЙХТЕРАвгуст 1954 г.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Властелины воздуха. Энциклопедия воздушного боя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Хью П. Ллойд, рождения 1895 г., главный маршал авиации королевских ВВС Великобритании, с 1950 по 1953 г. был командующим бомбардировочного командования, с 1953 г. находится в отставке. — Прим. 1 ред.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я