Эта книга является второй книгой из серии «Удивительный мир растений». Первая книга называется «Охотники за растениями. Из сказок речки и озёр». Для кого я написал эту книгу, спросите вы? Для людей любознательных и пытливых, стремящихся узнать, как можно больше об окружающем нас мире, прежде всего о растениях. И не только каких-то экзотических из далёких тропических стран, а тех, что окружают нас с вами в повседневной жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и приключения домашних растений. Удивительный мир растений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мексиканский цветок солнца
Сегодня на огороде, мне на ум пришло стихотворение Алексея Дементьева:
Во ржи катились медленные волны.
За синим лесом собирался дождь.
Каким-то чудом
Озорник-подсолнух
Забрел по пояс в спеющую рожь.
С чего это, спросите вы? С чего это, спросил я сам себя. Ведь никакой ржи у меня на огороде не росло. А в низине, так называемом лимане, бурно разрослась тыква, подняв свои огромные, чуть ли не полуметровые листья на высоту более метра. То тут, то там, из-под листьев выглядывали ярко оранжевые цветы. А над всем этим буйством сочной зелени и цветов, возвышался огромный двухметровый подсолнух. Сегодня его соцветие, со здоровенную сковороду величиной распустилось навстречу солнцу. Свежий ветер слегка колебал его листья, мощный стебель и огненно-солнечную шляпку. Именно этот подсолнух и воскресил в моей памяти стихи Дементьева.
А тут, откуда не возьмись, из двухметровых зарослей кукурузы, с улюлюканьем выскочили племянники, и напрямик, через посадки картошки бросились ко мне, заинтригованные вопросом, а за чем я собственно наблюдаю и что высматриваю. Чтобы парни не вытоптали мне весь огород, пришлось их немного осадить и унять, а потом указать на одинокий подсолнух.
— Смотрите какой красавец сегодня зацвёл. Этот подсолнух может вам рассказать не меньше интересных и удивительных историй и легенд о своих приключениях на планете Земля, чем его собрат топинамбур.
— Ну да, дядь Ген, ты нам уже говорил, что подсолнухи родом из Америки. — напомнил мне любознательный Пашка. — Его тоже индейцы выращивали, как и топинамбур?
— Тоже. Латинское название подсолнечника — хелиантус (Helianthus). Произошло оно из двух греческих слов, «гелиос» — солнце, и «антус» — цветок. Иначе говоря, подсолнечник, это «цветок солнца». Это название было дано подсолнечнику жившим в 16 веке ботаником Лобелиусом, сделавшим его первое научное описание. Через полтора столетия после Лобелиуса, Карл Линней добавил к имени рода, название вида — «аннус», что означает однолетний.
— А почему тогда топинамбур многолетний? — удивился Сашка.
— Так уж получилось в процессе эволюции. По мнению одних учёных, родиной, этого красиво цветущего растения является Мексика, где его так же называли «цветком солнца», из-за его схожести с солнцем и свойством поворачиваться вслед за движением солнца. В Древней Мексике изображение цветка подсолнечника делали из золота и поклонялись ему в качестве символа Солнца. И очевидно недаром. У ацтеков подсолнух был связан с войной и солнечным божеством, богом-покровителей ацтеков Уицилопочтли.
Археологи, во время раскопок в штатах Аризона и Нью-Мексико, обнаружили множество больших глиняных горшков, заполненных подсолнечными семечками. Их возраст 4000 — 5000 лет. Это говорит о том, что американские индейцы уже тогда, широко использовали в своей хозяйственной деятельности подсолнечник. По некоторым данным, его стали культивировать даже раньше пшеницы.
— А что из него делали? — спросил меня Пашка. — Ну про семечки мы с Сашкой знаем, у нас их на базаре стаканами продают и в магазинах в пакетиках.
— Ну братцы вы даете. А масло подсолнечное? Что забыли?
— Вот я балда! — воскликнул Пашка, стукнув себя ладонью по лбу. — На бутылках с маслом этикетки с подсолнухом.
Подсолнечник на индейских фресках
Благодаря испанским монахам, записавших часть индейских приданий, до нас дошла одна красивая легенда. В стране ацтеков жила маленькая прелестная девочка с красивым
именем — Шочитль. На языке ацтеков это означало «цветок». Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Когда вечером солнце заходило, она с грустью шла домой, живя мечтой о том, что завтра она снова его увидит.
Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем. Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли, не тяжелели початки. Вдобавок перестали расти и фасоль с перцем. Без дождя страдали все растения, от жажды они поникли до самой земли. Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными.
От голода начали погибать люди.
Ацтеки ежедневно молились богам, прося дождь. Увидев все это, Шочитль поняла, отчего люди терпят страдания и голод. Чтобы вызвать дождь, она отправилась в храм Тонатиу — бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила его спрятаться за тучи и спасти ее народ. Молитва маленькой девочки дошла до бога Солнца Тонатиу. И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь. Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен.
Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила: она страдала без столь любимого ею солнца. Без него она медленно угасала, но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит «цветок солнца»).
Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной — совсем как ее волосы и глаза — сердцевиной. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по
небу до самого заката… С той самой поры в начале осени на всех полях, и особенно маисовых,
начинают цвести эти золотые цветы. Индейцы ласково называют их
шочитль-тонатиу, что в переводе означает подсолнух.
— Жалко эту девочку, — тяжело вздохнул Сашка, — жила, жила себе, и на тебе — цветком стала.
— Конечно жалко, но она же спасла своё племя от голодной смерти и стала для индейцев олицетворением жертвенности.
Ещё до одомашнивания дикий подсолнечник был весьма распространён в Северной и Центральной Америке. А потому охотники-собиратели не оставили его без внимания. Семена дикого подсолнечника были обнаружены во многих местах пребывания древнего человека в восточной части Северной Америке, куда он был привнесён с запада (откуда-то с плато Колорадо на юго-западе США). Так, в местечке Костер были обнаружены небольшие семена дикого подсолнечника, датируемые 6550—4050 гг. до н.э., а в местечке Хейес шт. Теннесси найдены уже более крупные семена вероятно культивируемого подсолнечника, которые датируются 2850 г. до н.э.
Другие учёные считают, что дикие родичи подсолнечника обитают на обоих континентах — Южной и Северной Америке. Ведь от Канады до Мексики встречается 50 его дикорастущих видов, а от Колумбии до Бразилии — 17 видов. По другим данным, всего существует 108 видов подсолнечника.
Так, в 1568 году известный фламандский врач и ботаник Ремберт Додунс предполагал, что подсолнечник происходит из Перу, что отразилось в названии растения, под которым он был известен в то время — chrysanthemum peruvianum. Известный немецкий натуралист и исследователь Александр фон Гумбольдт в 1918 году поддержал перуанскую версию фламандца.
— Дядь Ген, а ты знаешь, как индейцы называли подсолнух на своём языке? — вдруг поинтересовался у меня Пашка.
— Ой Паша, любознательность ты наша, когда-то читал, его пока произнесёшь, язык сломаешь, дай вспомнить. Из трёх источников XVI века известны два названия данного растения: Чимальшочитль (chi: malxo: chitl) и чималакатль (chi: mala: catl). В словаре языка науатль Алонсо де Молины 1571 года говорится, что чималакатль — это «растение большое и круглое». В медицинском травнике Франсиско Эрнандеса дана детальная иллюстрация чималакатля «щит-цветок» и там же он отмечает, что подсолнух растёт на обрабатываемых полях и что некоторыми индейцами семена растения используются для приготовления хлеба. Ещё он сообщил, что чрезмерное употребление семян вызывало головную боль и имело возбуждающее действие.
Испанский миссионер, монах ордена францисканцев, историк и лингвист Бернардино де Саагун во Флорентийском кодексе (1569 г.) зарисовал цветок подсолнечника и назвал его чимальсучитлем. Он описал ритуал торговцев, в котором тот использовались цветки подсолнуха в качестве символического «щита» (напомню, чимальшочитль переводится как «щит-цветок») и трубку для курения табака, которая символизировала копьё. Торговец совершал у пирамиды Уицилопочтли оставлял подношение богу в виде трубки и цветка подсолнуха. После ночной церемонии, на рассвете, он проводил обряд ритуального захоронения курительной трубки и подсолнуха.
Есть у Саагуна и иллюстрация того, как цветок подсолнуха использовали в качестве подношения — его вставляли в специальные держатели с украшениями на концах в виде ленточек (часто такое подношение состояло из ещё нераспустившегося цветка и цветка с открытым бутоном, что, возможно, символизировало как солнце на рассвете побеждает ночь).
Ритуал подношения цветка подсолнуха.
У современных индейцев отоми название подсолнуха в переводе означает «большой цветок, смотрящий на бога солнца» — явно указывает на доколумбовое поклонение солнцу. Антрополог Джеймс Доу, изучавший культуру индейцев отмечал, что современные отоми в церквях часто украшают подсолнухами распятия. Да так, что распятия во время проведения ритуалов всегда украшаются цветами и листьями, причём так, что они становятся больше похожими на доколумбовые лиственные кресты, чем на христианское распятие.
Иллюстрация подсолнуха в травнике Франсиско Эрнандеса.
Семена подсолнечника использовались жрецами в ритуальных целях. И ацтеки, стремясь ублажить бога солнца, приносили их в качестве жертвоприношений. Так в ацтекском главном храме Темпло Майор было найдены в качестве подношения семена дикого и домашнего и дикого подсолнечника однолетнего — что говорит о большой ритуальной значимости подсолнуха у индейцев центральной Мексики. Это обожествление подсолнечника перуанскими индейцами стало для последних роковым. Так как католические монахи, насильно приводя индейцев в католичество, запретили последним не только изображать подсолнечник на рисунках, но и выращивать его на своих полях.
Индейцы Северной Америки употребляли семена подсолнечника в размолотом виде, практически так, как мы сейчас употребляем муку, варили из него кашу и нечто вроде хлеба, раздавленные семена подсолнечника были изысканным блюдом. Имеются даже свидетельства производства индейцами масла из подсолнечника. Масло употреблялось в хлебопечении и даже, возможно, как косметическое средство для смазывания кожи и волос. Из подсолнечника индейцы также извлекали пурпурную краску. Для этого, индейцы хопи даже выращивали подсолнух с пурпурными семенами.
Так индейцы одного из племён, проживавшие на северном побережье оз. Эри, выращивали подсолнух и получали из его семян масло. Это отметили в 1626 году иезуиты — ими был описан процесс получения масла, при котором семена толкли в муку, а затем варили, попутно собирая всплывающее масло деревянными ложками.
Широко использовался подсолнечник североамериканскими индейцами в медицине. Так индейцы племени зуни разжёвывали свежий или высушенный корень растения перед высасыванием яда из места укуса змеи, а затем эта смесь использовалась в качестве припарки для раны, а цветы использовались для религиозных церемоний. Индейцы племени чероки использовали настой из листьев подсолнуха для лечения почек. Индейцы племени дакота использовали настой из подсолнуха использовался для лечения грудных болей и заболеваний лёгких. Индейцы навахо и навахо-кайента ели семечки для стимулирования аппетита. Использовали растение для церемонии рисования на солнечном песке; растение служило им дезинфицирующим средством для предотвращения некой инфекции, якобы вызываемой солнечным затмением.
Индейцы южноамериканского племени рарамури семена жарили на комале (глиняной сковороде), солили и ели или размалывали и смешивают с водой, получая атоле (жидкую кашицу). Семенами подсолнечника кормили кур; цветок использовали в качестве украшения, а срезанные цветки продавали на местных рынках. Индейцы отоми ели сырыми или жаренными, подсаливая их; размалывали и добавляли горячую воду или молоко для приготовления атоле; подсолнечное масло использовали в кулинарии.
Первым европейцем обнаружил его отнюдь не Франсиско Писарро, как считают многие в Тавантинсуйу (Перу) в 1531 году. Там местные жители почитали изображение подсолнечника как символа солнечного божества — Инти (другое название — Пунчао). Жрицы храма солнца носили на голове золотые полированные диски с изображением подсолнечника, такие же диски они носили на груди и на длинных шестах. Отражавшиеся в них лучи солнца, производили поразительный эффект, который чуть не свёл алчных конкистадоров с ума. Увидев рядом с храмом солнца поля цветущего подсолнечника, жадные испанцы бросились к ним и стали разрывать землю, думая, что золото может скрываться там. Однако их ждало жестокое разочарование.
— А кто это такой Писарро? — поинтересовался у меня Пашка.
— Это один из самых жестоких и кровожадных конкистадоров. Сейчас бы его Паша назвали отморозком. Список преступлений, вероломство и лицемерие Франциско Писарро приводит многих историков в содрогание. Этот человек не щадил ни индейцев, ни своих сотоварищей, ни женщин, ни детей.
— А зачем тогда его назначили командиром? — удивился племянник.
— Видите ли, испанскому королю, церкви и знати было всё равно, сколько и как, и кого этот мясник погубит жизней, лишь бы ко двору его величества текло золото из американских колоний. В конце концов Франциско Писарро был убит в своем собственном доме сыном своего бывшего соратника конкистадора Диего Альмагро, которого Ф. Писарро казнил в 1538 г., а его сына обрек на нищету. Сын Диего Альмагро поклялся отомстить Франциско Писарро и выполнил своё обещание. Поговаривали, что сын Альмагро был не единственным испанцем, желавшим смерти Ф. Писарро, но предыдущие покушения не были успешными.
Впервые, золотые статуи этого цветка, также, как и семена, были доставлены в Европу предположительно ещё в 1500 или в 1510 году из Мексики. Этот удивительный для европейцев цветок был, как величайшая редкость посажен в Мадридском ботаническом саду. Распустившийся «солнечный цветок» привёл в изумление его посетителей. Он быстро вошёл в моду, попав в сады и парки богатого купечества и аристократии. В 1576 году он появился в Бельгии, а к 1623 году в Италии и Германии.
Его воспевали в своих стихах и изображали на полотнах знаменитые поэты и художники того времени. Знаменитый голландский живописец Ван Дейк даже создал свой автопортрет с подсолнухом в руках. Много позже, другой известный голландец, Ван Гог, создал целую серию полотен с подсолнухами.
В Англии родоначальником распространения подсолнечника, считается ботаник Герард. Он первый высадил его семена в ботаническом саду в Хальборне. Выросшие здесь подсолнухи были высотой в четыре с лишним метром, а его корзинки-соцветия достигали полуметра в диаметре. В Италии некоторые подсолнухи вымахивали до пяти и более метров в высоту.
— А почему тогда у нас они такие маленькие, эти подсолнухи? — удивился Пашка.
— По простой причине, при выращивании подсолнечника в промышленном масштабе, длинные стебли не нужны по нескольким причинам. Во-первых, на формирование такого высокого стебля уйдёт много времени и питательных веществ. Во-вторых, сильный ветер может легко повалить такие растения и убрать их комбайнами будет практически невозможно.
Как я уже говорил, вначале в Европе подсолнечник возделывали как декоративное растение и всего лишь сто лет назад стали из него добывать масло. До этого времени англичане ели молодые соцветия подсолнечника с уксусом и маслом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке, благодаря Петру 1, который путешествуя по Голландии, увидел этот удивительный цветок в одной их оранжерей. Он чрезвычайно понравился царю, и тот велел привести семена подсолнечника в Россию. Растение удачно акклиматизировалось и до сих пор радует нас своими солнечными цветами и вкусными семенами. Сначала, как и в Европе, это растение служило декоративным целям. Но очень скоро подсолнечные семечки пришлись по вкусу российским жителям и превратились в одно из излюбленнейших лакомств простого народа. Теперь у нас в стране, навряд ли найдёшь уголок, где бы не продавались и не лузгались бы подсолнечные семечки. Русский академик Василий Михайлович Севергин еще в 1794 году в своей книге «Царство произрастания» писал:
«Сие растение почитается исцелять раны. Наиболее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло; пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».
Подсолнухи, вчерашние красавцы,
Вымаливают что-то у земли.
И им пожухлый, густо-бурый панцирь,
На головы склонённые налип.
М. Пронько.
Масло с древнейших времен отжимали из семян и плодов масличных растений — льна, конопли, мака, маслин, орехов. Его использовали, как говорилось выше, не только в пищу, но и для освещения жилищ. Не многим менее двухсот лет назад лучшее растительное масло стали получать из подсолнечника в промышленных масштабах.
Впервые о производстве масла из подсолнечника в Европе задумались англичане, существует английский патент 1716 года, описывающий этот процесс. Но это дело, не смотря на предприимчивость англичан, у них почему-то не пошло. Не удалось получить подсолнечное масло в 18 веке и в России, хотя этим занимался известный русский ботаник и лесовод Андрей Тимофеевич Болотов.
Однако тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII — V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли. Остаётся загадкой, как попал подсолнечник в Европу за долго до Колумба?
Впервые масштабное промышленное производство подсолнечного масла началось именно в России, где подсолнечник к концу 18 века стал обычным огородным растением, семечки которого пришлись по вкусу населению и заменяли в европейской части нашего Отечества кедровые орешки. Русский мужик присмотрелся к нему, призадумался, пощупал, попробовал на вкус и открыл главный секрет. И кто, вы думаете, оказался этим первооткрывателем главного секрета? Крепостной крестьянин графа Шереметьева Даниил Бокарев, живший в слободе Алексеевке бывшего Бирючинского уезда Воронежской губернии. Он сначала нашел способ быстро «вылущивать семячко из корзинки», потом — снимать крепкую лузгу с белого вкусного зерна и, наконец, он в 1829 году изобрёл маслобойку. То есть стал добывать впервые во всем мире чудное подсолнечное масло. Вот какой клад нашел Бокарев в цветке солнца.
— Вот это да! — восхитились мои племянники. — Англичане и академики не додумались подсолнечное масло получать, а какой-то мужик додумался.
— Как говориться, голь на выдумки хитра. Ещё один крепостной крестьянин по фамилии Черепанов, одним из первых умудрился построить на заводе железную дорогу и паровоз. Но продолжу, в 1833 году в слободе Алексеевка, Воронежской губернии (ныне в Белгородской области) купцом Папушиным при содействии Бокарёва был построен первый в России маслобойный завод. В 1834 году Бокарёв открыл собственную маслобойню. В 1835 году начался экспорт масла за границу. К 1860 году в Алексеевке было около 160 маслобойных заводов. На продажу вывозилось до 40 тысяч бочек, содержимое которых весило около 900 тысяч пудов (свыше 14 тыс. тонн). Церковь признала подсолнечное масло постным продуктом, отсюда появилось его второе название — постное масло. В городе Алексеевка поставлен памятник Даниилу Бокареву.
Впрочем, Бокарев так бы и остался неизвестным первооткрывателем, если бы в конце 19 века о нём, в «Экономической газете» не рассказал помещик Терентьев.
В 1860 г. в России началась научная селекция подсолнечника, с целью получения сортов пригодных для выращивания в наших более суровых условиях. Но первый успех пришёл не скоро. Только в начале 20 столетия был выведен сорт Саратовский 169, содержащий 32% масла.
Особых успехов достигли советские селекционеры. Так академик Пустовойтов, создал на Кубани ряд сортов с масличностью от 49 до 57%. Все они устойчивы к заболеваниям и к заразихе — растению паразиту.
— Кстати, друзья мои, а как вы думаете, а в Америке, когда стали производить подсолнечное масло? — спросил я племянников, но те недоумённо пожали плечами.
— Наверное давным-давно. Ты же нам рассказывал, как индейцы семечки дробили, варили в воде, и собирали ложками масло.
— Да нет, каким образом много масла не соберёшь. Как это не покажется странным, в США первые маслобойни построили русские эмигранты в конце 19 века. До этого, американцы не знали, что такое подсолнечное масло.
И теперь из подсолнечника всюду получают масло. Стебли идут на силос. Из золы подсолнечника добывают поташ, калий, селитру. Из стеблей получают пряжу, изготовляют чемоданы, картон. Новое растение было тщательно исследовано учёными, которые выяснили, что спиртовая настойка из лепестков и листьев подсолнечника, излечивает целый ряд болезней. Из цветков его стали делать вытяжку, заменяющую хинин, употребляемую при малярии и гриппе. В последнее время в несозревшем подсолнечнике найдено масло, похожее на кокосовое, идущее на изготовление высших сортов мыла. Высушенная сердцевина подсолнечника представляет собой почти чистую целлюлозу и горит, как селитра.
А ещё агрономы и учёные заметили, что подсолнечник можно использовать для борьбы с малярийными комарами. Влажные, болотистые луга, где обитали тучи малярийных комаров, очень скоро высыхали, будучи засаженные подсолнечником.
Кстати, из сухого стебля подсолнечника можно изготовить своего рода свечу. Для этого на его поверхность следует нанести 2 — 3 слоя жидкой глины, чтобы он не воспламенился весь. Просушим «свечу» на солнце и пропитаем её сердцевину маслом или любой другой горючей жидкостью. Для этого поставим её на час в ёмкость для пропитки. Свеча готова! Зажжённая, такая свеча горит довольно долго.
— Вот это да! А мы с братом и не знали столько всего интересного об подсолнухе. Растёт он себе и растёт, и никто толком о нём ничего не скажет. — сказал Сашка.
— К сожалению Саша, многие люди ленивы и не любопытны. — ответил я ему.
— А сейчас у нас из чего масло ещё получают? — тут же озадачил меня Пашка.
— В наших местах делают ещё масла из рапса, севернее, там, где растёт лён, из семечек льна его давят. Да, пожалуй, и всё. В 40 — 50 годах в СССР делались попытки получать масло из семян дикорастущих трав.
— Дядь Ген, а тогда из каких трав масло делали? — не унимался Пашка.
— Из ярутки и рыжика. Впервые ярутку начали культивировать в конце сороковых годов. В 1949 г. в колхозе им. Сталина Ленинградской области были проведены первые опытные посевы ярутки. В Краснодарском сельскохозяйственном институте ярутка полевая так же изучалась и испытывалась как перспективное масличное растение. Однако невысокий урожай и трудности со сбором семян, вынудили отказаться от дальнейших посевов ярутки. Про это растение даже стишок есть:
С солнцем связано растенье
Ярь, ярутка, солнце зелье
Травка — Бог не дай безродья,
Помогает от бесплодья,
Возвращает силу, ярь,
На душе рассеет хмарь.
Т. Смертина.
Примерно в то же время, в 40 — 50 годах 20 века в качестве масличного растения в СССР пытались ввести в культуру южный сорняк рыжик, но также без особого успеха. Масло можно получать из многих других растений, до сих пор мало используемых, правда масло, получаемое из них, окажется слишком дорогим.
— А у нас она растёт?
— Конечно Паша. Её вы и не раз видели, у обочины любой дороги, в поле и на пастбище или в любом другом месте, можно видеть растение длиной в 30 — 80 сантиметров, с белыми цветочками-крестиками. У нас его называют кашкой, из-за массы небольших белых цветочков. У этого растеньица крылатые плодики, которыми дети играют, называя «денежками». Народное его название — денежник, так как они практически круглые и похожи на мелкие монеты. Называют это растение также яруткой. Научное название ярутки — тласпи (Thlaspi), что означает: «сдавленный в щит»; «тлао» (thlao) — «сдавливать», «аспис» (aspis) — «щит». Плодики ярутки действительно похожи на маленькие щиты.
— Дядь Ген, а ты нам его покажешь?
— Покажу Санька, пойдём на толоку, — ответил я ему, и мы отправились на толоку — большой зелёный выгон перед нашим домом, где в июне я кошу сено, а позже на нём пасутся телята или корова. Именно здесь и росло много ярутки, невысокой, сантиметров 30 — 40 травы с тёмно-зелёными, чуть глянцеватыми листьями.
— Вот это и есть ярутка, — указал я на ярутку. Наша ярутка относится к семейству крестоцветных, и она родственница капусте и сурепке. Розетки листьев ярутки ярко зелёные, блестящие, листья цельные, ланцетные, слегка волнистые. Они имеют характерный чесночный запах. Отчего это растение получило своё второе название — ярутка, точно неизвестно. Быть может от названия круглого ячмённого или овсяного хлеба — ярушника, который пекли в Вологодской губернии во времена А. С. Пушкина. Ведь семена ярутки, очень походили на эти хлебы.
Пока я всё это рассказывал, Пашка обнаружил на одном из растений полу созревший плодик и разорвал его в поисках семян, которые удивили его своими небольшими размерами.
— Дядь Ген, а чего они такие крохотные? Откуда ж там масло возьмётся?
— Это ты паша матушке природе задай вопрос. Бывают семена, которые и в лупу рассмотреть трудно.
Одно растение дает до 70 тысяч семян. Ярутка засоряет посевы. Она встречается повсеместно. Между тем ярутка может принести и пользу, так как в ее семенах содержится до 33 процентов годного в пищу масла, похожего по вкусу на льняное. Сухие семена ярутки содержат витамины С и В. Масло ярутки полевой пригодно для освещения. В некоторых районах Армении и Азербайджана получают жирное невысыхающее масло. В Армении масло ярутки считается популярнейшим маслом для заправки салатов и закусок. Называют её там кшоцнеаром.
Листья ярутки съедобны, иногда их кладут в салат, он будет слегка горьковат и пахнут чесноком. Её используют для приготовления супов и пюре, щей и икры, запеканок и бульонов. Заготовляют листья весной и в начале лета, на зиму их сушат. Масло, получаемое из семян, пригодно для пищевых целей. Как масличная культура культивируется. Растет до полного созревания 70—75 дней и дает урожай семян свыше 12 центнеров с 1 гектара.
Вместе с яруткой на полях легко найти и другой сорняк, тоже из семейства крестоцветных. Цветки у него желтые и крупные, листья жестковолосые, в форме лиры. Называется он дикой редькой. Научное его название — рафанус рафаниструм (Raphanus raphanistrum) от греческих слов: «га» — «легко» и «phaino» — «расти», то есть «легкорастущее».
Все название звучит по-русски так: «легкорастущее легкорастущевидное», или редька редьковидная.
В обычной речи считается неправильным употреблять вместе два одинаковых по смыслу слова, как «масло масляное», «вода водянистая». В научной же терминологии такие названия встречаются, и довольно часто. Как говориться сплошь и рядом.
Плод дикой редьки — стручок, 2,5 — 3 мм. толщиной, в котором содержится до десятка мелких круглых семян тёмного цвета 1 — 1,5 мм. в диаметре. Они содержат в семенах до 35 процентов масла. Как и ярутка, редька, злейший сорняк. Но прекрасный ранний медонос.
Кстати, молодые листки дикой редьки вполне съедобны и по вкусу напоминают свою культурную родственницу — редьку.
В Китае семена дикой редьки собирались и очень ценились. Ведь при сжигании семян дикой и культурной редьки, получалась тончайшая сажа, из которой делали и делают сейчас знаменитую китайскую туш.
О мощной целебной силе редьки упоминали в своих трактатах знаменитый Гиппократ, древнеримский историк Плиний, Гален и Диоскорид. Древнегреческие врачеватели часто применяли редьку и получаемое из ее семян масло в лечении заболеваний глаз, болезней органов дыхания и пищеварения.
Кроме того, вкусное и ароматное масло из семян редьки, насыщенное витаминами, минеральными и биологически активными веществами, обладающее широким спектром лечебных свойств, — это еще и эффективное натуральное средство для укрепления иммунитета, и профилактики зимне-весеннего авитаминоза.
Вообще, растений, из которых можно получить масло, довольно много. Например, семена сосны содержат 30 процентов масла, ядра косточек вишен и абрикос — 36 процентов, семена рябины — 20 процентов. В семенах нашего обыкновенного мака содержится до 45 — 50% масла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и приключения домашних растений. Удивительный мир растений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других