Книга адресована всем желающим изучить английский, в том числе с нуля. Доступное изложение и большое количество упражнений с ответами помогут самостоятельно начать освоение языка или разобраться с теми сложностями, которые уже могли возникнуть на этом пути.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги EnglishTime. Самоучитель для изучения английского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Грамматика начальных уровней
Глава 1. There is/are
В английском есть структура, которая позволяет ввести в разговор новую информацию либо обозначить, что предмет где-то находится. Например, мы можем сказать There is a vase on the table (На столе стоит ваза) или There are papers and a book in my bag (В моей сумке есть бумаги и книга). В единственном числе используется there is, а во множественном — there are. Например, There are many apples on the table (На столе много яблок).
!Помните, что в единственном числе после there is всегда используется неопределенный артикль a перед существительным, которое начинается с согласной (a pen) и an, если существительное начинается с гласной (an apple).
Чтобы построить отрицательное предложение, мы добавляем частичку not к глаголу to be. Например, мы скажем There aren’t any cups in the cupboard (В шкафчике нет чашек). Если вы хотите сказать отрицание полностью, то вместо not мы используем no. Например, There are no cups in the cupboard.
В вопросительных предложениях вспомогательный глагол ставится вперед и часто используется any: Are there any cups in the cupboard?
Упражнение 1
1) На столе ручки и бумага.
2) В шкафчике стоят чашки.
3) В этом шкафу книги.
4) В гостиной есть камин.
5) В кухне никого нет.
6) Яйца в холодильнике?
7) На столе стоит пирог
8) В этом городе есть два университета и один колледж.
9) Здесь нет метро.
10) В комнате три окна.
11) На полу игрушки.
12) В моей сумке нет ручки!
13) Здесь рядом есть банк?
14) На подоконнике цветы.
15) В комнате два кресла.
16) На площадке нет детей.
17) В комнате есть кондиционер?
18) В твоем саду есть цветы?
19) На небе ни облачка.
20) Сзади дома есть вход.
Глава 2. Артикли. Начало
Самая большая ошибка, которую можно совершить при изучении английского, — отложить изучение артиклей на потом. Это приводит к тому, что привычка употреблять артикли формируется позже, чем собственно разговорный навык. И в этом не было бы ничего страшного, если бы не факт того, что артикли нужны фактически в любом предложении, которое вы говорите по-английски.
Артикли — важнейшая часть языка хотя бы потому, что они помогают определить слово как существительное в тех случаях, когда по-другому это сделать невозможно. Например, вы хотите сказать «Он хороший повар» и переводите He is good cook. Если вы не используете артикль, то у вас получится «Он хороший готовить». Только артикль помогает разграничить глагол cook (готовить) и существительное сook (повар).
Именно поэтому я предлагаю с самого начала разобрать базовые правила употребления артиклей, которые мы и разберем в данной главе.
Итак, мы уже знаем, что артикли ставятся перед любыми существительными. Да, даже в тех случаях, где артикля по нашему мнению нет, с точки зрения грамматики там стоит нулевой артикль. Давайте разберемся, когда какой артикль ставить.
Неопределенный артикль a/an ставится перед существительными в единственном числе. Например, This is an apple. Перед существительными во множественном стоит нулевой артикль: These are apples.
Помните, что если слово начинается на гласную, то мы используем an. Также неопределенный артикль не ставится перед неисчисляемыми существительными. Например, I like modern music (Я люблю современную музыку).
Неопределенный артикль часто обозначает, что предмет, о котором мы говорим, является одним из множества, его можно заменить таким же, ему подобным. То есть если на столе много яблок и мы говорим Take an apple (Возьми яблоко), то нам все равно, какое именно яблоко человек выберет.
Запомните устойчивые сочетания, в которых всегда нужен неопределенный артикль:
1) Конструкция there is.
Например, There is a fly on the ceiling (На потолке муха).
!При этом после фразы Where is… как правило идет the!
2) Описательные конструкции.
He is a nice person (Он приятный человек).
3) Глагол to have.
I have a dog (У меня есть собака).
4) Дефиниции.
It is a table (Это стол).
Определенный артикль ставится перед любыми существительными, если они являются единственными в своем роде, уникальными, выделенными по контексту или ситуации. Например, Take the apple! (Возьми это яблоко!) мы говорим в случае, когда у нас только одно яблоко либо мы взяли одно и хотим именно его дать человеку. The всегда выделяет предмет из множества ему подобных.
Также на необходимость использования определенного артикля, как правило, указывает уточнение, которое стоит после существительного. Например, The film I watched yesterday was interesting (Фильм, который я посмотрел вчера, был интересный).
Закрепим эти правила на практике.
Упражнение 1
1) She is __ teacher.
2) He is __ person I told you about.
3) I want to ask you __ question.
4) __ question he asked me was difficult.
5) They live in __ old house.
6) He reads __ newspaper every day.
7) __ newspaper is on the table.
8) There is __ newspaper on the table.
9) I can ride __ bicycle.
10) __ bicycle I have is old.
11) He works in __ bookshop.
12) __ laptop I have is old.
13) It Is __ new laptop.
14) There is __ flower in the vase.
15) Where is __ bank?
16) Is there __ bank near here?
17) I want __ apple.
18) I like __ bag!
19) Can I have __ sandwich?
20) __ picture is on the wall.
Упражнение 2
1) I have __ car.
2) __ car he has is red.
3) __ cars they sell here are expensive
4) Can I have __ slice of pizza? I have __ slice of pizza?
5) What is it in English? It is __ ceiling.
6) There is __ mosquito on __ ceiling.
7) I see __ bank!
8) Let’s go to __ bank.
9) She has __ nice house.
10) __ house she has is big.
11) She is __ smart person.
12) Is he __ Tom you told me about?
13) It is __ expensive restaurant.
14) Where are __ children?
15) Is this __ book you recommended?
16) Turn on __ water.
17) I don’t have __ pen.
18) I like __ apples.
19) They are __ nice shoes.
20) Is __ coat expensive?
Определенный артикль the используется для того, чтобы выделить существительное по контексту или ситуации. Он может употребляться и перед единственным, и перед множественным числом, главное, чтобы присутствовала семантика выделения. Например, The cake she made was delicious (Пирог, который она сделала, был очень вкусным).
Также определенный артикль употребляется перед превосходной степенью прилагательных: It’s the tallest building in this city (Это самое высокое здание в городе), He is the nicest person who I have ever met (Он самый приятный человек из всех, кого я встречал).
Кроме того, есть несколько устойчивых сочетаний с определенным артиклем, которые нужно запомнить. В частности, in the morning/in the evening/in the afternoon.
Обычно с определенным артиклем употребляются фразы the only, the very, the same.
Упражнение 3
1) He is __ only person I know here.
2) I like __ tea.
3) __ coffee in the cafe is delicious.
4) __ Moon is bright today.
5) She wakes up early in ___ morning.
6) It is __ only question I didn’t answer.
7) She __ the very girl I saw yesterday.
8) It is __ same book I bought last week.
9) She is __ tallest person in our class.
10) __ dinner she made was great.
11) We set off in __ afternoon.
12) Pass me __ salt please.
13) This is __ toy I want.
14) There are so many stars in __ sky!
15) He has __ information you need.
16) He doesn’t drink __ alcohol.
17) I like __ classical music.
18) __ film you recommended was great.
Для более подробного описания правил употребления артиклей в английском языке смотрите соответствующую главу в разделе для учеников уровня intermediate. Там же вы найдете больше практических упражнений по этой теме.
Глава 3. Начинаем изучать Present Simple
Это время используется тогда, когда мы хотим описать:
— повторяющееся действие;
— факт или ситуацию, которые мы считаем постоянными — дать чему-то (или кому-то) определение.
Например, I have breakfast at 8 every morning («Я завтракаю в 8 каждое утро» — повторяющееся действие). They are married («Они женаты» — факт). I am a teacher («Я учитель» — определение).
Для этого мы используем следующую формулу:
V1 (s) S + V1 (s)
Что она значит?
S — это subject, субъект, который выполняет действие. V — verb, то есть глагол, который описывает это действие. Причем мы будем использовать именно первую форму глагола из трех возможных (формы неправильных глаголов можно посмотреть в приложении).
Также обратите внимание на окончание — s, которое в формуле дано в скобочках, так как используется оно только если в качестве субъекта выступает существительное в третьем лице единственного числа (he, she, it). Помните, что глагол have имеет форму has в таких случаях (например, She has a dog).
Как вы видели в примерах выше, бывают случаи, когда в Present Simple мы описываем ситуацию, в которой не нужен глагол действия, например I am busy (Я занят). Тогда в качестве предиката будет выступать глагол to be.
Вот его формы с субъектными местоимениями (полный список местоимений можно посмотреть в приложении):
I — am
He, she, it — is
We, you, they — are
То есть формула построения предложения уже будет следующая:
S + to be + N/adj/adv
Давайте попробуем построить несколько утвердительных предложений в этом времени.
Упражнение 1
1) Она дизайнер.
2) Он сейчас здесь.
3) Моя сестра замужем.
4) У нее есть машина.
5) Я люблю кошек.
6) Он работает допоздна.
7) Здесь жарко летом.
8) В комнате темно.
9) Она живет в большом доме.
10) Погода сегодня хорошая.
11) Он ужинает в 19:00 каждый день.
12) Я хожу на прогулку каждое утро.
13) Вода кипит при ста градусах.
14) Моя машина черная.
15) У него есть собака.
16) Здесь часто идет дождь.
17) Ему нравится классическая музыка.
18) Они работают в большой компании.
19) На Рождество всегда идет снег.
20) Ему 18 лет.
21) Она любит фильмы ужасов.
Для того чтобы построить вопросительное или отрицательное предложение, нам нужно будет использовать вспомогательные глаголы. Если в исходном предложении присутствовал глагол действия, то мы будем использовать do/does.
Например, Where does he work?
Формула образования вопросительных предложений с глаголом:
(Wh) + do/does + S + V1?
Формула образования вопросительных предложений без глагола:
(Wh) + to be + S + N/Adj /Adv
Не забывайте, что если вопросительное слово идет с предлогом, то предлог ставится в конце предложения. Например, Who do you go for lunch with? (С кем ты хочешь обедать?).
Если глагола действия нет, то используется только to be. Например, Where is he?
Для того чтобы построить отрицательное предложение, нужно просто добавить частичку not к вспомогательному глаголу. Наример, He doesn’t like cooking (Он не любит готовить). Или He is not here now (Его сейчас здесь нет).
Формулы образования отрицательных предложений с глаголом:
S + do/does + not + V1
Без глагола:
S + to be + not + S + N/ Adj / Adv
Попробуем закрепить эти правила в упражнениях.
Упражнение 2
1) Что ты обычно ешь на завтрак?
2) Где дети?
3) Какую музыку ты любишь?
4) Она дизайнер?
5) Как зовут твоих родителей?
6) Сколько им лет?
7) Он доктор.
8) С кем ты обычно ходишь на ланч?
9) Какого цвета твоя машина?
10) Ты знаешь, кто этот человек?
11) Ты хочешь пить?
12) Ты любишь чай или кофе?
13) Она пьет кофе каждое утро.
14) Я не знаю, где он.
15) У меня нет велосипеда.
16) Я не ем мясо.
17) Я не люблю комедии.
18) Ты часто ходишь в кино?
19) Он хочет купить машину.
20) Он не ездит на работу на машине, он ходит пешком.
Упражнение 3
1) Он не занимается спортом.
2) Он не работает в этом офисе.
3) Почему он никогда не приходит на встречи?
4) Она не пьет алкоголь.
5) Магазин не работает по выходным.
6) Она никогда не приходит вовремя.
7) Этот компьютер не работает.
8) Он не интересуется политикой.
9) Где живут твои родители?
10) Сколько тебе лет?
11) Ей нравится футбол?
12) Твои ключи в сумке?
13) Сколько времени?
14) Ты англичанин?
15) Погода сегодня хорошая?
16) Что значит это слово?
17) Где Кэрол?
Упражнение 4
1) Кому принадлежит эта книга?
2) Он таксист?
3) Она любит читать?
4) Что он любит делать по вечерам?
5) Это твои родители?
6) Как часто здесь идет снег?
7) Твоя мама дома?
8) Где живет твоя сестра?
9) Где работает твой брат?
10) Во сколько открывается почта?
11) Она любит большие города?
12) Он всегда приходит вовремя.
13) Я не работаю по субботам.
14) Он не живет здесь.
15) Джулия не любит свою работу.
16) Джон не любит мыть посуду.
17) Он не играет на пианино.
18) Он часто играет в баскетбол.
19) Дженни всегда носит красивую одежду.
20) Мэри не любит шоколад.
Упражнение 5
1) Наш сын всегда читает в кровати.
2) Моя сестра встает в семь.
3) Он пьет кофе каждое утро.
4) Она пьет чай, но не пьет кофе.
5) Ей не нравится Фред, и она не нравится Фреду.
6) Он не любит мыть свою машину.
7) Билл не очень хорошо выполняет свою работу.
8) Он всегда покупает газету, но никогда не читает ее.
9) Она любит фильмы, но не ходит в кино часто.
10) Брайан живет рядом с нами, но не часто заходит к нам.
11) Кошки любят молоко.
12) Автобус приезжает не в шесть, а в пять.
13) Вечеринка начинается в семь.
14) Ей нужна помощь.
15) У него есть с собой паспорт.
16) Он говорит по-английски, но не говорит по-французски.
17) Она отвозит детей в школу каждый день.
18) Она работает секретарем.
Упражнение 6
1) Она пишет книги для детей.
2) Он не хочет работать в этой компании.
3) Он преподает математику.
4) Он запоминает много новых слов каждый день.
5) У нее есть две собаки.
6) Поезд прибывает в шесть каждый понедельник.
7) Она хочет посмотреть фильм.
8) Он ездит кататься на лыжах каждую зиму.
9) Она не занимается спортом.
10) Он читает каждый вечер.
11) Она ходит на прогулку каждый день.
12) Саманта живет в Берлине.
13) Он звонит родителям каждый вечер.
14) Сколько у нее детей?
15) Как часто вы ездите в деревню?
16) Уже поздно.
17) Какой предмет она любит больше всего?
18) Какая его любимая страна?
19) Как часто здесь идет снег?
20) Кому принадлежат эти перчатки?
21) Кому принадлежит этот зонт?
22) Это невозможно!
23) Сколько раз в неделю ты ходишь в кафе?
24) Что значит это выражение?
25) На улице темно.
26) Во сколько обычно начинаются новости?
27) Что она обычно ест на завтрак?
28) Как часто она сюда приходит?
Упражнение 7
1) Твой брат встает рано?
2) Как зовут твою подругу?
3) Почему ты опоздал?
4) Они ездят на работу на автобусе?
5) Он здесь?
6) Чем ты занимаешься в свободное время?
7) Она медсестра?
8) С кем ты играешь в баскетбол?
9) Английский — твой любимый предмет?
10) Где она работает?
11) Ей двадцать пять лет?
12) Твоя дочь помогает тебе готовить?
13) Это твоя книга?
14) Твоя мама работает в больнице?
15) Сандра твоя дочь?
16) Твой брат хочет быть врачом?
17) Где мои учебники?
18) Сколько лет Майку?
19) Кто эта девушка?
20) Что это?
21) Как его зовут?
22) Кто эти люди?
23) Она учитель?
24) Кто твой любимый актер?
25) Ваша квартира большая?
26) Дон и Сью сейчас дома?
27) Вы студенты?
28) Вы из Шотландии?
29) Откуда они?
Упражнение 8
1) Я прав?
2) Они американцы?
3) Джейн и Лиз сестры?
4) Это твоя машина?
5) Это твой новый велосипед?
6) Они женаты?
7) Эта книга моя.
8) Мой брат сейчас здесь.
9) Меня зовут Александр.
10) Это не мой учебник.
11) Они не из Испании.
12) Это упражнение не сложное.
13) Они таксисты?
14) Чья это книга?
15) Ты дизайнер?
16) Ты занят?
17) Ты хочешь пить?
18) Ты голоден?
19) Им жарко?
20) Сколько тебе лет?
21) Кто этот человек?
22) Где твои дети?
23) Сколько стоят эти ботинки?
24) Какого цвета твоя куртка?
25) Это твоя машина?
26) Какой твой любимый спорт?
27) Какой любимый спорт твоего брата?
28) Какая его любимая книга?
29) Эта сумка моя.
30) Сегодня холодно.
31) Я сейчас дома.
32) Сегодня солнечно.
33) Они полицейские.
34) Они не продавцы.
35) Сегодня понедельник.
36) Алексу 25 лет.
Глава 4. Местоимение it
В отличие от русского языка, где мы можем сказать «холодно» и это будет нормальным и полным предложением, в английском так делать нельзя. Здесь уже мы скажем It is cold, где it будет выполнять функцию подлежащего, а is — сказуемого. Либо «Здесь интересно работать» — опять же, нам понадобится it в качестве подлежащего: It is interesting to work here.
Можно выделить четыре основных случая, когда вместо подлежащего в английском предложении используется it:
— Погода. Например, It is cold today. Отметим, что слова rain и snow в английском чаще используются как глаголы. Поэтому мы поставим на место субъекта it, а затем один из этих глаголов. То есть у нас получится Does it rain here often? (Здесь часто идет дождь?). Или It snows here a lot (Здесь выпадает много снега).
— Время. И вопросе What time is it? (Сколько времени?), и в указаниях на конкретный момент по времени мы используем it: It is five o’clock (Сейчас пять вечера).
— Даты. Особенно важно помнить, что слово today редко используется в качестве подлежащего, то есть предложение «Сегодня ее день рождения» мы переведем как It is her birthday today. То же самое касается указаний на число, день недели или сезон. Например, It is the third of April today (Сегодня третье апреля), It is finally Summer! (Наконец-то лето!). What day is it today? (Какой сегодня день?). It is Wednesday (Среда).
— Расстояния. Фразу «Отсюда до аэропорта 10 километров» мы переведем It is ten kilometers from here to the airport. Не забудьте, что «как далеко» мы переводим через how far. Например, мы можем спросить How far is it from here to the airport? (Как далеко отсюда до аэропорта?).
Упражнение 1
1) Далеко ли отсюда до магазина?
2) Как далеко отсюда до кинотеатра?
3) Отсюда до музея далеко.
4) Сегодня среда.
5) Сколько сейчас времени?
6) Какой сегодня день?
7) Cегодня 16 марта.
8) Как далеко от Лондона до Бристоля?
9) Мы можем пойти пешком. Это недалеко.
10) Отсюда до станции далеко.
11) Уже поздно.
12) Здесь часто идет снег.
13) В комнате жарко.
14) Сколько сейчас времени?
15) Сегодня среда? Нет, сегодня вторник.
16) Какая твоя любимая книга?
17) Сколько стоит позвонить в Нью-Йорк?
18) Как далеко отсюда до Лондона?
19) Идет дождь.
20) Сегодня день рождения Линды.
Упражнение 2
1) Это невозможно!
2) Как далеко отсюда до станции?
3) Здесь интересно работать.
4) Как далеко от отеля до пляжа?
5) В комнате жарко.
6) На улице темно.
7) Отсюда до банка далеко.
8) Сложно слушать, когда все говорят в одно и то же время.
9) Сегодня мой день рождения!
10) Как часто здесь идет снег?
11) Невозможно работать в таком беспорядке!
12) Приятно снова видеть тебя!
13) Уже осень.
14) Сегодня ветрено.
15) На улице тепло.
16) Сегодня 30 июня.
17) Когда день рождения твоего брата?
18) Страшно гулять здесь по ночам.
Не путайте употребление it со структурой there is. There is используется, если мы вводим в предложение новую информацию. Например, There is someone standing at the door (У двери кто-то стоит), в то время как it описывает то, о чем мы уже сказали: We went on holiday. It was great! Кроме того, it нужен для определений и описаний, например It is mr. Johnson! (Это мистер Джонсон!), What is it in English? It’s a table. (Как это будет по-английски? Стол).
И не забывайте, что после There is/are может идти только существительное. Поэтому предложения типа It is cold in the room (В комнате холодно) мы можем строить только с it, даже если речь идет о какой-то новой информации. Также не забывайте про те случаи, характерные для ипользования it, которые мы изучили выше (время, дни, погода, расстояние). Закрепим это на практике.
Упражнение 3
1) Зимой здесь часто идет дождь.
2) Вчера был сильный ветер.
3) Мы не можем поехать кататься на лыжах, нет снега.
4) В комнате холодно, закрой окно.
5) Мне было страшно, потому что было темно.
6) Вчера был шторм.
7) Уже поздно.
8) Вчера был солнечный день.
9) На улице много снега.
10) Что это? Это моя машина.
11) В комнате кто-то есть.
12) Осталось не так много времени.
13) На углу есть кофейня, это приятное место.
14) Сейчас уже 6 часов.
15) Это недалеко.
16) На улице тепло.
17) В саду какой-то шум.
18) На потолке муха.
19) Что это? Это моя сумка.
20) Как это сказать по-английски? Забор.
Глава 5. Present Continuous
Это одно из самых простых времен. Оно используется, когда мы хотим сказать, что процесс происходит в момент речи либо является временным.
Формула образования утвердительного предложения:
S + to be + Ving
Отрицательного:
S + to be + not + Ving
Вопросительного:
(Wh) + to be + S+ Ving
Помните, что в английском есть глаголы, которые описывают не физические действия, а более абстрактные состояния — мысли, чувства и т. п. Например, I think these are your keys (Думаю, это твои ключи). В таких случаях мы говорим не про какой-то физический процесс, а про абстрактный смысл — например, у нас есть какое-то мнение. Поэтому логично, что мы не будем использовать здесь форму Present Continuous.
К таким глаголам, которые еще называют state verbs, также относятся to be (быть/находиться), want (хотеть), know (знать), believe (верить), hate (ненавидеть), like (любить/нравиться), love (любить), have (иметь), feel (чувствовать), hear (слышать), see (видеть), understand (понимать) и другие. Их мы используем в форме simple. Полный список таких слов, а также исключения, связанные с этим правилом, вы найдете в главе, посвященной сравнению Present Simple и Present Continuous, в разделе для студентов от уровня pre-intermediate.
Помните, что с глаголами органов чувств (see, hear, taste, fee), как правило, используется can: I can see him in a distance (Я вижу его вдалеке).
Упражнение 1
1) Я сейчас изучаю новые слова.
2) Этим летом она работает в США.
3) Ее здесь нет.
4) Он сейчас смотрит телевизор.
5) Она сейчас не работает.
6) Я не занят.
7) Она не учитель.
8) Твои дети сейчас в школе?
9) Я не понимаю это слово.
10) Я ничего не вижу.
11) Ты меня слышишь?
12) Я сейчас сижу на пляже.
13) Перезвони мне позже, я веду машину.
14) Они сейчас выполняют упражнения.
15) Я читаю интересную книгу.
16) Она работает официанткой в этом месяце.
17) Он не знает, где я живу.
18) У нее нет машины.
19) Они сейчас идут в кафе.
20) Он сейчас слушает музыку.
Глава 6. Past Simple
Простое прошедшее время используется для описания единичных действий или ситуаций в прошлом. Например, I read a book yesterday (Я прочитал книгу вчера). Или I lived in a village when I was kid (Я жил в деревне, когда был ребенком). В своем построении это время имеет такую же закономерность, что и настоящее: формула будет зависеть от того, есть в предложении глагол действия или нет. Если такой глагол есть, то формулы образования past simple будут следующими:
Утвердительное предложение:
S + V2
Отрицательное:
S + did + not + V1
Вопросительное:
(Wh) + did + S + V1
В случае, если в предложении используется глагол to be:
Утвердительное предложение:
S + was/ were + N / Adj / Adv
Отрицательное:
S + was / were + not + N/ Adj / Adv
Вопросительное:
Wh) + was / were + S + N/ Adj / Adv)
Как видите, если в предложении есть глагол, его нужно поставить во вторую форму. Для так называемых правильных глаголов достаточно добавить окончание — ed. Например, I work (Я работаю), но I worked yesterday (Я работал вчера). Неправильные глаголы имеют особенности образования вторых и третьих форм, которые нужно заучить (список в приложении). Например, I buy shoes every season (Я покупаю обувь каждый сезон), но I bought shoes yesterday (Я купил ботинки вчера).
Что касается отрицательных и вопросительных предложений, то в случае предложения с глаголом мы будем использовать вспомогательный глагол did. Например, I didn’t go to work yesterday (Я не ходил вчера на работу), Where did you go yesterday? (Куда ты вчера ходил?).
Если в предложении есть только глагол to be, то мы используем только его вторую форму (was для единственного числа, were для множественного), чтобы построить вопросы и отрицания.
Например, You weren’t at work yesterday (Вчера тебя не было на работе), Where were you yesterday? (Где ты был вчера?).
Упражнение 1
1) Твоя бабушка была учителем?
2) Ты ходил в школу пешком, когда был маленьким?
3) Вчера было холодно?
4) Ты вчера поздно пришел домой?
5) Он опоздал на вчерашнюю встречу?
6) Ты его вчера не видел?
7) Его вчера не было в офисе?
8) Ты был голоден?
9) С кем ты ходил обедать?
10) Ты изучал английский в детстве?
11) Твой ужин был вкусным?
12) Концерт был интересным?
13) Ты ходил в театр в прошлые выходные?
14) Вчера шел снег?
15) В какое время ты пришел домой вчера?
16) Сколько лет тебе было, когда ты пошел в школу?
17) Как звали твою любимую собаку?
18) Какой был твой любимый фильм?
19) Во сколько ты позавтракал?
20) Что ты ел на обед?
21) Где ты был вчера вечером?
22) Где были твои друзья?
23) Как ты провел отпуск?
24) Ты был в Австралии в прошлом месяце?
25) Ты был дома вчера?
26) Ты ходил в кино?
27) Как назывался фильм?
28) Он тебе понравился?
Упражнение 2
1) Во сколько закончился концерт?
2) Когда ты закончил работу?
3) Зачем ты ходил в магазин?
4) Что ты купил?
5) Сколько ты заплатил?
6) Почему ты продал машину?
7) Где ты купил эти ботинки?
8) Что ты ел на завтрак?
9) Какую газету ты читал вчера?
10) Куда ты ездил в отпуск?
11) Ты путешествовал на машине?
12) Как долго ты путешествовал?
13) Где ты работал раньше?
14) Кому ты звонил?
15) Когда ты начал работать здесь?
16) Где ты раньше жил?
17) Во сколько ты вышел из дома?
18) Во сколько начался урок?
19) Куда ты ходил на обед?
20) С кем ты ходил на обед?
21) Кого ты там встретил?
Глава 7. Past Continuous
Время Past Continuous используется для описания процессов или повторяющихся действий в прошлом. Очень часто оно совпадает с несовершенным видом русских глаголов в прошедшем времени. Например, I was reading yesterday (Я читал вчера).
Или I was calling you, but you didn’t answer (Я тебе звонил, но ты не ответила). Не забывайте, что state verbs, которые мы обсудили в главе, посященной Present Continuous, в Past Continuous тоже не используются.
Формула образования
утвердительного предложения:
S + was / were + Ving
Отрицательного:
S + was / were + not + Ving
Вопросительного:
(Wh) + was / were + S + Ving)
Упражнение 1
1) Я вчера смотрел телевизор весь вечер.
2) Мне не понравился этот фильм.
3) Прошлым летом я работала во Франции.
4) Куда ты шел вчера?
5) Что ты делал все выходные?
6) Я слушал музыку весь вечер.
7) Я гулял в парке три часа.
8) Он прибирался в квартире, а я гуляла с собакой.
9) Она меня не видела.
10) Я не понял, что он сказал.
11) Она работала с документами весь день.
12) Я отвечала на имейлы все утро.
13) Мы играли в теннис вчера.
14) Я смотрел сериалы весь вечер.
15) Ты быстро ехал?
16) Что вы делали весь день?
17) Дети играли в саду.
18) Дождь шел весь день.
19) Солнце светило весь день, и мы гуляли с утра до вечера.
20) Кто-то разговаривал в соседней комнате.
21) Мы танцевали всю ночь.
Глава 8. Future Simple
Это время на самом деле на такое уж simple, как может показаться на первый взгляд. Распространенной ошибкой является употребление will каждый раз, когда речь заходит о будущем. К сожалению, все не так просто, так как у нас есть четыре разных аспекта для разных ситуаций в будущем.
— Если вы запланировали мероприятие заранее, то мы будем использовать Present Continuous, чтобы о нем рассказать. Например, если вы хотите сказать «Завтра я встречаюсь с друзьями», то по-английски это будет выглядеть так: I am meeting my friends tomorrow.
Обратите внимание, что по-русски мы тоже используем форму настоящего времени «я встречаюсь»; та же логика сохраняется в английском.
— Если вы описываете намерение (в русском в таких случаях, как правило, используется фраза «я собираюсь»), но не уверены на сто процентов, что план реализуется, то используется фраза I am going to do something. Не путайте этот оборот с предыдущим аспектом: хотя фраза I am going to, безусловно, похожа на Present Continuous, но после нее нужен еще и инфинитив, то есть в предложении будет два глагола: I am going to meet with my friends tomorrow.
— Will используется для будущего времени, но только в тех случаях, когда решение принимается в момент речи. Например, вы пришли в ресторан и говорите I will have an orange juice (Я буду апельсиновый сок). Или вы хотите что-то пообещать: I will help you tomorrow (Я помогу тебе завтра). Также will всегда используется с глаголом to be. Например, I will be at home tomorrow (Завтра я буду дома).
— Когда мы говорим о расписании, например поезда, автобуса либо фильмов, используется Present Simple. Например, The train comes at two tomorrow (Поезд придет завтра в два). Или What time does the film start? (Когда начинается фильм?).
Упражнение 1
1) Я позвоню тебе завтра.
2) Во сколько начинается концерт?
3) В среду я иду к врачу.
4) Вечером я иду гулять с собакой.
5) Завтра я еду в отпуск.
6) Я собираюсь продать свою машину.
7) Во сколько отрывается выставка?
8) Во сколько придет автобус?
9) Я позвоню тебе позже.
10) Завтра я работаю допоздна.
11) Я закончу эту работу в пятницу.
12) Я буду кофе и круассан.
13) Что ты собираешься надеть на вечеринку?
14) Мы идем в кино завтра.
15) Урок начинается завтра в 9:00.
16) Я отвожу брата в аэропорт завтра.
17) В пятницу мы играем в волейбол с друзьями.
18) Я собираюсь позвонить ей в четверг.
19) В понедельник я иду в спортзал.
Упражнение 2
1) Я еду в командировку на следующей неделе.
2) Я иду на выставку в понедельник.
3) Я расскажу тебе об этом позже.
4) Я собираюсь в гости к бабушке.
5) Я переезжаю в следующем месяце.
6) Я встречу тебя снаружи.
7) Она начинает работать в новой компании в апреле.
8) Он тебе перезвонит через минуту.
9) Мы собираемся пожениться в июне.
10) Во сколько начинаются новости?
11) Когда закрывается музей?
12) На следующей неделе я буду в Париже.
13) Кто-то стоит у двери. Я открою.
14) Я собираюсь навестить родителей на выходных.
15) Они придут завтра?
16) Ты собираешься завести собаку?
17) Завтра я встречаюсь с Джейн.
18) Кого ты собираешься пригласить на вечеринку?
19) — Я переезжаю завтра. — Я приду и помогу тебе.
Упражнение 3
1) Завтра после школы я еду на пляж.
2) Я не собираюсь быть там долго.
3) Он собирается провести отпуск на Гавайях.
4) Завтра я иду в музей с подругой.
5) Я буду там в пять.
6) Когда заканчивается концерт?
7) Мне холодно, я включу отопление.
8) Я не работаю завтра.
9) Во сколько отправляется поезд?
10) Он идет к дантисту после обеда.
11) Они идут на футбольный матч в пятницу.
12) Что ты делаешь сегодня вечером?
13) Во сколько вылетает твой самолет?
14) Энн приезжает завтра.
Глава 9. Present Perfect
Время Present Perfect передает несколько аспектов в английском языке. В данном разделе мы рассмотрим два простейших:
— Описание действий, которые произошли в прошлом, но актуальны в настоящем. Например, I have lost my keys (Я потерял свои ключи). Мы используем Present Perfect, если потеряли мы ключи в прошлом, но в момент речи это для нас актуально — мы не можем куда-то попасть. Такие предложения часто идут с наречиями already и just. Например, I have already had breakfast (Я уже позавтракал), I have just seen her (Я только что ее видел). В отрицательных предложениях мы используем yet: I haven’t found new job yet. (Я еще не нашел новую работу).
— Опыт также обычно описывается через Present Perfect. Например, I have been to Paris twice (Я бывал в Париже дважды). Или I have never met her (Я с ней никогда не встречался). При этом важно, что в таких предложениях не указывается конкретный момент в прошлом.
Образуется это время по следующей формуле:
Утвердительные предложения:
S + have / has + V3
Отрицательные:
S + have/ has + not + V3
Вопросительные:
(Wh) + have/ has + S+V3
!Не забывайте, что если в качестве субъекта идет третье лицо единственного числа (he/she/it), то используется форма has.
Упражнение 1
1) Я еще не читал эту книгу.
2) Я бывал в Англии три раза.
3) Я уже знаком с ней.
4) Я уже написал два письма.
5) Я еще не видел этот фильм.
6) Я только что почистил ботинки.
7) Она уже позвонила ему.
8) Они только что купили новую машину.
9) Я только что поужинал.
10) Я уже проснулся.
11) Я уже с ней поговорил.
12) Она уже полила цветы.
13) Он уже помыл машину.
14) Я еще не думал об этом.
15) Ты уже позвонил ей?
16) Я еще не обедал.
17) Мы уже все обсудили.
18) Я ее сегодня не видел.
19) Они написали уже три письма.
20) Она забыла папку.
Упражнение 2
1) Мы бывали в Канаде.
2) Я потеряла сумку.
3) Дети навели беспорядок на кухне.
4) Ты бывал в Англии?
5) Он уже ушел?
6) Она еще не закончила.
7) Они только что вышли из здания.
8) Ты уже знаком с Джоном?
9) Он еще не закончил свое домашнее задание.
10) Я смотрел этот фильм два раза.
11) Я всегда любила шоколад!
12) Я купила новое платье.
13) Я только что встретил его в библиотеке.
14) Мы уже выучили много английских слов.
15) Гости только что прибыли.
16) Ты не видел мои очки?
17) Ты совсем не изменился!
Глава 10. Модальные глаголы
На начальных этапах изучения мы рассмотрим только использование модальных глаголов в настоящем времени и разберем различные значения каждого из них. В целом модальный глагол указывает не на то действие, которое произошло в реальности (в прошлом, настоящем и т.п.), а на то, которое может либо должно произойти, с различными вариациями в значении. Например, мы можем сказать I come to work at 7 (Я прихожу на работу в семь), если имеем в виду, что действительно делаем это каждый день. А можем I have to come to work at 7 (Я должен приходить на работу в семь), здесь уже фокус будет на том, что я должен это делать, вне зависимости от того, делаю я это в реальности или нет. Вот еще пара примеров, чтобы проиллюстрировать различные значения модальных глаголов:
I may come to work at 7 tomorrow (Я, возможно, приду на работу в семь завтра).
I should come to work at 7 tomorrow (Мне следует прийти на работу в семь завтра).
I need to come to work at 7 tomorrow (Мне нужно прийти на работу в семь завтра).
I can come to work at 7 tomorrow (Я могу прийти на работу в семь завтра).
Давайте разберем каждый из них более подробно.
Модальные глаголы may/might имеют значение «возможно»/«может быть», и начинающие студенты вполне могут использовать их как полные синонимы. Единственное различие в том, что когда вежливо просим разрешение что-то сделать, то мы используем may. Например, May I come in? (Можно мне войти?).
Модальный should переводится как «следует» и используется для того, чтобы дать рекомендацию общего характера. Например, You should wear a helmet when you ride a bike (Ты должен быть в шлеме, когда едешь на велосипеде). Обратите внимание, что мы можем перевести его и через «должен». Вопрос не в том, каким словом мы переводим этот модальный, а какой смысл им выражаем. Если рекомендация не носит обязательного характера, то should подойдет в самый раз, в частности там, где мы говорим «должен».
Отрицательная форма образуется при помощи частицы not: You should not stay go to bed so late (Тебе не следует ложиться спать так поздно). Также возможна сокращенная форма shouldn’t.
Если рекомендация носит обязательный характер, мы можем использовать модальные must или have to. В американском английском нет разницы в том, как их использовать, они взаимозаменяемы. Единственное, при обращении ко второму лицу не стоит использовать must, так как считается, что это звучит слишком категорично. Например, мы скорее скажем You have to finish this work today (Ты должен закончить эту работу сегодня), нежели you must finish this work today.
Обратите внимание на то, что после have всегда идет частичка to, что отличает его от остальных модальных, в частности must. Сравните: I must stay late at work today (Я должен задержаться на работе сегодня), I have to stay up late today at work.
Также обратите внимание на отрицательные значения следующих модальных:
Cannot (can’t) /must not (mustn’t) — нельзя.
Do not have to (don’t have to) — нет необходимости, не обязательно.
Модальный can обозначает либо реальное умение, например I can play the piano (Я умею играть на пианино), либо гипотетическую возможность в настоящем: I can go on vacation next week (На следующей неделе я могу поехать в отпуск). Отрицательная форма образуется при помощи not: I can’t play the piano (Я не умею играть на пианино).
В вопросительных предложениях мы обычно выносим модальный перед субъектом. Например, Can you sing well? (Ты хорошо умеешь петь?). Have to и need to требуют использования вспомогательных do/does. Например, Do you have to wear a uniform at school? (Вы должны носить форму в школе?), Do you need to do this today? (Тебе нужно сделать это сегодня?).
Давайте закрепим эти правила на практике.
Упражнение 1
1) Она умеет хорошо плавать.
2) Тебе следует посмотреть этот фильм.
3) Я должен закончить всю работу сегодня.
4) Она, возможно, придет сегодня.
5) Я могу повысить вас в должности.
6) Возможно, он тебе поможет.
7) Тебе необязательно звонить мне сегодня.
8) Можно я возьму эту ручку?
9) Я, возможно, поеду в Париж.
10) Тебе следует больше работать над произношением.
11) Ей не следует так себя вести.
12) Я не обязан тебе ничего объяснять.
13) Я не могу взять еще одного щенка!
14) Можно мне шоколада?
15) Я не умею играть на гитаре.
16) Тебе следует быть более вежливым.
17) Ты должен приходить на уроки вовремя.
18) Я должен сдать этот экзамен.
19) Ты должен водить аккуратнее.
20) Можно мне войти?
Упражнение 2
1) Учитель сказал, что нам необязательно читать эту книгу.
2) Здесь нельзя курить!
3) Тебе необязательно идти в магазин сегодня.
4) Ты умеешь стоять на голове?
5) Эту игрушку нельзя давать ребенку! Он может проглотить мелкие детали.
6) Можно я возьму твой зонт?
7) Она умеет говорить на арабском.
8) Можно задать один вопрос?
9) Он хорошо умеет кататься на лыжах.
10) Возможно, я пойду на эту вечеринку.
11) Я не умею готовить.
12) Тебе следует надеть костюм на интервью.
13) Ты умеешь плавать?
14) Ты должен пойти со мной.
15) Она не может бросить эту работу.
16) Тебе нельзя об этом никому говорить.
17) Он не обязан приходить в офис каждый день.
18) Тебе следует рассказать им правду.
19) Он умеет писать компьютерные программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги EnglishTime. Самоучитель для изучения английского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других