Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения

В. Н. Бузин, 2021

Монография посвящена разработке теории управления сложно-сетевым медиапространством для решения проблем дегуманизации российского социума. Автор предлагает методы воздействия на функциональную структуру медиапространства, состоящую из четырех крупных структурных элементов: Медианосителей, Аудитории, Символического пространства и Контента (МАСК). Показано, что на этапе рефлексивного модерна в данном подходе получает обоснование деятельностная составляющая, что позволяет более валидно интерпретировать рефлексию медиапространства как институциональных структур, так и отдельных акторов, и выделить базовый элемент системно-деятельностного анализа медиапространства – системный конфигуратор. В работе раскрывается историческая ограниченность позитивистского управления медиапространством и ставится задача укрепления такой культурной универсалии, как гуманизм, которая сталкивается с новыми вызовами и требует разработки индикаторов управленческих процессов социогуманистического рода. Издание рассчитано на социологов, журналистов, психологов, специалистов, занимающихся проблемами СМИ, маркетологов, PR-менеджеров, сотрудников пресс-служб, студентов и преподавателей высших учебных заведений. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Обоснование теории управления сложно сетевым медиапространством в контексте гуманизации российского социума на основе системно-деятельностного подхода, а также методов этого управления в условиях современного динамично-усложняющегося общества создается на стыке различных отраслей знания. Как показывают результаты анализа научных исследований, можно выделить семь важнейших направлений теоретического осмысления проблемы управления медиапространством.

Первое направление — исследования в социологии и философии усложнений социального пространства, подверженного эффектам «стрелы времени» (Пригожин, 1986). В настоящее время тема сложных пространственных характеристик активно разрабатывается российскими социологами А.А. Давыдовым (Давыдов, 2005), А. Ф. Филипповым (Филиппов, 2008), С. А. Кравченко (Кравченко, 2012) и др. Однако в этих исследованиях уделяется недостаточно внимания либо самому медиапространству, либо его структуре с соответствующими функциями. Проблематика исследования категории пространственных характеристик социальных явлений ведет происхождение от основоположников социологии и классической философии и разрабатывалась рядом зарубежных ученых — Г. Зиммелем (Simmel, 1997), М. Вебером (Вебер, 1990), П. Сорокиным (Сорокин, 2006, 1992), Т. Парсонсом (Парсонс, 1998), П. Бурдьё (Бурдьё, 2007), Дж. Урри (Urry, 1995), А. Мелником (Melnik, 1989), А. Лефевром (Lefebvre, 1991) и др., обосновавшими фундаментальность понятий пространства и поля для научного мышления и теоретизирования, выражающих природу конструирования социальной деятельности, весьма важного для социального субъекта (ныне — рефлексивного актора) и понимания формирования его жизненного мира и смыслов.

Второе направление — обоснование правомерности существования медиапространства как подсистемы пространства социального, как отдельного социологического объекта, имеющего свою структуру, функционирующего в системе социального пространства, обладающего специфическими социально-акторскими свойствами. В рамках анализа институтов социально-цифрового общества российскими и зарубежными учеными — Д. В. Ивановым (Иванов, 2000), Ф. И. Шарковым (Шарков, 2011), А. Аппадураи (Appadurai, 1996), М. Уотерсом (Waters, 2001), Ю. Аватани (Awatani, 2010), Р. Парком и Е. Берджесом (Park, Burgess, 1969), Б. Латуром (Latour, 2005) и др. — рассматривались критерии выделения такого пространства, в частности, отношение к производству и потреблению массовой информации. Но в рамках задач, которые ставили перед собой эти ученые, проблемы методов гуманизации управления сложно-сетевым медиапространством практически не рассматривались.

Третье направление — исследования СМИ как важного социального института, производящего ценности и нормы, смыслы, коды сигнификации. Здесь сформировалось несколько принципиально различных подходов. В отечественной литературе общетеоретические и методологические проблемы СМИ применительно к российской медиасреде рассмотрены в работах Б. А. Грушина (Грушин, 1987), В. В. Егорова (Егоров, 2006), Б. М. Фирсова (Фирсов, 1977). Теория массовой коммуникации, развивавшаяся в СССР в 1960—1970-е годы, включила социальные параметры в общетехническую конструкцию (Лауристин, 1975). Основным тенденциям развития современных медиа посвящены работы М. Кастельса (Кастельс, 2000), Н. Лумана (Луман, 2007), М. Маклюэна (Маклюэн, 2003), Э. Тоффлера (Тоффлер, 2004), Ю. Хабермаса (Хабермас, 2001), Ж. Бодрийяра (Бодрийяр, 2006), Б. Латура (Latour, 2005) и других социологов. Особенно следует отметить разработку идеи необходимости гуманистического стержня в социологических теориях, в том числе при рассмотрении вопросов социального Добра и появившегося ныне «текучего» Зла (Бауман, 2004; Кравченко, 2008).

Четвертое направление — системные исследования сложных социальных объектов, функциональность которых обусловлена совокупностью внешних и внутренних причин. Существенный вклад в формирование методологических и методических подходов к изучению управления ими внесли: И. В. Блауберг, В. Н. Садовский и Э. Г. Юдин (Блауберг, Садовский, Юдин, 1970), А. А. Давыдов (Давыдов, 2004), В. А. Лефевр (Лефевр, 1973), Г. П. Щедровицкий (Щедровицкий, 1995), а также Р. Акофф и Ф. Эмери (Акофф, Эмери, 1974), Н. Винер (Винер, 1958), О. Ланге (Ланге, 1969) и др. В контексте социологии системный подход разрабатывался А. А. Давыдовым (Давыдов, 2004), В. Вайдлихом (Вайдлих, 2010), Ю. Е. Волковым (Волков, 2009), Д. С. Клементьевым (Клементьев, 2010), Н. Луманом (Луман, 2007), Ю. Хабермасом (Хабермас, 2001) и другими исследователями, однако проблемы применения этого подхода к медиапространству ими не рассматривались.

Пятое направление — разработка теории деятельности применительно к управлению сложными социальными объектами и акторами. Деятельностный подход в социальных науках разрабатывали А. Н. Леонтьев (Леонтьев, 1977) и Т. Парсонс (Парсонс, 1998). Проблематика социального действия в контексте жизненных миров индивидов, их динамики, присутствует в феноменологической концепции А. Шюца (Щюц, 1994), предложившего методологию сложного понимания, отличную от веберовской; в конструкционистской версии интерпретативной программы П. Бергера и Т. Лукмана (Бергер, Лукман, 1995), в этнометодологии Х. Гарфинкеля (Гарфинкель, 2006), в реляционной социологии М. Эмирбайера и Э. Мише (Emirbayer, Mishe, 1998). Собственно, современный системно-деятельностный подход обоснован в теории структурации Э. Гидденса, работах М. Арчер (Archer, 2000), П. Штомпки (Штомпка, 2005), а также в творчестве российских ученых — В. А. Ядова («диспозиционная теория личности», см.: Ядов, 2006) и Н. И. Лапина («антропо-социетальный подход», см.: Лапин, 2018), Т. И. Заславской (обоснование механизма регуляции в теории социальной трансформации, см.: Заславская, 2004) и А. В. Тихонова (проблемы гуманизации управления и отделения его от власти и собственности, см.: Тихонов, 2007).

Шестое направление — новые исследования функционирования актантов как систем с искусственным интеллектом, имитирующих деятельность человека (Латур, 2002), цифровизации общества и человека в контексте влияния этих процессов на управление информационными кампаниями в современном медиапространстве. Однако большинство авторов оставляет без должного внимания такой аспект, как социально-цифровое управление медиапространством и его необходимую гуманистическую составляющую.

Седьмое направление — разработка теории вступления человечества в этап сложного социума, сущностной чертой которого является нелинейное развитие с сопутствующими рисками, травмами, разрывами, парадоксами, которая утверждает, что адекватная интерпретация этих процессов, «диагностика сложного социума» (Горшков, 2106; Sztompka, 1991), требует социального порядка иного качества (Urry, 2005) и делает необходимым гуманистический поворот в социологии (Кравченко, 2018; Тихонов, 2007) — чтобы наиболее эффективно осуществить гуманистически ориентированную модернизацию социума, нацеленную на раскрытие многогранных духовных и интеллектуальных потенций Человека (Кравченко, 2018).

Все эти исследования, несмотря на фрагментарную разработанность вопросов управления медиапространством и его структуры, внесли неоценимый вклад в развитие теоретической базы исследования медиапространства. Вместе с тем, в современной отечественной социологии не было осуществлено комплексное исследование российского медиапространства. Остается актуальным изучение специфики его структуры и методов управления им.

В данной монографии автор попытался создать социологическую концепцию управления сложно-сетевым медиапространством с гуманистическим стержнем в рамках социологии управления и разработать на ее основе системно-деятельностные методы эффективного управления им.

Автор считает, что социальное управление медиапространством эффективно при применении специальных управленческих принципов, учитывающих его структуру и функциональные связи основных составляющих в динамике, а само медиапространство является составной частью более широкого понятия — социального пространства — и обладает свойствами последнего. Предполагается, что эти пространства имеют деятельностную природу. Структуру медиапространства возможно выделить в процессе его системно-деятельностного анализа. Поскольку системный анализ предполагает идентификацию и описание специфического для каждого объекта анализа понятия — базового системного элемента, при помощи которого можно описать различные проекции изучаемого объекта, — такой базовый системный элемент существует и для медиапространства. Выявление реальной структуры и базового элемента системного анализа медиапространства позволит более глубоко и подробно описать процесс управления им и сформулировать основные принципы контроля реализации управленческих решений.

В предлагаемом вниманию читателя исследовании автор раскрывает существующие противоречия между уровнем развития современного российского медиапространства и уровнем концептуальных подходов к эффективному управлению им, формулирует научно обоснованную концепцию социального управления с гуманистическим стержнем и исследует социальные механизмы и способы управленческого воздействия на медиапространство.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я