Государственно-частное партнерство как фактор политической стабильности и социального развития

В. Г. Милославский, 2018

Книга «Государственно-частное партнерство как фактор политической стабильности и социального развития» раскрывает многомерность темы государственно-частного партнерства и его системное влияние. Государственно-частное партнерство рассматривается как долгосрочный и системный механизм управления качеством жизни населения, обеспечивающий формирование инновационной инфраструктуры, позволяющий управлять социальным развитием, что в целом сказывается на обеспечении политической стабильности. Книга будет интересна широкому кругу читателей: государственным и муниципальным служащим, руководителям коммерческих компаний, специалистам по государственно-частному партнерству и социальному проектированию; студентам и преподавателям по направлениям: связи с общественностью, политология, экономика и управление, юриспруденция; общественным деятелям, руководителям общественных организаций.

Оглавление

Введение

Взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической ситуации затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. Общество, как и природа, находится в постоянном изменении, с переменами социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое. При этом социальное развитие общества — это результат разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим, что, в свою очередь, сопровождается как возникновением новых общественных отношений, институтов, норм, ценностей, качеств личности и т. д., так и исчезновением того или иного явления, либо его элемента. С одной стороны, социальные противоречия являются источником социального развития, с другой — порождают новые проблемы, социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. В соответствии с динамичными изменениями, необходима и оперативная реакция власти на эти изменения, ответы на запросы общества, поиск новых решений для действующих политических режимов, властных и бизнес элит, что приводит к их кооперации для обеспечения населения более качественными услугами: социальным обслуживанием, качественной социальной инфраструктурой, создание и регулирование новых социальных взаимоотношений.

Значительную роль в развитии общества играет социальная сфера (социальная инфраструктура), к которой традиционно относят системы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и физической культуры — что всегда относится к элементам государственной политики и механизмам влияния на общество. Однако сегодня представление о социальной сфере существенно расширилось. Теперь под социальной сферой понимается вся совокупность отраслей, предприятий, организаций, которые непосредственно контактируют с человеком, а, следовательно, влияют на него, изменяют его, порождая новые качества личности и новые общественные отношения, и политической власти (в лице государства и его институтов) и экономической элиты, для сохранения власти необходимы новые формы взаимодействия как в связке бизнес-власть, так и по отношению к населению в целом, для удовлетворения общественных запросов, контролировать градус социальной напряженности, обеспечивая общественную и политическую стабильность.

Неразвитость инфраструктуры препятствует экономическому развитию страны, негативно влияет на качество оказываемых населению услуг, снижает темпы роста предпринимательской активности — что в целом повышает градус политической нестабильности. Согласно проведенным исследованиям, рост инвестиций в инфраструктуру оказывает наибольшее влияние на благосостояние бедных слоев населения, чей уровень доходов с улучшением инфраструктурной обеспеченности увеличивается быстрее, чем растут общие доходы населения, что снижает общий уровень недовольства общественной сферой, что отражается на политической стабильности режима[1].

Учитывая значимость состояния инфраструктуры, большинство стран создают и модернизируют объекты инфраструктуры за счет бюджетных ассигнований. В первую очередь государство финансирует: строительство дорог, создание объектов коммунальной инфраструктуры, создание и модернизацию социальной инфраструктуры и т. д. При этом для полного удовлетворения спроса на инфраструктурные инвестиции, как показывает практика, одних только государственных ресурсов недостаточно. Большинство стран мира, не зависимо от уровня развитости их экономик и политической системы, стараются реализовывать инфраструктурные проекты с привлечением внебюджетных средств и частных инвесторов, что значительно снижает нагрузку на бюджет. Повышая качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры, государство снижает негативные общественные настроения вследствие чего политическая ситуация стабилизируется.

Высокие темпы развития технологий наложили отпечаток на все стороны жизни общества, в том числе и на сферу взаимодействия власть-бизнес вытекающих в формат деятельности ГЧП. Стремительными темпами возрастает объём и качество социальных изменений, что в итоге влияет на социальную сферу (социальную инфраструктуру) Государственно частное партнерство — одно из потенциально ключевых направлений государственной политики, средство влияния на социальную среду и инвестиционные потоки не только своей страны, но и изменение имиджа и получение инвестиционной поддержки от других государств. Привлекая внешние партнерства и их средства, укрепляя связи, повышается уровень взаимного доверия на международной арене, который может выступать дополнительным рычагом геополитики.

В этой связи исследование опыта государственно-частного партнерства чрезвычайно актуальны, поскольку позволяют выявить основные закономерности изменений в взаимоотношениях власти и бизнеса, логику становления государственно-частного партнерства, средств и методов как самостоятельного инструмента изменения, социальной инфраструктуры для укрепления политической стабильности, за счет удовлетворения потребностей населения, и снижения уровня общественного недовольства. Особенную актуальность данное явление носит по следующим причинам:

1. Российская Федерация провозглашается — социальным государством.

2. Углубление и расширение экономического кризиса, вызванного внутренними и внешними причинами, что в свою роль сказывается на политической стабильности.

3. Правительство России провозглашает развитие инновационной экономики, привлечении инвестиций в социальную сферу, либерализацию бизнес среды, повышение качества уровня жизни населения, улучшение инвестиционного климата РФ на международной арене.

4. Государство несет большую бюджетную нагрузку в областях социального обеспечения и социальных гарантиях.

Данное направление исследования также актуально, так как соотносит качество жизни населения и его удовлетворенность, которое может быть улучшено посредством реализации инфраструктурных проектов. Такие проекты реализуются бизнесом и властью на основе модели ГЧП, как общепризнанной эффективной мировой практике. Однако данную тему исследуют в основном с экономических позиций, без соотношения с качеством жизни населения и политической стабильность: стабильность или слабость политического режима, которая зависит от удовлетворенности населения качеством жизни и предоставляемых услуг социального значения.

Обозначенная проблема далеко не нова и является предметом научных исследований многих ученых, как российских, так и зарубежных. Стоит отметить, что государственно-частное партнерство, как феномен, интересна не только политологам, социологам, психологам, журналистам, но и работникам социальной сферы, представителям бизнес сообщества, аналитикам различных процессов, как теоретиков, так и практиков, что обуславливает неоднозначность определений и подходов к понятию «государственно-частного партнерства».

Для анализа государственно-частного партнерства как фактора общественной и политической стабильности наиболее значимыми стали исследования С. Е. Литовченко, В. А. Евсеев, А. Е. Дынин, А. Д. Нефедьев, Я. В. Семенов, Сычева И. В., Найденов Д. А. В отечественной литературе по теме государственно-частного партнерства и его финансовых механизмов наиболее значимыми являются работы В. Г. Варнавского, А. В. Клименко, В. А. Королева, В. А. Кабашкина, В. В. Максимова, С. А. Рожковой, М. А. Дерябиной, М. В. Клиновой, А. В. Баженова и др.

В зарубежной литературе по теме ГЧП можно отметить работы Е. Йескомба, Д. Делмона, М. Джеррарда, А. Эсташа, Б. Акинтоби, а также материалы и публикации специалистов Всемирного банка, Международного валютного фонда, консалтинговых организаций, ведомств, ответственных за реализацию и экспертизу проектов ГЧП в зарубежных странах.

Вопросам государственных финансов, проектного финансирования, финансового менеджмента, являющихся методологической основой финансирования проектов ГЧП, посвящены труды Р. Брейли, С. Майерса, Ц. Боди, Р. Мертона, Ю. Бригхема, Л. Гапенски, П. Л. Виленского, И. Я. Лукасевича, Т. В. Тепловой, Г. Б. Поляка, В. Н. Лившица, С. А. Смоляка и др.

Несмотря на высокую степень разработанности проблемы финансирования проектов ГЧП за рубежом, данная тема требует детального анализа и обобщения с позиций специфики российской политики и экономики. В последние годы наблюдается повышенный интерес к данной тематике в российской научной среде, средствах массовой информации, органах государственной власти федерального и регионального уровня. Вместе с тем, имеющиеся публикации носят в основном теоретический, фрагментарный характер, и также совершено не затрагивают политическую и общественно-значимую реальность вопроса ГЧП и эффект влияния ГЧП на политическую стабильность и общественное развитие.

Примечания

1

Calderón and Servén, «The Effects of Infrastructure Development on Growth and Income Distribution», Policy Research Working Paper. World Bank. 2004.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я