Дурака валяние

Вячеслав Михайлович Ренью, 2018

Лженаучный труд о теории и практике стихосложения. Со спорными выводами, примерами и без задач. Основная задача книги – поднять настроение согражданам, ибо в этом, по мнению автора, состоит общечеловеческий долг и главная миссия добропорядочного гражданина. Книга является зеркалом к сборнику стихов «Монолог по душам»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дурака валяние предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пролог

Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать всё, что я знаю об Острове Сокровищ. Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца, не скрывая никаких подробностей, кроме географического положения острова. Указывать, где лежит этот остров, в настоящее время ещё невозможно, так как и теперь там хранятся сокровища, которых мы не вывезли.

Роберт Льюис Стивенсон

«Остров сокровищ»

Какое отношение может иметь замечательный роман Стивенсона «Остров сокровищ» к тематике и содержанию данной книги?

Трудно сказать. Возможно, автор в глубине души лелеет тайную надежду на то, что однажды утомлённый поэзией сердобольный читатель сжалится и шепнёт ему на ушко пресловутые координаты положения загадочного острова? Может быть.

Впрочем, допускаю и такой поворот — это обычное ружьё, которое любят вешать на сцену хитрые сочинители театральных пьес в самом начале первого акта.

Гадать не стоит! Лучше довериться провидению, и то, что обязательно должно случиться, никуда от нас не денется.

Однако! Предваряя данный лженаучный труд, дабы заранее умерить справедливое негодование профессионалов в области жонглирования словом, а также им сочувствующих граждан, необходимо добавить одну важную ремарку: со всей прямотой дилетантской сущности заявляю — всё, что вы прочтёте ниже, исключительно мысли и творческие порывы любителя, не осилившего за свою жизнь ни одной научной книги по теории стихосложения даже в редакции «для чайников». Школьные учебники по литературе — не в счёт.

Впрочем, как человек близкий к околонаучным сферам с другой (технической) стороны, допускаю, это же обстоятельство одновременно может являться положительным качеством книги ввиду отсутствия в ней стандартных шаблонов, и кому-нибудь творчество виртуального искателя острова сокровищ покажется забавным. Ибо…

Ибо основная задача книги — поднять настроение согражданам! Не в этом ли состоит общечеловеческий долг и главная миссия добропорядочного гражданина?

Но сначала немного «теории»…

Когда зародились стихи? Кто был первым поэтом? За что и почему творческие муки даны рядовому индивиду?

Думаю, на эти вопросы ни один глубоко научный словесник со стопроцентной гарантией точности вам никогда не ответит. Будут только морщить умные лбы, теребить седые бороды (если они есть) и выдвигать скучные теории.

А и поделом. Свечку не держал? Свободен!

Ведь за давностью лет — болтай что хочешь, всё будет правдой. Свидетелей не осталось.

А дело было так: первый поэт влачил жалкое существование, считался человеком никчёмным и даже опасным для общества до той поры, пока настоящие люди с большой буквы «Л» не научились его правильно использовать.

Посудите сами — выпивал, огонь разводить не умел! Да что там говорить? Исходя из анализа приспособленческих качеств учеников и потомков Великого Зачинателя, поддерживать разведённый костер в рабочем состоянии ему мог доверить только сумасшедший.

На охоте этот субъект вечно мешался под ногами, создавая огромные проблемы лицу, ответственному за технику безопасности. Никто его в свой отряд брать не хотел.

Бесполезную в «боевых» делах единицу передали женской полеводческой сельхозбригаде. Но и тут горе-графоман в силу своей удивительной способности к дезорганизации дамских коллективов, которая неминуемо вела к резкому снижению производительности труда, не задержался надолго. Какому вождю понравятся бесконечные любовные истории, заканчивающиеся склоками, спорами и дрязгами?

Поэта решили окончательно и бесповоротно депортировать на мыло, но неожиданно за него вступился сам шаман. Чем-то приглянулись колдуну-шарлатану чарующие рифмованные звуки, заставляющие не только женщин, но даже самых непослушных и крикливых малышей племени замирать в трансе, всматриваясь в потемневшие, прокопчённые своды пещеры, точно в голубое небо, а коз — выдавать на-гора повышенные надои молока.

Тогда лишенцу назначили «условный» исправительный срок, определив его в сообщество равных по разуму. В группу малолеток. Но не в качестве члена, что было бы логично, а по протекции всё того же шамана — на должность учителя.

Это решение явилось важнейшей вехой в истории развития человечества, повлияв на него как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Благодаря экзальтированному барбосу-словеснику те, кто называл себя Homo, быстро и легко научившись говорить, получили на всемирном конкурсе зверушек почётную приставку sapiens и высшую премию «Золотой Язык».

Но одновременно поэтический «джин» оказался выпущенным из полулитровой тары на волю, и мания «сладкозвучия» покатилась по планете, точно снежный ком с горы.

Учеников становилось всё больше. Они плодились и множились. У них появлялись не только дети, но и собственные ученики. У тех — свои…

По моим статистическим выкладкам, сегодня популяция наследников властелина рифмы существенно превосходит популяцию Homo normalis. А количество тех, кто хоть раз тайно пробовал сие опасное зелье на вкус, вообще не поддаётся счёту.

Это не хорошо и не плохо. Это — данность, именуемая «графоманией». Я же в пику цивилизованному обществу назову её «манией графа». И чтобы раз и навсегда закрыть любые белые пятна в области истории поэзии, дам ответы на два злободневных вопроса: «Зачем?» и «Для кого?»

Нет! Ну, относительно крупных поэтических форм, думаю, всё понятно без слов: Деньги. Слава. Величина. История!

Просто преклоняю колено перед такими шедеврами, как: «Илиада» Гомера, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Анна Снегина» Есенина, «Василий Тёркин» Твардовского и многими-многими другими. Высший пилотаж лучших прапраучеников, лучших праучеников того самого чудака-первооткрывателя. Огромный исторический, фольклорный, а главное «чувственно-человеческий» материал, на котором можно успешно паразитировать ещё не одному поколению исследователей словесности, начиная со школьной скамьи и заканчивая заслуженной пенсией, даже с учётом существенного увеличения пенсионного возраста.

Но эти-то куда? Я о мелких формах стихосложения, доступных каждому. В чём их смысл? Курочка по зёрнышку? С голоду помереть можно!

Опираясь исключительно на личный опыт и собственное видение вопроса, отвечаю: стихи пишутся по большей части для себя любимого. А кому они ещё нужны-то, кроме создателя?! Разве что композиторам.

Зачем стихи автору? Это — следующий шаг. Тут масса вариантов. Выделю несколько самых распространённых:

— чтобы более-менее доходчиво обосновать собственное глубокомыслие и высоко-чувствие или отсутствие оного. Такое тоже бывает. На самом деле для некоторых индивидуумов это является нормой! Но! Ведь хочется… Стихи же помогают «оправдаться, очиститься, собраться»;

— сформировать и встроить в словесную модель «умную» мысль или группу мыслей, пришедших в голову. Не забываем: поэты — они ведь как дети;

— сформировать и встроить в словесную модель будоражащие и волнующие эмоции, перетекающие в чувства, из которых в свою очередь рождаются «умные» мысли;

— переполняет, а слушать никто не хочет;

— для прикола.

Есть, правда, ещё несколько особо чудесных состояний творчества:

— пишу потому, что слышу голос или голоса, диктующие свыше (об этой стороне вопроса лично я ничего внятного сказать не могу. По счастью, с такой проблемой не сталкивался и психиатрическую клинику посещаю исключительно в мирных целях. Например, для того, чтобы взять справку на получение водительских прав);

— пишу потому, что пишу. Принцип Портоса. Каюсь. Со мною такое бывало. Но, как правило, это проходит в нежном подростковом возрасте, а посему не опасно для окружающих.

Естественно возможны разнообразные комбинации приведённых выше вариантов.

Если поставить передо мной более сложную задачу, а именно: конкретизируй-ка ты нам дружище основные направления творческих порывов…. Я бы, прежде всего, выделил следующее: есть двое (иногда трое или даже четверо…), созерцательное, ситуативное, для кошки, дурака валяние, мусор.

А теперь, пожалуй, пришло время продемонстрировать вышесказанное примерами:

Да! Вот ещё что…

Стоит отметить — основная масса стихотворений, включённых в этот сборник, ввиду его несерьёзности будет относиться к группе «дурака валяние».

Итак… поехали?

Будем

А дамы всё чаще приходят с косой,

Встают за плечами и дышат прохладцей.

Зовут непреклонно на вечный постой,

И всё же… Труднее уйти, чем остаться.

Не вырвать без боли из общего часть,

Всё связано нервом, невидимой дрожью.

Порой даже хочется: кануть, пропасть,

Но это по сути почти невозможно.

Мы будем сюда возвращаться теплом,

По шороху трав, устилающих поле.

Гореть, растворяться, ползти напролом

Проросшим побегом в сухом частоколе.

Мы будем сюда возвращаться легко:

Рассветной дорожкой, повисшей над бродом,

Туманом, сполохом, пыльцой, молоком,

Лягушкой, ледышкой, смолой, кислородом.

Собакой, коровой, спешащей на луг,

Неведомой птицей, поющей с рассвета…

Мы будем сюда возвращаться, мой друг,

Покуда вращается наша планета!

Вячеслав Ренью предупреждает: беспрерывное чтение большого количества стихов оного автора — вредит здоровью!? (Шутка.)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дурака валяние предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я