Институционализация межфирменного взаимодействия в промышленности. Научно-практическое издание

Вячеслав Игоревич Плещенко

В условиях «новой экономики» происходит формирование новых координационных структур: сетей и клубов, дополняющих традиционные инструменты регулирования отношений, основанных на совокупности рыночных и иерархических стимулов. Институционализация межфирменного взаимодействия в современной промышленности, происходящая в рамках клубных сообществ, способствует повышению рыночной устойчивости компаний, а также приросту их репутационного капитала.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Институционализация межфирменного взаимодействия в промышленности. Научно-практическое издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Корректор Татьяна Исакова

© Вячеслав Игоревич Плещенко, 2017

ISBN 978-5-4474-8025-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Современное промышленное предприятие функционирует в сложной и подвижной внешней среде, в которой требуется сохранить рыночную устойчивость и обеспечить эффективность протекания бизнес-процессов. Фундаментальные социально-экономические трансформации последних двух десятилетий ведут не только к появлению новых возможностей для компаний, но и к существенному возрастанию угроз. При этом фирма, как и прежде, должна принимать рациональные и обоснованные решения, планировать свои действия на долгосрочную перспективу. Однако увеличивающаяся подвижность внешней среды, изобилие и противоречивость поступающей информации делают управление предприятиями все более сложным, а описывающие его параметры — слабопредсказуемыми. Решению возникающих проблем может способствовать уменьшение амплитуды изменения значимых факторов с целью обеспечения большей прогнозируемости внешнего окружения. Такой эффект может быть получен за счет реорганизации модели отношений компании с внешней средой. Одним из возможных вариантов является фокусирование на определенном круге общения, поскольку в ограниченном пространстве проще организовать взаимодействие1. Во многом по этой причине современные компании проводят политику построения вокруг себя сетевых структур и клубов либо сами начинают участвовать в уже существующих сообществах.

Производственные предприятия в значительной степени соответствуют данной концепции, поскольку массив их основных контрагентов относительно стабилен, что объясняется особенным рыночным поведением промышленных потребителей. Оно характеризуется консерватизмом внутрифирменных клиентов, их привязанностью к испытанным, традиционным ресурсам и поставщикам, а также существенным влиянием фактора цены переключения на общую стоимость владения ресурсом (что отражается на принятии решений об использовании товаров-субститутов производственного назначения). Кроме того, спектр поставщиков продукции производственно-технического назначения у таких предприятий весьма широк и разнороден.

Организация взаимодействия в современных условиях предполагает интенсивные коммуникации, активное общение партнеров, достаточную степень информационной открытости и регулярный обмен мнениями по актуальным вопросам сотрудничества. Данный процесс может быть реализован посредством различных механизмов, таких, как встречи и переговоры, тематические опросы и анкетирование, информационные рассылки, семинары и конференции. Отметим, что в последние годы все большее значение приобретает использование коммуникационных средств сети Интернет, позволяющих обмениваться большими объемами данных, осуществлять аудио — или визуальный контакт дистанционно, снижая трансакционные издержки сторон в части поиска информации, заключения и сопровождения контрактов. Однако, бурное развитие интерактивного общения не может в полной мере исключить и заменить личные контакты. Кроме того, само взаимодействие сторон в рамках коммерческой деятельности также нельзя свести к механическому процессу проведения, к примеру, аукционных торгов, как это принято на электронных торговых площадках. Следует учитывать, что промышленность — это особая сфера экономической деятельности, в которой у потребителей и продавцов сложились определенные особенности и традиции рыночного поведения, отличные от других областей хозяйствования, а фактор минимальной цены на ресурс не всегда может быть определяющим в отношениях сторон.

В то же время имеющийся в распоряжении менеджмента промышленных компаний набор традиционных рыночных и административных инструментов регулирования отношений не в полной мере соответствует реалиям «новой экономики» и нуждается в актуализации и дополнении. Вопросам анализа и практического применения новых институтов и механизмов межфирменной координации и посвящена данная работа2.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Институционализация межфирменного взаимодействия в промышленности. Научно-практическое издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

К примеру, известную «проблему безбилетника», характерную для потребления общественных благ, легче решить в пределах локального коллектива, чем в масштабах региона или страны.

2

Издание составлено на основе отдельных журнальных статей автора, опубликованных в 2012—2016 годах [34—45].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я