На страницах этой книги – настоящий парад кораблей отечественного Военно-морского флота. Здесь воедино сошлись фрегаты и корветы, броненосцы и мониторы, линкоры и крейсера, эсминцы и подводные лодки. Они запомнились современникам изяществом и красотой, новизной конструкции, дальними походами, мужеством и отвагой экипажей в боях за Родину. Книга содержит очерки о 100 легендарных боевых кораблях российского и советского Военно-морского флота. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих кораблей отечественного ВМФ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Линейный корабль «Ингерманланд»
(1715–1739)
Этот парусный линкор, по общему мнению и современников, и позднейших специалистов, стал вершиной русского военного кораблестроения первой половины XVIII столетия. Отлично вооруженный, маневренный, скоростной и красивый, «Ингерманланд» пользовался особенным расположением Петра Великого и неоднократно выступал в роли флагмана и русского, и союзнического флотов времен Северной войны. Во многом он был развитием проекта «Полтава», но отличался от нее усиленным пушечным вооружением.
Кроме того, у «Ингерманланда» был другой автор — линкор строил приглашенный в Россию английский корабел Ричард Козенц. В 1700–1709 гг. он работал в Воронеже, где по его проектам было построено восемь линкоров. Но полный расцвет творчества Козенца пришелся на время его работы в Петербурге. «Ингерманланд» был заложен 30 октября 1712 г. и спущен на воду 1 мая 1715 г. Название корабль получил в честь Ингерманландии — земель, отвоеванных Россией у Швеции в ходе Северной войны (ныне территория, примерно совпадающая с Ленинградской областью).
«Ингерманланд» был несколько крупнее «Полтавы» и по водозмещению (1400 тонн), и по размерам: длина — 46,5 метра, ширина — 12,3 метра. Экипаж линкора составлял 470 человек. Из 64 пушек 26 24‐фунтовых пушек находились на нижней палубе, 26 18‐фунтовых — на верхней, от 12 до 16 пушек на форкастеле и четыре — на баке. На фок — и грот-мачте впервые в отечественной практике появились паруса третьего яруса — брамсели. Очень красивой была корма корабля, украшенная резьбой — старый дуб с молодыми побегами, бегущий зверь с лавровой ветвью в пасти и черепаха. Все эти символы несли смысловую нагрузку — «Старый дуб обновляет надежду», «Победа любит прилежание» и «Терпением увидишь делу окончание». В целом же корабль получился чрезвычайно изящным и вызывал восторженные отзывы своими пропорциями. Петр I писал его строителю Ричарду Козенцу: «Объявляю Вам, что корабль на парусах зело изрядный, так что лучше его нет и только не отстают от него братья его, а приемыши все позади».
Судя по всему, Козенц был абсолютно уверен в успехе своего проекта, так как одновременно с «Ингерманландом» был заложен и его систершип — однотипный линкор «Москва». Его служба продолжалась до 1726 г., а после 1732 г. «Москва» была разобрана.
Командиром «Ингерманланда» стал коммандер Мартин Госслер, поступивший на русскую службу в 1698‐м. Именно он прокомандовал «Ингерманландом» практически всю Северную войну. С 1727 г. Госслер был шаутбенахтом (контр-адмиралом), а в 1734‐м, за год до смерти, был произведен в вице-адмиралы.
Боевая служба линкора началась в 1716 г. «Ингерманланду» выпала почетная и важная миссия — быть «государевым кораблем», т. е. нести личный штандарт царя. Линкор был флагманом не только русского Балтийского флота, но и соединенного русско-англо-датско-голландского флота, оперировавшего против шведского. Флаг Петра Великого поднимался на «Ингерманланде» также в 1718, 1719 и 1721 гг. Корабль крейсировал в Финском заливе, нес боевое дежурство у острова Борнгольм, у Ревеля и Кронштадта.
Линейный корабль «Ингерманланд» пользовался особой любовью Петра Великого
Высоко ценивший линкор Петр I повелел по окончании службы «Ингерманланда» превратить его в корабль-памятник. С 1725 г. старый линкор стоял в Кронштадте. О его дальнейшей судьбе разные источники говорят по-разному. Согласно одной версии, корабль в 1735‐м находился в Кронштадте в полузатопленном состоянии и был разобран, согласно другой — из-за ветхости затонул в Кронштадте в 1738 г. и был разобран вскоре после этой даты.
Название «Ингерманланд» в русском флоте стало наследственным. Его носили линкоры 1735, 1752 (эти два корабля были однотипными) и 1842 гг. «Ингерманланд» 1842 г. через два месяца после спуска на воду разбился во время шторма в проливе Скагеррак, причем в катастрофе погибли 389 моряков. Последний винтовой линкор, носивший это название, служил на Балтике в 1844–1860 гг.
Что касается автора «Ингерманланда» Ричарда Козенца, то на Петербургском адмиралтействе он построил 17 кораблей. В 1733 г. опытный мастер был переведен в Архангельск, где возродил Соломбальское адмиралтейство. Ушел из жизни талантливый корабел в 1735 г. Его могила на Соломбальском кладбище Архангельска сохранилась до наших дней.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих кораблей отечественного ВМФ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других