Сборник интервью, взятых в 2018 году у начинающих и маститых писателей и поэтов писателем и критиком Владом Костроминым для клуба начинающих писателей «Бумажный слон».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чай со Слоном. Вторая чашка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дмитрий Костюкевич
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Родился и живу в белорусском Бресте. Счастливый муж и отец. За плечами две технические «вышки»; по полученным специальностям не работал ни дня, зато угораздило поработать на молочном комбинате, в оценке оборудования и проектном институте. В настоящее время — редактор раздела литературной критики вебзина DARKER, немного копирайтер. Увлекаюсь и занимаюсь литературой. Пишу в жанре хоррор и смежных жанрах.
2. Как давно Вы пишете?
Больше двадцати лет (с пятнадцати, кажется), если брать за точку отсчёта первый законченный рассказ, даже не рассказ, а сразу повесть.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
Я был очарован буквами. Как они складываются в книге в слова, в предложения, абзацы, которые оживают. Решил поиграть в этот магический конструктор: хотя бы предложение, ну ладно — абзац, два… в итоге не смог остановиться, даже создав целый мир.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
Фантастика а-ля Гарри Гаррисон, во всяком случае, тогда меня очень вдохновлял папа Джеймса Ди Гриза и Язона дин Альта. Писал в полуобщую тетрадь. Поработившие Землю пришельцы. Группа сопротивления. Герой с паранормальными способностями. Ну, вы поняли.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Не тяжело. Другой вопрос, что не всегда хватает времени. Случаются небольшие писательские паузы, в которые вызревает страх: «а вдруг разучился?», но в конечном итоге — главное, заставить себя сесть за компьютер и написать несколько первых предложений. Но если говорить о старте работы над новым произведением, то последнее время даю идее отлежаться, устаканиться в голове, обрасти блокнотными набросками, и только потом сажусь за компьютер.
6. Любите писать в блокнотах?
Последнее время, да. В блокнот удобно писать полулёжа, его всегда можно взять с собой. К тому же, когда переносишь текст из блокнота в компьютер, видишь шероховатости, редактируешь — ещё один этап «фильтрации».
7. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Если произведение не идёт или идёт через силу, если присутствует неудовлетворение промежуточным результатом, значит, я не до конца доволен идеей, складывающейся картинкой. Можно похоронить недописанный рассказ. Можно его отложить, поискать новые ходы или смыслы. Можно дописать и глянуть на итог — иногда опасения напрасны. Можно и доработать рассказ.
8. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
В странных вещах, ситуациях, людях. В книгах, научных программах, декорациях. Иногда идеи подкидывает брат.
9. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Роман «Этика Райдера», написанный в соавторстве с Алексеем Жарковым, моим другом. Рассказ «Ненастоящий дядя».
10. Можно пару слов про Вашего друга и соавтора Алексея «Кэпа» Жаркова?
С Лёшей познакомились в 2011 году, если не изменяет память. В Сети, на конкурсе «Фантрегаты». Сначала общались как участники (не без ругани), потом решили написать совместный рассказ. И написали: «Тысяча тухлых акул». Потом ещё один, и ещё. И до романа добрались. С тех пор дружим. Удалось пообщаться и в живую: были с супругой в гостях у Алексея, в Москве, он — у нас, в Бресте.
11. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Да, это про меня. В работе постоянно несколько вещей. Идёт сбор информации, делаются пометки, что-то пишется; если надо, переключаюсь с одного произведения на другое.
12. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Из опубликованных… хм, имеется небольшая неловкость за некоторые творения, в основном написанные довольно давно (они мне дороги по-своему, потому что их писал другой я, который уже не вернётся); перед публикацией я старался их подшлифовать. Но если дал добро на публикацию — значит, что-то в них вижу (не только я, но и те, кто хочет их опубликовать), и мне за них не стыдно.
13. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Живые герои, которым хочется сопереживать.
14. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Братья Стругацкие, Станислав Лем, Михаил Булгаков, Ильф и Петров, Стивен Кинг.
15. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Нет.
16. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Оставаться человеком среди тех, кто притворяется людьми.
17. Что вам дает творчество?
Смысл, ощущение некой нужности, хорошо выполненной работы. После семьи это самая важная вещь.
18. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Не буду лукавить: творчество порой «проглатывает», требует всецелого внимания. А это время, которое можно провести с ребёнком. Но когда успеваешь то и другое — все счастливы.
19. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
В данный момент собираюсь продолжить работу над хоррор-романом «Пули». Также держу в голове соавторский с Максом Кабиром сборник «Век кошмаров», нам осталось написать три рассказа.
20. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Я ощущаю разницу между хорошей и плохой литературой, и только. Но нельзя не отметить, что талантливым писательницам, таким как Дина Рубина, свойственен чудесный стиль — хочется читать и читать, у них выходит интересно всё — любая бытовая мелочь, эмоция.
21. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Я не читаю подобную литературу. Что тут сказать? «…значит — это кому-нибудь нужно». Ориентируется ведь на спрос. Проблема не в книгах, а в тех, кто их покупает (или не покупает).
22. Сериальность это благо или вред для автора?
Вред, за редким исключением. Мне кажется, это лёгкий путь, «пауза» в развитии.
23. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
А разве уже не выделено, и даже само не стало ветвиться?.. Не знаю. Вся эта классификация жанров — не по мне. Главное, сама история, а уж в каком жанре она написана, в чистом или смежном, — второстепенно.
24. Что пожелаете своим коллегам по перу?
Писать о том, что не даёт покоя, не отпускает, и делать это с добрым сердцем.
25. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?
Действие моих произведений, в основном, происходит в нашем мире. Он не идеален, но выбора нет.
26. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
Почему нет? Значит, моя книга кого-то вдохновила, осталась внутри.
27. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
Роман «Этика Райдера». После алогичного «Притяжения» Бондарчука — у российской фантастики о злых пришельцах есть шанс исправиться.
28. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Уже написал, даже две — романы «Этика Райдера» (опубликован) и «Дело о пропавшем метеорите» (планируется публикация), в соавторстве с Алексеем Жарковым. В работе сборник «Век кошмаров», соавтором которого является мой друг, отличный писатель и поэт Максим Кабир. Я не против, когда-нибудь взяться с Максом и за роман.
29. Какие концовки книг у вас любимые?
После которых долго сидишь с книгой на коленях, в тишине, мыслями ещё где-то там, за переплётом.
30. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Не замечал за ними такой наглости. Пускай я им снюсь.
31. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Доработать, да. Переписать, нет — ужасно не люблю переписывать.
32. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Единицы. Если у них выходит по три-четыре романа в год или один, но большим тиражом. Если их произведения экранизируют. Но это лишь мои догадки.
33. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Начинающему автору — даже нужно. Конкурсы — неплохой мотиватор, место, где можно получить отклик на своё произведение, иногда — шанс на публикацию. Но конкурсы таят в себе и много подводных камней (синдром дедлайна, зависимость от чужого мнения и т.д.). Сейчас я почти не участвую в конкурсах, исключение ежегодный конкурс хоррор-рассказов «Чёртова дюжина» и конкурсы, проходящие на площадке «Квазар», которую мы пять с половиной лет назад организовали с Алексеем Жарковым. Также не пропускаю отборы в антологию «Самая страшная книга».
34. Еще хотелось бы поподробнее услышать про «Квазар».
Мы создали «Квазар» как площадку, способствующую творческому развитию начинающих писателей. Уютное и удобное место для участия в конкурсах. У нас был кое-какой конкурсный опыт в качестве участников, которым не нравится то и то, а нравится это и это, и мы использовали этот опыт, но не остановились — «Квазар» постоянно развивается, прислушивается к авторам. Сейчас моя роль на «Квазаре» свелась к роли призрака отца-основателя: пишу вопросы для интервью победителей, помогаю Алексею придумывать темы, а в остальном — наблюдаю.
35. Есть ли, по-Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Думаю, да, хотя сам в них не участвовал. Но мнение человека, творчество которого тебе импонирует, почти всегда полезно и ценно.
36. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Оно в тумане. Надо просто продолжать работать и радоваться, когда твои произведения обретают бумажную плоть, и втайне мечтать об экранизации.
37. Думаю, читателям будет интересно узнать о Вашем новом сборнике «Дорога вспять». Не расскажете ли вкратце о нем?
Вкратце: это 17 рассказов, в массе своей фантастических, объединенных темами любви и одиночества. Выпускаю сборник, так сказать, «для себя» (поставить на книжную полку, подарить рассказам, которые мне дороги, бумажный дом). Если кто-то хочет заказать себе экземпляр (по себестоимости), пускай обращается к Алексею Жаркову (https://vk.com/erepen), он занимается сбором заказов (до 31 января).
38. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против.
39. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Не против
Ссылки
Мой первый опубликованный роман «Этика Райдера» (в соавторстве с Алексеем Жарковым): http://reider.oberweb.ru/
Моя библиография на сайте «Фантлаб»: https://fantlab.ru/autor30109
Моя литературная группа в «ВКонтакте»: https://vk.com/club128666529
(в группе можно найти все иллюстрации к моему творчеству)
Сайт «Квазар» (конкурсы фантастики): http://www.kvazar-fant.ru/
Некоторые мои рассказы и рецензии на сайте вебзина DARKER: http://darkermagazine.ru/written_by/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Роман и другие рассказы можно почитать только на бумаге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чай со Слоном. Вторая чашка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других