Чай со Слоном. Вторая чашка

Влад Ааронович Костромин

Сборник интервью, взятых в 2018 году у начинающих и маститых писателей и поэтов писателем и критиком Владом Костроминым для клуба начинающих писателей «Бумажный слон».

Оглавление

Владимир Кащеев

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Я человек скучный. Занимаюсь исключительно литературой. И ей же увлекаюсь. Когда не читаю, пишу. Когда не пишу — читаю.

2. Как давно Вы пишете?

Где-то класса со второго-третьего. Если говорить о серьезных вещах — то, может быть, с седьмого.

3. Почему Вы вдруг начали писать?

Придумывать истории — одна из лучших черт, что я приобрел в детстве. Фантазии, проекции — все это в конечном итоге срослось в желание стать писателем.

4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Если в принципе первое — о говорящей собаке по кличке Рик. Если в более серьезном возрасте — фантастический роман «Новый мир». Видели его всего несколько человек, и я очень надеюсь, он нигде и никогда не всплывет.

5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?

Мне тяжело абстрагироваться от множества идей, чтобы выбрать какую-то одну. Если у меня есть картинка сцены, диалога — записывать их скорее жизненная необходимость, чем усиленное выдавливание из себя. Если я вижу идею книги, мне срочно требуется ее записать. Так что — нет, я недолго раскачиваюсь. Могу тяжело отходить от написанного, переживая те или иные моменты написанного, но никакой боязни белого листа или еще каких «профессиональных» проблем у меня нет.

6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?

Честно? Откладываю до дедлайна. Давно заметил, что наличие какого-то режима в написании очень помогает в плане самоорганизации. Ты можешь взять 2 дня, чтобы попинать балду, а потом 5 суток выдавать тысяч килознаков, чтобы уложиться вовремя. И, как показывает практика, такой подход для меня наиболее продуктивен.

7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?

В людях, событиях, книгах, фильмах. Да даже в погоде. Никогда не знаешь, что придет в голову, пока куришь на пожарной лестнице. Упавшая на перила снежинка может вдохновить не меньше, чем прочитанная книга или сюжет из фильма.

8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Безусловно — «Битва за Эдем»

9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Могу, умею, практикую. При очередном подсчете насчитал то ли 9, то ли 8 пишущихся одновременно проектов. Часть из них быстрее, часть медленнее — но сам факт!

10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Пожалуй, это «Новый мир». Тогда, в 2012 году, он казался мне шедевром, сейчас хочется восславить редакторов ЭКСМО, что они отказались от его публикации.

11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Умение зацепить читателя. Не важно, пишешь ты художественную или бизнес литературу. Если ты не зацепишь своего читателя, ни о какой пользе твоей книги речи быть не может.

12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Достаточно большой список можно привести. Хотя, по большому счету, в нем будут не авторы, а их творения. Мне все равно, кто написал произведение, если оно меня зацепило. Поэтому круг литературы, мною потребляемой, достаточно широк.

13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?

Не скрою, иногда такое желание возникает. К счастью, еще не изобрели способ бить оппонента по лицу через монитор.

14. Что вы считаете самым трудным в жизни?

Познание личного смысла жизни

15. Что вам дает творчество?

Это моя жизнь, мой хлеб, мой смысл. Без творчества — жизнь пуста. Возможно, звучит пафосно, но так оно и есть.

16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?

У меня очень мало друзей и близких. А тот круг общения, что имеется, практически полностью состоит из коллег по перу.

17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?

Заканчиваю цикл книг об антиутопическом будущем. В дальнейшем будет выбран один из наиболее удачных и востребованных на данный момент романов. Он и пойдет в основную работу.

18. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?

Скорее, я вижу разницу в применяемых приемах. По сути, любую историю можно подать и тем, и другим. Вопрос в том, как развесить крючки, чтобы это цепляло именно нужную аудиторию.

19. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?

Совершенно нет. Есть определенное количество потребителей массовой литературы, указанной в вопросе, и гораздо меньшее количество потребителей литературы «серьезной». И, по большей части, эти аудитории не пересекаются. Если человек не хочет напрягать мозги, читать «серьезные» книги его и под дулом пистолета не заставишь. И наоборот — если человек не приемлет «легкого» чтения, он никогда добровольно не начнет читать массовую литературу.

Конечно, мое мнение может идти в разрез с именитыми авторами, с трибуны машущих ботинком, что читатель не берет их книг. Но, правда такова, что для выживания нужно уметь уживаться с реалиями своего времени. Если серьезная литература не востребована сейчас так, как легкая — с этим нужно либо смиряться, либо менять подход.

20. Сериальность это благо или вред для автора?

Тут не может быть однозначного ответа. Есть, например, цикл о «попаданце», в котором на данный момент будет опубликована 52 книга. И ее ждут с нетерпением. И есть другой автор, его сериал насчитывает всего 8 книг, но читатели уже жалуются, что пора бросать плодить сущности. Так что если автор умеет писать так, чтобы читатель был увлечен и с нетерпением ожидал каждую следующую — он молодец и действует правильно. Если же таких навыков нет, увы, лучше завершать пораньше.

21. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?

Возможно, я отстал от жизни, но разве его уже не отделили? Да, формально, это та же выдумка, что и fiction. Но для русского потребителя, думаю, разумнее четкое разделение, где фэнтези, а где фантастика.

22. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу — нужное подчеркнуть)?

Три Т — Труд, Терпение, Твердолобость. Именно в таком порядке.

23. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?

Хм, темное фэнтези, антиутопии, постапокалипсис. Пожалуй, жить мне лучше в нашем мире и времени.

24. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Если все по канону — почему нет, пусть набивает человек руку. В любом случае, когда человек вдохновляется твоим творчеством — это здорово.

25. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

Учитывая реалии современного кинематографа, пусть будет «Некромант из криокамеры».

26. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Уже написана одна книга и пишется вторая. В соавторстве с Дарьей Сорокиной. Цикл называется «Академия Высокого Волшебства». В дальнейших планах есть задумки и на новые совместные проекты.

27. Трудно ли вообще работать в соавторстве, тем более с женщиной?

Нет. Но у нас особый случай. Мы прекрасно чувствуем слабые и сильные стороны друг друга. Отлично друг друга дополняем, чувствуем, куда и как повернуть так, чтобы соавтору понравилось. Кроме всего прочего, у нас схожие вкусы, что и породило идею начать писать вдвоем.

28. Какие концовки книг у вас любимые?

Раньше, лет до двадцати, нравились открытые концовки. Теперь же — мне ближе четкая точка в сюжете. И при этом не важно, плохая или хорошая. Ведь все сказки, если их рассказывать до конца — кончаются смертью.

29. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?

Бывает и такое. Но чаще случается, что следующие куски текста приходят перед сном — в тот сладкий момент, когда ты забрался под одеяло и мечтаешь только о том, как погрузишься в замечательный сон. А тут нате — получите, распишитесь.

30. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Конечно. Но нужно разграничивать. Между желанием переписать какие-то моменты и действием — огромная пропасть. Не считаю полезным для автора переписывание одно и той же книги бесконечное количество раз. В таких условиях совершенства не добиться. Да и историю твою никто не увидит, если ты никак не можешь ее закончить.

Так что — мелкие правки, редактура — да. Переписывание с ноля — никогда.

31. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Запросто. Писательство — такая же работа, как и, скажем менеджер по работе с корпоративными клиентами. Вопрос в том, на что вы готовы ради этого? Ведь занимает сил и времени процесс не мало.

32. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

На каком-то этапе — разумеется, можно попробовать. Особенно, если есть возможность получить отзывы. Иногда критика коллег по перу помогает по-новому взглянуть на собственную работу. Когда она не является слабо прикрытым метанием экскрементов, естественно.

33. Есть ли, по-Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Честно? У меня двоякое мнение на этот счет. Я знаю нескольких коллег, кто частенько заглядывает на подобные тренинги. И пишут хорошо. Знаю тех, кто не заморачивается подобным и тоже отлично пишут. Сам я на подобное не хожу. Могу изредка послушать, что там нового скажут, но крайне редко.

34. Вы пишете на ЛитЭре. Что это дает Вам как автору?

На данной площадке сложилась определенная и, главное, большая аудитория. Это позволяет не переживать о поиске читателя, а заниматься исключительно написанием книг. Конечно, без сторонней рекламы тоже не обходится, но это уже — за неизбежное зло в современных реалиях.

35. Случалось ли Вам получать «Серебряное перо» на ЛитЭре?

Случалось, неоднократно)

Это радует.

Да, всегда приятно получать такое подтверждение, что трудишься не напрасно.

36. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Пожалуй, на признании «Лучший писатель человечества», полученном в сто двадцать пятый раз можно будет подумать о завершении карьеры.

37. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Да нет, конечно.

38. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Нет, не против, хотя и не вижу для подобного сборника коммерческого потенциала. Очень уж специфическое чтиво.

Ссылка для ознакомления: https://lit-era.com/book/nekromant-iz-kriokamery-dilogiya-b22702

Фото: https://pp.userapi.com/c623126/v623126876/29969/9i_-jBc_IcA.jpg

Иллюстрация: https://pp.userapi.com/c638518/v638518594/3fb14/oqxYsFAmWjE.jpg

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я