Запланируй успех. Бизнес-план по созданию и продаже бизнеса

Владислав Чернов, 2021

Сколько раз в жизни вам выпадет шанс создать успешный бизнес? Решиться на этот шаг способны только смелые и активные люди. Но по статистике большинство компаний всё же закрывается спустя несколько лет. Одни из основных причин – слабая подготовка и ошибки в планировании. Время, потраченное на планирование, повысит вероятность создать процветающую компанию в несколько раз. Книга поможет поставить чёткие цели, наметить шаги к их исполнению, построить прогноз на годы вперёд. Пошаговая инструкция облегчит процесс создания бизнеса и раскроет множество ключевых нюансов. Примеры носят практический характер, дают возможность быстро вникнуть в суть вопроса и перейти к применению. В начале создания компании спланировать её продажу – особое мастерство. Текст ответит на вопросы: как поднять стоимость бизнеса, учесть интересы стейкхолдеров, провести переговоры и начать новый удачный проект.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запланируй успех. Бизнес-план по созданию и продаже бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Подготовка бизнес-плана

Если вы бизнесмен с именем, репутацией и активами, то привлечь деньги можно под честное слово. Если начинающий, да ещё и из провинции, то ваше предложение должно просто шокировать. Причём, не только новизной идеи, но и её оформлением, подачей и презентацией.

Даже если вы придумали гениальную идею, написали её на салфетке, но не оформили бизнес-план должным образом, говорит о том, что вы талантливый человек, но исполнитель никудышный. Раз с самого начала вы невнимательны, то к дальнейшей работе тоже будете относиться халатно.

Важнейшими качествами руководителя являются внимание к деталям и предсказуемость в действиях. Для инвестора или банка важно не терять контроль над проектом, понимать, что движемся в правильном направлении, а их деньги в надёжных руках «крепкого хозяйственника».

Понять, что перед вами именно такой человек в самом начале общения можно по количеству проработанного материала, по правильности расчётов, по дополнениям и множеству мелких деталей. В том числе по оформлению внешнего вида и солидности коммерческого предложения.

Если мелкий шрифт, его неудобно читать возрастным людям, мало цифр — ощущение, что чего-то не учли, таблицы без графиков не включают эмоции. Бизнес-план должен оставлять впечатление, что нет ни малейшего шанса потерпеть неудачу, а если и есть, то вы их уже предусмотрели.

На первый взгляд, это мелочи, не стоящие внимания, ведь суть гораздо важнее внешней формы, лишние они. Но впечатление от проекта с грамматическими ошибками, такое же как от бизнесмена в грязной обуви со стёртой подошвой. Может и человек он хороший, но денег в долг ему не дадут.

Интересная идея, это только часть успеха любого проекта. Посмотрите, сколько научных разработок пылятся на полках патентных бюро ещё со времён СССР, не найдя практического применения. Для воплощения в жизнь важны не только креативность и талант, но и другие навыки и знания.

Когда вы продаёте товары удовлетворяющие базовые потребности человека, например продукты, то точно уверены, что на них будет спрос. С новинками главный барьер — инерционность мышления и заранее понять, понравится ли инновация потребителям или нет довольно нелегко.

Один из наиболее перспективных стартапов по созданию приборов для экспресс-анализа крови Theranos, в 2003 году оценивали в 9 миллиардов долларов. На разработки привлекли 500 миллионов от инвесторов и венчурных фондов. Но в 2018 году собственников компании обвинили в мошенничестве в связи с фальсификацией отчётности в результатах проводимых исследований. Даже при наличии огромного количества денег, необходимые технологические разработки провести так и не удалось.

Руководители компании побоялись открыто объявить инвесторам о том, что ничего не получается и приняли решение «рисовать» показатели в течение нескольких лет, надеясь, что разработки когда-нибудь принесут свои плоды. Когда мошенничество вскрылось, организаторы схемы, стали фигурантами уголовных дел.

Такой случай далеко не единичный. Часто «успешные» проекты скрывают отсутствие результатов за громкими обещаниями и надеются, на рост ничем не подкреплённой стоимости портфеля.

Выбор ниши и оценка рынка

Привлекательность идеи

Идею для бизнеса можно рассмотреть с разных сторон:

1. В чём состоит проблема

2. Решение проблемы

3. Почему именно ваше решение будет успешным

4. Масштаб идеи и желание работать долгое время

Чем большее количество людей сталкивается с выбранной проблемой, чем значимей она для общества, тем больше пользователей можно ожидать для своего продукта.

Хорошо, если выбранная проблема усугубляется с течением времени. Значит, она будет актуальна на долгий срок и потребность в вашем продукте со временем вырастет.

Срочность устранения проблемы — ещё один показатель вызывающий интерес. Чем выше необходимость для человека устранить возникшие затруднения, тем он охотнее готов стать вашим клиентом.

Опыт решения проблем хорошо подсматривать в других областях применения, на первый взгляд, несовместимых

Например, аэронавтика и сельское хозяйство. Кто бы мог подумать несколько лет назад, что можно будет засевать поля с помощью дронов. Дронами сейчас пытаются заменить исчезающих пчёл для опыления растений.

Именно на стыке разных отраслей можно придумать, что-то интересное и воплотить в жизнь.

В IT-технологиях, массово расцветают различные маркетплейсы и агрегаторы. Платформы набирают клиентов в любых отраслях и направляют их к исполнителям. Так устроены Booking, Uber, Yandex. Пользователей таких агрегаторов передают в работу за вычетом своего процента. Предоставляют услуги бухгалтера, юриста, астролога, врача и т. д. Но даже в такой жёсткой среде есть возможность обнаружить незанятые ниши. В период пандемии трудно было найти медсестру готовую сделать капельницу или укол. На сайте для врачей про медсестёр вспоминали не сразу.

Ваше решение не должно вызывать сомнений в его превосходстве над другими. Если идею легко сформулировать и объяснить её преимущества просто, то это один из показателей дальнейшей успешности. Когда вы сможете, чётко сказать, что использование новой технологии принесёт 30% экономии в месяц, повысит продажи в два раза или даст прибыль 10 млн за два года, то идея обретает конкретную форму. Но если вы скажете, что наш продукт лучше предыдущего потому, что до этого никто раньше так не делал, то выгода неочевидна.

Ещё одним показателем хорошей идеи является отсутствие рекламы. Если можно продавать по рекомендации и по сарафанному радио, то новизна очевидна. В случае, когда расчёт на продвижение строится исключительно на рекламе, то нет.

Бизнес созданный, исключительно ради денег, в долгосрочной перспективе потеряет свои преимущества. Со временем энтузиазм идёт на спад. Быстрые результаты на старте случаются редко, до выхода на ощутимые обороты и прибыли могут уйти годы. Вера в значимость проекта, в пользу общества (как бы высокопарно это ни звучало), в неизбежность успеха придают силы для работы на долгий срок. Тот, кто стремятся стать чемпионом мира, старается больше, того, кому надо сбросить пару лишних килограммов.

Оценка финансовых показателей

Подготовка проекта начинается с расчёта финансовых показателей и потоков, распределённых во времени. Тут важен точный расчёт того, какая маржа и надбавка будет на товар, какой объем финансирования потребуется и какие налоги будут взиматься, сроки привлечения ресурсов и точный график выплат. Тут без помощи грамотного специалиста не обойтись. Желательно — чтобы этим занимался не просто бухгалтер, который рассчитает вам прибыль и убытки. Тут необходим, в большей степени, финансовый директор, который сможет рассчитать финансовые показатели и распределит их во времени. Почему недостаточно обыкновенного бухгалтера? Его задача состоит, в том, чтобы в срок уплатить налоги и легально их «оптимизировать». А вот как компании деньги заработать, выйти на прибыль и окупаемость, как распределить платежи во времени — задачи не первой очереди.

Именно над этими вопросами должен думать не только финансовый директор, но и сам собственник. Первостепенные задачи уменьшить расходы, платить по счетам как можно позже и выбрать правильную модель финансирования.

Существует масса способов привлечения денег в зависимости от целей и задач. Например, вы решили строить дом. Если есть возможность, не стоит брать кредит сразу весь целиком. Чтобы уменьшить проценты, можно воспользоваться кредитной линией и брать деньги по частям, производить работы в долг. Когда открыта кредитная линия можно выбирать деньги сначала на фундамент, потом на стены, затем на крышу. Экономия на процентах и отсрочках платежей будет ощутима.

Если вы пользуетесь банковскими кредитами, соответственно должна быть такая кредитная линия, которая позволит работать без перебоев и без переплаты процентов. Можно рассмотреть варианты факторинга, лизинга, банковской гарантии и др. чтобы найти оптимальное, именно для вас, решение.

Но экономить стоит не всегда. Бывают ситуации, когда выгоднее и переплатить, но сократить сроки строительства или ввода производства в эксплуатацию, кода важно выполнить работы как можно быстрее. Переплачивать имеет смысл, если эффект от раннего пуска перекрывает затраты на ускорение проекта. Экономия на качестве тоже выходит боком.

Чтобы выстроить оптимальную модель привлечения и расходования средств необходим тщательный расчёт и анализ имеющихся ресурсов. Имеет смысл рассмотреть несколько вариантов. Так можно не только выбрать подходящий способ, но и перейти на запасной, если что-то пойдёт не по плану.

Для успешного проекта не обязательно иметь много денег. Примером может служить история основателя сервиса AppSumo. Сегодня это одна из лидирующих торговых площадок мира по сделкам в области цифровых товаров и услуг. Платформа продвигает товары для программистов и берёт себе комиссию до 55%. Её основатель Ной Каган запустил первый сайт всего за 50 долларов. В 2010 году он вложил собственные деньги плюс 20 долларов, которые дала ему мама для создания лэндинга электронных адресов. За первый же год стоимость компании составила 1 млн долларов.

Оценка отрасли

Отрасль, в которой компания ведёт свою деятельность играет немаловажную роль. Если область растёт или находятся на пике популярности, привлечь на них финансирование будет проще, а развиваться гораздо перспективнее. Поймав волну, можно прокатиться на ней какое-то время. Тут есть и плюсы, и минусы.

На гребне волны не требуется особых знаний, усилий затрат и труда. Успех будоражит кровь, создаёт ощущение собственной уникальности и неуязвимости, не хочется признавать удачу результатом везения. Плохо только одно — рост может закончиться быстро и неожиданно для всех.

Так было во времена МММ, тюльпановой лихорадки, резкого роста криптовалют. Миллионы участников сначала строили планы, где найти ещё денег для вложений в растущий проект, а потом, куда потратить неожиданное богатство. Многие успевали хорошо и легко заработать, но выйти с прибылью удалось мало кому.

Любые отрасли «на хайпе» привлекают и большее количество желающих «творить историю». Когда зарождается новый пузырь, хочется надеяться, что так будет всегда. Но рассчитывать, что это продлится вечно — не стоит. В отраслях, как и в компаниях развитие циклично. Важно правильно выбрать момент для продажи бизнеса.

Наилучший вариант для продажи в точке 2, но он не всегда возможен, покупатели каки вы могут почувствовать приближение спада. Поэтому стоит готовиться к продаже при приближении к точке 1.

От таких взлётов и падений никто не застрахован. И хоть о том, что пузырь рано или поздно лопнет — догадываются почти все, но точные даты угадать удаётся мало кому. Ипотечный кризис разорил как одиночных владельцев квартир, купленных взаймы, так и мощные банки с огромными центрами аналитики.

Если вы сроите бизнес надолго, то при определении области применения усилий, желательно выбирать те, которые будут существовать долгий срок и удовлетворять базовые потребности человека. Легко лавировать на волнах удаётся только опытным пловцам. Новички обычно врываются проект на подъёме, но не успевают выйти на спаде.

Оценка региона.

Дислокация бизнеса и возможность его распространения за пределами региона имеет ключевое значение для формирования инвестиционной привлекательности проекта. В каждой местности свои особенности и отличительные черты. При создании бизнеса такие плюсы и минусы стоит учесть.

В столицах и крупных городах ресурсов больше в разы. Помимо, финансов идёт и приток мозгов. Из региона в столицу, из столицы в «заграницу» перетекает самая грамотная, состоятельная и активная часть населения. Многие государства пытаются распределять потоки, привлекая лучшие умы.

Различные бизнес-инкубаторы, свободные экономические и офшорные зоны, Сколково и Силиконовая долина занимаются селекцией вида «хомоинноваторс» создавая тепличные условия для жизни и творчества. В ход идут налоговые льготы, юридическая поддержка, гранты и субсидии, рейтинги уровня жизни.

Со временем в регионах остаются те, кто уехать не смог или не захотел в силу предрасположенности к комфорту и спокойствию. И как не странно в этом тоже есть свои плюсы. Когда лучшие из лучших разъезжаются в поисках счастья, оставшиеся сразу становятся наилучшими из тех, кто есть.

Для наших сограждан очень удобно, что в стране работает мало иностранцев. Представьте, какой была бы конкуренция, если пришлось соревноваться с китайцами или индусами готовыми работать днём и ночью чтобы прокормить семью. Закрытые границы дают заметное преимущество местным жителям страны.

Развитие возможно не только сверху вниз. В регионах конкурентная среда менее агрессивна, текущие расходы много ниже, сотрудников привлечь проще. Walmart, Магнит, DNS, Красное и Белое и масса других — примеры успешной региональной экспансии.

Здорово, когда бизнес можно развивать на любых территориях и масштабировать. Перспектива развития в нескольких регионах, а ещё лучше в других странах привлекает инвесторов заметно сильнее местячковой компании. Такую возможность и стремление, в бизнес-плане стоит подчеркнуть.

Даже открытие ларька с шаурмой, можно преподнести как первый шаг к созданию фуд-корт империи в нескольких областях и странах. Кто знает, вдруг на самом деле — получиться спроецировать на себя модель Макдональдс или Domino’s Pizza имеющих тысячи активных точек.

Оценка объёмов производства

Потребительский спрос зависит от великого множества факторов и поэтому объём продукции, которую планируется производить на первоначальном этапе — «угадать» сложнее всего. Веяния моды, действия конкурентов, внешняя ситуация, настроения потребителей меняются стремительней, чем прогноз погоды при смене сезона. При запуске нового проекта мы не можем быть уверены будет ли, вообще, востребован наш товар или услуга, а в каком количестве его станут покупать и подавно.

Примером избытка торговых лощадей являются торговые павильоны в три-четыре этажа вдоль дорог построенные для сдачи в аренду. Закладывая проект строительства здания, владельцы исходят из того, что стоит использовать площадь под застройку по максимуму. Расходы на строительство дополнительных этажей меньше, чем у предыдущих, значит, потенциальная оценка с увеличением площади здания «только растёт». Стоимость обычно считают путём простого умножения средней цены за квадратный метр на количество этих самых метров. На востребованность площадей на верхних этажах смотрят с завидным оптимизмом. В реальности занятыми оказываются часто, только один или два этажа снизу.

Проблема избыточных мощностей на ранних этапах состоит не только в увеличении первоначального бюджета, но, что гораздо хуже и сроков реализации проекта. Предприниматель стоит перед нелёгким выбором, с одной стороны, возможность заработать побольше, но попозже; с другой, увеличение вложений без гарантий успеха в будущем.

Выйти из такой ситуации можно с помощью поэтапного пуска новых очередей или этапов, после полной загрузки предыдущих. Запуск по частям позволяет снизить затраты на закуп основных средств, на проценты по кредитам, на зарплату персоналу и хранение товара, создаёт дополнительную мотивацию и подъём. Лучше начинать с выпуска минимальной партии, при полной загрузке. В случае успешных продаж можно нанять ещё людей, организовать работу в несколько смен, пристроить новый модуль или этаж, запустить следующую линию оборудования.

Поэтапное достижение результата создаёт и дополнительный психологический подъём Одно дело видеть, как компания растёт, хоть и по чуть-чуть и совсем другое — думать, чем загрузить незанятых людей и что сделать с непроданным товаром.

Дислокация.

Дислокация — это размещение вашего бизнеса внутри города или района. В зависимости от того, на какой вы территории, нужно обращать внимание на такие показатели как, пешеходный и автомобильный трафик, количество живущих в районе людей, как в дневное, так и в ночное время, их платёжеспособность и особенности.

Такой подсчёт можно сделать самостоятельно, посчитав людей, приходящих в разное время суток, но допущение будет довольно грубым. Есть и продвинутые подходы — например, анализ аудитории на основе трафика сотовой сети. Он более точно покажет активность на и интересующие вас даты и время суток.

Готовые исследования можно приобрести в таких компаниях, как Дубль-Гис Яндекс и понимать, в каких точках следует размещать точку продаж или нет. Такие исследования стоят недёшево, но, в конечном итоге — выбор правильной дислокации окупиться многократно за счёт продаж.

Выбранные тепловые карты отражают — в каком месте наибольшее скопление людей, офисных помещений или торговых точек, в зависимости от выбранной отрасли.

Если говорить про исследования в интернете, то существует масса сервисов, позволяющих, делать анализ по странам и аудитории, их предпочтениям и уровню активности. Можно пользоваться как бесплатными вариантами для предварительной оценки или проверки гипотез, так и платными.

Немалую роль здесь играет культура страны. Почему-то, в России и русскоязычных странах не принято платить за информацию, исследования и консультации с экспертами. Считается нормальным найти подешевле. Есть поговорка: «Плохая рыбка — поганая юшка», она довольно точно отражает суть процесса подготовки, строящейся на неполных ил устаревших данных.

Лучше провести несколько исследований и отказаться от продолжения проекта, чем плохо подготовиться и безуспешно потратить деньги и годы жизни.

Оценка конкурентов

Одной из первоочередных задач является оценка конкурентов, ведь именно от этого будет зависеть большая часть успеха вашей фирмы. Имеет смысл как можно внимательнее изучить их продукт, долю занимаемого рынка, сроки и особенности работы, качество продукции, маркетинг, каналы продаж.

Анализ лучше сделать в виде таблицы, в которой прописать сильные и слабые стороны свои и чужие. Нужно рассмотреть в чём можно превзойти конкурентов, а в чём соперничать не получиться, по каким каналам продвигаться, а какие затрагивать пока не стоит.

Такая скрупулезная работа имеет ещё и психологический эффект. Если инвестор не разбирается в вопросе, он будет доволен, что вы внимательны, провели анализ и значить на вас можно будет положиться и в дальнейшем. Если же он в теме, то будет недоволен, что такого анализа вы не провели или, что-то упустили.

Большая ошибка — не брать в расчёт то, что конкуренты со временем тоже могут меняться и применять ответные меры на ваши действия. Если вы агрессивно заходите на рынок и сбиваете цены, то те, кто занимал эту территорию раньше, тоже могут сделать акции, скидки или распродажи.

Долго работать с низкими ценами — не выгодно никому, к тому же, потребители будут ждать от вас дешевизны и в дальнейшем. Когда вы захотите стоимость поднять какие у вас останутся преимущества?

На основе данных и анализа важно продумать — чем вы ещё отличаетесь от других и почему должны выбрать именно вас. Демпинг — далеко не лучшая политика для начинающих и мелких компаний. Он не выгоден никому и в долгосрочной перспективе может привести к закрытию бизнеса.

Оценка потребителя

Ваши потребители — это те люди, для которых вы должны стараться, постоянно думать об их заботах и решать их проблемы. Важно ответить на два вопроса — хотите ли вы общаться с ними долгие годы и готовы ли они будут вам за это платить.

От того — кто эти люди будут зависеть и способы общения с ними и стиль поведения. Ели же вы продаёте в премиум сегменте, то скорее всего, вам потребуется доскональное знание деталей, высокий уровень сервиса, установление личных отношений. Если же продаёте продукт массового спроса, то общение с клиентами будет сведено к минимуму и на первые места выйдут скорость обслуживания и экономия на издержках.

Выбор того, с кем работать, во многом зависит от имеющегося в вашем распоряжении канала коммуникаций с потребителями. Как вы будете строить диалог с ними при личном общении или через интернет? В какие издания будете давать рекламу? Сколько времени планируете уделять на выстраивание отношений с каждым клиентом?

Оценка технологических процессов

Под действием прогресса меняются не только способы производства товаров, но и варианты их реализации, и срок службы. Раньше товары выпускались на долгий срок, чтобы потом их можно было передать детям и внукам в наследство.

Современная мода не держится и пары лет. Поэтому задача производителей одежды — чтобы она прослужила один сезон, а в следующем пришли за новой. Потребность меняет и процесс производства. Понятия качества и долговечности не всегда являются основополагающими при выборе модного товара или гаджета. На первый план выходят такие показатели — как цена, сроки доставки, частота обновления моделей, сервис и гарантия. В IT технологиях, ключевую роль играют поддержка, сервис, отсутствие багов и зачастую эти факторы превалируют над ценой.

Не все задумываются о том, как меняются и модели продвижения товаров на протяжении последних лет и какими он будут через годы. В плановой экономике объём продаваемых товаров зависел от того, сколько могли произвести. Сейчас всё с точностью до наоборот.

Огромную роль в новых методах распространения сыграл интернет. Он позволил продвигать товары немыслимыми ранее способами. Слово каршеринг мы узнали всего несколько лет назад. Купить по подписке теперь можно не только книги и музыку, и ПО, но и некоторые автомобили. Выручка розницы страдает из-за роста доли онлайн-продаж. Возможность выбрать товары любой страны делает покупателей всё более требовательными и разборчивыми. На какие только рекламные уловки и маркетинговые изощрения не приходится идти, чтобы отличаться от других. В развитых странах, таких как, Арабские Эмираты, Япония, Сингапур, есть возможность заказать товар в метро, просто щёлкнув на интерактивное табло, на котором изображены товары. Приехав, домой остается только встретить курьера с готовой посылкой. Часто курьер успевает быстрее.

Если вы развиваетесь в динамичной отрасли, нужно быть готовым и к новым технологическим переменам, быстро на них реагировать. В бизнес-плане адаптивность к изменениям — необходимо предусмотреть заранее. Определить реперные точки и показатели, которые укажут, что модель продаж стоит менять.

Есть заблуждения, при которых излишний оптимизм приводит к серьёзным последствиям. Часто можно услышать фразу — «продажи розницы уходят в интернет». Складывается впечатление, что стоит создать интернет-магазин, и те покупатели которых стало меньше в обычных магазинах, придут к нам за пределами монитора. Это верно далеко не для всех. Конкуренция в сети жёстче в десятки раз и выигрыше только лидеры онлайн-рынка. Даже крупные и известные интернет-магазины вступают в борьбу за трафик с агрегаторами, порталами и онлайн-площадками. Вновь открывшийся сайт выглядит как деревянный ларёк рядом с гипермаркетом. На раскрутку своего сайта до приличных масштабов стоит закладывать не меньше пары лет.

Оценка сезонности

Сезонность играет немалую роль в бизнесе, особенно ярко она выражена в таких отраслях — как строительство, сельское хозяйство и розничная торговля. В разное время года разные и доходы, если их не учитывать возможны сложности, как финансовые, так и технологические.

Смена сезонов в рознице — яркий тому пример. Если осенний и весенний сезон в чём-то друг на друга похожи, то, зимняя коллекция от летней, отличается кардинально. Нужно следить за модой и менять коллекции, а ещё успевать распродавать остатки, освобождая склады. Важно учитывать, особенности новогодних и рождественских праздников. Одновременно с реализацией основных товаров успевать продвигать сопутствующие. Новые коллекции должны быть заказаны, за полгода со взносом предоплаты. Соответственно, финансовый план следует скорректировать с учётом потребностей и производства, и розницы.

Невнимание к сезонному фактору грозит не только кассовыми разрывами и нехваткой финансов. Простой производственных мощностей — увеличивает затраты и меняет графики поставок. Свободное время расхолаживает сотрудников и побуждает часть из них искать работу. Даже психологический настрой и уровень оптимизма меняются в зависимости от времени года.

Оценка правовых вопросов.

В разных отраслях существуют специфичные нормы регулирования государством и требования нормативной базы. Так, например, в строительной отрасли большую долю времени занимает согласование проекта, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания, пуск коммуникаций и т. д. Работы юристам хватает надолго. Подготовка необходимых документов для работы по проекту, может занимать несколько месяцев, а иногда и лет.

Следует учитывать, что почти никогда получение документов от государственных органов не проходит вовремя. Особенно это показательно при вводе в эксплуатацию строительных объектов. Проблемы, вызванные срывом сроков, накапливаются как снежный ком, дополняя одна другую. Дольщики требуют возврата вложенных средств и выплаты неустоек за задержки, банки переживают за целевое использование финансов и их сохранность, субподрядчики стоят в очереди за выплатой долгов. Все контролирующие органы оказываются отнюдь не на стороне застройщика.

Вот почему так важно, при заключении, договоров, закладывать сроки на оформление и решение вопросов организационного характера с существенным запасом. Необходимо по возможности, снизить ответственность за просрочки. Затраты на юриста окупятся с лихвой, надеяться на свои знания и способности не стоит.

В IT отрасли, особенности свои. Часто они связаны с международным законодательством и авторскими правами. Если вы создали ПО в одной стране, а продаёте в другой — то необходимо действовать в рамках законов обеих стран. Уплата налогов, патентование программных разработок, соблюдение законов об охране персональных данных — требуют привлечения юристов сразу нескольких специализаций. Важно ли делать в самом начале проекта — или можно перенести на «когда-нибудь потом»? Приведу пример. Если ваша компания имеет сайт, продающий товары в Европу, работает с гражданами, проживающими в Евросоюзе, или имеет сотрудников из Европы — то по закону должна соблюдать GDPR. GDPR — аналог Российского 152 Федерального Закона «О персональных данных». Ответственность за неправильное хранение, обработку или распространение до 20 млн Евро. Стоит ли соответствовать его нормам — остаётся на вашем усмотрении, но один случай нарушения грозит потерей заработка за несколько лет.

Соглашение между партнёрами

В соглашении между партнёрами можно заранее договориться о дальнейших условиях совместной работы и раскрывать их посторонним — совсем не обязательно. Партнёрские отношения в бизнесе часто похожи на отношения в браке, когда супруги сначала доверяют друг другу, а потом делят имущество в суде.

Споры между основателями возникают по разным причинам, на суды уходят годы, а работа компании может быть блокирована.

Создание бизнеса 50/50, ещё более опасно, поскольку в случае возникновения спорных вопросов, с юридической точки зрения, окажетесь в тупиковой ситуации. В партнёрском соглашении важно прописать механику разрешения сложных вариантов.

Определиться стоит по следующим вопросам:

1 Цели бизнеса для каждого из партнёров:

• Какие цели ставим при открытии бизнеса

• Чего мы хотим добиться

• Какую основную ценность несём

• Для чего это каждому из нас

• Что является критерием достижения цели

• Что будем делать после достижения запланированных результатов

• Как часто можно пересматривать партнёрское соглашение

2 Взносы в компанию:

• Кто вносит начальный капитал и в какой пропорции

• Предполагаются ли взнос средств в дальнейшем

• Будут ли привлекаться другие участники и какие к ним критерии

• Что делать, если партнёр не выполняет свои обязательства

3 Управление компанией:

• Как будут распределяться обязанности между участниками

• Допускается работа ли ещё где-то на стороне

• Кто будет руководителем

• Какие у него полномочия

• Порядок его назначения

• Какой порядок смены директора

• Какими суммами может распоряжаться руководитель без уведомления других участников

• Что делать, если партнёры не выполняют взятые на себя обязательства

• Какая ответственность за принятые решения руководителя

• Какая ответственность за превышение полномочий руководителя

• В каких долях учредители владеют компанией

• Какая часть прибыли идёт на дальнейшее развитие бизнеса

• Сколько прибыли направляется на возврат инвестиций

• Как будет происходить распределение прибыли между основателями

• Что делать если компания не достигла заданных показателей

4 Финансирование проекта:

• Какой порядок финансирования проекта

• В каком случае прекращается финансирование

• Есть ли ограничения на передачу своей доли

• Будет ли действовать мораторий выход основателя из проекта

• Может ли акционер передать свою долю третьим лицам

• Какая ответственность в случае нарушения графика финансирования

5 Порядок разрешения споров:

• Самостоятельно

• С помощью юристов

• С привлечением медиатора

• В судебном порядке

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запланируй успех. Бизнес-план по созданию и продаже бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я