Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Бунт конфедератов барских в Тобольске в 1733 г
Тобольск — рисунок из публикации Вильгельма Сиверса, Asien, einen Algemeine Landeskunde, Leipzig Und Vien, 1892 г., стр.592
Если весь XVII век признать за первый массовый период польской ссылки в Сибирь, то вторым была ссылка конфедератов барских указом Екатерины II от 29 мая 1768 г. Тобольск насчитывал в то время около 15 тыс. жителей. Так как в 1720 г. царь Петр издал указ о создании почтовых станций вдоль московско-иркутского тракта, транспорт был уже значительно лучше. С 1744 г. станции были созданы от Тобольска и дальше на восток. Ссыльных конфедератов было около 10 тысяч, хотя сохранившийся «список» Августа Тесби де Белькур, французского полковника и конфедерата, сосланного в Тобольск, охватывает 5545 фамилий ссыльных конфедератов.19
Все конфедераты проходили через Тобольск, откуда их направляли в основном в казачьи отряды по всей Сибири, а также использовали для строительства крепостей, административных зданий и укреплений. Отсюда возникло, пожалуй, слишком преувеличенное мнение, что благодаря им был построен Тобольск. В Тобольске, где в это время было 600 ссыльных конфедератов, губернатор Денис Иванович Чичерин организовал из поляков оркестр. Он также по обычаю, имеющему полтора века, уговаривал польских пленных, чтобы они перешли в православие на царскую службу. Ввиду решительного отказа они были морены голодом и наказаны кнутом, после чего их включили в казачьи полки в Тобольске, Таре, Тюмени и других местах. Судьбы этой группы конфедератов описывает Кароль Любич Хоецкий, взятый в неволю в Кракове на Вавеле. Сам он, сосланный в Тобольск и включенный в полк драгунов, принимал участие в подавлении восстания Е. Пугачева в 1773 г., а стало быть, должен был получить свободу после издания Екатериной II указа об амнистии для конфедератов. Однако перед тем как эта информация дошла до Тобольска, губернатор Д.И. Чичерин сформировал из польских конфедератов 3 роты пехоты и эскадрон гусар, которых направили в Туринск, Тюмень и Красноярск.20 О самом губернаторе Чичерине, который даже немного говорил по-польски, есть только два благожелательных отзыва — Любича Хоецкого и Беневского, который называет его «настоящим отцом». Рошко справедливо утверждает, что Беневский слишком недолго находился в Тобольске, чтобы узнать настоящее обличие сибирского сатрапа. Хоецкий сдержанно подтверждает, что был он добрым для тех, кто присягнул на верность. Он приглашал польских ссыльных на обеды, предлагал участвовать в театральных представлениях, покупал им для этого костюмы и приходил на представления с дочкой.21 Целью этого было умиротворение поляков, и, тем самым, приобретение спокойствия для себя. В это же время те, которые отказались от присяги, также как Павел Скрелевский, Михал Милевский и Войчех Тенчинский, были публично, перед шеренгами войска и конфедератов, на площади подвергнуты наказанию розгами, а после излечения присоединены к военной службе. Партия Хоецкого после короткого пребывания в Тобольске была объединена со 130 конфедератами и направлена в Тару, где их принял комендант города, «человек непередаваемо любезный, нашим же польским языком так хорошо говорил, как коренной наш поляк лучше говорить не может».22
Часть конфедератов была направлена дальше, до Иркутска, но представляется, что большинство осталось на территории Тобольской губернии. Здесь, силой принужденные к военной присяге, были они включены в военные батальоны и направлены на борьбу с повстанцами Е. Пугачева. У Пугачева находилась и какая-то часть конфедератов, вероятно, беглецов или взятых в неволю. Из тобольского войска там были Марчин Вежбицкий, 28 лет, и Васыль Барановский, 25 лет (оба из Варшавы).23
После битв с Пугачевым и известия об амнистии, несколько сотен поляков из Тобольского гарнизона потребовало у губернатора освобождения. После обещания помилования они отдали оружие, но были арестованы и заключены в тюрьму. Согласно сведениям Хоецкого, семь человек, признанных предводителями «бунта поляков в 1773 г.», были прикованы к столбу и наказаны 800 ударами розог, на лбу у них было выжжено клеймо, вырваны ноздри. Закованные в кандалы, они были отправлены в вечную ссылку. К сожалению, Хоецкий не назвал фамилий этих мучеников за Веру и Польшу. Остальные конфедераты были разосланы в казачьи полки. Согласно другим свидетельствам, губернатор отдал приказ стрелять по взбунтовавшимся полякам, которых погребли под крутым берегом Иртыша, названного с тех пор «Панским бугром».24 С этим названием связана была другая легенда, согласно которой в дружине Ермака был сотник родом из Польши, которого называли Никита Пан. Когда казаки понесли потери, атакуя обороняющихся на бугре воинов Кучума, Никита, заметив, что татары спешились, предложил хитрую мысль обойти с десятком людей бугор с фланга, отбить табун коней и погнать их на обороняющихся. Такой маневр повлек за собой панику, так как татары были убежденны, что были атакованы с тыла большими силами. Бугор был захвачен, а в честь Никиты назвали его Паниным или Панским.25 Но наиболее близким к истине представляется происхождение этого названия от того, что польские поселенцы, как их тут называют, заселялись в основном в предместье Вершинское, откуда и бугор над этим предместьем начали называть Панским, так как всех поляков и сегодня называют в Сибири «паны».
Воспользовавшись амнистией Екатерины II в 1773 и 1781 гг., большинство конфедератов возвратилось на родину, но значительная часть осталась в Сибири или в войске, женившись на сибирячках и перейдя в православие. Согласно сведениям Хоецкого после принуждения конфедератов (путем настойчивых уговоров, ухудшения условий их жизни, выдачи 18 рублей и увольнения от солдатской службы), «московскую религию» приняло в Тобольске 180, в Таре 50, в Иркутске 8, в Опончине 20 и в Казани 96, то есть вместе 529 конфедератов. Яник сообщает о 123, но только тех, которые не принимали участие в «бунте». Сам Хоецкий убежал из отряда в мундире и с карабином во время похода против татар ногайских над Азовским морем и счастливо добрался до родины.26
Среди тех, которые перешли в православие и остались в Тобольске, сохранилось всего лишь несколько фамилий: Дымовский Томаш, Ягельский Бартломей, Маковский Ежи, сапожник; Мейор, поручик пехоты, женился в Тобольске; Сондецкий Павел остался, силой задержанный губернатором Чичериным, который внушил ему, что он русский. Шмыт Кароль, майор гусаров познаньских, задержан губернатором за долги; Шимон из Львова, фельдшер, женился там, как и портной Викторовский Казимеж.27
Те, что остались в Сибири, подверглись денационализации в российском окружении, оставив после себя память о конфедератских корнях и польскозвучащие фамилии: Бжозовский, Ходкевич, Домашевский, Юдыцкий, Казановский, Тарновский, Войцехович, Зенкевич. Максимов пишет, что в 20 верстах от Тары, поблизости от екатерининской фабрики, главой волости был Пановский, внук конфедерата. В Березове были Новицкие и Шанявские, а среди казаков в Западной Сибири были Хлыновские, Яновские, Костелецкие. Польские изгнанники XVII-XVIII веков, в основном конфедераты, оставили после себя большой цивилизаторский след. Те, что осели в селах, были пионерами сельского хозяйства, усовершенствовали сельскохозяйственные орудия, внедрили в употребление соху, продвинули далеко на восток и север границы обработки земли. Те, что оставались в городах, занялись ремеслом, торговлей и управлением. Максимов отмечает, что дошли они до значительного благосостояния, пользовались всеобщим уважением и доверием. Избирались они на служебные должности, а многие вошли в служебные сферы. Особенно знаменательным является то, что составляли они малую долю процента от проживающего там населения. В 1789 г. в Тобольском наместничестве проживало 504,6 тыс. человек. В Тобольском округе было 50467 жителей, в том числе 16 (10 мужчин и 6 женщин) пленных конфедератов, которые приняли православие, и 4 польских ссыльных (2 мужчины и 2 женщины). Всего ссыльных было 304. В самом городе Тобольске было 14 тысяч жителей. В Таре было еще небольшое число пленных конфедератов. В Ишиме проживало 7 пленных конфедератов на 1035 жителей.28
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
19
3. Лукавский. История… с. 131; М. Яник. История… с. 53; А. Краусхар. Конфедераты барские в Сибири (1774). — Краков, 1895, с. 14-151.
21
К.Л. Хоецкий. Память… с. 66-67; А. Брус, Е. Качинская, В. Сливовская. Ссылка и каторга в Сибири в истории поляков 1815-1914 гг. — Варшава, 1992, с. 202-207; Я. Рошко. Бессмертный авантюрист. — Катовице, 1989, с. 85-86