Мозг – это невероятный прибор, с помощью которого можно делать практически что угодно, но большинство людей и не подозревают об этом. Благодаря же «чертогам разума» человек получает мощный инструмент работы с собственным сознанием, направленный на улучшение умственных и даже физических показателей. Посредством создания и использования некого ментального пространства, человек получает ощутимое превосходство над другими людьми и в буквальном смысле становится способен перевернуть горы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлантида. Продвинутые чертоги разума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Как найти потерянный город?
Приветствую вас в первой главе книги, посвящённой чертогам разума. Из этой главы вам станет понятно, что собой представляет ментальный город Атлантида, что скрывается за словами «чертоги разума» (от англ. Mind Palace). Для чего создаются ментальные карты реальности и как они могут помочь вам в повседневной жизни. Вы познакомитесь с методом хранения больших пластов полезной информации, а также узнаете, кто является основоположником современных чертогов разума и как это применимо в вашей повседневной жизни.
Из этой главы вам станет понятно, на что в целом нацелена данная книга. Вы поймёте, на что способен ваш мозг, если им пользоваться по назначению. Мною будет рассказана история создания первых ментальных локаций, а вы сможете начать создание ментального города в вашей голове, проведя предварительную подготовку, идя к своей цели шаг за шагом.
Если вы готовы к приключению на целую книгу, то прошу вас пристегнуть ремни, этот самолёт готовится к взлёту!
Часть 1. Что такое Атлантида
Итак, мой дорогой читатель, вы всё же решились найти свой внутренний мир и погрузиться на дно своего сознания в поисках своей Атлантиды, но что же это за место? Атлантида является ментальным городом, находящимся внутри моей головы. Это место представляет собой четырёхмерное ментальное пространство (локацию), воспроизводящееся в том виде, в котором оно представляется, с возможностью его дальнейшего видоизменения. Всё будет завесить лишь от потребностей пользователя данного места.
Рис. 1. Вид на часть города Атлантиды
Под термином ментальный я буду подразумевать связанные и находящиеся в разуме объекты и локации, а также некоторые процессы, протекающие в нём.
Сам же город, о котором пойдёт речь, предназначен для записи, хранения и использования большого массива информации, помещенного внутрь этого пространства. Для проведения когнитивных операций, требующих большого сосредоточения и точности или для математических операций. Это место также подойдёт для мысли: игр и соблюдения определённых логических или мыслительных последовательностей или использования определённого типа мышления, установленного ранее, а также для хранилища особых воспоминаний, которые заслуживают внимания и памяти о них. Не стоит упускать из вида, что данное место может быть использовано и в других целях, зависящих от потребностей пользователя и индивидуальных возможностей его мозга.
Изначально же Атлантида планировалась мною как «дворец памяти» (от англ. The Memory Palace), который, как понятно из его названия, предназначен для хранения информации и только. Сам «дворец» имеет множество названий: «метод Цицерона», «метод локусов», «метод умственной прогулки», «метод мест», «система комнат», римская комната, «чертоги разума» и др. Он является разновидностью мнемонического приёма, основанного на создании мыслимой локации и наложении на неё неких воспоминаний, после чего человек становится в состоянии запоминать большие объёмы информации (числа, слова, языки, комбинации и др.) в определенной последовательности или хаотичном порядке. Сама же методика появилась около 2500 лет назад в Древней Греции, а её создателем считается, но таковым не является Марк Туллий Цицерон, из-за которого данный метод получил широкую огласку и его имя. Сам же Тулий был известен не только красноречием, но и памятью, ведь в своей политической карьере он ни разу не пользовался записками, при этом помня множество дат, имен и событий, которые умещал в так называемой римской комнате.
Корни данного мнемонического приёма целиком и полностью уходят в Древнюю Грецию, где так же, как и Цицерон, римской комнатой успешно пользовался поэт Симонид. Согласно одной из легенд, дошедших до наших дней, однажды после обрушения здания, где проходил большой пир, Симонид сумел выбраться из-под обломков почти невредимым, в то время как гости и хозяин дома погибли. Когда же было необходимо опознать раздавленные каменными обломками тела, поэт, по памяти воспроизведя в своей голове то самое место в момент до обрушения здания, сумел рассказать людям, разбирающим завалы, где находился каждый из гостей. Это помогло родственникам найти все тела погибших и похоронить их согласно обычаям. После данного происшествия Симонид понял, что это случайное открытие оказалось весьма полезным, и продолжил развивать его дальше, но кто бы ни стоял у истоков возникновения данного метода, на сегодняшний день он считается одним из самых древних и эффективных техник по запоминанию, относящихся к эйдетической системе.
Если заглянуть в греческий словарь, то можно узнать, что «эйдос» — значит «образ», в основе учения которого лежит способность представлять предметы, не присутствующие рядом с вами. Сама система эйдетики представляет собой «безграничную» память, которой при желании может овладеть любой человек. По своей сути эйдетика — это обучение на основе образного мышления, которое позволяет гармонично развивать левое и правое полушария, что положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии.
На данный момент эйдетику и в частности «дворец памяти» часто используют на соревнованиях мнемоников, когда конкурсанты должны запомнить по 500 разных цифр за 15 минут или последовательность из 100 предметов, на запоминание которых дается всего несколько секунд.
Исследователи медицинского центра Radboud University в Нидерландах устраивали соревнования между 23 чемпионами мира по запоминанию и 51 человеком со средней памятью. В первом состязании чемпионы мира порвали своих нетренированных соперников. Участникам дали посмотреть список из 72 слов. Через 20 минут люди с тренированной памятью в среднем смогли воспроизвести около 70,8 слов. Испытуемые с обычной памятью запомнили всего 39,9 слов.
Затем новичков в этом деле распределили по трем группам и начали их тренировку. На каждую из тренировок уделялось по полчаса в день. Одна из групп в течение 40 дней изучала уже небезызвестный вам метод запоминания посредством чертогов разума. Другая же группа в это время улучшала свою кратковременную память. Их задачей было одновременное слежение глазами за чередой местоположений и прослушивание чисел. Остальные же участники эксперимента вообще никак не готовились к следующим состязаниям.
После сорокадневного курса тренировок был проведён ещё один тест, на котором оказалось, что люди, использовавшие чертоги разума, справились с запоминанием слов почти так же хорошо, как чемпионы мира по памяти. Емкость их памяти увеличилась примерно в два раза, и на этот раз они смогли запомнить уже 62 слова. Помимо этого, они не утратили своих способностей даже спустя несколько месяцев. В других же группах значительного улучшения навыков памяти не наблюдалось. Группа, использующая кратковременную память, улучшила свои общие результаты лишь на 11 слов, в то время как группа нетренированных участников повысила свой результат только на 7.
Данное исследование подтверждает тот факт, что использование чертогов разума в качестве хранилища информации полностью оправдывает себя. И если это так, только представьте, что ждёт вас, когда вы начнёте процесс их улучшения и модернизации под иные нужды. Насколько продуктивнее и эффективнее вы сможете стать, лишь обзаведясь подобным ментальным пространством (далее МП).
Сама же идея некого МП для хранения и использования информации в образах внутри головы со временем переросла в нечто большее. Она невероятно развилась и достигла того пика, при котором пришлось писать эти строки. Из самой же книги вам предстоит узнать, как построить тот самый «дворец памяти». Я подробно расскажу, как им пользоваться и как модифицировать его до уровня Атлантиды, а также опишу наиболее популярные ошибки, которых вам следует избегать при использовании своего метального города.
Как только вы овладеете данным методом и освоитесь в своём городе, вы сможете освоить его на более высоком уровне. При долгосрочной практике вы сможете запоминать всё больше информации и при усилии использовать весь потенциал вашего желе в черепной коробочке.
Думаю, мне даже не стоит убеждать вас в том, что «дворец памяти» может дать вам множество преимуществ перед другими людьми, тем самым делая вас более уникальным среди их серой массы. К подобным же наиболее существенным преимуществам можно отнести следующие:
— При подготовке публичных выступлений большинство людей испытывают страх забыть подготовленный текст, но имея «дворец памяти», вы можете навсегда забыть об этой проблеме, так как вы сможете с легкостью запомнить все ключевые моменты своей речи и даже воспроизвести их в произвольном порядке, что не смогут сделать обычные люди.
— При изучении иностранных языков и слов в частности вам не придётся их зубрить, что является одной из худших форм обучения. Намного лучше использовать ассоциации. Ваше воображение поможет иностранному слову самому подсказать вам ключевой образ, который затем вы разместите в месте, логически соответствующем значению слова на вашем родном языке. Затем же для связки ключевого слова и места вам будет необходимо представить себе какую-нибудь яркую картинку. Например, запоминая слово dresser (шкаф), представьте, что шкаф стоит в вашей спальне, где вы одеваетесь (get dressed → dresser).
— Вам больше никогда не составит труда запомнить любой список тех или иных понятий (например, при подготовке к экзаменам), тем, предметов или всевозможных дисциплин, т.к. вся необходима информация без труда поместится в вашей голове и будет с лёгкостью воспроизведена в нужный момент, вследствие чего вы повысите свой балл и станете ещё больше выделяться из толпы.
И это отнюдь не все из тех преимуществ, которые могут преподнести вам классические чертоги разума. Только представьте, что будет, как только вы начнёте их всячески развивать и модернизировать.
По личному опыту могу сказать, что использование чертогов разума для учёбы в своё время существенно помогло мне поднять собственный аттестационный балл. Из-за чего в настоящий момент я имею постоянный доход. Сам же я практикую и использую метод «дворца памяти» уже много лет и за это время преуспел в данном направлении. В течение этого немалого периода я открыл множество законов и тайн, связанных с работой МП, сознанием и человеческим восприятием. По ходу этой книги я буду давать вам небольшие, но практичные советы, которые позволят вам достичь потрясающих результатов по управлению собой и своими чертогами разума. Используя свои чертоги на постоянной основе, я смог добиться улучшений не только в учёбе, но и в личной жизни как таковой. На данный момент, благодаря своим чертогам разума, я успешно могу не только запоминать огромное количество информации, но и определённым образом воздействовать на работу своего сознания, что принесло мне множество различных бонусов, которые можете получить и вы, создав и успешно используя свои чертоги разума.
Прежде же чем перейти к чтению следующей части, вам необходимо выбрать или хотя бы представить то место, в котором вам было бы комфортно. Чтобы оно было достаточно просторным и удобным для вас. Вы можете пофантазировать, представить нечто фантастическое и абстрактное. Это пригодится вам в следующей части, так что с вашей стороны будет глупо упускать этот ключевой шаг на пути к собственной Атлантиде.
Часть 2. Дорога из жёлтого кирпича
Как и маленькая девочка Элли со своим спутником Тотошкой, вы отправляетесь в Изумрудный город по своей дорожке из жёлтого кирпича. По дороге, на которой вы ещё встретите своё тупоголовое пугало, трусливого льва и бессердечного железного дровосека.
Как и в детской сказке, для того чтобы попасть в страну Оз, необходимо торнадо, только не настоящее, а воображаемое. Для телепортации в этот мир вам необходимо расслабиться и закрыть глаза. Лучше, чтобы в момент погружения вас ничего не отвлекало и не мешало. Поэтому перед тем, как отправляться создавать город, выберите мелодию, которая будет длиться более часа (это понадобится вам при глубоком и долгосрочном путешествии по вашему городу), а также устраивать вашего утончённого внутреннего меломана на протяжении всего сеанса погружения. Эта же мелодия, главное не песня со словами (т.к. слова будут вас отвлекать), должна использоваться вами и в дальнейшем при долгосрочных визитах в ваши чертоги. Она как бы станет некой опорой при входе туда. Поэтому необходимо исключить те мелодии, которые вы слушаете на постоянной основе или когда занимаетесь чем-то ещё. Одно занятие = одной мелодии. Это помогает сконцентрироваться на конкретном деле. Я постоянно использую мелодии для разных занятий, и для каждого они разные. К примеру, излагая эти строки, я прослушиваю композицию Моцарта, которую включу в следующий раз, когда сяду за книгу. При этом я не стану включать ее, занимаясь фехтованием, несмотря на то, что она подходит под темп работы шпагой.
В качестве второго примера можно привести использование мною саундтрека Happy Pills из фильма «Область тьмы», зацикленного на 5 часов, т.е. мелодия сменяет саму себя 5 часов подряд. Она же и используется мною для долгосрочных непрерывных визитов на Атлантиду, и никогда, кроме как сеанса на ней, данная мелодия мною не прослушивается. Так что подходите к выбору мелодии или саундтрека из любимого сериала основательно. Ведь вам придется слушать её достаточно долго, а смена одной мелодии на другую может пагубно сказаться на восприятии вашего МП. Поэтому во избежание всяческих проблем выберите для себя приятную и ненавязчивую мелодию.
Подобный метод, «эффект привязки» одного дела к одной композиции, очень удобен и имеет множество плюсов, благотворно сказывающихся на работе. Просто попробуйте внести это изменение в свою жизнь и «привяжите» конкретные дела к конкретным мелодиям или песням (все зависит от дела). На YouTube и в интернете вы без труда отыщите многочасовые зацикленные мелодии и песни. Просто введите название композиции и укажите количество часов.
Итак, после того как вы включите выбранную мелодию, вы закрываете глаза и расслабляетесь. Вы можете сесть в кресло, на диван, принять позу лотоса или иную позицию, при которой вам будет максимально удобно. Для первого этапа создания лучше, чтобы вы не были в состоянии усталости и загруженности. Выберите день или время суток, когда вам максимально удобно заниматься чем-то подобным. Иначе, придя уставшим с работы или учёбы, вы ляжете, включите приятную монотонную мелодию и, вероятно, просто отключитесь. Не успев вступить на дорогу из жёлтого кирпича.
Теперь, когда вы знаете, что нужно подготовить и в каком состоянии находиться, необходимо дать более полное определение «дворцу памяти». «Дворец памяти» — некое вымышленное или реальное пространство (место) с определенными ментальными (статичными) объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении. Отталкиваясь от данного определения, прямо сейчас попробуйте закрыть глаза и, расслабившись под приятную мелодию, представить свою кухню или своё рабочее место. Те из вас, кто подумал над местом, как я просил в прошлой части, попробуйте представить его или любое другое хорошо знакомое вам место.
Ну как? Получилось? Поздравляю! Можете считать, что первый шаг навстречу к Изумрудному городу вы уже сделали, но это только начало.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлантида. Продвинутые чертоги разума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других