Время от времени любой человек задается вопросами о возможности жизни после смерти. И тут вступают в борьбу материалистическое и идеалистическое начала внутри человека и в окружающей его жизни. Религия с мистикой увещивают человека уделить больше внимания своему духовному миру, а мир физический упрямо требует зарабатывать как можно больше материальных благ. Предлагаемая книга посвящена различным таинственным и деликатным темам. В ней читатель познакомится с такими загадочными и тем не менее доказанными фактами, как повторное рождение и перерождение ушедших из жизни людей, о действиях души отдельно от тела и теории метемпсихоза (т.е. о теории переселения душ).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Реинкарнация – странствия души» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Душа в представлении древних египтян, греков, евреев и др. народов
Все человеческие существа проходят через предыдущую жизнь… Кто знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде чем его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные просторы которого — всего лишь преддверие духовных миров».
Древнеегипетская теология насчитывала шесть сущностей человека — его тело, его имя, его тень, а кроме них еще и духовные составляющие: ка, ах и ба. Три последних понятия не всегда ясно определены и в египетской истории часто имеют различные значения.
Ба. Когда в переводах с египетского встречается слово «душа», то обычно следует понимать ба как один из элементов, составляющих человеческую сущность, воплощения силы и могущества. Ба фараона в иероглифических текстах изображается в виде птицы с человеческой головой. Ба богов нередко изображается в виде животных: Себек — в виде крокодила, Осириса — в виде барана, многих богов — в виде змей. В то же время одного бога порой называли душой другого, так Осириса называли «Душой Ра».
Вот как поэтически пишет об этом Мишель Нострадамус в своем переводе «Иероглифики» Гор-Аполлона{1}:
Знак ястреба употребляли и на то, чтоб душу обозначить —
К этому приводит толкованье
Слова «байет», которым ястреб по-египетски зовется.
Ведь если это слово разделить, то мы получим
«бай» — что значит душу,
и второе — «ет» — что значит сердце.
Душа хранится в сердце, по причине этой
звук «ет» звучит в устах их так,
Что сразу ясно — сердце связано с душой.
С природой связан ястреб
И с душой, которая не умирает никогда.
Пьет только кровь, не трогая воды.
Так и душа живет, питаясь только кровью.
В то же время почиталось и Ах — это загробное воплощение человека, оплот его существования в загробном мире. Иероглифически изображалось хохлатым ибисом. В этом состоянии находятся боги, но к ним же присоединяются также и «спасшиеся», то есть должным образом погребенные умершие. В «Текстах Пирамид» говорится: «Ах относится к небу, труп — к земле».
Что касается Ка (Кха), этим термином обозначалось олицетворение жизненной силы богов и царей, оно было воплощением их могущества. Нетленная кха являлась частью духовного тела (саха). Уоллис Бадге определил Как как «абстрактную индивидуальность или личность, обладающую формой и признаками человека, которому она принадлежала, и хотя ее обычное место обитания находится в могиле с телом, она может бродить как ей угодно. Она независима от человека и может двигаться и обитать в любом его состоянии. В могиле ей необходима пища и вода, или она будет бродить в поисках средств существования. Флайндерс Петри ссылается на легенду о ка Ахары, похороненной в Коптосе, которая посетила могилу своего мужа в Мемфисе. Он говорит, что ка содержит «внутреннее духовное сознание и наследственные силы мысли отдельно от влияния чувств и продолжается без использования телесных действий».
Саха в ранних представлениях о воскресении считалось материальным, в то время как собранные вместе после 3000 лет, приведших к возрождению, саха, ба, ка, хаибит (тень) и икха (жизненная сила) стали рассматриваться как чисто духовные, но рожденные от физического тела. Чтобы обеспечить такое рождение, физическое тело требовалось сохранить. Таким образом египтяне пришли к бальзамированию тел и к созданию мумий. Эти комплексные идеи, заложенные в «Египетской книге мертвых» были большей частью оттеснены поздними культурами.
В древнем Египте одним из важнейших факторов в формировании человеческого сознания было изучение человеком при жизни методов перехода в «инобытие» по «Книге Мертвых». Ее изучение давало возможность значительно облегчить прохождения этапов посмертного странствия души. Такое постижение знания происходило в результате изучения имен стражей, охранявших врата разделяющих миры, и различных видов магических заклинаний. Надо полагать, что подобные знания, полученные от египетских жрецов, легли в основу платоновского «Пира» о странствиях души Эра в загробном мире.
Аналогичным знанием посмертного существования и перерождения в другой форме, может служить «Тибетская книга мертвых». В ней в достаточно отчетливой форме излагается необходимость приобретения знаний и теоретической практики смерти. И снова обратимся к авторитетному свидетельству Гор-Аполлона в переводе Нострадамуса.
Когда они хотели обозначить смерть,
Сову во весь размер изображали.
Как только ночь вступает во владенья,
Сова дупло свое вдруг покидает
И ночью разоряет гнезда, поедая
Несчастных маленьких птенцов.
А когда смерть приходит (тоже ночью),
Душа в то время покидает тело.
Древние греки полагали, что душа человека отлетает через его рот в тот момент, когда наступает смерть. Они это символически изображали на саркофагах в виде бабочки, вылетающей из личинки. Позже они использовали крылатую фигуру Психеи (греческое слово, означающее «душа»), которую Апулей персонифицировал в своих «Метаморфозах», — мотив, прослеживаемый в раннехристианских надгробных памятниках.
Аналогичным образом изображалось и «наделение» человека при его рождении живой душой, принимавшей облик маленькой крылатой человеческой фигурки.
«Смерть, — писал Платон (около 427–347 до н. э.), — является одной из двух вещей. Это — уничтожение, и мертвые ничего не осознают; или, как нам говорят, это — действительно перемена, перемещение души из этого места в другое».
Предположение относительно души, ее происхождения, природы и предназначения является столь же старым как человечество. Однако именно в классической греческой мысли от Гомера до Платона и атомистов мы видим появление аргументов, которые с тех пор символизировали дебаты (мистический/материалистический; гностический/агностический; магия/наука).
Хотя фантастические преобразования греческого мифа той же самой эры могут быть более красочны, чем скрывающаяся за ними философия, здесь кажется приемлемым составить диаграмму того, как возникли и развивались специфические идеи относительно природы души.
Поэт Гомер (VIII в. до нашей эры) видел человека как соединение, являющееся выражением трех различных объектов — тела (soma), психики и thumos. Последнее было состоянием, связанным с диафрагмой или грудобрюшной преградой, рассматриваемой как место расположения воли и чувства. Четвертый компонент, eidolon (образ), появился в мечтах и, подобно Египетскому ka, считался остающимся живым после смерти. Но древние греки не почитали своих мертвых. Аид, как наказание за земной грех (например, муки Тантала и Сизифа), шел «рука об руку» с восприятием мертвых, как несчастных теней, осужденных на «беспокойные бесцельные метания туда-сюда…» (1) Мистерии о Деметре и Персефоне (около 700 года до нашей эры) породили идею, что то, что является подземным (мертвым), могло бы дать росток в новую жизнь, но рационализация была все еще далека.
Мистерии Диониса (Бахуса) обеспечили следующий шаг через экстаз, произведенный вином. Пьяные последователи Диониса, бродя по Трацианским лесам и разрывая на части всех, кто попадался навстречу, верили, что находясь в состоянии энтузиазма (внутри бога) и экстаза (вне тела), они однажды испытали бессмертное бестелесное счастье, чтобы наслаждаться им всегда. Полученное таким образом различие между телом и душой укрепилось в оппозиции между двумя этими понятиями. Возможно тенденция к пробуждению на следующий день, кровавый и беспамятный, вызывало ощущение телесного отвращения. Так этот страстный культ при изначальном стремлении к плотским удовольствиям пришел к требованию очищать душу, отказываясь от импульсов тела. Со временем это привело к дуалистической ереси (манихейство, катарианство), которая позже причинила церкви так много неприятностей. А первоначально это привело к орфическому и пифагорейскому аскетизму.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Реинкарнация – странствия души» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Гор-Аполлон Нильский (Horapollo Nilous) — родом из Нилополя, автор «Иероглифики» («Ίερογλιφικα»), труда, истолковывавшего древнеегипетские иероглифы (379–395 по Р. X.). По мнению Леемана, тождествен с грамматиком Гораполлоном, учившим в Константинополе при импер. Феодосии. Книга его написана была по-египетски (коптски) и на греческий переведена неким Филиппом, не раньше XIV в. На французский в стихах переведена Нострадамусом. Древнейшая из сохранившихся рукописей находится во Флоренции. В авторе видно некоторое знакомство с древнеегипетским языком; он довольно правильно объясняет многие идеограммы, часто встречаемые в Птолемеевских надписях, но ничего не говорит о фонетическом значении иероглифов. Лучшее издание — Leeman'a (Амст. 1835). Ляут сделал опыт объяснения 1-й книги (München, «Sitzungsber.» 1876). (Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона с замечаниями автора)