Барражирующие боеприпасы: оружие нового века

Владимир Щербаков, 2022

В ходе революции в военном деле, которая началась на рубеже ХХ и XXI веков, был создан новый вид высокоточного оружия – барражирующие боеприпасы. Совмещая в себе достоинства классического дрона-разведчика и управляемой авиабомбы, в ряде тактических сценариев эти дроны-"камикадзе" оказались способны составить достойную конкуренцию как крылатым ракетам и пилотируемым боевым самолетам, так и различным артиллерийским и ракетным системам наземного базирования, предлагая более эффективное и менее дорогое по затрачиваемым ресурсам решение задачи огневого поражения широкой номенклатуры наземных и надводных целей противника. В первой книге цикла дается общий анализ истории создания и направлений развития барражирующих боеприпасов.

Оглавление

  • ***
  • Первые попытки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Барражирующие боеприпасы: оружие нового века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Первые попытки

История создания барражирующего боеприпаса — особого типа высокоточного авиационного средства поражения, способного длительное время в так называемом режиме ожидания находиться в воздухе в районе цели или в назначенном районе (районе операции, боя и пр.) и оперативно атаковать цель после получения соответствующей команды от оператора или при условии выполнения целью какого-либо типового действия, предусмотренного заложенным в бортовую электронно-вычислительную машину (ЭВМ) боеприпаса алгоритма, возникла еще на завершающем этапе холодной войны, которую вели между собой на протяжении второй половины ХХ века два мощных военно-политических блока. Причины этого заключались в следующем.

Дело в том, что военные специалисты ведущих в военном отношении государств уже давно нуждались в таком образце высокоточного оружия, который позволял бы устранить главные недостатки беспилотных летательных аппаратов и таких авиационных средств поражения как крылатая ракета или управляемая/корректируемая авиабомба.

В случае с беспилотниками таким недостатком в то время являлось отсутствие на борту мощных средств поражения, а в случае с управляемой и корректируемой авиабомбами — отсутствие возможности оперативно реагировать на появление цели. Последнее относилось и к крылатым ракетам: обладая большой, зачастую близкой к стратегической, дальностью полета, ей для подлета к цели требовалось определенное время, за которое цель может просто выйти из района или же успеть реализовать свой боевой потенциал (например, нанести огневой удар), тогда как осуществлять длительное барражирование в районе цели крылатая ракета — в зависимости от конкретной ее модификации — могла либо ограниченное время, либо и вовсе была не способна.

В наши дни указанные образцы вооружения упомянутых недостатков уже в целом ряде случаев лишены — беспилотники быстро стали ударными, научившись поражать наземные, надводные и даже воздушные цели с помощью размещенного на их борту различного оружия — вплоть до лазерного (такие проекты уже есть за рубежом), а многие современные крылатые ракеты получили способность достаточно длительное время барражировать в районе цели или в назначенном районе в ожидании уточненных данных целеуказания, но в 1970-1980-е годы они этими серьезными недостатками обладали.

Пилотируемая авиация здесь и вовсе рассматривалась в качестве аутсайдера. Действительно, держать даже в каком-то отдельном районе один или несколько боевых самолетов, способных оперативно отреагировать на возникновение угрозы, является делом чрезвычайно затратным и порой просто невозможным. Хотя здесь все, как мы понимаем, зависит от возможностей конкретных вооруженных сил: при наличии необходимого объема средств и количества самолетов и летчиков решение такой задачи вполне возможно и технически, и организационно вполне осуществимо.

Спрос со стороны военных стал стимулом для разработчиков. Причем первые попытки создания барражирующих боеприпасов были предприняты специалистами ряда компаний еще в конце 1970-х годов. Тогда речь шла о разработке и принятии на вооружение так называемых «беспокоящих беспилотников», то есть беспилотных летательных аппаратов, оснащаемых боевыми частями и способных длительное время находиться в воздухе в назначенном районе, а по команде оператора — атаковать выбранную цель противника.

Крылатая ракета «Далила». Бангалор, Индия, февраль 2011 г. (Фото Владимира Щербакова)

Одними из первых в этом плане можно считать следующие проекты.

В первую очередь, речь идет о проекте барражирующего боеприпаса, который был разработан специалистами израильском компании «Израэл Милитари Индастриз» (Israel Military Industries или сокращенно IMI). Последняя 25 ноября 2018 года была окончательно интегрирована в состав израильской компании «Элбит Системс» (Elbit Systems) и была переименована в «Элбит Системс Лэнд» (Elbit Systems Land).

Разработка данного образца высокоточного вооружения осуществлялась в рамках первого этапа создания хорошо известной специалистам крылатой ракеты воздушного базирования «Далила» (Delilah). Однако в итоге беспилотник-«киллер» как отдельный образец высокоточного средства поражения тогда создан все же не был, но зато принятая на вооружение версия этой ракеты, по заявлениям компании-разработчика, отличается от классических крылатых ракет своей способностью в течение длительного времени находиться в назначенной зоне в режиме ожидания появления необходимой для атаки цели. Данная возможность, в частности, подтверждается информацией, приводимой в рекламно-информационных материалах компании-разработчика.

Противорадиолокационный ББ AGM-136А «Тэсит Рэйнбоу». Национальный музей ВВС США в Дейтоне, шт. Огайо (Фото ВВС США с сайта www.nationalmuseum.af.mil)

Вторым же родоначальником отряда дронов-«киллеров», на взгляд автора данного труда, является проект по созданию образца вооружения, известного под обозначением AGM-136А «Тэсит Рэйнбоу» (AGM-136А Tacit Rainbow, в буквальном переводе с английского — «Молчаливая радуга»). Данный вариант барражирующего боеприпаса разрабатывался специалистами американской компании «Нортроп» (Northrop) для оснащения авиационных и наземных систем ударного оружия и предназначался для поражения радиолокационных станций системы противовоздушной обороны противника.

И хотя в различных источниках и справочниках AGM-136A принято классифицировать как «барражирующая противорадиолокационная ракета», на взгляд автора, именно этот проект можно с полным на то основанием считать первой документально зафиксированной попыткой создания такого образца высокоточного оружия, как барражирующий боеприпас. Впрочем, попыткой — неудачной.

Среди наиболее известных разработок можно также назвать проект компании MBB, недолгое время изучавшей возможность создания противотанкового варианта своего беспилотного летательного аппарата «Тукан» (Toucan, так и переводится — «тукан», название птицы), совместный американо-германский проект ударного беспилотника «Локаст» (Locust, в переводе с английского — «Саранча»), а также проект противорадиолокационного барражирующего боеприпаса YCGM-121B «Сик Спиннер» (Seek Spinner, можно перевести с английского как «Спиннер-ищейка» или «Волчок-ищейка», хотя слово «spinner» имеет также значения «прядильщик» или «паук»).

Последний разрабатывался специалистами американского многопрофильного концерна «Боинг» (Boeing) под требования командования Военно-воздушных сил США в качестве модификации базового противорадиолокационного дрона YCQM-121A «Пэйв Тайгер» (Pave Tiger, можно перевести с английского как «Тигр, прокладывающий дорогу»), который оснащался малогабаритной системой радиоэлектронной борьбы.

Американский беспилотник-«камикадзе», облетанный в 1988 году, имел максимальную стартовую массу около 200 кг и отличался уникальной для того времени системой хранения и пуска: данные аппараты, готовые к практически немедленному боевому применению, размещались по 15 штук в специальной блочной пусковой установке. С тех пор такая система запуска барражирующих боеприпасов получила широкое распространение и стала одной из наиболее активно используемых разработчиками по всему миру (причем используются как многозарядные пусковые установки, так и одиночные пусковые трубы).

Впрочем, в большинстве своем ввиду недостаточной степени развития авиационных и оружейных технологий того времени, а также нерешенных важнейших проблем в области создания высокоэффективных систем управления эти попытки тогда заканчивались безрезультатно или же не давали той надежности и эффективности боевого применения, на которые рассчитывали военные-заказчики. Естественно, что такое «неэффективное» оружие в стадию серийного производства не переходило.

При этом, как и следовало ожидать, военные эксперты и инженеры-разработчики достаточно быстро пришли к выводу, что наиболее эффективным и гарантирующим наилучший итоговый результат будет не создание барражирующего боеприпаса в качестве «опции» к каким-либо беспилотникам-разведчикам или, тем более, крылатым ракетам воздушного базирования, а разработка такого образца вооружения изначально в качестве самостоятельного образца высокоточного оружия. Только в таком случае, по оценке военных экспертов, можно было достигнуть две цели: обеспечить барражирующему боеприпасу необходимый боевой потенциал и устранить недостатки, присущие беспилотным летательным аппаратам соответствующей размерности.

В итоге первым более или менее успешным образцом барражирующего боеприпаса можно назвать «Гарпию» (Harpy), созданную в 1980-е годы израильской компанией «Израэл Аэроспейс Индастриз» (Israel Aerospace Industries или сокращенно IAI) по заказу своих военных для решения задачи подавления средств и объектов противовоздушной обороны противника. В первую очередь — для поражения входящих в эту систему радиолокационных станций, без которых применение средств поражения, в особенности зенитных ракетных комплексов, становится менее эффективным или вовсе невозможным.

Причем, что интересно, примерно в то же время компания «Боинг» пыталась вывести на международный оружейный рынок свой барражирующий боеприпас «БРЭЙВ 200» (BRAVE 200 — сокращение от полного названия боеприпаса «Boeing Robotic Air Vehicle», что можно перевести с английского как «Роботизированный летательный аппарат разработки компании “Боинг”»). Данный аппарат представлял собой фактически несколько доработанный вариант не пошедшего в серию барражирующего боеприпаса типа YCGM-121B «Сик Спиннер», но и эта попытка успеха не имела.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Первые попытки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Барражирующие боеприпасы: оружие нового века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я