Владимир Цветков в 1972 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Проходил службу на подводных лодках 4-й эскадры Северного флота. Прошел путь от командира минно-торпедной боевой части до командира подводной лодки. Участник многочисленных дальних походов. В 1973 году на подводной лодке Б-49 участвовал в арабо-израильской войне Судного дня. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Н. Г. Кузнецова поступил в адъюнктуру. Защитив диссертацию, работал на кафедре истории военно-морского искусства и военно-морской географии академии преподавателем. В 1988 году участвовал в переходе экспедиции особого назначения по Северному морскому пути. В 2002 году преподавал военно-морскую географию офицерам на курсах повышения квалификации командного состава Военно-морского флота Алжирской Народной Республики. После увольнения в запас возглавлял государственное портовое предприятие в городе Ломоносове, а затем – Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Автор сборника рассказов о жизни военных и гражданских моряков «Морские будни и… блудни». Повесть «Воспитание морем» посвящена жизни моряков Четвертой Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота. Книга написана с хорошим флотским юмором. Все события, описанные в ней, подлинные.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание морем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вокруг Скандинавии
Второй курс пролетел незаметно, и вот уже опять практика на флоте. В этот раз курсанты второго курса проходили практику на плавбазе «Волга».
Выйдя из Кронштадта, плавбаза прошла Балтийское море, через балтийские проливы вышла в Северное море и, обогнув Скандинавию, пришла в губу Оленью. Это уже был океанский поход. Опять курсанты несли вахту сигнальщиками, вели навигационную прокладку, определяли место плавбазы по звездам, солнцу, маякам. И, конечно, усваивали главные принципы морской службы: «Если хочешь жить в уюте — спи всегда в чужой каюте», «Подальше от начальства, поближе к камбузу», «Ходить на шестивесельном яле[12] очень приятно. Плохо ял идет — можно свалить вину на соседа».
В соответствии с Корабельным уставом ВМФ ребята отрабатывали вопросы борьбы за живучесть, исполняли обязанности командиров отделений, а некоторые и старшин команд. Особенно нравилось курсантам нести вахту сигнальщиками на мостике. Пока, правда, исполняли они роль дублеров сигнальщика, но через несколько дней уже могли самостоятельно обнаруживать различные цели на поверхности моря, замерять параметры погоды, поднимать флажные сигналы, с трудом, но читать переданные семафоры с других кораблей. Сравниться по скорости чтения семафоров со штатными моряками было делом невыполнимым, но ребята старались. Приятно было находиться на мостике, но основным мероприятием практики была, конечно, штурманская подготовка, ведь практика и называлась штурманской.
Плавбаза «Волга» на пути из Кронштадта на Северный флот
В учебном классе были организованы штурманские места, и курсанты, как и на крейсере, бегали к пеленгаторам, брали пеленга, прокладывали их на картах. К определению места плавбазы визуальным способом прибавилась и обсервация по радиомаякам и, конечно, по солнцу и звездам.
В губе Оленьей, куда прибыла плавбаза, курсанты попали на печальное событие — похороны подводников, погибших на первой ракетной дизельной подводной лодке проекта 644, С-80.
В январе 1961 года подводная лодка вышла в море для отработки учебных задач. На борту находилось 68 человек, в том числе и часть экипажа однотипной лодки С-164. Последнее сообщение о метеообстановке от лодки поступило в 0 часов 30 минут 27 января 1961 года. 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй подводной лодки, были организованы поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, однако лодка обнаружена не была.
Курсанты занимаются астрономическими наблюдениями (как всегда, секстанов не хватило А. Карпенко, А. Кузякину, В. Цветкову)
Семь с половиной лет С-80 считалась пропавшей без вести. Только в 1968 году в штаб Северного флота поступила информация от рыбаков о том, что в одном из районов Баренцева моря рыбацкие сети цепляются за какой-то предмет. Спасатель «Алтай» обследовал район и определил, что на грунте лежит подводная лодка С-80. Лодка лежала на твердом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. Операция по подъему лодки получила название «Глубина». Подъем проводила экспедиция особого назначения ЭОН-1 °Cеверного флота. Затонувшая лодка была оторвана от грунта спасательным судном «Карпаты» с помощью подкильных строповых приспособлений[13] и отбуксирована в прибрежный район.
Подводная лодка С-80 (проект 644) выходит в свой последний поход
После подъема подводного корабля было установлено, что лодка, следуя под РДП[14], провалилась на глубину. Из-за обледенения поплавкового клапана системы подачи воздуха к дизелям закрытие трубопровода подачи воздуха к дизелям не произошло. Почему-то система обогрева клапана горячей водой от дизеля была отключена, и в прочный корпус поступила забортная вода. Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Положение вертикального руля С-80 было 20 градусов на левый борт, что наводило на мысль о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения с каким-то неизвестным судном. Лодка была поднята с глубины почти 200 метров, переведена в мелководный район, где произошло тщательное расследование причин аварии.
Курсанты встречались с непосредственными участниками операции, слушали их рассказы о подъеме подводной лодки. Особенно тяжелая работа была у спасателей, которые работали внутри подводной лодки. Второй, третий и четвертый отсеки были сильно разрушены. Некоторое время после аварии в концевых отсеках еще были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха. В отсеках люди умирали от медленного удушья из-за нехватки кислорода.
В боевой рубке на командирском перископе нес командирскую вахту старший помощник командира капитан 3-го ранга В. Осипов. На зенитном перископе стоял вахтенный офицер, командир ракетной боевой части капитан-лейтенант В. Черничко. Офицеры и мичмана спасательного судна делились информацией с курсантами не очень охотно, слишком тяжелыми были впечатления.
Для курсантов это было первое соприкосновение с подводной действительностью. Ведь до этого момента представление о подводной службе ребята связывали с романтикой дальних походов, посещением иностранных портов. Подъем С-80 предоставил и огромный опыт военно-морскому флоту. Судостроителями были разработаны и внедрены устройства, повышающие надежность аварийно-спасательных систем подводных лодок. Командованием Военно-морского флота было принято решение о развитии аварийно-спасательных сил.
Памятник экипажу подводной лодки С-80 в Оленьей Губе
Моряки с С-80 были похоронены в братской могиле в поселке Оленья Губа. Летом 1969 года на могиле установлен памятник с надписью: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ “С-80”, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Причины катастрофы С-80 изучались на флотах и, конечно, в военно-морских училищах. Рекомендации, основанные на результатах расследования гибели С-80, вошли в «Наставление по борьбе за живучесть подводной лодки» издания 1971 года (НБЖ ПЛ-70).
Ужесточились занятия по борьбе за живучесть и в Ленкоме. Мичмана-инструкторы по много раз проверяли курсантов на знание «Руководства по живучести», аварийных систем подводных лодок. И только после того как курсант без запинки отвечал на все поставленные вопросы, его допускали до практических занятий. Занятия проводились на тренажерах, полностью соответствовавших лодочным системам.
После практики курсанты нашили нарукавные знаки с тремя лычками. Это уже были опытные, прошедшие два курса, побывавшие на боевых кораблях, да и не только побывавшие, но и выполнявшие корабельные обязанности военнослужащие. Если на первом курсе в головах вертелась мысль «выгонят, обязательно выгонят», на втором — «а может быть, все-таки не выгонят?», то на третьем — «пусть только попробуют».
Общеобразовательные предметы остались позади, впереди ждали интересные специальные флотские науки. Да если даже и выгонят — в любой гражданский вуз можно пойти, отслужив полгода на флоте. А курсантов-третьекурсников учебные заведения брали с удовольствием, знали, что в морских училищах учат хорошо. Звали третьекурсников в училище веселыми ребятами. Учеба уже не отнимала много времени, к тому же дисциплины были интересными, так что курсантам третьего курса можно было расслабиться. Да и в увольнение теперь пускали не только в выходные дни, но и по средам.
В отпуска курсанты поехали уже с тремя лычками на рукавах. В начале отпуска друзья решили съездить на рыбалку на Вуоксу. Сказано — сделано: взяли снасти, палатку, оделись по сезону. Долго решали: сколько брать горячительных напитков? Толя Кузякин и Володя Цветков считали, что нужно взять не менее трех бутылок на день, Валера Вальденс склонялся к бутылке на брата в день. Черту подвел Толя Карпенко, сказав: «Сколько ни возьмем, все равно мало будет». Действительно, за неделю рыбалки пришлось дважды идти в поселок, благо лодка моторная была.
Друзья на рыбалке (слева направо: Кузякин, Вальденс, Цветков, Карпенко)
Остановились друзья на одном из живописных островов Вуоксы, самой крупной реки Карельского перешейка: ее длина — более 140 км, а площадь водосборного бассейна — 68 тысяч км2. Установили палатку, камнями выложили дорогу к воде, получился прекрасный самодельный причал. Пейзаж дополняли сказочные леса с огромным количеством грибов и ягод, огромные скалы и валуны, принесенные ледником, а самое главное, обалденная рыбалка, ведь река была полна рыбы. В общем, рыбалка получилась на славу. Самую крупную рыбу — щуку — поймал Цветков, но и мелких окушков, плотвичек, уклеек хватало с избытком, чтобы приготовить рыбацкую уху.
После поездки на Вуоксу Владимир поехал с Анатолием Карпенко к его родителям под Киев. Украина поразила Цветкова своими красками, доброжелательностью людей, красотой девушек. Городище, куда приехали друзья, было небольшим сельским поселком. Здесь был некрупный завод по изготовлению каких-то запчастей для сельскохозяйственных машин, были колхозные поля, коровники, телятник, в котором трудились милые девушки. Поблизости был расположен розовый питомник, в котором выращивали колоссальное количество разноцветных роз. Аромат от питомника разносился на сотни метров. Вечерами ребята посещали сельский клуб. Ходили, конечно, в форме, чем вызывали восхищение местных девушек и зависть парней. Отпуск пролетел мгновенно, и вот уже вновь встреча с училищем, рассказы друзей.
Один из курсантов, так же как и Цветков, поехал к приятелю в деревню. Занимались ребята рыбной ловлей, походами за грибами и, конечно, посещением танцплощадки в сельском клубе. Через деревню протекала небольшая речка. Летом она неспешно несла свои воды, но вот в периоды дождей и таяния снега река превращалась в бурный, бешеный поток, смывая все на своем пути. Смывала она постоянно и мостик, связывающий две стороны деревни. Поэтому пройти к магазину не замочив ног получалось не всегда, а иногда и вовсе магазин оказывался недосягаемым. От нечего делать ребята решили построить новый мост. Достали стройматериал, на станции за бутылку водки приобрели два рельса. Работа закипела, и через несколько дней друзья доложили председателю колхоза о новом мостике.
Председатель внимательно осмотрел мост и вдруг вместо благодарности заявил, чтобы курсанты немедленно уезжали из деревни. На вопрос «Почему?» Иваныч, так звали председателя, объяснил, что мост смывается два, а то и три раза в год. Местные мужики его строят заново, получая за это магарыч, а теперь этот заработок у них пропал, и как бы мужики, лишенные подработки, не «накостыляли друзьям по шее». Пришлось незадачливым строителям уехать раньше срока.
Через несколько дней после начала учебы к Цветкову обратился его друг Валерий:
— Володя, вчера ехал к родственникам в метро и на станции «Парк Победы» девушку встретил обалденную.
— Познакомился? — думая о чем-то другом, машинально спросил Цветков.
— Нет, я же тебе говорю, на метро ехал, а она на станции дежурила. Я пока вернулся, уже другая была.
— Пешком надо ходить, — резонно заключил Владимир, — тогда бы не упустил.
— Слушай, — не унимался Валерий, — давай в среду съездим найдем ее.
— Да как ты ее теперь найдешь?
— Я же говорю, она дежурит там.
В среду, получив увольнительные, друзья поехали на станцию «Парк Победы». На станции действительно дежурила симпатичная девушка в форме.
— Эта? — спросил Владимир.
— Нет, та блондинка, симпатичная была, — ответил приятель.
— Какая тебе разница — блондинка, брюнетка? Смотри, тоже симпатичная. Давай с ней познакомимся.
Но Валерий наотрез отказался и, подойдя к дежурившей девушке, спросил:
— Девушка, извините, в воскресенье здесь дежурила симпатичная девушка в форме. Как ее найти?
Курсанты Валера Вальденс и Володя Цветков
Девушка внимательно осмотрела ребят и, улыбнувшись, кокетливо ответила:
— У нас все в форме работают и все симпатичные. А зачем она вам?
В разговор включился Владимир:
— Вы знаете, она очень понравилась моему другу, он хочет ее найти и познакомиться.
Девушка еще раз осмотрела ребят и сказала:
— Ладно, попробую вам помочь. Приметы скажите вашей избранницы.
— Симпатичная, в красном беретике, невысокая, да, еще блондинка.
— По таким приметам вы ее не найдете. У нас все девушки в красных беретах, все невысокие и все симпатичные.
— Валера, — вновь подключился к разговору Цветков, — напрягись, давай вспоминай приметы. Может быть, на плече или на спине родинка какая-нибудь есть?
— Так вы что, ее голую видели? — всплеснув руками, воскликнула девушка.
— Нет, только мечтаем, — уточнил Владимир.
— Да вы нахалы, — обиделась дежурная по станции. — Не буду вам помогать.
— Девушка, извините, это он такой нахал, а я действительно хочу девушку найти, — произнес Валера.
Девушка покачала головой и произнесла:
— Ладно уж. Заболталась я с вами, а мне надо за безопасностью наблюдать. В общем, приходите в субботу, я постараюсь узнать. В какое время вы видели девушку в воскресенье?
Друзья уточнили время, в которое Валера пересекался с понравившейся ему работницей метрополитена, договорились, в какое время им подойти в субботу, и пошли по своим увольнительским делам.
Дежурная свое обещание выполнила, и понравившаяся Валерию девушка была найдена.
На третьем курсе начались практические занятия по водолазной подготовке, ведь каждый подводник должен знать, как спастись в случае аварии. Все подлодки разделены на отсеки. Обычно три отсека — носовой, центральный и кормовой — являются отсеками живучести. Это значит, что эти отсеки при аварии подлодки становятся убежищами для моряков. Переборки с наружной стороны в отсеках живучести рассчитаны на большее давление, чем изнутри. В этих отсеках располагаются средства выхода подводников на поверхность моря: торпедные аппараты, шлюзовые люки и камеры. На атомных лодках установлены всплывающие спасательные камеры.
Интересна история появления и развития аварийно-спасательной службы на море. В XVII веке в Московском государстве была официально зарегистрирована профессия водолаза. Основными задачами водолазов в то время были обследование фарватеров, осмотр и ремонт подводных сооружений в портах, подъем затонувших предметов, а также поиск затонувших сокровищ и добыча жемчуга. Погружались древние водолазы не более чем на двадцать метров.
Развитие судостроения и судоходства при Петре Первом в корне изменило взгляды на использование водолазов. В 1719 году изобретатель из подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил первое автономное водолазное снаряжение. Он же представил проект подводной лодки, названной им «потаенное судно». Проект был одобрен Петром Первым, но, к сожалению, реализован при императоре не был из-за его смерти.
Инструктор проверяет готовность курсантов к выходу через торпедный аппарат
Спасательная служба России на водных объектах стала развиваться намного позже. Лишь 23 апреля (5 мая) 1882 года указом Его Императорского Величества Императора всея Руси Александра Третьего была создана водолазная школа в Кронштадте: «…моим Указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте водолазная школа». Сотрудники школы занимались созданием водолазного оборудования, разработкой учебных пособий. Мичманом Е. В. Колбасьевым был изобретен подводный электрический светильник, разработана схема подводной связи с водолазами. Другими преподавателями школы были созданы телефонная водолазная станция, подводный фотоаппарат и другие элементы подводной техники. Большая работа велась в области физиологии подводных погружений. Первая водолазная школа стала базовым центром развития водолазного дела. Научные и практические разработки позволили увеличить глубину погружения водолазов до 65 метров и повысить безопасность их работы.
После Великой Октябрьской социалистической революции, 17 декабря 1923 года, при Объединенном государственном управлении (ОГПУ) была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Общее руководство новой организацией осуществлял Ф. Э. Дзержинский. Этот день считается днем рождения морских спасателей. По мере развития подводного судостроения, выхода советских подводных лодок в Мировой океан развивалась и аварийно-спасательная служба страны.
Первый российский корабль-спасатель, «Коммуна»
Первым кораблем-спасателем был построенный в 1913 году катамаран[15] «Коммуна», до 1922 года носивший название «Волхов». Судно имело полное водоизмещение 3 100 тонн, длину 96 метров, ширину 18,57 метра, осадку до 3,65 метра. Высота борта составляла 8,4 метра. Корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм — 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней[16] достигала 1000 тонн. Поднимаемая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.
Первой подводной лодкой, поднятой спасателем, стала АГ-15, затонувшая летом 1917 года в Аландских шхерах. Лодка затонула при учебном погружении с открытым рубочным люком.
Спасательные работы проводились в штормовых условиях, и 16 (29) июня гинями подводная лодка была поднята. После подъема лодка была отремонтирована силами экипажа спасателя и через месяц вступила в строй. Через два месяца, 24 сентября (7 октября), была поднята с глубины 13,5 метра подлодка «Единорогъ», затонувшая после навигационной аварии. Во время Великой Отечественной войны «Коммуна» работала на ладожской «Дороге жизни». Со дна было поднято большое количество танков, тракторов, автомобилей, надводных кораблей и даже подводная лодка Щ-411, потопленная на Неве артиллерийским огнем противника.
Одновременно «коммунарцы» готовили для флота легководолазов, ремонтировали подводные лодки, надводные корабли и суда. Только в 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам.
В 1954 году легендарное судно было поставлено на капитальный ремонт. После ремонта и модернизации судно вновь приступило к спасательным работам. В конце ноября 1956 года с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята подлодка М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
Наряду с развитием аварийно-спасательной службы военно-морского флота активно развивались различные способы спасения подводников. Выход из затонувшей подводной лодки может осуществляться «сухим» и «мокрым» способами. «Сухим» способом подводники выходят с помощью спасательных средств поисково-спасательной службы флота, в составе которого имеются корабли-спасатели.
При «сухом» способе колокол со спасательного корабля спускается по тросу на подводную лодку и пристыковывается к специальной площадке вокруг люка. После стыковки откачивается вода из пространства над люком, выравнивается давление, открываются люки, и личный состав переходит из лодки в колокол. Позднее были спроектированы специальные подводные аппараты, которые подходили к подводной лодке самостоятельно. Данным способом спасение подводников может осуществляться даже с предельных глубин погружения субмарин. Позже были построены две подводные лодки-спасатели.
В 1967 году советское правительство приняло решение построить лодку-спасатель. И уже в 1972 году техническая документация для лодки «Ленок» проекта 940 была разработана. Главной особенностью подводного корабля-спасателя было наличие двух сверхмалых подводных аппаратов, способных эвакуировать подводников с глубин до 500 метров. Водолазное оборудование позволяло водолазам выполнять спасательные работы до глубины 300 метров.
Подводная лодка-спасатель «Ленок»
Лодка-спасатель подходит к аварийной подлодке, лежащей на грунте
На «Ленке» находилось разнообразное медицинское оборудование, декомпрессионные камеры, а самое главное, высококлассные специалисты-спасатели. Головная лодка-спасатель, БС-486, была построена и сдана Военно-морскому флоту в 1975 году.
При выходе с аварийной подводной лодки «мокрым» способом подводники надевают индивидуальные средства спасения, включающие водолазное белье, гидрокостюм, индивидуальный дыхательный аппарат. Выход может осуществляться через торпедные аппараты, боевую рубку и входной люк кормового отсека. Если время пребывания подводника под давлением не превышает 2 минут, а глубина — до 100 метров, то выход может производиться свободным всплытием. Если же время более 2 минут или глубина более 100 метров, то выход производится по буйрепу.
Выход с глубины должен производиться с учетом режима декомпрессии[17]. В противном случае подводник получит декомпрессионное (кессонное) заболевание. Зачастую эту болезнь называют кессонной или водолазной.
Отсеки живучести снабжены буй-вьюшками, представляющими собой катушку с намотанным буйрепом с мусингами. Перед выходом из аварийной подводной лодки отрезается необходимое количество буйрепа на буй-вьюшке, равное глубине, на которой находится аварийная подлодка, плюс 10 процентов на снос. Конец буйрепа закрепляется на специальной скобе на корпусе подводной лодки карабином, затем буй-вьюшка выпускается на поверхность моря.
Мусинги начинаются с глубины 35 метров и до 25 метров располагаются через пять метров. На 25 метрах установлен двойной мусинг, предупреждающий подводника, что далее мусинги идут через два метра. Подводник, выйдя из подводной лодки и закрепив специальный карабин на буйрепе, начинает всплытие. До 35 метров выход осуществляется свободным всплытием, скользя по тросу на карабине. С 35 метров подводник всплывает по заранее выбранному из специальной таблицы режиму декомпрессии. На каждом мусинге делается остановка на определенное время. Время рассчитывается по количеству вдохов: четырнадцать вдохов — одна минута.
На 12-метровой глубине на буйрепе установлен тройной мусинг, означающий, что при сильном волнении или шторме подводник может выждать время, соответствующее времени оставшихся остановок, и выйти свободным всплытием, отцепившись от буйрепа. После всплытия на поверхность моря подводники переключаются на дыхание из атмосферы, пристегиваются друг к другу и ждут спасателей. Безусловно, выход из затонувшей подводной лодки является сложной операцией, требующей сильной физической и психологической подготовки. Не случайно вопросам подготовки курсантов по борьбе за живучесть уделялось пристальное внимание.
В училище были прекрасные тренажеры для отработки выхода подводников из аварийной подводной лодки. Руководили обучением опытные мичмана, прослужившие на подводных лодках не один год. Конечно, первый раз залезать в торпедный аппарат жутковато, но, собрав волю в кулак, ребята выполняли все упражнения.
На всем протяжении службы на подводных лодках подводникам приходится ежегодно проходить подготовку по живучести. Каждый раз перед заползанием в торпедный аппарат всех членов экипажа охватывает волнение.
Выход подводника через торпедный аппарат
Занятия по водолазной подготовке пробудили у ребят желание заняться подводным спортом. В Ленинграде как раз открылась первая спортивная секция по легководолазной подготовке, «Нептун». В училище в то время еще аквалангистов не обучали. Вальденс, Васильев, Карпенко и Цветков немедленно разыскали подводный клуб и записались в него. Однако занятия проходили по вечерам в будние дни, а третьекурсников отпускали в увольнение в выходные и в среду — конечно, если курсант не имел задолженностей по учебе. Пришлось обратиться к командиру роты капитан-лейтенанту Александру Егоровичу Антипину. Ротный написал рапорт начальнику училища. Вице-адмирал разрешил посещать занятия, но с условием, что это не отразится на учебе. Так четверка будущих минеров еще обрела возможность стать аквалангистами. Через год друзья получили удостоверения легководолазов. Кстати, для Толи Карпенко это определило его дальнейшую службу, он стал служить в подводном спецназе и дослужился до командира части морских диверсантов.
12 апреля 1970 года все курсанты училища были собраны в клубе. Выступал начальник училища вице-адмирал П. И. Парамошкин. Речь шла об учебе, воинской дисциплине, стоящих перед учебным заведением задачах. В середине доклада дежурный по училищу подошел к адмиралу и передал ему какую-то записку. Павел Иванович внимательно прочитал и произнес:
— Товарищи офицеры, мичманы и курсанты! Сегодня ночью в Атлантике погибла атомная подводная лодка К-8. Прошу всех встать и почтить память погибших героев.
Это была вторая подводная лодка, с гибелью которой столкнулись курсанты. Еще свежи были в памяти ребят похороны погибших подводников с дизельной лодки С-80 в губе Оленьей. И вот — новая трагедия. Считалась очень маловероятной гибель лодки из надводного положения, но вот К-8 развеяла этот миф. На кафедре теории устройства и живучести подводной лодки стали пересматривать вопросы управления аварийным кораблем, ведения борьбы за живучесть.
Борьба за живучесть подводной лодки стала неотъемлемой частью жизни будущих подводников. На всех соединениях подводных лодок были учебно-тренировочные станции, на которых экипажи отрабатывали выход из затонувшей субмарины через боевую рубку, торпедный аппарат, учились тушить пожары в условиях большой задымленности, стесненности.
В Полярном роль УТС выполняла подводная лодка К-21. В годы Великой Отечественной войны прославленная подлодка совершила 12 боевых походов. В июне 1942 года «Двадцать первая» под командованием капитана 3-го ранга Н. А. Лунина была развернута для прикрытия союзного конвоя PQ-17, следующего из Великобритании в Советский Союз с военными грузами. Через несколько дней командир К-21 получил радиограмму, в которой сообщалось, что на перехват конвоя движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер».
Линкор «Тирпиц» был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Свое название корабль получил в честь основателя германского флота гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица. В 1942 году корабль был направлен в северные моря для уничтожения арктических конвоев союзников по антигитлеровской коалиции. В активных боевых действиях линкор участия не принимал из-за опасения немецкого командования потерять столь дорогой корабль. К тому же в Германии отсутствовали авианосцы, так что воздушного прикрытия своих сил в морях немцы не имели. Но даже присутствие «Тирпица» в арктических морях наводило ужас на британские военно-морские силы.
Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» был старше «Тирпица» на шесть лет. Первоначально корабль относился к классу броненосцев, но перед войной его официально перевели в класс тяжелых крейсеров. Корабль имел мощное вооружение. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями. Кроме этого на крейсере было установлено восемь 150-мм орудий, а также зенитная артиллерия.
Прикрытие эскадры осуществлял тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и несколько эсминцев проекта 1936. Корабли ходили противолодочным зигзагом, в воздухе над ними находились немецкие гидросамолеты типа Arado Ar 196.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать немецкую эскадру. В качестве главной цели был выбран линкор «Тирпиц». Прорвав охранение эсминцев, лодка с дистанции 18 кабельтовых произвела четырехторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по главной цели.
Через несколько секунд на лодке было слышно два взрыва.
До настоящего времени точно не известно, попали торпеды в линкор или взорвались при ударе о грунт, но вся немецкая армада убралась восвояси.
За годы войны К-21 произвела 10 торпедных атак, 2 артиллерийские атаки и 6 минных постановок. Было уничтожено 17 фашистских транспортов и боевых кораблей. В послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение еще трех мотоботов.
После войны К-21 обеспечивала боевую подготовку подводников Полярного, участвовала в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля, затем служила учебно-тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. В 1983 году легендарная подводная лодка была переоборудована в Музей боевой славы Северного флота и поставлена в Североморске. В настоящее время Краснознаменная подводная лодка К-21 является филиалом Военно-морского музея Северного флота.
Легендарная подводная лодка К-21 — музей в Североморске
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание морем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
12
Шестивесельный ял — мореходная шлюпка с шестью вальковыми веслами. Длина — 6 м 11 см, ширина — 1 м 83 см, высота от киля до планширя — 78 см, масса — около 600–650 кг. На каждой банке шестерки сидят по два гребца. Имеется парусное вооружение: разрезной фок, площадь паруса — 18,32 м2. Используется на современных боевых кораблях для обучения личного состава морской практике, связи с другими кораблями и берегом, перевозке малых грузов и спортивных целей.