Через годы, страны и моря. Книга 9

Владимир Хардиков

Эта книга, вероятно, является завершающей в серии «Район плавания от Арктики до Антарктики».Серия относится к торговому флоту Советского Союза начиная с послевоенного периода и заканчивая российскими реалиями вплоть до десятых годов современности. В книгах, наряду с повседневной деятельностью, описываются события ранее не известные не только широкому кругу читателей, но даже профессионалам, во всей правдивой наготе, без лоска, ретуши и присущей советской манере замалчивания.

Оглавление

Алексей Константинович Толстой

© Владимир Хардиков, 2023

ISBN 978-5-0060-6091-3 (т. 9)

ISBN 978-5-4498-8644-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пролог

Друзья!

Перед вами еще одна книга о моряках и море в их большом разнообразии, где трагические события уживаются с поистине курортным плаванием в различных уголках Мирового океана и с небольшими отрезками времени, когда мореплаватели находятся на земной тверди в течение своих отпусков.

К глубокому сожалению, катастрофические происшествия или кораблекрушения хоть и редки, но в некоторой степени неизбежны. Зачастую они случаются на пустом месте, словно по шекспировской пьесе: «Много шума из ничего». Но приносят они не только шум, а человеческие жертвы и громадный материальный ущерб, измеряющийся многими миллионами долларов. Как их избежать? Наверное, полностью невозможно, но минимизировать до пределов возможного крайне необходимо. А для этого в первую очередь обязательно нужно знать предтечу каждого происшествия, со всеми подробностями только еще зарождавшегося несчастья.

Бывает порой, в судовой команде разыгрываются самые настоящие трагедии, будто по тому же Шекспиру, с самыми настоящими убийствами, чуть ли не двойными, как в «Ромео и Джульетте» или в «Отелло».

Шторма в самых опасных частях Мирового океана исправно берут свою жертвенную квоту, природные катаклизмы ничуть не смягчили свой злобный нрав, хотя современным судам, казалось бы, море нипочем. Но не тут-то было, желаемое с действительным сильно расходится. Мощная стихия не очень-то разбирается в надежности океанских транспортных средств, с нею тягаться — все равно что «школьнику драться с отборной шпаной», говоря словами Владимира Высоцкого.

Первые шаги будущие капитаны делают каждый по-своему: у кого-то сразу, что называется, «масть пошла», а у кого-то «через пень-колоду». Среди выпускников высших морских учебных заведений — как сейчас принято называть, морских университетов и академий — далеко не всем удается дойти до высшей ступени в судоводительской иерархии. Диплом капитана дальнего плавания за одни лишь красивые глаза получить не удастся, а может статься, что и получишь, но на мостике судна в капитанской должности не окажешься. Кажущаяся вначале широкой дорога к нему постепенно сужается, превращаясь в извилистую, труднопроходимую тропинку среди многочисленных опасностей. На конечной стадии стоит выбор: готов ли ты принимать на себя всю ответственность, когда за спиной никого нет и рассчитывать нужно только на себя. Тем более, что бы ни произошло, включая управленческие решения и многие неизвестные ранее «подводные камни», ты в любом случае останешься крайним.

Сменив привычную береговую обстановку, выпускники начинали морскую карьеру. Но, поработав год-другой, некоторые понимали, что это не для них, или же разрывались между семьей и морской профессией. Будучи молодым, разлуки ощущаешь очень остро, и в итоге они выбирали семью, распростившись с юношескими грезами. «Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман», — с оттенком грусти и печали изрекает бессмертные фразы еще юный Пушкин, хотя стариком так и не стал. Впрочем, написал он это стихотворение всего лишь в девятнадцатилетнем возрасте! Как иногда говорят с понятным подтекстом: «Море хорошо видеть с берега или на картинах Айвазовского». О личных приоритетах не спорят, каждый прав по собственному разумению.

Высказывания знаменитых мореплавателей о том, что море — дом родной, часто цитируемые и взятые вне контекста, хороши для молодых юнцов, которых одолевает романтика. Но они никоим образом не коррелируют с жизненными реалиями, когда на берегу тебя ждут дорогие твоему сердцу родные и близкие.

Многие все же оставались романтиками в течение всей своей трудовой деятельности, или как пел Юрий Кукин: «Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами» (в нашем случае — милями).

Ну а судьбы самих пароходов — отдельная тема, о которой уже не однажды говорилось в предыдущих очерках и рассказах.

Выражаю глубокую благодарность предоставившим свои воспоминания Сергею Викторовичу Кушнаренко, капитанам дальнего плавания Сергею Леонидовичу Пермякову, Владимиру Федоровичу Рогулину, Александру Михайловичу Стрельцову, Валентину Алексеевичу Цикунову и Александру Ильичу Евзютину.

С добрыми пожеланиями,Владимир Ильич Хардиков

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Через годы, страны и моря. Книга 9 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я