Третий путь для России и Беларуси

Владимир Федорович Тарасов, 2021

В Беларуси России сейчас в политике и экономике идет борьба, в основном, между сторонниками современной ультралиберальной западной модели развития и государственниками. Первые выступают за передачу власти в стране крупному капиталу, вторые – за что-то похожее на монархию. Но имеется и третий путь, на который указал бывший министр иностранных дел РФ Евгений Примаков еще в 2012 году, а частично реализовать ее в России пытаются партия «Новые люди» и даже лично Владимир Путин. Это национальная идея на базе объединения истинно либеральных ценностей и социальной политики, соответствующая обществу равных возможностей. Власть должна быть распределена между государственными институтами и общественным мнением. В данной книге предпринимается попытка понять, почему такая национальная идея не поддержана обществом, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, а также кто имеет право, и кто должен получить власть в России и Беларуси.

Оглавление

Введение

Еще в 2012 году бывший министр иностранных дел России Евгений Примаков заявил, что

«В России стало модным говорить о том, что нет национальной идеи, которая бы мобилизовала общество в его движении в будущее. Думаю, что такая идея есть — это объединение социально ориентированной политики и экономики с истинно либеральными ценностями, а не с неолиберальными представлениями и подходами.

Идея осталась незамеченной российской общественностью, хотя страна потихоньку движется именно в этом направлении. Не понял этой идеи тогда и я, хотя как раз в это время начал проводить журналистское расследование насчет того, почему в Беларуси и России нет национальной идеи, и что мешает странам выйти из того экономического и общественного кризиса, в котором они сейчас находятся.

Если бы я знал, что оно займет у меня столько лет, то, наверное, занялся бы чем-то другим. Но что сделано, то сделано, расследование наконец-то завершено. В его процессе я обнаружил множество неожиданных явлений.

Во-первых, оказалось, что современная экономическая теория, изложенная в учебниках, во многом не соответствует действительности, и является во многом идеологией, а не наукой.

Во-вторых, оказалось, что путь к превращению экономической теории из идеологии в науку обнаружил еще Федор Достоевский, исследовавший природу человека и ее влияние на его поведение в экономике.

И, в-третьих, выяснилось, что среди множества экономических теорий и идеологий все же имеется научная теория — то, что Евгений Примаков назвал истинно либеральными ценностями. Это одна из версий социального либерализма, представленная забытыми идеями таких ученых и политиков, в частности, как Адам Смит, Джон Локк, Джон Стюарт Милль, Франклин Рузвельт, Петр Столыпин, Петр Струве, Вильгельм Репке, Людвиг Эрхард, Евгений Примаков и др. Их идеи отчасти были реализованы в некоторых западных странах после Второй мировой войны в виде существовавших там некоторое время обществ равных возможностей и всеобщего благоденствия (в некотором приближении).

Все эти результаты журналистского расследования я описал в статьях и собрал в виде трех книг: Природа и причины российских кризисов. Белый лебедь: истинная правда в экономической теории; Воспитание власти; Свобода, власть и либерализм.

В данной книге сделан заключительный шаг: исследован вопрос о том, что и как должно произойти, чтобы идеология социального либерализма стала национальной идеей в Беларуси и России.

В первой главе книги рассмотрен вопрос о том, как обстоят дела с идеологией в Беларуси, и куда ведет страну политика Александра Лукашенко.

Во второй главе исследован имеющийся зарубежный опыт применения принципов истинного (социального) либерализма, и сделана попытка понять, как их можно использовать в Беларуси.

В третьей обсуждается сам социальный либерализм, точнее — его основные принципы, которые следует указать в Конституции. Кстати, многие принципы истинного либерализма присутствуют и в действующих конституциях Беларуси и России.

В четвертой главе сравниваются происходящие в двух странах события с исходом евреев из Египта, точнее — с появлением у них божьих законов. Это позволяет понять, что национальная идея в виде социального либерализма обществом воспринята не будет без специальных и значительных усилий и финансирования.

Пятая глава посвящена обсуждению вопроса о том, что надо делать, кто должен и может приложить такие усилия, и где взять на все это деньги.

И, наконец, в шестой главе рассматривается, как процесс формирования новой идеологии идет в России, где ситуации выглядит более перспективной, чем в Беларуси. Хотя пока люди занимаются изобретением каких-то утопических идеологий, но страна, как мне кажется, движется к тому моменту, когда мысли Евгения Примакова о национальной идее будут реализованы.

В Приложении приведены принципы истинного либерализма, которые должны стать основой для проведения реформ, изменения законодательства и даже для принятия решений обычными людьми о поведении в конкретных ситуациях, связанных с борьбой за власть, свободу и просто за свое место в жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Третий путь для России и Беларуси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я