Мышление шамана

Владимир Серкин, 2021

Особенности мышления шамана обусловлены, во многом, двумя факторами: – спецификой культуры той общности, в которой действует шаман (основные деятельности: оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, добыча рыбы и собирательство); – спецификой особой деятельности, обусловленной ролью шамана как посредника между Миром Человека и Мирами Духов, Предков и Стихий. Для описания мышления шамана сегодня не хватает языковых средств. Это естественно, так как деятельность шамана в родоплеменном обществе не является массовой и поэтому не является предметом коммуникации. Однако я старался не вводить новых терминов кроме двух, достаточно очевидных по составу: ноогенез и психотело. В тексте использованы как работы уже авторитетных авторов, так и свидетельства описания жизни и деятельности известных экстрасенсов и прогнозистов. Конечно, опирался также на свои наблюдения и на рассказы свидетелей, заслуживающих доверия. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Хохот Шамана

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

(считаю чрезвычайно важным, чтобы все это не было потеряно без возможности восстановления)

Сегодня вероятность встретить настоящего «классического» шамана, обслуживающего родоплеменную общность, исчезающе мала. И потому, что очень мало осталось таких общностей, и потому, что даже немногие остающиеся общности уже все равно не могут вести замкнутый образ жизни (товарообмен, коммуникации и т. п.). Сегодня в России все практикующие неошаманы[5] (имею в виду только настоящих, которых пока меньшинство среди большого количества эксплуатирующих тему жуликов) прошли через систему школьного и иногда вузовского образования. Соответственно, у них еще в некритичном возрасте была выстроена понятийная система мышления, отличающаяся от системного наглядного мышления шамана родоплеменной общности.

Несмотря на существующие многочисленные феноменологические описания этнографов, историков и других специалистов, практически нет психологических описаний трансцендентальной деятельности (особенно внутренней деятельности)[6] классического шамана. Восстановление (увы, не описание) этого уже сегодня необходимо является конструктивным на основе наблюдений, описаний и интервью.

Некоторые из действующих неошаманов утверждают, что школьные или даже вузовские знания мало пригодились им в шаманской практике. Но свободное владение русским языком, умение читать, писать и считать, профессиональные знания и социальная адаптация (все это очень полезно в социуме) свидетельствует о том, что их мышление и образ мира являются вполне современными.

В психологических словарях и учебниках мышление[7] определяется как процесс (опускаю общие фразы типа «высшая форма отражения») отражения обобщенного[8] и существенного[9]. Еще процесс принятия решений, процесс решения задач и т. д. Два вопроса сразу возникает к этим определениям: во-первых, отражение где? Отражение в сознании, психике, в образе мира (еще об этом поговорим). Соответственно, нужно разбираться с вопросами о том, что такое сознание, психика и образ мира.

Второй вопрос об «обобщении существенного». Для чего существенного? Об этом тоже не часто пишут, но сразу скажу — существенного для деятельности (и любой активности). К сожалению, для учебной и научной деятельности существенными являются те признаки (свойства), которые часто несущественны в практической. Этим[10] во многом можно объяснить те трудности, с которыми сталкивается выпускник учебного заведения, приступая к профессиональной деятельности.

В родоплеменных обществах — понятия и их формы (например, синкреты и комплексы) еще более формировались не для учебной и научной, а для практической деятельности. Именно деятельность структурирует сознание. В советской психологии в работах С. Л. Рубинштейна (1989) и других ученых сформулирован принцип единства сознания и деятельности[11]. Считается, что интериоризация[12] — построение структур психической деятельности идет изоморфно (подобно) структурам внешней деятельности. Структуры внешней деятельности становятся основными структурами (вращивание) структур психики. Поэтому люди, работающие много с учебными и научными понятиями, часто испытывают трудности в практической деятельности. Интериоризация деятельностей, систем (последовательных во времени и синхронных групп) деятельностей[13] и разнообразных общественных отношений есть один из ведущих механизмов построения психики и сознания.

Оглавление

Из серии: Хохот Шамана

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Система мышления классического шамана была выстроена на основе других принципов (деятельностных), чем требуются (и воспитываются) для прохождения современной (понятийной) системы образования.

6

Допускаю принципиальную возможность восстановления такого типа мышления, но уже только после сознательного «преодоления» (на новом витке спирали развития) сложившейся понятийной системы.

7

Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. (Большой психологический словарь. 2003.)

Мышление здесь описывается как направление сознания (потока сознания, фокуса сознания) на решение задачи (непосредственное решение или организация деятельности (индивидуальной или групповой) для получения результата. В отечественных и зарубежных учебниках и словарях содержательного определения мышления не дается (высшая форма отражения и пр.), но называются некоторые его важные характеристики: обобщение и выделение существенного, связь мышления с высшей нервной деятельностью и языком.

Мышление изучается как процесс отражения действительности в её существенных и обобщенных чертах в отечественной психологии на основе марксистской методологии. В зарубежных психологических подходах чаще исследуют структуру мышления (когнитивная психология), связь мышления с языком (когнитивная лингвистика) и связь мышления и процессов в мозге (нейронауки).

8

Обобщение (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид обобщения, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. (Большой психологический словарь. 2003.)

9

Существенное — это важное, ключевое для успешного выполнения деятельности. В одном и том же предмете для одной деятельности могут считаться существенными одни признаки, а для другой деятельности — совершенно другие. Например, при выборе телефона один человек выделяет существенным признаком большой размер экрана, потому что это позволит ему удобнее играть в мобильные видеоигры. Другому человеку не важен размер экрана, он считает существенным признаком цвет и материал корпуса, потому что ему хочется, чтобы телефон как аксессуар сочетался с его деловым имиджем.

10

Неосознаваемая необходимость смены наполнения понятия.

11

«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — не две в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». Большой психологический словарь. 2003.

12

От франц. Interio-risation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения символов и структур социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Интериоризация не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти.

13

В своей работе (1988) я вводил следующие определения: 1. Культура сообщества есть пространство реализуемых этим сообществом деятельностей. 2. Онтогенетическая структура культурного сообщества — последовательность реализуемых членами сообщества ведущих деятельностей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я