Придумать что-то такое, чего ещё никто не догадался придумать, и добиться признания – это возможно, если не ограничивать себя рамками шаблонного мышления. Из этой книги вы узнаете о том, как генерировать массу перспективных идей, преодолевать ограничивающие рамки, решать творческие задачи и создавать оригинальные, уникальные, неповторимые продукты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как придумать то, чего не может придумать никто. Эффективные приёмы творческого мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Творческое мышление — путь к успеху
Что такое творчество?
Творчество — это сознательная деятельность человека по созданию чего-то принципиально нового в той или иной материальной или нематериальной форме. Творчество всегда характеризует оригинальный, нестандартный подход к решению задачи или выполнению дела. Тот, кто работает только по шаблонам, по определению не занимается творческой деятельностью.
Существует 3 основных вида творчества: художественное, нехудожественное и интеллектуальное. Плюс особый вид — бизнес.
Виды творчества.
По этому критерию всех людей, профессионально занимающихся творчеством, можно разделить на три категории:
• Люди, занимающиеся художественным творчеством: художники, фотографы, дизайнеры, скульпторы, архитекторы (они создают образы).
• Люди, занимающиеся нехудожественным творчеством: музыканты, режиссёры, ювелиры, программисты, изобретатели (они создают завершённые продукты).
• Люди, занимающиеся интеллектуальным творчеством: писатели, поэты, журналисты, копирайтеры, учёные (они создают знания).
Полноценной творческой деятельностью является также своё дело (бизнес), объединяющее в себе элементы и художественного, и нехудожественного, и интеллектуального творчества.
В основе творчества лежит особое (творческое) мышление.
Творческое мышление — это такой способ мышления, при котором мы способны находить принципиально новые, уникальные, оригинальные решения возникающих задач, а также генерировать и воплощать в жизнь прорывные идеи.
Оригинальное решение может быть результатом иного осмысления известных всем фактов, особого построения фактов в новую схему или представлять собой рождение совершенно новой идеи, которая по какой-то причине никому не приходила в голову раньше.
Творческое мышление позволяет:
1. Генерировать массу перспективных идей
2. Гибко реагировать на возникающие трудности
3. Легко находить выход из любой ситуации.
Результатом творческого мышления является постоянное повышение продуктивности: благодаря творческому подходу продуктивность в любом деле должна расти, а не снижаться; если продуктивность снижается, то это показатель того, что творческое мышление не работает и нуждается в развитии.
Историческая справка
В 1950 году американский психолог Джой Пол Гилфорд заявил об отсутствии прямой связи между коэффициентом интеллекта (IQ) и творческими способностями. Он не утверждал, что интеллект и творчество несовместимы или существуют отдельно друг от друга, нет. Но доказал, что тесты на IQ не могут адекватно оценивать творческие способности и интеллектуально развитый человек вполне может не уметь проявлять творческую активность. В результате для тестирования творческих способностей сейчас используется тест Гилфорда, который вы тоже можете пройти прямо сейчас, чтобы убедиться в том, что у вас есть выдающиеся творческие способности!
Практика 1. Тест Гилфорда
Ниже приводится список простых предметов, которыми мы постоянно пользуемся. Необходимо к любому из них найти и записать все мыслимые и немыслимые способы их использования. Не только по прямому назначению, но и в самых неожиданных и фантастических ракурсах. Чем больше вариантов нестандартного использования предмета вы можете придумать, тем выше можно оценить ваши творческие способности.
Пример. Берём слово «нитка». Прямое назначение нитки — вставить её в иголку и пришить пуговицу. Но нам сейчас нужно придумать максимально большое количество необычных, креативных вариантов использования нитки. Например:
— ниткой можно обвязать коробок спичек и подвесить его над столом;
— ниткой можно привязать и закрепить шпингалет на окне, чтобы он не болтался;
— из ниток можно сделать шарик для кота;
— из ниток можно сделать красивые украшения (например, разноцветные перья, браслеты или мягкие серьги);
— если нитки порезать на небольшие части и склеить их горизонтально друг к другу, можно сделать мягкий коврик для компьютерной мышки…
И т. д. Чем больше вариантов нестандартного использования предмета — тем лучше. В идеале — не меньше 30.
Особенности творческого мышления
Творческое мышление характеризует:
1. оригинальность (умение создавать новые, необычные идеи)
2. гибкость (умение смотреть на вещи с разных точек зрения)
3. энтузиазм (желание браться за дело и доводить его до конца)
4. вдохновение (подъём внутренних сил, сопровождающий творческий процесс)
5. озарение или инсайт (внезапное, невыводимое из прошлого опыта, решение поставленной задачи или проблемы).
Особенности творческого мышления.
Основное препятствие для творческого мышления
Основным препятствием для творческого мышления является инерция, стремление придерживаться привычного. Инерция помогает экономить нервную силу, но расплачиваемся мы за это постепенным увяданием мышления. Чтобы этого не происходило, нужно отбросить усвоенный в школе примитивный алгоритм решения задач (в школе на уроках математики вы решали уравнения и как только находили ответ, сразу же переходили к следующему примеру, вместо того, чтобы решать одно и то же уравнение снова и снова, что для школьных уроков вполне логично) и воспользоваться более продуктивным алгоритмом решения задач, который подразумевает настойчивое повторение попыток найти оригинальное решение возникшей проблемы, даже если проблема, на первый взгляд, уже решена.
Люди, которые перенесли школьный алгоритм решения задач в область решения творческих задач, нередко терпят фиаско всего лишь по одной причине: получив ответ, они удовлетворяются им и перестают размышлять в этом направлении дальше. Получается, что они сами отказываются от ещё более лучших решений (второе и последующие решения могут оказаться лучше первого: они могут снизить затраты на производство, сделать товары качественнее, красивее, интереснее, удобнее в использовании и т.д.).
Чтобы этого не было, проявляйте одновременно настойчивость и гибкость в подходе к решению любой проблемы.
Методы развития творческого мышления
Развитие творческого мышления подразумевает постоянное использование скрытых резервов нашего мозга. Для этого:
— фантазируйте (создавайте мысленные пейзажи в фантазиях, преувеличивая или преуменьшая реальные размеры объектов)
— играйте в смысловые ассоциации
— рисуйте
— пишите стихи
— соединяйте новые идеи со старыми, перерабатывайте и дополняйте их
— рассматривайте любые явления с разных точек зрения
— используйте прямо противоположные концепции
— ищите необычное применение для обычных вещей
— записывайте идеи (и используйте для удобства разные цвета, когда делаете записи)
— исследуйте новые области знаний
— в ситуациях, требующих творческого подхода к их разрешению, стремитесь проявить себя по максимуму
— учитесь творческому мышлению у творческих людей.
Три основных инструмента творческого человека
1. блокнот (тетрадь)
2. ручка (карандаш)
3. мозги.
Первые два инструмента отчасти может заменить компьютер, ноутбук или смартфон. Но мозги ничто не заменит. Поэтому их придётся постоянно развивать. Или можно воспользоваться чужими мозгами, но это тема для отдельного урока.
Практика 2. Пятна Роршаха
В 1921 году швейцарский психиатр и психолог Герман Роршах опубликовал психодиагностический тест для исследования личности, получивший название «Пятна Роршаха». Суть этого теста в следующем: человеку предлагается дать собственную интерпретацию специально подготовленных чернильных клякс. Поскольку одна и та же клякса вызывает у разных людей различные ассоциации (каждый видит в кляксах только то, что есть у него в голове), то одни и те же кляксы могут использовать все и интерпретировать их совершенно оригинально.
Наша задача — не выяснять, что у вас в голове, а дать вам инструмент для развития творческих навыков. Поэтому проявите фантазию по максимуму, ищите в кляксах новые и новые интерпретации, образы, идеи.
Итак, вот несколько пятен:
Пятна Роршаха (автор рисунков: Герман Роршах, иллюстрации находятся в общественном достоянии).
Постарайтесь в каждом из них найти как можно больше различных образов, фигур, ассоциаций.
Практика 3. Занимательные аббревиатуры
Аббревиатура — это сложносокращённое слово, составленное из первых букв нескольких связанных друг с другом слов. Например, название нашей страны — Россия или Российская Федерация, — часто сокращается до аббревиатуры РФ.
Наша задача — проявить фантазию и взяв обычные слова как аббревиатуры, творчески расшифровать их. Например: берём аббревиатуру ВДВ, расшифровываем: Воздушно-десантные войска, Войска дяди Васи, Врачами движет вознаграждение, Возраст делает время, Возможно дело встало, Вероятно дама выспалась, Внуки дедушку вдохновили, Вениками дядюшке вломили, Высаживать деревья весной и т. д. Чем больше вариантов, тем лучше.
Вот список из 25 слов-аббревиатур:
Дерзайте! Ищите всё новые и новые значения, расшифровки и интерпретации!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как придумать то, чего не может придумать никто. Эффективные приёмы творческого мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других