1. книги
  2. Руководства
  3. Владимир Сергеевич Лавров

Жизнь моей мечты. Эффективная жизненная стратегия на практике

Владимир Сергеевич Лавров
Обложка книги

Книга содержит живое описание одного из многочисленных примеров того, что называется «эффективной жизненной стратегией». Рекомендуется в качестве ориентира для тех, кто хотел бы выстроить жизнь своей мечты, но не знает с чего начать.Текст был написан в 2021 году и дополнен в 2023 году.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь моей мечты. Эффективная жизненная стратегия на практике» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Общее видение

Какой жизнью я хочу жить?

Я хочу жить жизнью, в которой я как личность полностью реализован и полезен обществу, в котором живу; занимаюсь любимым делом; создаю больше пользы, чем потребляю; вкладываю в людей рядом больше, чем беру от них и стремлюсь оставить после себя что-то важное для потомков. Быть реализованным — для меня это означает, в первую очередь, заниматься любимым делом и приносить с его помощью пользу другим людям, а моё любимое дело имеет четыре грани — это:

1) заниматься исследованиями (наблюдение, изучение биографий, интервьюирование, моделирование, классификация и систематизация теоретических и практических знаний в области клинической характерологии, психотравматологии, когнитивной и семейной психологии в сочетании с практическими методами психологического взросления, облагораживания характера, оздоровления мышления и оздоровления отношений методами телесной, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, а также методами развития здоровой личной эффективности, в совокупности позволяющих осознанно выстраивать и проживать жизнь своей мечты — то есть, заниматься любимым делом в доме своей мечты, вместе с любимым человеком строить отношения своей мечты, достигать в любимом деле и в отношениях подлинного мастерства и быть при этом счастливым в союзе с любимым человеком);

2) создавать полноценную науку о психологических травмах и человеческих характерах, о влиянии психотравм и уровней эмоционального развития на характер, мышление, отношения и личную эффективность;

3) отдавать в этот мир свой опыт и знания через создание и распространение полезного психотерапевтического контента, помогающего психологически взрослеть, облагораживать свой характер, оздоравливать своё мышление и отношения, достигать успеха в разных сферах жизни. И делать это максимально профессионально (то есть, за деньги и постоянно совершенствуя своё писательское мастерство, сочетая навыки журналистики и контент-маркетинга);

4) занимаясь предыдущими тремя гранями любимого дела, генерировать и после этого делиться своим сгенерированным пониманием, счастьем и любовью с близкими людьми. Понимание, счастье и любовь можно бесконечно отдавать другим людям, ничего при этом не теряя, а только приобретая вместе с другими людьми, вместе с ними становясь ещё спокойнее и доброжелательнее, ещё счастливее, ещё наполненнее и заботливее, и в конечном итоге — ещё успешнее. С деньгами так не всегда получается. Когда отдаёшь деньги, то невольно лишаешься их (а вместе с ними часто лишаешься и спокойствия с доброжелательностью, и ощущения счастья, и желания любить, особенно если отдаёшь их по требованию, а не добровольно). А когда отдаёшь другим людям что-то из своего внутреннего богатства — свою любящую доброту, своё понимание, своё состояние спокойного и уравновешенного счастья, свою любовь, — отданное неизбежно приумножается. Вопрос только в том, умеет ли человек вообще генерировать своё внутреннее богатство, наполняться им и делиться с другими людьми, или он сам находится в дефиците и ждёт подачек от других, страдая от своей неполноценности и сводя все отношения с другими людьми к товарно-денежным. Для меня деньги — очень важное и ценное дополнение к внутреннему богатству, но не замена его.

Почему для меня это важно?

В своё время я не смог выбрать, какой аспект внутреннего богатства для меня важнее и интереснее как предмет для изучения: доброта, счастье, любовь или успех (и соответствующие им психологические явления: характер, мышление, отношения или личная эффективность). На мой взгляд все эти четыре элемента важны в равной мере и недостаток какого-то одного из них не компенсируется в полной мере остальными. Поэтому я выбрал изучать их все вместе. Кроме того, я выделяю ещё одно важное и интересное для меня явление — физическое и психическое здоровье, которое на мой взгляд включает в себя много граней: и биологическую молодость, и физическую силу, и телесную привлекательность, и психологическую гибкость, и любящую доброту, и эмоциональную зрелость, и стрессоустойчивость, и жизненную мудрость, и принятие реальности такой, какая она есть (без раздражения и недовольства собой, другими людьми и миром в целом), и красоту отношений, и умение договариваться с другими людьми без обид и проигравших, и способность зарабатывать деньги и т. д.

Изучением физического здоровья я не занимаюсь совсем, поскольку это вотчина врачей и я туда не лезу, а психику я рассматриваю в комплексе. И когда я говорю про «психологию», про «психотравматологию», про «клиническую характерологию», про «науку о психологическом взрослении», про «науку о психическом здоровье», про «науку о счастье», про «науку о любви», про «науку об успехе», я имею в виду один и тот же набор из этих четырёх взаимосвязанных элементов: характер, мышление, отношения и личная эффективность (к которым я иногда добавляю ещё два элемента — психическое здоровье и деньги). Я рассматриваю их в комплексе, как единую систему, хотя акценты можно выставить разные (например, в «науке о любви» все акценты в характере, мышлении, отношениях и личной эффективности можно сместить в сторону оздоровления отношений, а в «науке о счастье» все акценты в характере, мышлении, отношениях и личной эффективности можно сместить в сторону того, как влиять на своё психологическое состояние и становиться счастливее).

Для меня идеал гармонично развитого человека — это психически здоровый (эмоционально зрелый, осознанный, понимающий причинно-следственные связи, принимающий реальность такой, какая она есть, способный брать на себя ответственность за последствия своих решений и поступков, из чего вытекает уравновешенный доброжелательный характер, генерирующий любящую доброту и лёгкое отношение к жизни, но без расточительства своих и чужих ресурсов), и поэтому добрый (нетребовательный и отзывчивый), счастливый (имеющий гибкое конструктивное мышление, создающее здоровое отношение к себе, к другим людям, к миру в целом, к проблемам и через это отношение генерирующее внутреннее ощущение счастья, не зависящее от мнений, решений и поступков других людей) и успешный человек (систематически достигающий поставленных целей в своём любимом деле, когда сам процесс движения к целям доставляет наслаждение, а конечные результаты труда при этом приносят пользу другим людям и поэтому легко конвертируются в деньги), глубоко понимающий, «кто» он на самом деле и «что» он здесь делает, способный отличать то, что он может изменить от того, что изменить не в его власти (чтобы не тратить туда свои ресурсы), и, что очень важно, способный бескорыстно любить (то есть, способный строить с другими людьми здоровые зрелые отношения, в которых рождается и расцветает любовь). Когда какого-то одного элемента не хватает — это ломает всю систему благополучия. Как стул без одной ножки перестаёт быть устойчивым, так и наше благополучие обретает неустойчивость, теряя какой-то один важный элемент.

Из этого идеала вытекает и мой исследовательский интерес к этим темам.

Разумеется, просто исследовать и систематизировать интересующие меня области знаний, создавая новые разделы в науке о человеческой психике, мне недостаточно. Мне важно не только заниматься исследованиями, но так же последовательно внедрять результаты своих исследований на практике в своей собственной жизни и помогать другим людям делать то же самое. И я делаю это через свои статьи, книги, учебные пособия, через личное общение и через обучающий проект «ПсихоСфера» (серия практических пособий, а в перспективе возможно онлайн-университет с условно-индивидуальной пошаговой программой знакомства с самим собой и трансформации своего характера, психологического взросления, устранения психологических травм методами телесной терапии, оздоровления мышления методами когнитивно-поведенческой терапии, оздоровления отношений методами семейной терапии, а также методикой развития здоровой личной эффективности с прицелом на формирование своей индивидуальности и уникальности, на реализацию своих собственных талантов и своих индивидуальных ценностей, чтобы развиваться не через боль и ограничения, а через радость и свободу быть самим собой настоящим, последовательно открывая для себя новые грани самого себя и своего партнёра, чтобы исследовать их и двигаться ещё дальше вглубь себя и вглубь отношений, чтобы в результате легко и максимально эффективно строить жизнь и отношения своей мечты, невзирая на «родительские послания» и убеждения, которые могут этому препятствовать).

Восемь ключевых сфер жизни

Я отталкиваюсь от восьми ключевых сфер жизни, для каждой из которых я определил, что мне важно в этой сфере и какие роли я могу играть в этой сфере жизни, чтобы прийти к желаемому результату. Это сфера здоровья, сфера чувств и эмоций, сфера отношений, сфера окружения и социальных связей, сфера обучения и личностного роста, сфера самореализации и творчества, сфера работы и карьеры, сфера денег.

Окно возможностей, ведущих к жизни моей мечты: восемь ключевых сфер жизни, из которых открывается путь к идеальному конечному результату. Важно: разные пути ведут к одному и тому же идеальному конечному результату, а не к разным результатам в разных сферах жизни, как это часто пытаются сделать игроки в известную коучинговую игру с «колесом жизненного баланса», разрывая себя одновременно на восемь разных целей и в итоге иногда не достигая ничего, кроме разочарования и усталости от бесконечной суеты!

Для меня смысл работы над ключевыми сферами жизни заключается в том, что каждая сфера жизни существует не сама по себе, в отрыве от целого, а дополняет остальные сферы жизни, и поэтому делая любой шаг в любой из этих сфер, я в целом приближаюсь к одному и тому же желаемому результату. Неважно, что конкретно я сейчас делаю: занимаюсь физкультурой, готовлю тыквенный суп или карбонару, мою посуду, делаю любимой женщине расслабляющий массаж, общаюсь с единомышленниками, прохожу обучение, пишу статью, зарабатываю деньги — я в любой из этих моментов иду к одному и тому же идеальному конечному результату, который я формулирую, как жизнь моей мечты. Поэтому мне нет нужды отказываться от отношений ради карьеры. Или от здоровья ради денег. Или от обучения ради самореализации. Я могу гибко и свободно выбирать, чем я хочу заниматься именно сегодня, не беспокоясь о том, что я что-то потеряю. И что бы я не выбрал — я продолжаю движение в одну и ту же сторону. В результате появляется лёгкость и спонтанность, я могу заниматься тем, что мне хочется делать в данный момент, — и при этом я не теряю времени, продолжая двигаться к одному и тому же желаемому результату!

Одновременно с этим, я не жду результат в каком-то отдалённом будущем, а получаю его прямо сейчас. Каждым своим решением, каждым своим выбором, каждым своим действием — я прямо сейчас живу той жизнью, которой мечтаю. Потому что я привязываю желаемые результаты не к тому, что я хочу иметь или получить, а к тому, что я хочу делать, чем я хочу заниматься, как я хочу жить и что я хочу после себя оставить.

Это ключевой момент: определить, что я хочу делать, а не фокусироваться на том, что я хочу иметь. Тогда жить жизнью своей мечты становится возможным прямо сейчас. И это предпочтительнее, чем проводить жизнь в ожидании постоянно отдаляющегося и непредсказуемого светлого будущего.

Что для меня это значит? К какому идеальному конечному результату я иду?

1. У меня полное взаимопонимание и доверие с партнёром, мы вместе создаём не просто супружеский союз, но ещё и МОЗГОВОЙ ЦЕНТР (сообщество единомышленников, мыслящих в одном направлении и идущих к одной ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ, поддерживая друг друга в достижении этой цели так, как это представляли Эндрю Карнеги и Наполеон Хилл, опираясь на свои наблюдения) и вместе работаем над программой оздоровления отношений, превращая её в эффективный инструмент улучшения личной жизни — с прицелом на её использование в будущем как для супружеских пар в целом, так и отдельно для одиноких мужчин, отдельно для одиноких женщин, и отдельно для подростков. Этот пункт мне представляется самым важным с точки зрения жизни моей мечты. Даже если не реализуется в полной мере остальное, последовательно реализовывать именно этот пункт вместе с партнёром в течении жизни мне важнее всего, поскольку это влияет на реализацию ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ моей жизни (возможно с некоторыми изменениями и дополнениями, если однажды мы вместе посчитаем более важным проектом в жизни что-то другое).

2. Большую часть времени я занимаюсь исследованиями и творчеством: изучаю и систематизирую знания на стыке нескольких крупных тем — клиническая характерология, психотравматология, когнитивная психология и семейная психология в сочетании с телесной, когнитивно-поведенческой и семейной терапией, — создавая полноценную науку о психологической зрелости, о подлинном, ничем не омрачённом счастье, о природе зрелой любви и о здоровых (неневротических) методах достижения успеха; пишу на эти темы статьи и книги; создаю учебные пособия по соответствующим разделам психологии и психотерапии; создаю методологию психологического взросления и развития своей личной эффективности. Я называю эту науку «психологией личности и межличностных отношений», или, для краткости, «наукой о любви» (вообще это два разных направления в рамках одной и той же системы знаний, но в этой книге я иногда для краткости называю «наукой о любви» всё вместе — и первое, и второе; хотя при желании теорию и практику зрелой любви можно дифференцировать от теории человеческих характеров, от процессов психологического взросления, от инструментов оздоровления мышления и методов достижения успеха).

Поскольку отношения (вместе с исследованиями сферы отношений) я считаю главным проектом в своей жизни, то соответственно и систематизация знаний направлена в моём случае в первую очередь на формирование зрелого навыка любить и науку о любви. Однако это не подразумевает, что мне интересна только сфера отношений; у меня есть гипотеза, что настоящей зрелой любви невозможно научиться, не познакомившись сначала со своим настоящим характером и не приняв его особенности, психологически не повзрослев, исцелившись от детских психологических травм, и не исцелив своё мышление от деструктивных схем; соответственно в моём понимании любовь включает в себя все практические инструменты для знакомства со своим характером и его трансформации (приняв свои слабые стороны, мы, тем не менее, одновременно с этим можем развивать сильные стороны своего характера), для психологического взросления и исцеления от детским травм, для оздоровления мышления и отношений, а также инструменты для развития своей личной эффективности, которые помогают обоим партнёрам одновременно и эффективно строить отношения (то есть, легко договариваться друг с другом и решать конфликты) и эффективно работать (то есть, достигать в любимом деле желаемых результатов и конвертировать их в деньги без ущерба для своего здоровья и семейного счастья).

3. Я в той или иной форме создаю психотерапевтический контент (статьи, книги, база данных для проекта «Психологическая энциклопедия» с набором обучающих материалов для мужчин, женщин, подростков; возможно онлайн-университет, или факультет в уже существующем онлайн-университете, или канал для продвижения интересного обучающего контента), занимаюсь журналистикой, популяризацией клинической характерологии и психологии в целом, разработкой обучающих программ по «клинической характерологии», «психологии личности», «психологии взросления и личной эффективности» и, возможно, внедрением этих программ в обучение, чтобы однажды превратить онлайн-университет в университет своей мечты. В тот самый университет, в котором я сам хотел бы учиться. С подкастами-лекциями, записанными красивым дикторским голосом, который было бы приятно слушать сам по себе. И учебной структурой, в которой можно было бы получать системное психологическое дополнительное образование не выходя из своего автомобиля, не вставая со своего дивана, не покидая своей уютной кухни, во время пробежек по парку, на рабочем месте или находясь в отпуске по уходу за ребёнком. В виде приложения, в котором было бы удобно и комфортно слушать лекции, читать их тестовые варианты, общаться с однокурсниками в общем чате, проходить тесты, сдавать экзамены и получать дипломы о профессиональной переподготовке в области клинической характерологии и психотравматологии с телесной терапией; когнитивной психологии с когнитивно-поведенческой терапией; семейной психологии с семейной терапией или интегрированной психологии с упором на развитие личной эффективности и переговорных навыков (формат «доброта», формат «счастье», формат «любовь» или формат «успех», соответственно).

Одновременно, в перспективе (возможно), я занимаюсь разработкой и управлением контент-стратегией какой-либо интересной организации в социальных сетях, создавая полезные нарративы для продвижения каких-то социально значимых и полезных идей (возможно, я беру на себя весь контент-маркетинг университета/факультета/компании или частного лица, например, успешного предпринимателя или талантливого учёного, если потребности и ценности их целевой аудитории совпадают с моими интересами и компетентностью в плане тематики), или занимаюсь разработкой внутренних обучающих программ по психологии взросления, психологии отношений, психологии личной эффективности. Мне интересно и то, и другое. И то, и другое — творческая интеллектуальная работа, соответствующая моим ценностям и интересам. При условии некоторой автономии в выборе тематики и формы подачи материалов.

4. Я периодически провожу консультации и обучение по клинической характерологии, по психотравматологии, по методикам оздоровления мышления и оздоровления отношений, по основанным на них методам повышения своей личной эффективности. Созданная мной программа обучения и повышения квалификации для психологов и коучей на основе системной работы со своим характером, мышлением и отношениями в сочетании с терапевтическими инструментами и методикой развития здоровой личной эффективности, даёт измеримые результаты (в деньгах, в высвобожденном времени, в достижениях и завершённых успешных проектах, в количестве достигнутых переговорных договорённостей и решённых миром конфликтов, в удовлетворённости людей рядом) и помогает людям становиться счастливее и успешнее, учиться по-настоящему любить и быть любимыми.

Соединяя воедино основы клинической характерологии (глубокое понимание себя и людей вокруг) и психотравматологии вкупе с полноценной моделью психического здоровья (как идеальной цели, к которой можно прийти в результате терапии) и тремя практическими терапевтическими методами — телесной терапией (оздоровление характера через избавление от телесных зажимов, являющихся результатом психотравм и подавленных чувств), когнитивно-поведенческой терапией (оздоровление мышления) и семейной терапией (оздоровление отношений), я рассчитываю создать системный академический курс, который можно было бы преподавать для студентов магистратур, для слушателей курсов повышения квалификации (психологи, педагоги, социальные работники, врачи); и возможно для управленцев из корпоративного сектора, которым тоже важно уметь подбирать ключи к людям, большинство из которых в настоящее время в той или иной степени психологически травмированы, незрелы, порой безответственны и иногда недоговороспособны (а изменить это может не только психотерапевт, но и любой человек, владеющий соответствующим инструментарием и понимающий причинно-следственные связи в человеческой психике).

Как вариант, в свободное время в будущем я мог бы (но пока не уверен, что хотел бы) заниматься психопортретизмом — создавать на заказ индивидуальные психологические портреты с помощью Адаптированного (улучшенного и дополненного) опросника Марселя Пруста и серии последующих глубинных интервью, основанных на первоначальных ответах на вопросы из опросника. С индивидуальными рекомендациями по улучшению своего характера, мышления и отношений.

Стандарты моей жизни

Задумываясь над тем, какую атмосферу я хочу создавать вокруг себя, чтобы жить жизнью своей мечты, я пришёл к тому, что для создания комфортной для меня атмосферы, мне важно самому придерживаться некоторых стандартов:

1. Доброта. Позволять другим людям быть любыми, позволять им иметь любое мнение и любые убеждения, позволять им делать то, что они хотят и не требовать ничего от них (за исключением предусмотренного контрактами, трудовыми договорами и устными договорённостями). Только дружелюбно разговаривать, объяснять законы и причинно-следственные связи, раскрывать последствия тех или иных решений и с уважением принимать любое их решение, сохраняя полное уважение к их личности и дружеское расположение вне зависимости от их решений и поступков. Если мне что-то не нравится — это только моя проблема.

2. Никого не учить правильной жизни, пока другой человек (вне зависимости от пола, возраста, положения) сам не заинтересуется и не захочет об этом поговорить.

3. В общении использовать метод ненасильственного общения, стремиться к сотрудничеству со всеми людьми и к взаимной выгоде (win-win-win). Мои главные принципы в общении:

а) Равное право голоса у всех, независимо от пола, возраста и положения. То есть, любой человек в общении со мной, даже если это ребёнок, может высказать своё мнение и привести свои аргументы, я внимательно их выслушаю и приму к сведению; не обязательно поменяю своё мнение, но выслушаю аргументы и не проигнорирую мнение человека, если он хочет мне что-то сказать. Разумеется, это не относится к незнакомцам, раздающим бесплатные советы на все случаи жизни, это относится только к тем, с кем у меня есть какие-то отношения. Или к животным, которым тоже иногда важно что-то сказать и получить защиту.

б) Не занимать позицию правого. Всегда оставлять пространство для возможности изменить своё мнение, если я не прав.

в) Если что-то не нравится, говорить об этом сразу. Но не упрекать, не осуждать, не обвинять и не критиковать партнёра, говорить только о своих чувствах, ценностях и потребностях.

г) Не повышать голос — улучшать аргументы.

д) Давать советы и помогать другим людям (за исключением близких) только за деньги и только в рамках профессиональной компетентности. Разумеется, при общении, если другой человеку спрашивает моё мнение, я могу им поделиться, даже если мнение будет содержать какой-то совет. Я не запрещаю себе иметь мнение и открыто выражать его, когда меня об этом спрашивают. Но фокус внимания у меня не на том, чтобы раздавать советы и безвозмездно помогать всем, кто встречается на моём пути, а на том, чтобы делать это профессионально, за деньги и для тех, кому это действительно важно.

е) Нет токсичных людей — есть только токсичные отношения. То есть обвинить в токсичности некого, кроме как самого себя. Если в отношениях есть токсичность — значит это я сам так выстраиваю свои личные границы и отношения, что допускаю это. Работать над собой, а не обвинять других.

4. Делать только то, что нравится и/или ведёт к поставленным целям. Не делать того, что хотят другие, но мне не нравится и не ведёт меня к поставленным целям. Одновременно с этим, позволять другим людям тоже делать то, что им нравится и не делать то, что им не нравится. В целом — удерживать фокус внимания на любимом деле и браться только за те дела, которые мне интересны. Исключение — договорённости. Если я обещаю что-то сделать, я делаю (и делаю по возможности максимально качественно), даже если мне это не нравится и не интересно, но имеет какой-то смысл и ведёт к какой-то цели.

а) Каждый день писать что-то новое (для книг, статей, проектов) или редактировать уже написанное.

б) Каждый день совершать немного осознанного движения (бег, йога, потягивания, растяжки, дыхательные практики).

в) Каждый вечер — на какое-то время откладывать работу и телефон в сторону, собираться за общим столом на вечерний совместный ужин или совместные посиделки, и обсуждать прочитанное, узнанное, написанное, нарисованное, понятое, попробованное за день + если не каждый день, то хотя бы периодически, когда есть желание, устраивать вдвоём «окситоциновый час» (время, когда любимая женщина купается в ласке, прикосновениях и внимании к ней). Это не обязательно ровно час, это может быть и меньше по времени. Но это время друг для друга, без телефонов и других гаджетов, чтобы фаббинг не разрушал отношения.

После каждого общения со мной женщина должна (не в том смысле, что это её обязанность, а в том, что это мой ориентир при общении — я хочу строить каждое своё общение с ней так, чтобы в идеале получался именно этот результат) почувствовать себя немного более счастливой, чем она чувствовала себя до этого. Она должна ощутить, что я её услышал, понял и полностью на её стороне, даже если она в чём-то не права, заблуждается или ошибается. И достигать этого я считаю важным не лестью, обманом или комплиментами, а методами когнитивно-поведенческой терапии и безоценочного ненасильственного общения. Да, с женщиной на мой взгляд нужно стараться разговаривать максимально эмпатично и терапевтично, чтобы защищать её от самой себя, исцелять её раны и успокаивать её эмоциональные бури, а не порождать новые. Это одна из причин, почему мне важно развивать своё мастерство в когнитивно-поведенческой терапии, не будучи профессиональным психотерапевтом.

г) Самому готовить вкусный и полезный хлеб с разнообразной вкусной и полезной начинкой и/или бутербродной добавкой. И по возможности, стать мастером оздоровительной и омолаживающей бутербродологии. Это элемент и творческого отношения к жизни, и заботы о себе, и заботы о семье (чтобы всем было вкусно и полезно), и формирования кулинарного мастерства (которое я считаю частью семейной психотерапии, которая может быть инструментом заботы о женщине в руках мужчины, наравне с массажем, корегуляцией и душевными разговорами, во время которых женщина ощущает себя услышанной, понятой, защищённой и полностью удовлетворённой, как телесно, так и эмоционально).

5. Эффективность. Стремиться к эффективности (то есть, использовать минимум времени, денег и усилий для получения максимально качественных результатов в разных сферах жизни). Действовать с фокусом на идеальный конечный результат. Если я за что-то берусь и начинаю делать, важно сразу отвечать себе на вопрос «зачем я это делаю?» и «какой результат я хочу получить в конечном итоге?». Руководствоваться принципом «Сказал — сделал». Доводить начатое до идеального конечного результата в тех сферах, где это для меня важно.

6. Доброта не менее важна, чем эффективность. Но доброжелательность при этом не должна мешать быть эффективным в работе, а лишь отсекать насилие (например, осуждения, обвинения, непрошенные советы, требования к другим людям, не предусмотренные контрактами и договорённостями, и так далее). Доброжелательность для меня — это позволять другим людям быть самими собой; не осуждать их за то, что они несовершенны и делают ошибки; не требовать от них того, что они не могут или не хотят добровольно понимать, делать или давать; и стремиться сотрудничать с ними, а не выяснять, кто прав, кто виноват. Даже если другой человек объективно не прав — я с некоторых пор склонен принимать человека таким, какой он есть, не осуждая его (в этом месте меня иногда спрашивают, — а если человек преступник, его тоже не осуждать? Мой ответ — да, мне нет смысла его осуждать. Печально, что люди совершают преступления, но моя печаль по этому поводу не даёт мне права осуждать другого человека. Есть закон, в зависимости от тяжести своих деяний преступник получит своё наказание от людей, которые уполномочены наказывать по всей строгости закона. Требуется ли в дополнение к этому наказанию ещё и моё осуждение? На мой взгляд, не требуется. Смысл моей жизни не в том, чтобы искать во внешнем мире неправых людей и ненавидеть их за то, что они не правы, бороться против них, обвинять их и осуждать. На мой взгляд, для этого достаточно закона и правовой оценки людей в погонах, которые этот закон защищают. А я свою печаль по поводу того, как неправильно устроен мир, предпочитаю инвестировать не в конфликты с другими людьми, а в исследования, которыми я занимаюсь. Поэтому мне проще принять другого человека таким, какой он есть и сказать ему: «Да, дружище, я тебя понимаю, — угораздило же тебя оказаться в такой сложной ситуации!», чем объяснять ему, почему он неправ и требовать от него, чтобы он соответствовал моим представлениям об идеальной жизни).

Моя доброта заключается в том, что я позволяю другим людям быть собой и не требую, чтобы они предавали свои интересы ради моих. А в остальном я стараюсь быть максимально эффективным, насколько это возможно не нарушая свободу других людей оставаться самими собой и делать свой собственный выбор, неся здоровую ответственность за последствия своего выбора.

7. Каждый день становиться компетентнее, чем был вчера (в психологии в целом, и особенно в таких разделах, как клиническая характерология, психотравматология, когнитивно-поведенческая терапия и семейная терапия). Для этого важно ежедневно читать, обучаться, общаться с единомышленниками, «охотиться» на интересные сведения, размышлять и делать выводы.

8. Хюгге. Создавать и поддерживать домашний уют в стиле хюгге. Превращать дом в райский сад, в котором можно одновременно жить, работать, отдыхать и наполняться жизненной силой, как в лучшем санатории. Ключевые моменты философии хюгге, на которые я ориентируюсь — это создание уюта через специальное освещение, винтаж, пледы, подушки и т. д. + расслабленное общение в этом уюте с близкими и дорогими людьми + вкусная, собственноручно приготовленная домашняя пища + активный образ жизни без спешки и суеты + непринуждённость в одежде и внешнем виде + спонтанность и получение удовольствия от простых вещей, создающих ощущение безмятежности. Но главное во всём этом — находить время для близких и дорогих людей, чтобы в приятной и уютной атмосфере вместе наслаждаться жизнью.

Мой идеальный день

В жизни моей мечты всегда есть место для здоровой спонтанности, но в общем и целом приблизительный план моего идеального дня таков:

Утро [первый час после пробуждения]. Встаю, читаю новости мира психологии и новые сообщения, записываю свои мысли, если они появились в результате осмысления прочитанного. Потом утренняя практика для настройки на плодотворный день, 5—15 минут потягиваний и дыхательных упражнений. Вместо завтрака — немного свежих овощей, овощной салат, овощное пюре или овощное рагу с сыром или хумусом.

Первая половина дня [первые 4—5 часов после утренних практик]: любимое дело, исследования, «заточка пилы» («активная охота» на новые знания в интересующих меня темах, подготовка материалов для обучения или журналистских расследований), написание статей, книг. Не всё вместе, а чаще всего что-то одно, выбираемое спонтанно по принципу наибольшей важности в текущем моменте.

Перерыв [1,5—2 часа]: приготовление обеда под аудиокниги или лекции, обед со свежим собственноручно приготовленным полезным фасолево-нутовым, гречневым, ржаным, льняным, овсяным или цельнозерновым хлебом с овощной, сметанной, сырной (сыр + майонез + чеснок), авокадной, рыбной (из филе камбалы, запечённого в сметане с прованскими травами) или чечевичной начинкой (хлеб с чечевичной котлетой внутри). Пока мою посуду — занимаюсь самонаблюдением, практикую осознанность, тренирую внимательность и гибкость мышления, вылавливаю в себе деструктивные схемы мышления (на которые в остальное время обычно некогда обращать внимание), возможно выполняю практики когнитивно-поведенческой терапии, или просто наслаждаюсь красивой музыкой, создавая у себя внутри чувство, что время, потраченное на мытьё посуды, тратится не зря и сопряжено с получением удовольствия.

Вторая половина дня [послеобеденные 4—5 часов]: любимое дело, исследования, обучение, книги. С перерывом на 15-20-минутную физическую активность (лёгкий бег или прыжки на батуте + растяжки, элементы йоги или цигуна, омолаживающая практика «Дракон и Феникс» в сочетании с омолаживающими практиками йоги дервишей, которые в тайных суфийских братствах Средней Азии в прошлом считались «секретом вечной молодости»; такие практики несомненно замедляют старение, наполняют жизненной силой, снимают стресс и приводят психику в состояние равновесия, поэтому инвестирование времени в эти практики многократно окупается).

Вечер [финальные 3—4 часа]: приготовление ужина, семейный ужин за общим столом, где каждый может поделиться своими успехами, достижениями, неудачами, трудностями в учёбе, работе, творчестве за день (кто что нового узнал, сделал, придумал, попробовал) + «окситоциновый час» (на самом деле этот «час» может длиться и меньше часа, и больше, как захочется; он может включать в себя обнимашки, массаж, парную йогу или парные растяжки, совместные настольные или психологические игры, совместные практики по оздоровлению отношений и взрослению в отношениях; иногда совместные прогулки, взявшись за руки, с душевными разговорами; иногда совместное целенаправленное изучение друг друга через игру в «Приподними вуаль», обновляя в игровой форме «карты любви», чтобы лучше понимать друг друга, поддерживать эмоциональный контакт и углублять доверие; но чаще — душевные разговоры о жизни, сидя у камина или на кухне, попивая травяной чай, или в спальне, любуясь друг другом, или на балконе/крыше дома, наслаждаясь открывающимся красивым видом на окружающий мир и совмещая зрительное наслаждение от открывающейся красоты окружающего мира со сладостью душевного общения).

Что самое важное для меня в течении дня? На чём удерживать фокус внимания? Днём самое важное — это мой собственный результат (за день мне важно успеть написать что-то новое и стать компетентнее, чем был вчера), а вечером — это отдача в семью, вложение счастья в отношения, забота о наслаждении женщины, игры с детьми (если я успешно поработал днём, то вечером я могу уделить время любимой женщине, отдохнуть в её объятиях, выслушать её, сделать её немного счастливее, и сделать немного счастливее детей; слово «сделать» здесь, разумеется, употребляется не в прямом смысле, оно условное — «сделать» никого счастливее, чем он есть сам по себе, нельзя. Но можно создать условия, в которых счастье другого человека сможет раскрыться и расцвести, как цветок. Именно это я и имею в виду под словом «сделать счастливее»). Счастье любимой женщины (и детей, которые тоже счастливы, если счастливы родители) — это идеальный конечный результат моих вечерних усилий. Всё, что я говорю и делаю днём должно вести меня к моей самореализации и моему собственному успеху, а всё, что я говорю и делаю вечером, должно вести к счастью любимой женщины, благодаря чему я тоже становлюсь счастливее.

Именно такой в самых общих чертах мне видится жизнь моей мечты. Всё остальное — только инструменты для того, чтобы формировать такую жизнь и успешно жить её, вместе с любимым человеком наслаждаясь каждым её мгновением.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь моей мечты. Эффективная жизненная стратегия на практике» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я