Учение об иллюзиях полета. Основы авиационной делиалогии

Владимир Пономаренко, 2007

В книге представлены 172 иллюзии, возникающие у летного состава в полетах на самолетах и вертолетах. Психолого-педагогический анализ содержания иллюзий позволил их расклассифицировать по восьми параметрам: наименование иллюзии, частота встречаемости, длительность воздействия, влияние на безопасность полетов, механизмы, причины, условия, способствующие ее яркому проявлению, действия пилотов при возникновении иллюзий. Материал изложен в учебно-педагогическом ключе: виды проявления, механизмы, средства борьбы. Создан новый полноценный каталог дезориентаций в виде открытой системы для пополнения ее летным составом, методистами летного обучения. Книга рассчитана на инструкторский и летный состав, авиаспециалистов, в том числе преподавателей летных учебных заведений, авиационных врачей, психологов и эргономистов, а также участников комиссий по расследованию летных происшествий и представителей авиаадминистрации.

Оглавление

Предисловие

Эта книга предназначена для летного состава любых видов и родов авиации, методистов летного обучения, авиационных врачей и психологов, специалистов в области расследования летных происшествий, конструкторов технических средств обучения и рабочих мест экипажей летательных аппаратов, эргономистов, ученых в области психологии и психофизиологии летного труда. Впервые в авиационной физиологии, психологии создана многоаспектная, системная классификация различных уровней дезориентаций летных экипажей в полете и на земле. Этот своеобразный каталог расширяет методические возможности летчиков‐инструкторов, авиационных врачей, психологов и психофизиологов по подготовке летного состава, обеспечивает конструкторов материалами по механизмам развития иллюзорных ощущений которые можно смоделировать на тренажных средствах как в целях ознакомления с иллюзиями, так и для отработки методов их преодоления.

Представленный каталог иллюзий выполнен на высоком методическом уровне, так как построен по дидактическому принципу: определение понятий  — виды и условия проявления  — механизм возникновения  — место и время появления иллюзий  — дифференцированные признаки  — средства и способы их преодоления, контрольные вопросы и наглядно‐образные схемы. Текст изложен доступно с опорой на летный язык, данные науки по физиологии анализаторов и психологии ощущений, восприятий, представлений, синтеза и анализа при формировании образа полета. Иллюзии представлены в контексте летных упражнений, погодных условий, точки отсчета координат перемещения человека с самолетом (вертолетом), адекватной реакции анализаторных систем. В каждом виде иллюзий представлен системообразующий фактор того или иного вида дезориентации.

Ценность данной работы в том, что она максимально приближена к нуждам летного состава, дает ключ к решению методической работы, формирует убежденность летного состава в своих силах. Действительно, дезориентации в полете той или иной силы воздействия есть неизбежный фактор полета, имеющий физиологическую закономерность.

Условно говоря, иллюзия есть физиологическая норма  — ответ на воздействие факторов полета. Все дело в отражательной способности психики перевести «норму физиологическую» в потребную для деятельности норму. Вот почему учебный процесс изучения конкретных иллюзий и борьбы с ними в полете вполне способен повысить надежность летчика. При данном подходе ведущим принципом обучения выступает образ полета как регулятор психических действий по переработке, анализу и синтезу разнородных раздражителей.

Вместе с тем именно образ полета, т. е. умственное соотнесение визуальных, приборных и неинструментальных стимулов к конкретной задаче пилотирования, позволяет дифференцировать ложное событие от истинного.

Пространственная ориентировка  — это, прежде всего, самостоятельное рядоположение умственных действий с собственно процессом пилотирования. Ориентация в пространстве и времени в каждой опорной точке полета есть базовое свойство летных способностей в области интеллектуальной деятельности.

Профессиональный интеллект летчика  — это способность в случае дефицита или искажения информации формировать собственную ситуационную осведомленность на основе знаний, опыта полета, инсайта. Прогнозирование и предвидение развития будущего полетной ситуации обязательно соотносится с целью полета или его этапа.

Представленная педагогическая матрица иллюзий и есть своеобразная учебная программа по обучению и тренировке умственных действий, формирующих психический образ (умственную картинку) полетной ситуации в динамике исходя из конкретных условий полета.

Полный разбор иллюзий благодаря данной книге можно провести, исходя из конкретики учебного процесса, расклассифицировав их в компьютерных программах, снабдив наглядными схемами систем координат с характеристиками динамических сил по приоритетности провоцирования реакций дезориентации и вовлечением анализаторных систем. Данные каталога могут с успехом использоваться для составления программ компьютерного обучения с решением задач выхода из той или иной дезориентации.

В свою очередь изложенный в пособии материал устраняет социальную иллюзию о том, что дезориентация появляется в основном в приборном полете. Зачастую дезориентация появляется на этапах визуального полета в тумане, пыльных, снежных бурях, в условиях разной прозрачности атмосферы, в лунную ночь, при полетах над морем, в сумерках и т. д. Вместе с тем любое летное подразделение может обогащать учебный дидактический материал «своими иллюзиями» и обучать летный состав. Следует также ожидать, что в летной деятельности появятся принципиально новые классы иллюзий в связи с появлением вектора боковой тяги на летательных аппаратах 5‐го поколения, полетов государственной авиации на углах атаки более 70°, резких торможениях, применением оптико‐телевизионных комплексов и систем представления внекабинного пространства,.

Таким образом, данный каталог с методическими рекомендациями может стать по‐настоящему уникальной настольной книгой летчика.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я