Авторы – одни из ведущих ученых России в области авиационной и космической медицины, эргономики профессионального образования, психологии в особых условиях летного труда, восстановительной медицины. В данной книге они обосновывают приоритетные идеи и доказывают необходимость охраны здоровья летного состава. Здесь изложены материалы, касающиеся создания нового направления в здравоохранении, в авиакосмической медицине, психофизиологии, образовании, педагогическом процессе. Авторская задача представлена как системно-информационное обеспечение новыми мыслями врачей, психофизиологов, психологов, ученых и практиков, способствующих воссозданию здоровьесбережения. В книге дается обоснование научных аргументов, доказывающих необходимость реконструирования системы охраны здоровья. Не менее важной целью данной работы явилась разработка новых ориентации в исследовательской и научно-практической деятельности авиационных врачей на социальную защиту летного состава. Предложена новая парадигма сохранения здоровья для специалистов в опасной профессии с опорой на социально-экономические постулаты. Формируется методология, методы продления трудового долголетия и исполнения экономических, социальных прав на здоровье летного состава, с использованием методы восстановительной медицины. По сути, практика жизни обусловила создание теории здоровья здоровых, профессионального здоровья, теории и практики управления ресурсами здоровья. Для широкого круга врачей, психологов, реабилитологов, специалистов восстановительной медицины, научных работников, педагогов-валеологов, летчиков. Автор благодарит Е. А. Данилову за оказанную помощь
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смысл авиации 5-го поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Пономаренко В. А., Айвазян С. А., 2016
Рекомендуется к печати Президиумом Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике
Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, академика Российской академии наук, Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике А. Н. Разумова
Введение
Начать данную книгу необходимо, прежде всего, с пояснения главных мыслей этой книги: раскрытия смысла жизни, роли духа в ней и одухотворенности летного профессионализма.
Авторы мыслей, изложенных здесь, предлагают к рассмотрению внутренний мир пилота, смысл его духовной жизни через призму врачебной профессии.
Мы думаем, что этот ход не помешает читателю глубже заглянуть в Душу человека летающего, ближе познакомиться с его культурой, которая есть фундамент его безопасности.
Человеческий фактор в авиации — это не только лишь знания, навыки, умения, это еще и личность пилота, его свобода выбора, понимание того, что полет — это творческая деятельность, овеянная высокой нравственной культурой, нацеленная на успешное выполнение полетного задания, защиту благополучия пассажиров и их веры в экипаж.
С этой целью остановимся на духовных и личностных ценностях пилотов. К ним мы относим жизненную стойкость, принятие полета как важной части жизни, несущей в себе любовь к людям и профессии, свободу, красоту и радость, которую не дает пребывание на земле.
Многие психологи считают, что профессионализм должен одухотворять человека летающего, защищать его право на субъектность, самодостаточность, инициативность, право на альтернативный выбор решения в экстремальной обстановке. Воспитательная работа должна, прежде всего, нацеливаться на сохранение и развитие корпоративности. Корпоративность формирует не столько потребительские ценности, сколько нравственные. В частности, это выражается в презрении к лживости, подлости, трусости, хвастовству. Корпоративность поощряет уважение к мастерам летного дела, одобрению успехов товарищей и помощи им при неудачах. Главная же ее задача сводится к формированию профессионально-личностных ценностей, таких как:
— отсутствие боязни взять ответственность на себя, особенно у КВС[1];
— самодостаточность, воля, опирающаяся на интеллект, и интуицию, а не на личные амбиции, позволяющая превозмогать трудные жизненные ситуации на земле и в воздухе;
— психологическая готовность к осознанному риску, выбору альтернативных решений, диктуемых конкретной летной или социальной ситуацией. Риск, как решение — это не только оперативное действие, но и поступок, обогащающий профессиональную и человеческую сторону личности. Риск — это умственный прогноз и оценка возможных последствий.
Наука только начинает изучать «второе Я» летчика, его способность к восприятию информации, принятию решений во временные отрезки в рамках 0,1–0,3 с, недоступные обычному человеку.
Назрела необходимость провести педагогический и методологический анализ состояния профессионального здоровья и индивидуально-психологических особенностей нового поколения летчиков, состояние образовательной системы и духовную жизнь пилотов.
Духовность человека в России всегда органически являлась частью менталитета нашего народа, образа мышления, мировоззрения православных, мыслящих, русских людей.
Известный русский философ Иван Ильин писал: «человеческая духовность и вырастающая из нее внутренняя и внешняя культура создает высший смысл, честь и достоинство человека».
Именно духовность определяет психическую деятельность, позволяет отличать добро от зла. Для летчика же важно самое то, что она делает из человека самодостаточную и самобытную личность.
Практически же, профессиональная духовность летчика представлена в его любви к небу. Это особое психическое состояние, в котором в процессе полета сильнее ощущается причастность к Вселенной.
Ранее пилоты не писали о своих чувствах, все вкладывалось лишь в несколько слов: долг, должен, но понимание того, что «Долг» порождается совестью человека, одухотворяется ответственностью. Чувство должно удерживаться смыслом профессии и ее мотивом.
Медицина же прежде всего изучает влияние перегрузок, гипоксии, перепадов давления, вибрации, шумы и проч. Все это необходимо для обеспечения безопасности полета, но нельзя забывать, что в полете есть еще и своя духовная часть.
Для убедительности будут процитированы несколько летчиков:
«Полеты давали ощущение вечности, более того приобщения к вечности бытия, от этого захватывало дух».
«Духовность в полете проявлялась как приобщение к свободе, познанию нового, я бы сказал, для моей души, даже где-то к вечности».
Известный летчик, Начальник Управления БП Центральной инспекции БП МО генерал Рыжов писал: «Авиация хотя и не Божий Храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла».
Другой летчик-командир пишет: «В небе получил духовную закалку, которая помогла сформировать позицию совестливости».
Комдив стратегической авиации формулирует нравственный постулат: «У людей, рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло».
Что ни говори, но эта духовность, как и Бог — есть Любовь.
У летчика в наибольшей степени, по сравнению со множеством других профессий, проявляется склонность к возведению любви и духовности полета к статусу высшего смысла жизни.
Летчик-инспектор по безопасности полета бывшего ПВО, казалось бы, столь официальный контролер, раскрывая свою душу, пишет:
У пилота Душа не живет без Полета,
Это путь через небо на землю, с Земли.
Очищенье-мечта-наслажденье-работа,
Память птицы в крови ввысь подняться велит.
С чего начинается профессиональная культура летчика? С проявления доверия к летчику со стороны руководителей, членов экипажа и пассажиров, его готовности сохранить чужую и свою жизнь. Качество ценить доверие переходит таким образом в одну из основополагающих черт пилотов — ответственность, которая есть в первую очередь духовное свойство, и лишь потом — юридическое. Для того, чтобы пояснить это, следует сказать, что у человека есть внешнее проявление своего «Я», у летчика это в основном профессионализм, и внутренняя его сторона.
Проявления этой внутренней стороны включают в себя самооценку, самоконтроль, что напрямую связано с осознанием и использованием права на риск. С позиции профилактики безопасности полетов смеем утверждать: повышение профессионализма возможно только в условиях увеличивающейся опасности, а потому воля, интеллект и самодостаточность являются одними из самых важных профессиональных качеств, ибо риск в полете имеет и образовательное значение, проявляющееся в прогнозировании и использовании нестандартных методик при их целесообразности. Следует сказать, что даже при осознанном риске следует знать меру, для чего требуется не только ум и воля, но и духовная культура, чтобы уметь ставить себе ограничения. Это достигается в процессе обретения личного опыта, повышения, профессионализма и созревания личности.
Процитируем мысли шести различных пилотов. Этот психологический феномен мы называем: «понимать друг друга в духе».
«В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать даже самому себе».
«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».
«Познав свободу как ответственность перед собой стал постоянно стремиться к духовному развитию».
«Небо чистит нутро. И лишь одно чувство живет в сознании — это знак свободы, подаренной небом».
«Полет — это проявление жизни неба во мне».
«Вера в дух помогает мне идти по жизни, определила смысл жизни — жить для других».
Эти цитаты приводятся для подтверждения следующего факта: человек в небе становится другим. С нашей точки зрения, на занятиях или в учебниках для пилотов должны быть изложены их основные ценности. Нам пора прекратить подражать ценностям западного мира. Их система ценностей основывается на суперорганизованности, индивидуализме, максимальной комфортности. Мы же должны возвратиться к миру православно-нравственному, т. е. базовому, который формируется совестью, добродетельностью, благодатью, ответственностью и жертвенностью. К этим убеждениям я пришел при помощи опыта летно-научной работы не столько с самолетом, сколько с летным составом.
Вот ответ на вопрос, чем тебя привлекает небо:
— стремлением соприкоснуться с чудом;
— вдохновением от работы, так как полет — это творчество;
— чувством единства с миром;
— полет приносит новые ощущения, которые нельзя испытать на земле.
Прислушаемся к мнению летчика-испытателя, доктора технических наук, профессора В. Е. Овчарова.
«В профессии летчика не раз и не два бывает нужно озарение духа, полная мобилизация душевных и физических сил».
Летчики заслужили, чтобы их понимали и с духовной стороны. Ибо сейчас падает духовность по причине исчезновения мотивации к полету, т. е. его смысла. Это надпрофессиональное явление находится не только в компетенции авиакомпаний, но и в нашей компетенции.
Мы ведь из производственной деятельности практически исключили духовную подготовку пилотов.
А наши летчики все же живут небом.
Послушайте, пожалуйста, своих братьев.
«Познав невидимые на земле грани красоты природы, осознав свободу как ответственность пере собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию» (Григорьев).
«Полет — всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего, нравственному, ибо развивает духовное восприятие неба как живого» (Попов).
Мы не привыкли употреблять слова «нравственность, дух», считая их не относящимися к профессиональной деятельности. А вот что пишут летчики:
«Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее» (Селиванов).
«Уверен, что великое признание есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, есть единение всех душ, живущих в нас» (Синицын).
Так что же такое духовность?
Духовность — это способность к добродетельной жизни. Она, духовность, помогает человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.
Духовность — это опыт, данный нам в чувственных переживаниях с активацией не только сознания, но и подсознания и интуиции. Духовность летчика есть реальность, представленная в его жизненном и профессиональном опыте. Именно из своего опыта в небе следует формировать технологию познания своего «Я», второго «Я», самокритичность в оценке своих поступков, воспитание воли как ограничителя своей свободы. Именно осознание своего второго «Я» — это глубокое путь к пониманию своих возможностей и способностей.
Образование является и будет являться социальной деятельностью.
При обучении и формировании профессионально важных качеств, порождающих летные способности, важно изучить психологию личности, ее мотивы, смысл и цель жизни, ценности, нравственные ориентации, характер, темперамент, волю, интеллект, самооценку как человека и специалиста, уровень коммуникабельности. В данном случае методология образования в области психофизиологических, социальных знаний применительно к программе обучения в системе CRM должна исходить из того, какого именно профессионала мы хотим подготовить, или какой нам нужен специалист? Твердо усвоивший регламент летного труда, дисциплинированный, организованный, ведущим качеством которого является исполнительность, или нам нужен профессионал, обладающий дополнительно к перечисленным свойствам творческим мышлением, задатками управленца, выраженными коммуникативными свойствами, ориентированный на достижение высшего результата, психологически готовый взять ответственность на себя, умеющий грамотно пользоваться своей свободой, обладающий организаторскими способностями, умением руководить и методически грамотно управлять людьми? И главное — его отношение к профессии, выраженное в вопросе: Кто управляет экипажем, самолетом, полетом, обстановкой на борту, в кабине: КВС или компьютер? Кто отвечает за результат: он или автоматика? Кому доверяют свои жизни пассажиры: электронному роботу или КВС?
Для педагогов главная задача — методически подбирать и моделировать такие игровые ситуации, где при их решении будут обязательно востребованы профессионально важные для летной профессии не только знания алгоритма профессиограмы летных заданий в полете, но и знания о своих психофизиологических возможностях и, что главное, ограничениях.
Наш научный и экспериментальный опыт показал, что 40–60 % случаев летных инцидентов, в том числе и тяжелых, происходят из-за того, что человек толком не знает свой организм и психику, идет на риск, не прогнозируя последствия. Сегодня знания о самолете относятся к знанию о себе в пропорции 7:1. Поэтому психологическое обучение должно формировать не только человеческий ресурс, но и потенциал личности человека летающего!
Если исходить из гуманитарных принципов обучения, то они в некотором роде отличаются от предметного обучения, ибо предмет обучения имеет конкретную целевую программу — повысить летную квалификацию конкретной кабинной профессии. А если исходить из их духовной концепции, то вначале надо познать, что такое пилот и, главное, его проникновение в смысл своей профессии, нравственную сущность свободы и собственного мира.
Летный профессионализм применительно к полету — это, прежде всего, умение управлять собой, а затем и уровень овладения профессией, умение пилотировать самолет. Для этого надо иметь знания о себе, о своей физиологии, своих возможностях и ограничениях. Знать законы профессиональных действий в виде движения, восприятия и переработки информации, принятия решений, эмоциональных проявлениях. Понимать значимость чувства полета и самолета, образа полета при ориентации в пространстве. Законы поведения в стрессовых ситуациях, в групповой деятельности, знания о роли мотивации при достижении результата с использованием воли и интеллекта.
Что касается человека летающего, то здесь все индивидуально и многомерно. Он одновременно строг к себе и добр к другим. Он исполнитель и творец, он организован и раскрепощен, ограничен регламентом, но свободен в выборе, осторожен и смел. Одновременно хитер, агрессивен и мягок, грешен и безгрешен, верующий или атеист.
Авиация не терпит суеты и злости. Хрупкость жизни в полете заставляет понимать и уважать ее смысл. Главное назначение авиации — творить добро живущим на Земле, не боясь взять на себя ответственность за чужую жизнь.
Вглядимся во внутренний мир таких людей. Цитирую летчиков:
«Авиация — моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и обостряет способность различать добро и зло. В полете отчетливо видно, кто ты, кто он и кто чего стоит».
«Полет — это всегда стимул к самосовершенствованию. Прежде всего, нравственного, ибо развивает духовное восприятие неба — как живого».
«Авиация развила чувство собственного достоинства, независимость, чувство товарищества, спаянного единой целью, но с индивидуальным стилем ее достижения».
«В моем понимании авиация сродни религии при мировосприятии. Полеты повышают планку в оценке людей, обостряют чувство справедливости и делают более четкую грань между добром и злом, начинаешь понимать изнутри человеческие слабости, становишься терпимее и одновременно жестче относишься к непорядочности…»
Человек чувствует глубокое ощущение свободы, которое намного сильнее чем обычно раскрывает его внутренний мир. Еще послушаем летчиков:
«Летная работа порождает этических проблем не меньше, чем профессиональных. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии. Человек отвечает за свои поступки САМ и немедленно, публично…» (К. А. Сеньков).
«Общение с необычной природой неба, свободой перемещения в трехмерном пространстве заставила смотреть на мир другими глазами, точнее с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит…» (Н. Григорьев).
Разве в этих размышлениях мы не улавливаем огромную духовную работу над собой, над своей собранностью, смирением? Разве не чувствуем, как идет смещение акцентов анализа своей профессиональной деятельности в глубь души, в ее нравственные чувства, в духовный мир души?
В этом можно почувствовать воздействие особых факторов роста личности человека в опасной профессии. В личности летчика одухотворяются многие земные понятия, несущие просто юридический смысл. К примеру, понятие дисциплины. В полете выполняется регламентный алгоритм при исполнении действий и операций, но зачастую требуется более высокий уровня осмысления этого понятия. Оно проистекает из осознания ценности чужой и своей жизни. Мы существенно повысим безопасность полета, если не только научим, но и воспитаем наших пилотов в должном духе. Дисциплина в полете — это работа мысли, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, своих возможностей и коллег в полете. Пребывание в небе явно сподвигает к добродетельности, развитию совести, осознанию ценности жизни.
«Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию, взывая к потребности понять смысл жизни в летной профессии…» (Н. Григорьев).
«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость…» (В. Селиванов).
«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием небо хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло…» (Ю. Н. Шеффер).
В нашей педагогической деятельности мы слабо раскрываем влияние полетов на развитие чувства прекрасного.
«Полет дает новые, совершенно неожиданные ракурсы смены тени и света, игры красок на земле и в небе, где вы можете увидеть такой земной луч, который упреждает восход солнца. Где еще, как не в полете ночью, такие близкие и яркие звезды: протяни руку — и потрогаешь…» (А. Синицын).
Высшими ценностями пилотов являются их подсознательное стремление к духовно нравственной чистоте, отсутствие стремления ко греху и превращению своей профессии лишь в средство заработка, не обогащающее духовно.
Профессор
В. А. Пономаренко
Генеральный директор научно-испытательного института эргатических систем, кандидат технических наук
С. А. Айвазян
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смысл авиации 5-го поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других