1. книги
  2. Историческая литература
  3. Владимир Положенцев

Начальный свод как он есть. Поиски утерянной летописи

Владимир Положенцев
Обложка книги

«Откуда есть пошла Русская земля…» Этот вопрос всегда волновал не только русских людей, но и наших заклятых «друзей» поляков, претендовавших в Смутное время на московский престол. По одной из гипотез, во время «сидения» в Кремле в руки гетманов попала часть летописи Начального свода — основа «Повести временных лет», которую оккупанты попытались использовать не только в политических целях, но и как средство обогащения. Фамилии персонажей, за исключением исторических, вымышлены.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Начальный свод как он есть. Поиски утерянной летописи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Калики перехожие

В Нижнем Миколай полковник Струсь, в общем, жил неплохо. После того, как Москва была освобождена, а король Сигизмунд больше не предпринимал попыток пойти на Россию (это название Руси, вошедшее в обиход при Иване Грозном, укрепилось после изгнания поляков), отношение к уцелевшим пленным ляхам и литвинам изменилось. Простых гайдуков, казаков и наемников привлекали к всевозможным работам, раздарив их местной знати и торговцам, вольным землепашцам в качестве черной силы. А польским воеводам разрешили селиться в крестьянских и гостевых домах. Струсь нашел пристанище у рыбака Семена Лыкова — неразговорчивого, хмурого мужика, с огромными как кувалда, кулачищами. При этом чрезвычайно набожного. Он впускал к себе в дом перехожих каликов, богомольцев, бродивших по монастырям, которые подолгу у него оставались.

Однажды к нему пожаловали пятеро каликов, совершавших странствие на Святую Землю, к берегам Иордана. Среди них, словно «красный столб» на снегу выделялся хорошо одетый в «гуни сорочинские», не в лапти, а крепкие яловые сапоги явно зажиточный калик. Сумка у него была не из простой тряпки, а из начесанного бархата, опирался он на клюку из моржовых «зубов». Им оказался богородский помещик Федор Савельевич Жмыхов. Он тоже проявлял, как только можно свою набожность: вместе с рыбаком Данилой Лыковым пел священные песни и жития. И застрял этот отряд перехожих каликов у Лыкова на несколько недель. К польскому полковнику они относились хорошо, а с Жмыховым Струсь сошелся наиболее близко. Помещик пытался обратить поляка в православную веру и полковник делал вид, что этому не сопротивляется, а напротив даже очень рад. «Человеки мы все одинаковые, — говорил Жмыхов, — и Бог у нас один, токмо по-разному мы его себе представляем. Но есть одна, истинная православная вера, которая позволяет узреть Спасителя по-настоящему, таким как он есть». «Dobra», — отвечал поляк и так как имел хорошую память, через некоторое время даже начал подпевать Жмыхову с Лыковым.

И вот однажды полковник отвел помещика к реке и рассказал, что когда он сидел в Кремле, был его комендантом, он спрятал в подвале церкви Архангела Михаила, что в Чудовом монастыре, некие записи одного монаха. Раз калики держат свой путь через Москву, то не мог бы Федор Савельевич (поляк назвал его по имени отчеству) достать из тайника сию рукопись и доставить ему. Калики действительно собирались сделать такой большой крюк с заходом в Москву и Владимир, а потом уже идти на юг, в Палестины. Объясняли они это тем, что хотят поклониться гробам правителям Руси и русским царям. За это Струсь обещал Жмыхову хорошо заплатить, мол, кое что осталось ценного с прежних времен. Спрятано там, где никто не найдет. Возможно это блеф, посчитал помещик, но к своему величайшему удивлению, сразу согласился, даже не спросив, что это за рукопись. «Раз ты намерен приять православие, я сделаю всё для тебя, брат», — ответил помещик.

Однако он был не так прост, каким хотел казаться. Его явно заинтересовала тайная рукопись, которую спрятал поляк. Ерунду он ховать бы не стал, подумал Жмыхов. Значит, она чем-то очень ценна. Но узнать чем можно только достав её из тайника. Миколай подробно рассказал, в каком месте кладки рукопись находится, и какой камень из нее надо вынуть, чтобы её извлечь. При этом всеми святыми умолял никому о ней не говорить, даже своим каликам. «Не беспокойся, брат, — отвечал Жмыхов. — Сделаю всё как положено. А в подвал Чудова монастыря, думаю, попасть не составит труда, нас туда монахи на время, скорее всего, и определят». «Cóż z Bogiem, с Богом».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Начальный свод как он есть. Поиски утерянной летописи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я