1. книги
  2. Семейная психология
  3. Владимир Плетников

Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки

Владимир Плетников (2023)
Обложка книги

Многие в детстве читали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». А действительно ли эта сказка — для детей? А что, если она — серьезное психологическое произведение, вся глубина и мудрость которого открывается при прочтении ее под углом зрения профессионального психолога? Что, если она может быть более полезной взрослым и родителям, чем детям? Эта сказка — произведение о человеческой психике, о закономерностях ее развития. О воспитании детей, формировании самооценки. Она — о роли интроектов, неосознанных убеждений, установок, программ, которые закладываются в человека с самого детства и влияют на него в течении жизни. О личностных и профессиональных границах. И даже о манипуляциях.Обо всем этом — в эссе В. Плетникова «Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города. Анализ мудрой сказки».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Многие так или иначе знают детскую сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», — кто-то читал, кто-то смотрел мультфильм, кто-то просто слышал, что есть такая сказка.

Но эта сказка — не просто сказка. Она — глубокое психологическое произведение, содержание которого приоткрывается в эссе «Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного Города. Анализ мудрой сказки».

Кратко напомним сюжет самой сказки. Маленькая девочка Элли и ее щенок Тотошка из своего родного штата Канзас по вине урагана попадают в Волшебную страну, где живут разные удивительные народы и существа.

Элли хочет вернуться домой, а для этого ей нужно выполнить три самых заветных желания трех существ, которые ей встретятся в Волшебной стране. Тогда самый могущественный волшебник этой страны, — великий и ужасный Гудвин, который живет в Изумрудном городе, — поможет Элли и Тотошке вернуться домой. И Элли с Тотошкой направляются в Изумрудный город к Гудвину.

По пути они поочередно встречают трех существ, — огородное пугало по имени Страшила, Железного Дровосека, который когда-то был человеком, и Трусливого Льва. У них есть свои самые заветные желания: Страшила хочет получить мозги, Дровосек — сердце, Лев — смелость. Все они надеются, что великий и ужасный Гудвин исполнит их желания, и вместе с Элли и Тотошкой идут к Волшебнику.

Дорогой друзья преодолевают различные трудности, препятствия, опасности и т.п., и благодаря дружбе, взаимоподдержке, самоотверженности, находчивости, смелости, они доходят до Изумрудного города, выполняют задание Гудвина, и тот исполняет их заветные желания: Элли и Тотошка возвращаются домой, Страшила приобретает мозги, Дровосек получает сердце, Лев обретает смелость. В общем, все кончается хорошо.

На первый взгляд, эта сказка мало чем отличается от многих сказок для детей, которые содержат намек — «добрым молодцам урок»: учит «что такое хорошо, и что такое плохо»; добру, дружбе, любви, верности, взаимовыручке, борьбе со злом.

Однако, при внимательном и глубоком прочтении этой сказки под углом зрения психолога, становится понятным, что она может быть более полезной взрослым, будущим и молодым родителям, чем детям, так как в ней содержится много психологических тем.

***

Тот, кто читал сказку, конечно, знает, что персонажи сказки, — Страшила, Дровосек и Лев, — хотели получить то, что у них и так уже было. Но интересно то, по какой причине случилось так, что эти существа не понимали этого, — что они хотят получить то, что уже и так имеют? Почему они не знали (или не принимали), что эти качества у них уже есть?

А ведь это вопрос не просто сказки. Такие явления существуют и в реальной человеческой жизни. Они влияют на формирование «Я-образа» — представление человека о себе; на его самооценку, уровень притязаний, уверенность в себе, доверие или недоверие к миру, которые в итоге создают то или иное качество жизни человека.

В историях героев сказки можно увидеть и проследить, какие события в их жизни и как влияли на мотивы их поведения, формировали самооценку и личность, а через это — понять, какие причины, механизмы и закономерности действуют в реальной человеческой жизни, и как они влияют на психику ребенка, на формирование его самооценки, а в дальнейшем — и на формирование личности человека в целом. А некоторые из них могут способствовать и появлению невротических расстройств.

В сказке показаны интроекты, неосознанные убеждения, установки, программы, которые закладываются в человека с самого детства и влияют на него в течении жизни. Говорится о личностных и профессиональных границах. И даже о психологической манипуляции.

Все это показано на примере представления о себе и поведения Страшилы, Дровосека, Льва, Элли, что и делает «Волшебника Изумрудного города» глубоким психологическим произведением, которое мы рассматриваем и анализируем в нашем эссе «Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города. Анализ мудрой сказки».

Но, в то же время, это эссе не является классическим психологическим анализом героев произведения в строгом смысле слова.

Это нечто вроде иллюстрации и мостика, который мы постоянно перебрасываем от героев сказки к настоящим людям и обратно. Это позволяет объемно увидеть те психологические явления, о которых говорится в сказке, и то, как они действуют в реальной жизни; а также оценить весь психологический потенциал сказки.

Надеемся, что благодаря этому и сама сказка «Волшебник Изумрудного города», и наше скромное эссе будут полезны будущим и молодым родителям, а также тем взрослым, которые интересуются психологией и самопознанием.

*******************

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я