Они боролись с коммунизмом. Том 27

Владимир Петрович Бровко, 2020

Данная книга посвящена истории создания с помощью СССР так называемой "Объединенной арабской республики" и ее непродолжительного существования в рамках попытки распространения коммунистических идей советского толка на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Они боролись с коммунизмом. Том 27 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Проникновения социалистических и коммунистических идей в страны арабского мира: «Арабский социализм»

Итак, нам уважаемый читатель предстоит заняться изучением новой разновидности социалистического учения, основанного как мы знаем К. Марксом Ф. Энгельсом и творчески воплощенного на практике в СССР при правлении там В. Ленина и его ученика И. Сталина!

Но, прежде чем «арабский социализм» явил себя на Ближнем Востоке первоначально умы местных арабских политиков захватили так называемые идеи «Панарабизма»!

Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока.

Панарабизм зародился в начале XX века, когда большая часть Арабского мира находилась в колониальной зависимости от Османской империи, а затем — от европейских держав.

Колыбелью панарабизма стал Аравийский полуостров.

В 1916 шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими основал объединённое арабское королевство Хиджаз со столицей в Джидде, которая была поглощена Недждом и дала начало современной Саудовской Аравии.

На волне арабской солидарности проходила также борьба за независимость государств Северной Африки после окончания Второй мировой войны.

В 1958 Египет и Сирия основали даже «Объединённую Арабскую Республику», однако разногласия лидеров привели к тому, что государство не просуществовало и трёх лет.

Тем не менее «Панарабская идеология» исповедуется некоторыми политическими партиями, в частности, Баас (арабский социализм).

К наиболее выдающимся деятелям панарабского движения относятся Гамаль Абдель Насер, Хафез аль-Ассад, Саддам Хусейн, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи.

Но все же, явившейся в скорее в умах арабских политиков «Арабский социализм» значительно превосходил все плюсы панарабизма сам по себе и его движущей силой в распространении среди арабских государство выступала вторая на то время по силе мировая империя под названием СССР!

А «дружба» любого арабского государства с СССР сразу превращалась для этих бедных тогда государств в мощную политико-экономическую поддержку!

Благодаря которой (в первую очередь с помощью кредитов от СССР) правительства этих стран смогли «порешать» все основные свои насущные проблемы!

Что же касается самого «Арабского социализма» то это в чистом виде — демагогическая политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Оно (как целостное учение!) было впервые разработано и апробировано именно «советскими ученными и идеологами», а затем с помощью агентов Коминтерне и прочих через «агентов влияния» распространено среди просвещенной части арабского населения стран Ближнего Востока и Египта.

Далее на «первоначальную советскую конструкцию» — «арабской версии социализма» была наложена местная специфика и эта «идеология» стала правительственной идеологией в таких странах как Египет. Сирия, Ирак и Ливия!

И вот, что собой переставлял «арабский социализм» с учетом местной специфики:

«Арабский социализм представляет собой важное политическое течение в арабском мире, хотя его влияние со временем уменьшилось.

Пик интеллектуального и политического влияния приходится на 1950-е и 60-е гг., когда он представлял собой идеологическую основу Партии арабского возрождения Баас и, в меньшей степени, движения насеризма.

Термин «арабский социализм» был впервые введен Мишелем Афляком, одним из основателей партии Баас, для того, чтобы отличать его версию социалистической идеологии от марксистского социализма и других типов социализма, существующих как в европейских, так и других странах (КНР, СССР и др.) и подчеркнуть его аутентичность и оригинальность.

Для Афляка арабский социализм представлял собой необходимое следствие движения за арабское единство и свободу, так как лишь социалистическая система собственности и развития смогла бы преодолеть экономические последствия колониализма.

В то же время он отвергал «традиционный» марксизм с его атеизмом, интернационализмом и материализмом, столь неподходящими для арабской ситуации.

В то время как арабский социализм во многом перенял экономическую и социальную программу европейского социализма, характерные для него интеллектуальные и духовные черты наложили некоторые ограничения на его революционный потенциал: средства производства подлежат национализации, но при сохранении таких традиционных ценностей, как частная собственность и наследование собственности.

Такие примитивные общественные структуры, как феодализм, номадизм и племенной строй, религиозные различия и дискриминация женщин, должны остаться в прошлом, но не нарушая при этом социальные связи, составляющие основу арабской идентичности.

Арабский социализм часто представляется как «срединный путь» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком и как современное выражение традиционных арабских ценностей.

Арабский социализм невозможно рассматривать вне связи с антиколониальной националистической парадигмой, что проявляется также в политической и экономической доктринах его идеологии.

Например, экономическая программа арабских социалистов часто сосредотачивалась на разрушении связей с бывшими державами-поработителями, на перераспределении земли, конфискованной поселенцами или иностранными правителями и на достижении независимости в экономической сфере как средство достижения политической независимости.

Наиболее заметными экономическими успехами были земельные реформы в Египте (1952 г.), в Сирии (1963 г.) и Ираке (1970 г.), а также национализация основных отраслей промышленности и банковского сектора в этих странах. Однако в Египте и Сирии многие из этих реформ были впоследствии отменены (реприватизация). Более успешными они были в Ираке, вероятно, благодаря нефтяному богатству страны, до ирано-иракской войны в 1980 г.

Упадок «Арабского социализма»

Как искусственно созданная идеологи которую попытались пересадить насильственным путем на совершенно неприемлемые для социализма арабские общественно-политические отношения существовавшие в Египте, Сирии и Ливии начиная с 1961 г. вся эта затея или «План Кремля» по советизации арабского мира быстро провалился.

«Арабский социализм», интегрированный в арабский национализм и панарабскую идеологию, утерял многие из своих позиций после Шестидневной войны 1967 г., с Израилем. По итогам которой СССР и его союзники потерпели сокрушительное поражение! что развеяло их и так не стойкую веру, в то, что учение «Ленина» всесильно потом, что оно верно!!!

И все это сильно в глазах «арабского мира» дискредитировало Египет при правлении там президента Гамаля Абделя Насера.

Однако «Идеология арабского социализм» поддерживаемая силой диктаторских режимов, а продолжала существовать и в последующие годы, но вышеупомянутая война стала началом фундаментального пересмотра арабской политики, в чём многие видели закат эры арабского социализма.

Единственным положительным как бы результатом «арабского социализма» является «светский характер многих арабских государств».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Они боролись с коммунизмом. Том 27 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я