Московское троецарствие: Иван V, Петр I и царевна Софья

Владимир Петрович Бровко, 2019

Данная книга посвящена изучению сложного периода в российской истории, приходящегося на период начала правления царя Петра Первого. Основное внимание в этой работе автором уделено изучению вопросов, связанных с распространенной среди историков версии "о подмене молодого Петра Первого" во время совершения им поездки в составе "Великого посольства" по странам Западной Европы в 1697—1698 годах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Московское троецарствие: Иван V, Петр I и царевна Софья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Смерть царя Алексея Михайловича и борьба за его трон

Сухие исторические данные свидетельствуют, что 29 января (8 февраля) 1676 г. царь Алексей Михайлович внезапно в возрасте 46 лет скончался, а его место занял новый царь Фёдор III Алексеевич.

Далее официальные российские историки отводят новому царю Фёдору III Алексеевичу по неясным причинам в своих трудах по истории России очень мало места, и пишут о нем примерно так: царь Федор (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).

Фёдор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея, был"очень слаб и болезнен", как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской, с детства страдал «скорбутом» (цингой) (это то при том обильном царском питании и врачебном попечительстве лучших иностранных докторов?) вступил все же на царский престол в 15 лет.

И тут если вникнуть с исторические документы, то мы видим совершенно другую картину! Федор оказывается был он развит и умен не погодам, особенно в сравнении с другими детьми царя Алексея Михайловича.

И в этом главная заслуга была его учителей, среди которых самым известным был белорусский монах Симеон Полоцкий, прививший ему склонность ко всему иностранному в разрезе польской культуры

Личность Симеона Полоцкого настолько ярка и важна для понимания исторических процессов, происходивших в Московском царстве, что я далее прервав нить повествования подготовил о нем небольшую справку в виду того, что увы мало кто из вас уважаемые читатели, что либо знает об этом человеке.

"Сименон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнянович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, московский придворный астролог.

Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева.

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-х годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке.

При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся.

Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

А. С. Пушкин сообщает о том, что Симеон Полоцкий занимался астрологией при царском дворе, был придворным астрологом: «Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий (впоследствии св. ростовский митрополит) занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями.

Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра! славные его деяния и письменно утвердил, что „по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кириловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может“ и проч. (А. С. Пушкин „История Петра I“)»!

И это ответ тем российским историкам, что досих пор гадают на кофейной гуще почему царь Алексей. Михайлович назвал своего 14 сына — Петром? А как он мог его назвать, если так уже было решено на НЕБЕСАХ!!!

Так что в нашей и без того сложной и крайне запутанной истории с появлением Симеона Полоцкого появляется еще и мистическая фигура МАГА! Который своим «воспитанием» детей царя А. Михайловича увы не с подвиг их ни к дружбе и братскому взаимопониманию и в первую очередь с детьми отца от второго брака!

Но тем не менее он продолжал быть в «фаворе» у царя и в 1665 году Симеон в дополнение к вышеизложенному поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне» будущем ИванеV!

В то же время сам Симеон принимал активное участие и в тогдашней московской политике.

Так он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи.

С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел.

Школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя. Но не стало Тайного приказа, не стало и школы.

С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений:

«Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических».

В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией.

В общем как сам видит читатель у царя Федора Третьего был хороший учитель и он получил достаточный запас знаний чтобы самостоятельно разобраться с управлением Московским царством.

Сам Царь свободно говорил на Польском языке! Некоторые исследователи предполагают, что он знал латынь. Фёдор Алексеевич интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты).

Затем царь Федор женился! К свадьбе царя Фёдора Алексеевича и Агафьи Грушецкой Симеон Полоцкий и новый придворный пиит, и ученик Симеона, монах Сильвестр Медведев, сложили широковещательные оды на это «великое и радостное для всей земли Русской торжество».

Но это та желалось да не так случилось!

А тем временем пока новый царь развлекался на новой должности и радовался удачной женитьбе фактическими правителями государства были трое московских бояр: А. С. Матвеев, патриарх Иоаким и И. М. Милославский.

Единственный сын царя, наследник престола Илья Федорович, родился 11 июля 1681 года и скончался на 10-й день жизни.

Царица Агафья тоже в молодом возрасте умерла 14 июля 1681 года.

Потом был и второй брак, заключённый 15 февраля 1682 года, с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина.

Детей от этого брака, продлившегося чуть более двух месяцев, у царя не было.

Но под влиянием второй жены царь Федор по сути амнистировал А.Матвеева (бывшего"крестным отцом"новой царицы — вернув его из ссылки.

И это как показал ход дальнейших событий было опасным и неправильным решением, ибо оно в дальнейшем и явилось первопричиной всей той кровавой борьбы за власть в Московском царстве, что привела к воцарению Петра Первого!!!

Но это будет потом, а вначале как ни был царь Федор Третий как ни-ни был занят обустройством своей личной жизни, однако уже к середине 1676 года взял власть в свои руки, после чего боярин Артамон Матвеев опять был отправлен в ссылку"

По веской причине возникших в отношении него подозрений в причастности к"отравлении царя Алексея Михайловича"!

Дальнейшее царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами в Московии имевшими значения для ее усиления.

Так в 1678 году проведена общая перепись населения, в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами.

В военном деле в 1682 году отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Московское троецарствие: Иван V, Петр I и царевна Софья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я