Издательство на компьютере. Самоучитель

Владимир Молочков, 2004

Книга посвящена современным компьютерным настольным издательским системам (DTP) и цифровой допечатной подготовке документов. За основу изложения приняты последние версии наиболее популярных и актуальных программ. Для иллюстрации материала используется большое количество рисунков и практических примеров с пошаговым описанием всех команд. Рассмотрены общие вопросы, связанные как с DTP, так и с базовыми понятиями компьютерной графики в целом (ПК для DTP, шрифт, цвет и др.), а также конкретные программные средства с целью дать читателю знания, умения и навыки работы с каждым из них. Включены материал для повторения и закрепления пройденного и контрольные вопросы для самопроверки. Издание спланировано как универсальное и может быть использовано в системах дополнительного образования, для дистанционных интернет-курсов или в качестве самоучителя. Для широкого круга пользователей – студентов, преподавателей, работников типографий и рекламных агентств, профессиональных художников-дизайнеров, желающих приобщиться к настольной и оперативной полиграфии

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Издательство на компьютере. Самоучитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Предметом книги являются современные компьютерные настольные издательские системы (DeskTop Publishing System, DTP) и цифровая подготовка изданий (prepress, press, postpress). Издание спланировано как универсальное пособие для самообразования, которое может быть использовано в системах дополнительного образования, для дистанционных интернет-курсов или в качестве самоучителя. За основу изложения приняты последние версии наиболее популярных программ. Предлагаемое учебное пособие по настольному издательству будет полезно:

□ школьникам, студентам, преподавателям, знакомящимся с современными информационными графическими технологиями;

□ сотрудникам телевизионных и издательских компаний;

□ сотрудникам художественных и оформительских отделов фирм;

□ разработчикам программного обеспечения;

□ верстальщикам и другим работникам типографий и рекламных агентств;

□ профессиональным художникам, желающим приобщиться к настольной и оперативной полиграфии;

□ специалистам по дизайну.

Замечание

Термин"DTP"впервые ввел в обращение основатель фирмы Aldus Паул Брайнерд. Именно в Aldus впервые разработали технологию 0Р1, позволяющую верстальщику использовать изображения с низким разрешением, а затем подставлять на их место высококачественные иллюстрации при выводе готового макета. Компания принимала непосредственное участие в формировании стандарта PostScript, а помимо этого совместно с Microsoft разработала знаменитый формат TIFF. Кроме того, фирма Aldus положила начало немалому количеству известных графических программ: так, именно она выпустила пакет Freehand, который затем перешел фирме Macromedia, а также многие идеи, большинство из которых Adobe использовала в программе Adobe Photoshop. Одна из старейших, известных и популярных издательских систем, программа Adobe PageMaker, также не является родной разработкой фирмы Adobe. Этот программный продукт создала в 1985 году фирма Aldus.

Что содержится в книге?

Представленная вашему вниманию книга освещает вопросы, касающиеся базовых концепций не только настольных издательских систем, но и компьютерной графики вообще. Под термином «базовые» автор понимает все, что является основой для специализированных сфер применения компьютера в настольном издательстве. И хотя сегодня имеется множество книг о допечатной подготовке, большинство авторов подобных изданий предполагает, что пользователь уже хорошо знаком с терминологией и техническим материалом, т. е. базовыми знаниями по DTP. Поэтому, народу с изложением теоретического и практического материала, одной из основных задач данной книги является акцентирование внимания на разъяснении смысла основ настольного издательства.

При изложении материала за основу приняты английские названия команд, инструментов и других элементов интерфейса, которые сопровождаются русскоязычными аналогами в том виде, в каком они представлены в локализованных версиях продуктов. Для нелокализованных версий перевод англоязычных терминов дается в соответствии с устоявшейся терминологией.

Отличительной чертой книги является наличие большого числа упражнений, поясняющих порядок и особенности использования инструментов и команд рассматриваемых программ. Причем эти упражнения в большинстве случаев сами по себе несут смысловую нагрузку. Они не просто иллюстрируют применение того или иного инструмента, а предлагают методику использования этого инструмента или демонстрируют комплексное применение нескольких инструментов для получения желаемого результата.

Для иллюстрации материала используется большое количество рисунков. Пособие содержит материал для повторения и закрепления пройденного, а также контрольные вопросы.

Первая часть книги посвящена общим вопросам, связанным как с DTP, так и с базовыми понятиями компьютерной графики в целом (ПК для DTP, шрифт, цвет, печать и др.). Остальные части посвящены конкретным программам с целью решения главной задачи книги — дать читателю знания, умения и навыки работы с данным программным средством, в пределах отведенного для этой программы объема страниц.

Весь текст издания характеризуется не только простотой и доступностью изложения материала, но вместе с тем и полнотой и глубиной, что позволяет читателю уверенно овладеть изложенным в книге учебным материалом. Доступность и простота изложения материала обусловлены тем, что автор имеет значительное число публикаций, большой педагогический стаж и в настоящее время занимается преподавательской деятельностью в ПТК при Новгородском государственном университете.

Автор надеется, что книга будет весьма полезна широкому кругу пользователей программ верстки и графических программ, дизайнерам, художникам и оформителям, работающим с текстовыми документами и компьютерной графикой.

Как составлена книга?

Данное учебное пособие разбито на пять частей и состоит из тринадцати глав.

Часть I. Знакомство с настольным издательством на компьютере. Задача этой части — введение читателя в настольные издательские системы (DTP) и оперативную полиграфию, описание технологии, программных и аппаратных средств DTP.

Глава 1. Обзор программного обеспечения для дизайнера-полиграфиста.

В этой главе рассмотрены пакеты программ (software), использующиеся в профессиональной работе и допечатной подготовке: верстка многостраничных текстовых документов (QuarkXPress и др.); отрисовка логотипов и прочей векторной графики (CorelDRAW и др.); ретуширование и цветокоррекция фотоизображений (Adobe Photoshop), а также другие пакеты, использующиеся в профессиональной работе и допечатной подготовке (Adobe Acrobat Distiller, Adobe Type Manager, Adobe PostScript и т. п.). Несмотря на обилие перечисленных здесь программ, основное внимание на протяжении всей книги будет уделено издательской офисной программе MS Publisher, которая проста в освоении, но в то же время содержит весь минимальный набор инструментов, необходимый для начального знакомства с DTP. Благодаря этим качествам MS Publisher является хорошей учебной (универсальной) базой для освоения любых издательских программ.

Глава 2. Требования к компьютеру для полиграфических работ. В отличие от всех последующих глав, нацеленных в основном на изучение программного обеспечения, эта глава представляет собой введение в компьютерное «железо» (hardware). Иными словами, в ее задачу входит ознакомление дизайнера с основными элементами и периферийными устройствами современного компьютера. Рассматривается необходимая для работы комплектация ПК и периферия для DTP. Их состав и характеристики в значительной степени определяют эффективность использования компьютера для работы с графическим материалом.

Глава 3. Технологический процесс подготовки издания. В этой главе проходит знакомство читателя с этапами подготовки публикации к изданию. Это создание оригинал-макета, подготовка его к печати, а также послепечатная обработка. Все этапы можно разделить на более мелкие шаги, в результате последовательного выполнения которых в свет выходит новое издание, а именно: макетирование, подготовка текста и иллюстраций, выбор шрифтов, верстка, представление макета в сервисное бюро, печать оригинал-макета, печать в типографии всего тиража. Здесь же будет рассказано о типах бумаги, применяемой при печати, финишном оборудовании и др.

Часть II. Инструменты DTP — основные понятия и определения. В этой части описываются базовые принципы работы любой DTP на примере разработки издательской программы от фирмы Microsoft, а также введены базовые понятия, универсальные для работы с любой DTP-программой (шрифт, цвет и др.); приведены основные правила графического дизайна, рассказано об основах «правильного» сканирования изображений.

Глава 4. Иллюстрация общих принципов и методов работы в различных DTP на примере программы MS Publisher. Между различными настольными издательскими системами, на самом деле, много общего. В главе 4 рассматриваются универсальные элементы, характерные для любой DTP: параметры страницы, работа с задним планом, свойства объектов публикаций, размещение объектов публикации слоями, модульные сетки, работа с направляющими разметки, изменение цветовой схемы публикации, работа с таблицами, обтекание картинок текстом и т. п. Глава завершается примером создания открытки в издательской системе MS Publisher.

Глава 5. Работа со шрифтом и текстом. Шрифт и текст — фундаментальные понятия любой DTP. В главе поясняются такие термины, как: серифы, гарнитура, кегль, начертание, пропорции шрифта, индексы, кернинг, трекинг. В ней же приводится классификация шрифтов и рассказано о типометрических единицах и форматах шрифтовых файлов (Postscript, TrueType), а также о переводе шрифта в кривые. В параграфе о работе с текстом поясняется, что такое междусловный пробел, емкость и насыщенность шрифта, отступ первой строки (абзацный отступ), втяжка и межабзацные отбивки, базовая линия и интерлиньяж. Завершает тему материал о подключении и использовании шрифтов (работа в программе Adobe Type Manager).

Глава 6. Цветоведение. Цвет — это еще одно универсальное понятие при работе с любой графической программой на ПК. Здесь рассматриваются основные физические и физиологические аспекты восприятия цвета человеком. Физика цвета, цвет и цветовое воздействие, цветовая гармония, субъективное отношение к цвету, цветовое конструирование, цветовой круг, плашечные (простые) цвета, цветоделение (конвертация RGB/CMYK), треппинг (маскирование), цветопробы, цветовые модели (RGB, HSB, LAB, CMYK, Grayscale, Bitmap) и их охват, триадные и заказные цвета, стандартные библиотеки цветов и выбор цветов по каталогу — об этом, и не только, вы узнаете из этой главы. Подобные проблемы актуальны для специалистов разных областей, практически постоянно сталкивающихся в своей работе с цветом. Так, полиграфистам, кинематографистам, работникам телевидения и текстильной промышленности, дизайнерам, да и многим другим необходимо знать численные характеристики цветов, уметь устанавливать допуски на цветовоспроизведение, определять точность воспроизведения цвета.

Глава 7. Графический дизайн публикации. Неряшливый, неграмотный дизайн может загубить все издание. В главе рассмотрены основные конструктивные элементы дизайна, говорится о компоновке текста и графики, «золотом сечении», принципах «правильной» композиции и о многом другом. Здесь же рассмотрены практические примеры создания шрифтовой композиции и логотипа.

Глава 8. Получение цифровых изображений сканированием. Одним из важных способов получения графики является сканирование изображений. В главе рассмотрены такие вопросы, как: основы цветоведения для сканирования, растискивание, качество сканирования, разрешение сканирования, глубина цвета, динамический диапазон. В ней же описывается выбор формата выходного файла, рассмотрены оригиналы для сканирования, введены такие термины, как: «полиграфический позитив», «муар», «пространственная частота (линиатура) растра», «гистограмма» и дан пример практического сканирования в MS Publisher, рассказывается о сканировании штриховых, черно-белых и цветных изображений и рассматриваются параметры сканеров, а также приведены основные требования к сканерам для оцифровки различных оригиналов (фотографии, слайды, негативные пленки).

Часть III. Применение в DTP графических редакторов и программ верстки документов. В этой части рассказано о программных лидерах в компьютерной графике, ставших стандартами и в допечатной подготовке изданий. Основы верстки даны на примере профессиональной компьютерной издательской системы Adobe PageMaker, приведены примеры работы в этой программе.

Глава 9. Допечатная подготовка элементов растровой графики в Adobe Photoshop. Сегодня Adobe Photoshop — мировой лидер среди программ компьютерной графики и DTP. Это не только профессиональная программа для редактирования компьютерной живописи и фото, но и одна из лучших программ для создания и обработки полиграфических иллюстраций. На сегодняшний день Adobe Photoshop фактически выполняет функцию эталона, используемого для оценки качества и функциональных возможностей родственных ему программ растровой графики. В главе рассмотрены основы цветокоррекции с использованием Adobe Photoshop, фильтры Adobe Photoshop для повышения резкости изображения и для автоматической ретуши изображений, обработка муара, пыли, царапин и других дефектов оригинала, а также цветокоррекция с использованием инструментов Curves, Levels, Selective Color, Replace Color, Hue/Saturation и др.

Глава 10. Допечатная подготовка элементов векторной графики в CorelDRAW.

Среди векторных графических программ наиболее заметной является CorelDRAW — ведущий векторный редактор на платформе PC. Это мощная, интуитивно понятная программа, удовлетворяющая требованиям профессионалов и вполне пригодная для всех тех, кто только начинает знакомство с компьютерной графикой. Она одинаково хорошо подходит для разработки любого вида печатной продукции: от этикеток, научных иллюстраций, технических диаграмм и чертежей до многостраничных художественно оформленных буклетов и брошюр. Небольшое введение в векторную графику познакомит вас с ее базовыми терминами и понятиями, составляющими ядро любой современной векторной программы. Особое внимание уделено практической работе с кривыми Безье, представляющими собой основу построения любых объектов векторной графики. В главе также рассмотрены такие вопросы работы с этой программой, как текстовые блоки, переход шрифта в"кривые", рассказывается о настройке параметров цветоделения, проведении треппинга средствами CorelDRAW, затронуты проблемы, связанные с использованием прозрачности и текстурных заливок и проблемы печати контуров с низким разрешением.

Глава 11. Допечатная подготовка в Adobe PageMaker. В главе даны основные приемы работы в популярной программе верстки, являющейся «классикой жанра», рассмотрены интерфейс программы, создание нового документа, приемы работы с текстом, вставка графических изображений, использование шаблонов и другие темы, а также приведены практические примеры верстки документов.

Часть IV. Вывод оригинал-макета на печать. В этой части читатель знакомится с печатью документов на лазерном принтере, а также выводом документов на фотонаборный автомат (ФНА).

Глава 12. Физические основы и технология цветной печати. В главе поясняются такие важные термины, как разрешение растрового графического файла и линеатура печати. Рассматривается технология цветной печати на примере работы в программе MS Publisher.

Часть V. Электронные издания и программа Adobe Acrobat. В допечатной подготовке важную роль играет программа Adobe Acrobat. О ней, а также о подготовке электронных документов, здесь и пойдет речь.

Глава 13. Создание электронных PDF-публикаций. В этой главе мы поговорим об электронных изданиях, их «плюсах» и «минусах». Прочитав ее, вы узнаете, что такое PS и PDF, а также познакомитесь с комплектом программ Adobe Acrobat, так как в главе приведен обзор основных возможностей этого пакета. Для подтверждения теоретических сведений приведены практические примеры.

Приложения. Также в состав книги включен справочный материал, состоящий из глоссария и перечня рекомендуемой литературы и ресурсов Интернета.

Используемые в книге обозначения

Элементы оформления книги способствуют быстрому поиску нужной информации.

Пункты меню, кнопки на панелях инструментов и в окнах диалога, названия инструментов (т. е. все элементы интерфейса любой из описываемых в книге программ) выделены полужирным шрифтом. В том числе и названия панелей инструментов, палитр, докеров, окон диалога, вкладок и групп.

Названия клавиш пишутся в угловых скобках, например <Enter>. При одновременном нажатии нескольких клавиш записывается так называемая клавиатурная комбинация клавиш, например <Ctrl>+<Alt>+<Delete>. При этом подразумевается, что сначала нажимают и удерживают первую указанную клавишу, затем нажимают и удерживают вторую, затем третью, после чего все сразу отпускают.

Новые термины при первом их вхождении в текст выделяются курсивом.

Выражение Image Image Size (в локализованной версии программы Изображение Размер изображения) означает, что нужно выполнить соответствующую команду меню, т. е. открыть меню Image (Изображение), выбрать из него команду Image Size (Размер изображения) и выполнить ее.

Когда используется термин"перетаскивание", подразумевается удерживание нажатой кнопки мыши (обычно левой) при перемещении ее курсора.

В книге есть множество особых, бросающихся в глаза вставок. В них содержится дополнительная информация, облегчающая чтение и поиск информации.

Совет

Советы акцентируют ваше внимание на той информации, которая зачастую пропущена в документации, но может быть полезной. Иногда они могут быть даны в виде алгоритма — последовательности операций, которую нужно выполнить, чтобы получить желаемый результат.

Замечание

Замечания — это подсказки, сообщающие о том, как можно быстрее и эффективнее выполнить ту или иную работу. Некоторые из них помогут в решении типичных проблем и подскажут выход из затруднительных ситуаций.

Внимание

Предупреждения указывают на опасности, связанные с теми или иными критическими или ошибочными действиями, особенно если они могут привести к потере результатов проделанной к этому времени работы.

Новый термин

В таких вставках дается простое и доступное толкование терминов (глоссарий) по теме.

От автора

Автор будет рад учесть ваши пожелания и замечания в следующем издании книги, поэтому предложения и вопросы отправляйте на адрес электронной почты mvp@novsu.ac.ru.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Издательство на компьютере. Самоучитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я