Библейское учение о дарах Духа Святого

Владимир Ладыженский

Данная книга представляет собой библейское исследование на важную тему христианского вероучения, касающуюся даров Божьего Духа для Церкви Христовой, а также вопросов Божьего руководства в жизни верующего.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейское учение о дарах Духа Святого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дары вдохновения

1. Дар говорения на иных языках

Приступая к рассмотрению этого дара Духа Святого, в первую очередь необходимо указать на то различие между знамением иных языков и даром говорения на иных языках, которое делает для нас Священное Писание. Это необходимо потому, что отсутствие понимания этой разницы приводит многих христиан к хаосу в мышлении относительно дара иных языков и к неверному истолкованию наставлений апостола Павла, записанных в 14-й главе Первого послания коринфянам.

Итак, в Библии есть два положения относительно иных языков для Церкви Христовой:

1) знамение иных зыков;

2) дар говорения на иных языках.

Знамение иных языков даётся всем уверовавшим в Иисуса Христа при крещении Духом Святым и проявляется при молитве Духом. По Божьему определению, молиться Духом Святым со знамением иных языков должны все крещённые Духом Святым для своего назидания в вере и для созидания своего внутреннего духовного человека, рождённого от Слова Божия и Духа Святого. Об этом, в частности, написано так: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1:20—21). И ещё: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26—27). Далее, в послании коринфянам апостол Павел ещё более углубляет наше понимание о молитве Духом Святым: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода.

Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:14—15).

Итак, эти три текста из Нового Завета говорят именно о молитве духом нашим, исполненным Духа Святого на иных языках. Это поистине дивное и сверхъестественное деяние благодати Божьей настолько важно и необходимо для верующего во Христа человека, что апостолы Господни считали его первостепенным для всякого новообращённого христианина, о чём нам однозначно свидетельствуют повествования, записанные в книге «Деяния апостолов» (Деян. 8:14—17; 19:1—6).

Что же происходит во время молитвы Духом? Кратко говоря, соединяясь со Святым Духом, в это время наш возрождённый дух получает от Него способность, язык и вдохновение молиться и прославлять Бога в самой высокой степени этого понятия — так, как человек никогда не сможет молиться и прославлять своим умом (хотя молитва умом также важна и необходима). Апостол Павел в связи с этим говорит: «…кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2). Здесь речь идёт именно о молитве Духом Святым на иных языках.

Таково вкратце общее понятие о знамении иных языков, проявляющемся только во время молитвы верующего и данного только для неё. Когда же мы говорим о действии дара Духа Святого под названием «иные языки», о котором апостол Павел пишет: «все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:30), то должно быть абсолютно ясно, что здесь речь идёт не о знамении и не о молитве, потому что «говорение» — это не молитва. Под словом «говорят» в данном контексте подразумевается естественное действие сверхъестественного дарования, которое можно описать так: все молчат, а имеющий этот дар — говорит.

Итак, дар иных языков, который лучше назвать «даром говорения на иных языках», является сверхъестественным действием Святого Духа, использующего уста верующего, во время которого человек произносит слова на конкретном языке, которого он никогда не изучал, однако, вдохновляемый Духом Святым, может провозглашать определённую Самим Богом речь. Эта речь не составляется разумом человека, а исходит напрямую из его духа так же, как и при молитве на иных языках.

Во время действия дара говорения на иных языках всякий слушающий такую речь человек, если он знает данный язык, может ясно понимать всё, о чём говорится. Более того, становится очевидным то обстоятельство, что, если слушатель понимает речь на ином языке, в данном случае эта речь обращена именно к нему. Таким образом, когда мы читаем в «Деяниях апостолов» повествование о сошествии Духа Святого в день Пятидесятницы, то в свете всего, о чём говорилось выше, можем понимать, что в этот момент имело место не только знамение иных языков в молитве, но и действие даров Духа Святого — не через всех, но через некоторых, — в том числе и дара говорения на иных языках. Во время этого люди из разных стран и областей, присутствовавшие в том месте, весьма изумились, потому что слышали каждый своё наречие и понимали ясно всё, что говорилось (Деян. 2:1—11).

Итак, апостол Павел пишет: «…иному разные языки», и ещё: «…все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:10,30), подразумевая под этим совершенно очевидно, что дар говорения на иных языках, как и остальные дары Духа Святого, получают не все крещённые Духом Святым, а только те, кому их определил Господь, «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Далее, в этой же главе апостол глубже развивает эту мысль, уподобляя Церковь Христову человеческому телу, состоящему из многих членов, имеющих каждый своё конкретное назначение и определение от Самого Бога: «Но Бог расположил члены каждый в составе тела, как Ему было угодно». И ниже: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:18,27). В другом послании Павел, затрагивая эту же тему, говорит: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4—5).

В рамках нашего рассуждения всё это говорит о том, что как не все имеют дары исцелений или пророчество, так и не все имеют дар говорения на иных языках, между тем как знамение иных языков в молитве Духом, по свидетельству Самого Христа, принадлежит всем уверовавшим в Него, как написано: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками…» (Мк. 16:17).

Практическое руководство для церкви по употреблению дара иных языков

Если вникнуть в апостольские наставления для церкви, становится очевидным тот факт, что из всех даров Духа Святого только дары вдохновения, а именно: иные языки, истолкование языков и пророчество, — нуждались в особом разъяснении того, как правильно руководствоваться ими в собрании верующих. Руководству именно этими дарами посвящена целая глава в послании апостола Павла Коринфской церкви, и на то есть свои причины. Обычно дары вдохновения проявляются среди крещённых Духом Святым прежде других даров, и так как они являются дарами Божьего говорения, то есть действуют в виде произнесения конкретной речи, обращённой к другим людям, то, естественно, их неправильное употребление будет производить беспорядок во время богослужений. Этому зачастую способствует ещё и фактор отсутствия у молодой, недавно образовавшейся общины опытных наставников, сведущих в действиях и применении даров Духа Святого. Так было в далёком первом веке, когда писал апостол Павел, так же бывает и в наше время. И поэтому весьма важной частью рассуждений о дарах Духа Святого является отдельное обучение тому, как правильно их употреблять на практике во время христианских собраний, чтобы было как написано: «всё… благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Как мы уже выяснили, дар говорения на ином языке не является молитвой, а проявляется в виде конкретной речи на иных языках, которая предназначена для других людей (наподобие пророчества) и в собрании зачастую произносится более возвышенным голосом, нежели тот, каким обычно говорит человек. Теперь если в одном собрании будут находиться несколько человек, имеющих такое дарование, и они, возвысив голос, будут одновременно говорить на языках, то, естественно, такое действие, во-первых, не произведёт должного эффекта на слушающих и, во-вторых, создаст беспорядок во время богослужения. Более того, если не будет в том месте людей, знающих эти конкретные языки или же имеющих дар истолкования иных языков, то, конечно, не будет никакого назидания и пользы в этом для присутствующих. Соответственно, и результатом таких действий будет не прославление Бога, а смущение, соблазн и даже поношение на церковь. Об этом апостол Павел пишет так: «Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14:23).

В связи с этим может возникнуть вопрос: а как эти слова апостола согласовать с тем фактом, что во время сошествия Духа Святого, описанного во второй главе «Деяний апостолов», как раз все сто двадцать учеников Христовых одновременно «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать», и «сделался этот шум» (Деян. 2:4,6)? Правильно ли это было тогда, ведь, как сказано, из тех, кто присутствовал при этом, «иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).

Отвечая на этот вопрос, основываясь на тех сведениях, что мы имеем в данном тексте Писания, можно понять то, что в этот момент, хотя и имело место весьма большое скопление людей, здесь же находилось и много иностранцев, поэтому Дух Святой, очевидно, так управил этим собранием, что каждый отдельный иностранец слышал от каждого отдельного христианина, получившего дар иных языков, речь именно на его наречии, которая и предназначена была для него (или для них, если это был не один человек, а группа лиц, понимающих такой язык). Другими словами, это действие Святого Духа было поистине великим и сверхъестественным явлением как для слушающих, так и для тех, кто был используем Богом в действии этого дарования, — то есть для самих говорящих на иных языках.

Итак, между тем, о чём пишет Павел коринфским верующим, и тем, что происходило в день Пятидесятницы, нет никакого конфликта, потому что апостол даёт конкретные рекомендации для церкви в использовании дара иных языков, можно сказать, в универсальном смысле, то есть на любой случай, который мог иметь место в собрании. И если бы сегодня в каком-то собрании верующих появилась группа различных иностранцев, подобно тому как это происходило в день Пятидесятницы, то в этот момент весьма возможно точно такое же действие Духа Святого в использовании дара иных языков, как это было тогда (конечно, при условии, что данная община христиан является крещённой Духом Святым со знамением иных языков и практикующей духовные дары в своём служении). Во всех же остальных случаях Павел даёт рекомендацию для тех, кто имеет дар говорения на иных языках, чтобы они воздерживались от употребления этого дарования, если в собрании нет явного присутствия иностранцев или же нет человека, имеющего дар истолкования иных языков, а говорили «себе и Богу» — то есть молились Духом (1 Кор. 14:28).

Тем не менее всякому имеющему дар иных языков должна быть абсолютно ясна и ответственность за то, чтобы именно они в первую и основную очередь молились о даре истолкования языков для той конкретной общины, к которой они принадлежат, чтобы таким образом дар иных языков имел совершенное действие в любое время и в любом случае. Об этом ясно говорит апостол Павел: «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1 Кор. 14:13). И ещё: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).

Итак, имеющий дар иных языков находится в прямой зависимости от дара истолкования иных языков так, что, можно сказать, эти два дарования должны действовать в паре. В связи с этим имеющий дар иных языков не должен возвышать голос в собрании для речи на иных языках, в то время когда там нет людей, понимающих эти языки, и нет имеющего дар истолкования иных языков, а должен просто молиться Духом вместе со всеми, не выделяя себя из общего потока церковной молитвы. Однако здесь весьма необходимо сделать важное замечание, как для тех, кого использует Бог в действии дара иных языков, так и для тех, кого Бог поставил пастырями для управления всеми духовными действиями в конкретной христианской общине. Так как речь идёт всё-таки не просто о человеческом действии, а о действии Самого Бога Духа Святого через человека, то, естественно, необходимо весьма бодрствовать и быть очень чуткими к Божьему вдохновению, чтобы не пропустить и не угасить тот момент и то действие, которое Бог желает произвести в народе. Поэтому не должно быть в церкви категоричного запрета, как закона, для действия дара иных языков в любом случае: и при наличии иностранцев или истолкователя, и в отсутствие таковых, так как то, что ведомо Духу Святому, далеко не всегда ведомо людям, и бывает, что Бог действует не так, как предполагает человек. Другими словами, бывают разные случаи, которые невозможно предвидеть и о которых невозможно знать наперёд, и потому как имеющий дар языков, так и пастор конкретной общины должны быть весьма чувствительными к Духу Святому и гибкими в вопросе действия этого дарования. Именно поэтому апостол Павел в конце своего наставления делает особую оговорку: «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:39—40).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейское учение о дарах Духа Святого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я