Пароходы, люди и моря

Владимир Ильич Хардиков

Настоящая книга является продолжением цикла «Район плавания от Арктики до Антарктики», отличаясь тем, что содержание повествований более разнопланово и охватывает различные сферы жизни, как непосредственно связанные с морем, так и отвлеченные, прямо не касающиеся основной темы. Здесь уживаются различные по времени и людским характерам темы, не оставляющие равнодушными участников событий или обычных свидетелей настоящего времени и не такого далекого прошлого.

Оглавление

© Владимир Ильич Хардиков, 2023

ISBN 978-5-0060-2708-4 (т. 6)

ISBN 978-5-4498-8644-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящаю моей внучке Соне!

К читателю

Дорогие друзья!

По моему мнению, фраза «Сквозь легкий дым земных воспоминаний» из стихотворения известного русского поэта Валерия Брюсова наиболее точно отражает содержание книги, которую вы намерены прочесть! Но поэт давно сказал об этом, и лишь приходится на него ссылаться.

Настоящая книга, по сути дела, является продолжением цикла «Район плавания от Арктики до Антарктики», отличаясь тем, что содержание повествований более разнопланово и охватывает различные сферы жизни, как непосредственно связанные с морем, так и отвлеченные, прямо не касающиеся основной темы, изложенной во многих подробностях в упомянутом выше цикле. Здесь уживаются различные по времени и людским характерам темы, не оставляющие равнодушными участников событий или обычных свидетелей настоящего времени и не такого далекого прошлого.

Основным объединяющим мотивом являются факты, взятые из самой жизни, представленные во всей наготе, без ретуши и каких-либо натянутостей, такими, какими они были в действительности: смех уживается с печалью или даже со слезами, злая сатира — с восторгом, а скрытый юмор совершенно серьезен. Отчетливо прослеживаются характеры людей, совершенно разных по воспитанию и сложившимся жизненным устоям, их разнообразные интересы и действия в зависимости от складывающихся ситуаций и обстоятельств. Затрагиваются малоизвестные массовому читателю громадные проекты советского времени, канувшие в Лету, словно мастодонты юрского периода мезозойской эры, как и становление зарубежных компаний, основанных нашими соотечественниками, со всеми трудностями и буднями борьбы за выживание и дальнейшее существование. Ну и прохвостов хватает, куда же без них: одни застыли в российских реалиях девяностых годов; другие выбрали эгоистический и самовлюбленный стиль жизни, который можно было бы назвать гедонизмом, если бы от него не страдало их окружение, то есть стали полноценными мизантропами; третьи старались перенести российские привычки и поведение в другие страны, за что пришлось расплачиваться без взяток и скидок на незнание законов страны пребывания с последующей депортацией и многолетним запретом на въезд. Реальная история человека старшего возраста, подцепившего коронавирусную инфекцию и лечившегося в одной из лучших больниц крупного города, после прочтения откровений которого неизвестно, какую участь выберет соотечественник при обнаружении признаков китайского наследия или «подарка» — по желанию пациента, который может оказаться в роли обделенного клиента в условиях нашей отечественной медицины, остро контраcтирующей с утверждениями телевизионных высоких лиц о ее преимуществах перед зарубежными. Недаром небезызвестный Козьма Прутков говаривал: «Не верь глазам своим».

Особый интерес вызывают причины и история проекта строительства самых крупных судов на закате Советского Союза и их дальнейшего недолгого существования при смене государственного строя, оказавшихся не в то время и не на своем месте, несмотря на многие сотни миллионов долларов, затраченных на их появление, и так и не ставших предметом гордости для Страны Советов — ей уже было не до них. Но они остались в памяти многочисленных людей, как работавших на них, так и сталкивавшихся с оными в силу служебных обязанностей. Немало и тех, кто непосредственно вдыхал в них жизнь, осваивая новые технологии на просторах Мирового океана. Еще бодрствуют живые свидетели, продолжая здравствовать и поныне. Здоровья им и долголетия, а пока есть дети и внуки, их дела не останутся в забвении, и цель одного из повествований этой книги — продлить время и расширить количество читателей, которым будет интересен один из сложнейших и обширных проектов судов торгового флота СССР. К сожалению, гигантский проект не был обеспечен надежными и реальными предварительными расчетами по всей транспортной цепочке, и к тому же он пришелся на конечный период существования Советской страны, когда он никому уже не был интересен и страну ждали совершенно неожиданные преобразования, в условиях которых лихтеровозы были обречены. Так уж получилось, что их появление в составе морского флота оказалось не ко времени, знаменуя агонию семидесятилетней страны, которой предрекали бесконечно счастливое будущее, а на самом деле оказавшейся всего лишь кратковременным фантомом, намного сократившим население и изуродовавшим менталитет большинства людей, на исправление которого уйдет не одно поколение. Так же как не осуществилась мечта бесноватого фюрера о тысячелетнем рейхе, просуществовавшем всего лишь двенадцать лет. Полет воображения диктаторов находится в полном диссонансе с реалиями. Историю вспять не повернуть, и стоит вспомнить полузабытые или вовсе канувшие в Лету события и проекты, каков бы ни был их конечный исход. Как бы то ни было, это есть и навсегда останется частью нашей морской истории, неотъемлемой долей общей советской истории.

Многим бывшим и настоящим водоплавающим будет интересно узнать об общих чертах движения и зависимости фрахтового рынка в современных условиях, его «мертвых петлях» и прочих замысловатых фигурах, описанных простым языком, понятным даже непосвященным, тем более что его непредсказуемое движение во многом совпадает с общим развитием мировой экономики, с которой он тесно и неразрывно связан; да еще сам Карл Маркс в девятнадцатом веке утверждал, что «транспорт есть четвертая отрасль производства». Основоположник научного коммунизма и последующего учения «марксизм-ленинизм» стоял у истоков «заварушки», из которой Россия не может выбраться уже вторую сотню лет; а стоило прислушаться к словам первого канцлера Германии — Отто фон Бисмарка, герцога Лауэнбургского, впервые объединившего разрозненные германские княжества в единую империю: «Если хотите построить социализм, выберите страну, которую вам не жаль». Способный ученик был у последнего российского канцлера — светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова, однокашника Пушкина по Царскосельскому лицею. Жаль, что никто не прислушался к словам немецкого пророка, хотя он и был не из нашего Отечества: «Снявши голову, по волосам не плачут!» Выкарабкиваться из «черной дыры» придется еще не одному поколению. И дай Бог, чтобы это когда-то получилось, да не скатиться нам еще ниже по узкой и коварной тропе научно-технического и общечеловеческого прогресса, не дать себя в очередной раз обмануть невыполнимыми посулами и завлечь в очередную спираль, ничуть не приближающую к светлому будущему.

Время лечит, но забывать свое прошлое и настоящее, которое тоже станет прошлым, уподобляясь «племени тумба-юмба», по определению авторов «Двенадцати стульев», никак нельзя, дабы снова не свернуть на кривую дорожку, забыв или исказив прошлое на потребу дня, согласно сиюминутным желаниям временщиков, которые приходят и уходят, а Россия остается, и ее история является достоянием всего народа, но не отдельных личностей, сколь бы выдающимися они ни были.

По определению первого, наиболее известного российского ученого Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Произнесенная им почти триста лет тому назад гениальная фраза не имеет возраста и не требует пояснений и дополнений. Она выбивает почву из-под ног многих толкователей истории по желанию заказчиков, как бы они ни изворачивались. Смысл самой фразы более широк, и прежде всего под ней понимается умение учиться на собственных ошибках и не повторять их в будущем, иначе неумолимое колесо истории отбросит нацию на задворки третьего мира, превратив в изгоев, недостойных будущего.

Благодарю своих друзей и знакомых, принявших участие в создании этой книги: капитанов дальнего плавания Геннадия Николаевича Исаева, Сергея Александровича Михеева, Валентина Алексеевича Цикунова, Владимира Федоровича Рогулина, Анатолия Тихоновича Чумакова, Игоря Анатольевича Полумордвинова.

С наилучшими пожеланиями,В. Хардиков

Геннадий Исаев, Сергей Михеев

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я