Социология права

Владимир Иванович Шкатулла, 2017

Учебник предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). В нем представлен учебный материал, рассчитанный на студентов магистратуры по направлению юриспруденция, конспект лекций, содержание и формы самостоятельной работы магистрантов, контролирующие материалы, практические задания, перечень литературы, предназначенный для углубленного изучения курса. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки магистра юриспруденции федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Методы сбора и обобщения эмпирической информации в социологии права

В результате изучения материала данной главы магистрант должен:

знать: понятие методов социологии права, основные виды методов социологии права, основные типы анализа документов (ОК-1 — ОК-8);

уметь: использовать различные методы социологии права в конкретных исследованиях; анализировать, толковать и правильно оценивать результаты социологических исследований права для трактовки правовой действительности на разных этапах его исторического развития (ПК-2 — ПК-4, ПК-8, ПК-9);

владеть: социологической и юридической терминологией; навыками работы с правовыми, социологическими документами; навыками анализа различных правовых концепций и юридических фактов, правовых теорий и концепций социологии права (ПК-2 — ПК-7);

овладеть ключевыми компетенциями: применять методы сбора социологической информации в конкретном исследовании; составлять программы социологического исследования; анализировать собранный материал; разрабатывать рекомендации по результатам исследования.

2.1. Понятие и классификация методов социологии права

Методы социологии права — это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

Все методы социологических исследований можно условно разделить на две группы: методы сбора данных и методы обработки социологических данных.

Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две группы: количественные и качественные методы социологического исследования. Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какого-либо социального явления, а количественные — понять насколько массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно для общества.

К количественным методам исследования относятся: социологический опрос, контент-анализ документов, метод интервью, наблюдение и эксперимент.

Качественные методы социологии — это фокус-группа, исследование случая (кейс-стади), этнографические исследования, неструктурированные интервью.

К методам анализа социологических данных относятся различные статистические методы, такие как шкалирование, ранжирование и т. д.[5]

2.2. Метод наблюдения

В социологии права метод наблюдения входит в число наиболее часто применяемых.

Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях: 1) наблюдение как деятельность; 2) наблюдение как метод; 3) наблюдение как методика.

Наблюдение как деятельность относится к некоторым областям общественной практики. Дежурный смены проводит осмотр оборудования, врач осматривает больного, следователь наблюдает за поведением подозреваемого и т. п. В отличие от наблюдения как научного метода наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности: наблюдение необходимо врачу для постановки диагноза и уточнения процесса лечения; следователю — для выдвижения и проверки версий и раскрытия преступления.

Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод социологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

Основными характеристиками наблюдения как метода социологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Наблюдение как методика (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения. Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения».

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: 1) выбор ситуации и объекта для наблюдения; 2) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; 3) способ и форму фиксации результатов наблюдения; 4) описание требований к работе наблюдателя; 5) описание способа обработки и представления полученных данных[6].

Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия.

По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:

1) невключенное наблюдение — исследователь не принимает участия в событиях;

2) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях.

По степени формализации наблюдение подразделяется на стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное.

Стандартизированное наблюдение — это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.

Нестандартизированное наблюдение — это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические, эпизодические и случайные.

Систематическое наблюдение позволяет выявить закономерности взаимодействия процессов и явлений, происходящих в данном предприятии. Оно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков.

При эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования.

Случайное наблюдение — при его проведении единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.

Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакцию членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Используя метод наблюдения, всякий раз необходимо четко выяснить цель, задачи и характер исследуемого объекта, а также позитивные и негативные свойства его различных видов[7].

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т. е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события.

2.3. Методы опроса и анкетирования

Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос, который широко используется для обоснования принимаемых решений.

Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью. Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.

Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы.

Опрос может проводиться в форме:

• анкетирования;

• интервью[8].

Анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту).

При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

• путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);

• путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристикой ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете:

• необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;

• на титульном листе анкеты должны быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;

• вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да — нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респондента по рассматриваемой проблеме[9].

Интервью — опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом.

Экспертный опрос — опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области.

Сплошной опрос — опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;

Выборочный опрос — опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;

2.4. Основные типы анализа документов

Анализ документов — это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео — и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы), называется вторичным анализом. Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

• можно исследовать то, что зафиксировано; то, что не зафиксировано, не существует;

• имеется только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т. д.);

• для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;

• статистический метод имеет два варианта: интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;

• формализованный метод реализуется в двух формах: линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двухмерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ базируется на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

• объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

• систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не на личных пристрастиях исследователя;

• репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

• правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т. д.) должна поддаваться проверке на языке математики[10].

Предмет социологии права — нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

1) традиционный (качественный) анализ — рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

2) количественный анализ — выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов.

2.5. Эксперимент

Социологический эксперимент — один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

• субъект исследования (экспериментатор);

• объект эксперимента — социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

• экспериментальный фактор (или независимая переменная) — не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

• экспериментальная ситуация — создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

• контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;

• естественный эксперимент — применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;

• полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;

• лабораторный эксперимент — проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект[11].

Контрольные вопросы

1. Дайте определение методов социологических исследований.

2. Как классифицируются методы социологических исследований?

3. В каких трех значениях используется термин «наблюдение»?

4. Назовите основные методы наблюдения.

5. Что должна содержать методика наблюдения?

6. Что такое включенное наблюдение?

7. Что такое стандартизированное наблюдение?

8. Какое наблюдение называется случайным?

9. Дайте определение опроса.

10. Назовите основные разновидности опроса.

11. Дайте определение анкетирования.

12. Какие требования существуют к анкете?

13. Что такое интервью?

14. Что такое выборочный опрос?

15. Что такое экспертный опрос?

16. Дайте определение анализа документов в социологии.

17. Что такое контент-анализ и какова его специфика?

18. В чем суть традиционного (качественного) анализа документов?

19. Дайте определение социологического эксперимента.

Перечень магистерских диссертаций

1. Методы сбора информации в социологии права.

2. Организация социологического исследования.

3. Программа социологического исследования.

4. Определение уровня объективности социологической информации.

5. Особенности сбора социологичской информации в муниципальных объединениях.

6. Особенности сбора социологичской информации в региональных объединениях.

7. Особенности сбора социологичской информации на федеральном уровне.

Список литературы

1. Ватолина Ю. В. Метод наблюдения в социологии: на основе опыта Вальтера Беньямина. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

2. Глотов М. Б. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2010.

3. Головашина О. В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. — 2015. — № 7.

4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. 6-е изд. — М.: Изд-во КДУ, 2010.

5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2008.

6. Дудина В. И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. — 2015. — № 6.

7. Журавлева Е. Ю. Социология в сетевой среде: к цифровым социальным исследованиям // Социологические исследования. — 2015. — № 8.

8. Кинчарова А. В., Соколов М. М. Исследовательские практики российских социологов // Социологические исследования. — 2015. — № 6.

9. Ковшов Д. К., Ковшова Е. С. Построение социально-психологической карты коллектива по данным социометрического исследования // Социологические исследования. — 2015. — № 10.

10. Козина И. М., Сережкина Е. В. Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования. — 2015. — № 1.

11. Корытникова Н. В. Online Big Data как источник аналитической информации в online-исследованиях // Социологические исследования. — 2015. — № 8.

12. Кузнецова Л. А., Елисеева Е. Н. Основы научных исследований: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008.

13. Лебедева И. П. Мягкие модели как форма математизации социологического знания // Социологические исследования. — 2015. — № 1.

14. Лукина М. М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 2008.

15. Нечитайло И. С. Возможности и перспективы применения некоторых ситуативных тестов в эмпирической социологии // Социологические исследования. — 2015. — № 6.

16. Рогозин Д. М. Библиографический метод: обзор литературы // Социологические исследования. — 2015. — № 10.

17. Ротман Д. Г. Новые подходы к сбору и анализу информации (из опыта полевых исследований) // Социологические исследования. — 2015. — № 5.

18. Толстова Ю. Н. Социология и компьютерные технологии // Социологические исследования. — 2015. — № 8.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

http://социология. net/metody-sociologicheskih-issledovanij

6

http://www.e-reading.club/chapter.php/97792/8/Konovalova_-_Ekspe-rimental'naya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

7

http://ibrain.kz/sociologiya/metod-nablyudeniya

8

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html

9

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html

10

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/analiz-dokumentov.html

11

Романов В. В., Медников Р. Л., Мякотина А. В. Указ. соч.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я