В книге «Курсанты» рассказывается о временах, когда автор был курсантом Ленинградского Высшего Инженерно-Морского Училища имени адмирала С. О. Макарова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курсанты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Первый курс нам пришлось осваивать сжав зубы. Настолько тяжёлыми были условия, которые нам создали в училище. Мы тогда ещё не понимали, что это такая система воспитания. Нас приучали держать себя в руках и выполнять поставленную задачу. В данном случае — учиться и усваивать большой объём учебного материала при больших физических нагрузках, в состоянии постоянного недосыпания и лёгкого голода. Некоторые избалованные на гражданке ребята не выдержали и ушли из училища. Поняли, что такая жизнь не для них. Но из нашей группы, где были собраны ребята, окончившие школу с медалью, никто не ушёл.
1-й курс. Курсанты нашей группы: Гусаров, Киров, Обожин, Шишкин, Чудный, Аверьянов, Стрижаков, Егоров, Бабичев, Шемидько и Баглаев
После весенней сессии, безо всякого перерыва на отдых, нас отправили на тренировочную базу на остров Западный Берёзовый. Это в Финском заливе, там целый архипелаг под названием Берёзовые острова. Как сказал нам на прощание перед отправкой капитан первого ранга С. П. Лисин: «Это замечательный уголок, созданный самой природой». Рядом наш городок Приморск и финская граница. Насколько я помню, там с десяток больших и маленьких островов, все покрыты сосновым и берёзовым лесом. Людей там нет. Острова разделены проливами разной ширины. По берегам островов местами песчаные пляжи, а местами камни и огромные гранитные валуны. Вода очень чистая. В одном месте мы, когда ходили на шлюпке под парусом, обнаружили остов большого парусного военного корабля. Набор корпуса был сделан из дуба и поэтому не сгнил. По нашим подсчётам, этому кораблю было не меньше ста пятидесяти лет. Бывали и менее древние находки. За 25 лет до этого здесь была война, и кое-что сохранилось с тех дней. Несколько раз мы видели в воде вблизи берега черепа людей, старые русские каски. И между этими артефактами спокойно плавали большие чёрные угри.
Берёзовые острова в Финском заливе
Жизнь на тренировочной базе была напряжённая. Вставали в 7 утра, сразу лёгкая физзарядка. Потом лёгкий же завтрак: как правило, оладушки с чаем или просто много чёрного хлеба с маслом и чай. Кормили здесь по сравнению с училищем до отвала. Но зато с утра до ночи — сплошной силовой спорт. Утром до обеда — шлюпочные учения. Есть такая знаменитая шестивёсельная шлюпка типа Ял-6. Мне она с детства родная. Ходили вокруг островов на вёслах до изнеможения. Когда уже руки и спина не выдерживали, ставили мачту, поднимали рей с парусами (разрезной фок) и ходили под парусом. Сначала с нами ходили штатные боцмана для обучения. Но наш боцман увидел, что я с этой лодкой на «ты», и сказал, чтобы я сам ходил с ребятами и обучал их, как надо правильно грести и ходить под парусом. Я до сих пор помню всех ребят, кто был в моей команде: Лёша Обожин, Толик Лихачёв, Женя Воробьёв, Володя Жданов, Олег Кореньков, Женя Логинов и я седьмой. Все, кроме Логинова, из нашей группы медалистов. Странное дело, но жизнь показала, что у ребят, которые хорошо учатся и школу закончили с медалью, не только с головами хорошо, но и здоровье лучше, чем у троечников. Все эти ребята до сих пор живы, хотя потери в целом среди личного состава роты сейчас, через 50 лет после окончания училища, процентов 60, не меньше.
Березовые острова
Так вот, походив «немного», часа три-четыре, под парусом и на вёслах, мы возвращались к обеду на родной остров. Пропускать обед у нас было как-то не принято, поэтому иногда, чтобы успеть занять своё место за столом, мы налегали на вёсла и последние одну или две мили шли с рекордной скоростью. Прибыв к нашей базе, нужно было вытащить шлюпку из воды на песок. Мы клали вёсла в лодку, сами выпрыгивали в мелкую воду, каждый со своего борта, и волоком, с криками «Три-четыре!», вытаскивали лодку на берег. Шлюпка эта в мокром виде весит 700—800 кг. Бывало, что сил уже нет, и даже считалка «Три-четыре!» не помогает. На этот случай курсанты придумали усиленную считалку — «Восемь-десять-раз!!» По этому крику мы автоматически дружно делали повышенное усилие и всё-таки выволакивали шлюпку на своё место на берегу. Но однажды и усиленная считалка не помогла. Была плохая погода с ветром и волнами. Мы так наломались на вёслах, что нас самих уже впору было выносить из шлюпки на руках. Мы подошли к берегу, как обычно вылезли в воду, подтянули шлюпку к урезу воды. Дальше только наполовину вытащили на сухое и силы иссякли. Тут один из нас крикнул спасительное «Восемь-десять-р-р-раз!» Но шлюпка ни с места. Ребята недоумённо переглянулись. Что делать?
ЯЛ-6
Это длилось только секунду. Я понял, что как старшина шлюпки должен что-то придумать и крикнул в отчаянии: «НУ! СЕМЬ-ТРИНАДЦАТЬ-Р-Р-РАЗ!!!» — и шлюпка послушно проползла по песку и встала на своё место. А мы захохотали сами над собой и пошли по песку обедать.
Приходилось и так шлюпки переносить
Сели за обеденный стол (столы стояли на воздухе под навесом) и рассказали остальным, что нами только что открыта новая мобилизационная считалка для особых случаев — «Семь-тринадцать!» С тех пор в этих особо тяжёлых случаях в нашей роте стала употребляться эта считалка. Я, например, несколько раз слышал, как наш курсант Витя Киров, открывая перед экзаменом в 12 ночи очередной конспект, произносил про себя: «Ну, семь-тринадцать…»
ЯЛ-6 под парусами
Вот она, родная «шестёрка»
Однажды у нас на острове случился лесной пожар. Как-то в субботу наши командиры решили съехать на материк на пару дней по случаю дня рождения начальника базы. За старшего на острове оставили нашего Сашу Стрикицу, старшину группы. Первый день прошёл как обычно, по расписанию тренировок. Вечером, после отбоя, некоторые курсанты пошли спать, а некоторые пошли в лес посидеть у костров и попеть песни под гитару. Мы с моим другом Олегом Кореньковым тоже пошли, посидели немного у костра, потом затушили его и пошли спать.
Среди ночи в наш барак влетает дневальный и не своим голосом кричит: «Тревога! Всем подъём! Лес горит!» Я выглянул в окно: сквозь сосновый лес провечивает красное зарево. Саша Стрикица приказал всем брать одеяла, кто найдёт — вёдра с водой и бегом тушить пожар.
Прибежали на место. Горели мелкие сосны и сухая хвоя, которая толстым слоем устилала землю под соснами. Мы стали сбивать пламя мокрыми одеялами. С десяток человек бегали с вёдрами и подносили воду. Нас было много, поэтому мы смогли справиться с огнём. Не знаю сколько это длилось, мне показалось очень долго. Наконец всё было потушено. Мы с облегчением вздохнули — весьма реальная опасность миновала. И пошли в темноте толпой в сторону бараков. И вдруг сквозь чащу увидели впереди целую стену огня. Новый пожар! На мгновение мы просто остолбенели. А Саша Стрикица залился истерическим смехом, с ним случился нервный припадок.
Как поётся в известной советской песне, всё опять повторилось с начала. К утру новый очаг огня был нами героически потушен. Если бы не наше упорство, то плохо пришлось бы острову Западный Берёзовый. Всё сгорело бы подчистую, включая и нашу тренировочную базу. Мы, конечно, могли бы столкнуть наши шлюпки на воду и уйти с острова в Приморск. 10 шлюпок на 70 курсантов, вполне достаточно для срочной эвакуации. Но это была бы позорная капитуляция. А мы не так были воспитаны.
На следующий день наши командиры вернулись из увольнения и испытали лёгкий шок, когда Стрикица доложил им об этом случае. После этого нам запретили по вечерам разводить костры в лесу.
На базе была только одна карта архипелага Берёзовые Острова. Лежала она на большом столе в Клубе ЛВИМУ. Мы иногда прокладывали на ней маршрут очередного похода на шлюпках. На этом же столе лежало несколько автоматов Калашникова. В плохую погоду мы вместо физподготовки тренировались в скоростной разборке и сборке автомата.
Однажды утром, перед спуском на воду, я зашёл в клуб посмотреть на карту и проложить мысленно новый маршрут между островами. Хотелось пройтись незнакомым фарватером, посмотреть новые места. С утра ветра не было, поэтому несколько миль мы прошли на вёслах. Потом появился ветер. Мы поставили паруса и пошли незнакомым проливом между островов. Ветер быстро крепчал, и скоро мы уже шли по ветру с приличной скоростью.
Слева направо: Толик Лихачёв, Олег Кореньков, Володя Жданов
Я сидел на руле и пытался вспомнить, как выглядит это место на карте. Говорю ребятам: «Вот где-то тут лежит под водой одиночный камень с глубиной 0,3 метра над ним. Как бы нам не сесть на него…» Кто-то из ребят засмеялся: «Это ещё надо суметь попасть на один-единственный камень во всём проливе!» Через секунду мы почувствовали сильный встречный удар по корпусу и попадали с банок на дно шлюпки. Нос лодки немного задрался, а надутый ветром парус стал валить лодку на левый борт.
Кто-то из ребят хотел в панике спрыгнуть за борт, непонятно зачем. Я крикнул им: «Сидеть! Парус долой!» Спустить паруса — это дело одной секунды. Снял фал с утки на нижней части мачты, и рей с парусами сам упал в шлюпку. Теперь надо было как-то снять шлюпку с подводного валуна. Мы осмотрели днище. Воды вроде нет, значит, корпус не пробит. Велел всем перейти на корму, и стали раскачивать лодку с борта на борт. Через минуту снялись с камня, подняли паруса и пошли дальше. Ребята посмеивались надо мной: «Ну ты и капитан! Это же надо так точно попасть на этот валун. Железный глазомер!» Веселились вовсю.
А если вдуматься, могло всё плохо кончиться. Нам повезло, что въехали на камень точно по его середине форштевнем, окованным железом. Если бы ударились деревянным бортом, могли бы и проломить его. Что тогда делать? Мы, конечно, все хорошо плавали и могли бы доплыть до ближайшего острова. А что потом? Радиостанции у нас не было. Спички намокнут, костра не разжечь. На базе никто не знает, куда мы пошли на шлюпке. До нашего острова несколько миль и несколько других островов. Вот так я потерпел первое своё «кораблекрушение» на первом своём «пароходе». Приобрёл, так сказать, первый опыт. Мы тогда ещё поняли, что в море нельзя надеяться на «авось пронесёт».
Первый выход на шлюпке под парусом. Лёша Обожин, Женя Воробьёв, боцман дядя Боря и я на руле
Ближе к концу наших сборов командир нашей роты капитан-лейтенант Константинов объявил, что состоятся итоговые соревнования: завтра гонка на вёслах на одну милю, а послезавтра комбинированная гонка — милю на вёслах, потом поднимаем паруса и несколько миль под парусом до финиша около базы. В тот же день мы сколотили на возвышенном берегу перед пляжем скамьи в два ряда напротив финишного створа. Зрителей было довольно много: преподаватели и офицеры (некоторые с жёнами), повара и другая обслуга.
Мы с моими ребятами из команды тщательно подготовили шлюпку. Перевернули её кверху днищем и отполировали весь корпус и перо руля до зеркального блеска. Паруса намочили в воде и подвесили сушиться на ветках, чтобы не было ни малейших морщинок на них. Ребятам сказал, чтобы в день накануне соревнований никакой физподготовки после обеда и даже в футбол нельзя играть. Спать сразу после отбоя.
Наша команда, как я считал, была хорошо подготовлена. За месяц я постарался научить ребят всему, что знал и умел по гребле и парусу, всем небольшим хитростям этого дела. Например, мы учились, как можно со старта быстро разогнать шлюпку короткими мощными гребками. Самого чёткого гребца сажали загребным (на корме с правого борта, рядом с рулевым). От загребного много зависит: он задаёт вместе со старшиной шлюпки темп гребли и длину гребка. Приучил ребят, что если идём по ветру, то при гребке лопасти вёсел в воздухе должны оставаться вертикально, тогда ветер подгоняет шлюпку и можно немного расслабиться. И наоборот, если ветер встречный, то упираться надо в полную силу и лопасти проносить над водой в горизонтальном положении, чтобы уменьшить сопротивление ветру. И даже научил их выполнять команду «Вёсла на валёк!» При этом все вёсла синхронно выдёргиваются из уключин и строго одновременно ставятся вертикально вальком на днище между колен гребцов на несколько секунд. Таким образом приветствуется старший по званию на встречном корабле или на причале, к которому подходит шлюпка. Своего рода отдание чести. Затем следует команда «Вёсла на воду!» — и шлюпка идёт дальше или швартуется.
Настал день соревнований. Мы спустили все наши 10 шлюпок на воду, выстроили их строем фронта строго по береговому створу. Зрители уже сидели на скамейках с биноклями в ожидании старта. Мы, конечно, немного волновались. Ребята держали вёсла над водой в ожидании команды, я на руле.
Все рулевые на шлюпках смотрели на берег: там боцман Боря поднял красный флажок, приготовился давать старт отмашкой. Я произнёс «Вёсла-а-а… — дядя Боря махнул флажком — на воду! И-и-и-р-р-раз! И-раз! И-раз!» Ребята короткими сильными гребками разгоняли лодку. Вёсла гнулись в дугу, казалось, что сейчас сломаются. Мы сразу вырвались вперёд. Пять кабельтовых до поворотного (900 метров). Тут руль лево на борт и команда: «Правая греби, левая табань!» Быстро обогнули буй и пошли по прямой к финишу. Ребята дышали в такт гребкам, молча работали вёслами. Пот крупными каплями катился по лицам. Такой скорости эта лодка ещё не развивала. Уже было ясно, что придём первыми. Но мы знали, что на берегу засекают время гонки, чтобы сравнить с предыдущими показателями. Поэтому метров за 200 до финиша я применил проверенный приём: «Ну! Семь — тринадцать! Навали-и-ись!» Мы почти пересекли финишный створ и тут последняя команда: «Вёсла-а-а… на валёк!» По инерции, с поднятыми в приветствии вертикально вёслами, мы прошли мимо трибун. Это было красиво! Командир роты не ожидал, что мы так по-морскому отдадим ему честь. Он встал вместе с женой со скамейки и взял под козырёк. А жена его не выдержала, замахала нам рукой и крикнула: «Егоров! Молодцы!» Это была победа. Да, хорошее было время!
Установили мы рекорд скорости или нет — я не помню.
Вот так я выглядел на острове. Да мы все так выглядели
Вечерняя физподготовка
На следующий день состоялся второй этап соревнований — комбинированная гонка. Опять мы на шлюпках стартовали на вёслах. Снова прошли милю до нового поворотного буя, где за считанные секунды надо было поставить мачту, обтянуть ванты и поставить паруса. В этот раз мы пришли к поворотному бую одновременно с другой шлюпкой. Так сказать, ноздря в ноздрю. Остальные прилично отстали и как соперники мной уже не рассматривались. После вчерашней гребли у всех болели мышцы, поэтому мы особо не упирались, я надеялся, что под парусом мы всё равно всех обыграем. Самонадеянно считал, что равных мне в этом виде нет.
Поставили паруса одновременно с этой лодкой. И пошли в лавировку между островов против ветра. Причём я рассчитал путь так, чтобы на лавировке галсы были как можно длиннее, чтобы до финишной прямой сделать как можно меньше поворотов. При повороте, то есть при смене галса, всегда теряется скорость и время. У меня по этой части был большой опыт, несколько лет занимался парусным спортом в краснодарском яхт-клубе.
Но оказалось, что я не единственный, кто разбирается в парусном деле. Второй шлюпкой командовал грамотный в этом деле курсант. К сожалению, не помню его фамилии. Помню, что он был ленинградец, из другой группы, спокойный такой, воспитанный парень. Мы с ним близко не общались, поэтому и фамилию его я забыл. Так вот, этот парень пошёл не за нами, а совсем другим путём. Я мысленно просчитал, как он будет идти, где и сколько поворотов между островами ему придётся сделать и понял, что парень хорошо соображает. Наша победа под большим вопросом. Борьба шла в течение, наверное, часа. До финиша оставалось несколько сот метров. Но мы легли уже на финишную прямую, и поворотов нам больше не нужно было делать. Шли мы левым галсом. А соперник, хотя визуально немного опережал нас, но ему требовалось ещё пересечь наш курс и сделать поворот с правого галса на левый. Из-за этого лишнего поворота он неминуемо должен был отстать.
И вот наши лодки сближаются на разных галсах. Мы видим, что если один из нас не отвернёт, то столкновение неизбежно. Кто должен уступить дорогу? По морским правилам нужно пропускать судно под парусом, которое идёт правым галсом — это морской закон. То есть, вроде я должен отвернуть и пропустить его. Но в то же время в парусном спорте есть такое правило: если лодка под парусом сделала на дистанции последний поворот и идёт последним галсом к финишу, то мешать ей нельзя, потому что это практически уже победа. Я всё это хорошо знал, и тот парень во второй лодке тоже. Короче, никто из нас не отвернул, и мы столкнулись. Повреждений не было, но было много крика. После столкновения я пошёл прежним курсом, а сопернику пришлось делать поворот на левый галс. На этом он потерял с полминуты. В результате мы пришли первыми.
Парень, старшина с той лодки, заявил протест судьям: мол, он шёл правым галсом. А я привёл свои аргументы: это не транспортные перевозки морем, а спортивные соревнования. Здесь действует правило финишной прямой. Судьи очень долго совещались и в конце концов объявили, что завтра состоится перегонка, в которой будут участвовать только две наши шлюпки. Причём гонка будет только под парусами, без вёсел.
Не буду описывать, как мы гонялись на следующий день. Скажу коротко: это очень смешно и удивительно, но всё повторилось в точности так, как происходило вчера. Мы выжали из ветра всё, что могли. Тот парень оказался очень сильным соперником. Опять мы почти одновременно подошли к финишу и опять никто не захотел уступить дорогу. Столкнулись точно так же, практически на том же месте. В этот раз никто не кричал. Мы опять пришли первыми. Вытащили лодки на берег. Я подошёл к сопернику. Тот, не дожидаясь моих слов, спокойно сказал: «Ты победил» — и протянул мне руку. То же самое он заявил судьям. Порядочный моряк! Если не ошибаюсь, это был Андрей Догонов.
В тот же вечер повара испекли нам огромный яблочный пирог — приз за победу в гонках. Мы сфотографировались всей командой с пирогом. При этом курсант Миша Тарасов (не из нашей шлюпки) подкрался сзади и из-за спины Лёши Обожина пытался ухватить кусок пирога. Но был изгнан. А потом я велел ребятам разрезать пирог пополам и отнести половину соперникам. Те приняли пирог и съели. Никаких обид не было.
Наша команда: Олег Кореньков, Володя Жданов, Толик Лихачёв, Женя Воробьёв, Женя Логинов, Лёша Обожин, Володя Егоров
На этом первый курс закончился. Мы с гордостью нашили на левые рукава форменок по две золотые нашивки. Впереди был отпуск на родину, десять дней. А затем — второй курс, который начинался с плавательной практики на парусных учебных судах. Это было 55 лет тому назад.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курсанты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других